Джим Керри и еще 15 комиков, которые перестали шутить

Обсудить0

К началу второго сезона «Шучу», драматического сериала с Джимом Керри, вспоминаем комических актеров, успешно освоивших искусство быть смертельно серьезными.

Джим Керри

«Человек на Луне», «Вечное сияние чистого разума», «Шучу»

Газеты продолжали звать его «человек с резиновым лицом», но Джим Керри уже понимал: нельзя строить карьеру на одной эластичности мимики. После переходной роли в «Шоу Трумана» актер окунулся с головой в работу над байопиком Энди Кауфмана, комика-абсурдиста, кумира отрочества Керри («Человек на Луне»). Номера с имитацией кинозвезд пользовались особым успехом еще в его ранних выступлениях, но Керри всегда перегибал палку, и получался жутковатый шарж: ходившие ходуном брови Джека Николсона у него начинали жить своей жизнью, взгляд исподлобья Джеймса Дина выглядел как посмертная маска идола. С Кауфманом вышло похоже: метаморфоза Керри была столь яростной, что временами казалась уже необратимой, и съемки запомнились не меньше самой картины — смотрите док «Джим и Энди: Другой мир».

Керри взял себя в руки в проекте другого Кауфмана, сценариста. «Вечное сияние чистого разума» в постановке Мишеля Гондри — один из нежнейших фильмов о любви этого века. Здесь Керри уже не хлопочет лицом — скорее запоминаются его дрожащие от любовного трепета руки. Сейчас Гондри снова работает с актером в своем драматическом сериале («Шучу») о ведущем детской передачи с личной трагедией за плечами.

Сериал «Шучу» смотрите на КиноПоиск HD по подписке «КиноПоиск + Амедиатека».

Адам Сэндлер

«Любовь, сбивающая с ног», «Истории семьи Майровиц», «Неограненные драгоценности»

Сэндлер — артист комедий, стыдных даже на фоне кривляний Керри. Такое тоже надо уметь, и следившим за его карьерой всегда было ясно, что этот камушек ждет своей огранки. Первым подступился Пол Томас Андерсон, отдавший комику главную роль в «Любви, сбивающей с ног». Впрочем, и там казалось, что скорее Сэндлер перековал режиссера, чем наоборот — слишком уж сумасбродным порой казался фильм.

Пятнадцать лет спустя погрузневший и одутловатый Сэндлер сгодился для нью-йоркской драмы Ноа Баумбака «Истории семьи Майровиц». Комик не затерялся на фоне Дастина Хоффмана, но это трудно было назвать прорывом. Звездный час Сэндлера пробил в этом месяце, когда на Netflix вышли «Неограненные драгоценности» — жесткая и стремительная драма о ювелире с неодолимой тягой к тотализатору (подробнее о ней читайте тут). Сэндлер мгновенно встроился в традицию кино об азартных игроках («Игрок» с Джеймсом Кааном или «Калифорнийский покер» с Эллиоттом Гулдом), тем более что в этих фильмах, как и в «Драгоценностях», важную роль играло еврейское происхождение героя. Есть ли жизнь у драматического актера Сэндлера после роли у Сэфди — вопрос открытый.

Мелисса Маккарти

«Сможете ли вы меня простить?»

Для комиков вроде Мелиссы Маккарти наступило непростое время. Она играла на подхвате у Сандры Буллок и в ансамблевых комедиях, но новая политкорректность Голливуда поставила под угрозу само ее амплуа смешной корпулентной женщины. Маккарти не растерялась и сыграла в биографической драме «Сможете ли вы меня простить?» о писательнице Ли Израэль, которая наловчилась писать фальшивые письма от лица покойных знаменитостей. Фильм, в котором Маккарти пришлось много писать и полагаться скорее на мелкую моторику, нежели на широкий комический жест, принес ей номинации на «Оскар», BAFTA и «Золотой глобус».

Стив Карелл

«Охотник на лис»

«Я орнитолог, но, что важнее, я патриот», — когда Стив Карелл появляется в «Охотнике на лис», зритель сразу ощущает недоброе напряжение, исходящее от персонажа. Миллионер Джон Дюпон, наследник одной из богатейших семей США, в 1987 году предложил борцам братьям Шульц стать тренерами в его центре подготовки атлетов. В 1996 году при неясных обстоятельствах и без видимых причин Дюпон застрелил старшего  из братьев, был приговорен к заключению и признан психически больным. На экране Карелл воплощает образ человека, внутри которого уже произошел некий слом: его реплики звучат слегка невпопад, его голова всегда чуть вскинута, его взгляд рассредоточен. Карелл сам провел этот фильм в борьбе с двумя сильными актерами — Ченнингом Татумом и Марком Руффало — и во многих сценах вышел победителем.

Эдди Мёрфи

«Девушки мечты»

Сегодня многие помнят Мёрфи как находчивого Акселя Фоули в «Полицейском из Беверли-Хиллз», заглавного героя из «Доктора Дулиттла» — в общем, друга нашего детства. В США, однако, Мёрфи начинал как стендап-комик с рискованным репертуаром, который помог раскрепоститься многим черным юмористам и в целом обновил представления о том, что можно произносить со сцены. Да и личную жизнь Мёрфи не назвать благообразной: множество внебрачных детей, история с проституткой-трансвеститом — много чего бывало. Врожденная порочность помогла ему с ролью Джимми Эрли в «Девушках мечты», хищного, депрессивного соул-певца, который идет по пути саморазрушения, пока его карьера мчится под откос. «Золотой глобус» и номинация на «Оскар» — вот что бывает, когда выпускаешь своих демонов на экран.

Моник

«Сокровище»

Звезда стендапа Моник играла в фильмах наподобие «Толстушек» и «Магазинчика красоты», но после сорока получила роль в кино совсем другого рода. В драме Ли Дэниелса «Сокровище» она играет безработную и абьюзивную мать старшеклассницы Клариссы. Этот образ сущего дьявола в аду гетто, где нет места невинности, но все-таки возможна надежда, принес Моник «Оскар» за роль второго плана.

Стив Мартин

«Испанский узник»

Пока зрители видели в Стиве Мартине придурка из одноименной комедии, Дэвид Мэмет разглядел в вечно седом комике нечто противоположное. В неонуаре «Испанский узник» Мартин оказывается соавтором грандиозной иллюзии, которую несколько аферистов сплетают вокруг главного героя. О себе персонаж Мартина говорит в типичной манере мэметовских персонажей: «Я — решала с золотым сердцем». И правда, кого еще, как не этого господина с обезоруживающей улыбкой, можно представить в такой роли?

Джерри Льюис

«Король комедии», «День, когда плакал клоун»

Большинство артистов в этом списке снискали славу в стендапе, но не Джерри Льюис — наследник немой комедии, гений эксцентрики, трюкач, сценарист и режиссер многих своих фильмов, включая, например, «Чокнутого профессора», ремейк которого с тем же Эдди Мёрфи хорошо нам знаком (оригинальный фильм хранится в Библиотеке Конгресса как национальное достояние). В 1970-м у Льюиса вышла военная комедия «В какой стороне линия фронта?» о Второй мировой, сюжет которой слегка смахивает на «Бесславных ублюдков». После нее Льюис внезапно посерьезнел: сбросил 16 кг, объехал места бывших концлагерей в Освенциме и Дахау и начал делать фильм об ужасах холокоста «День, когда клоун плакал». Однако картина так и не увидела свет. Льюис разругался с продюсерами, забрал себе черновой монтаж, в то время как студия вернула во владение съемочный материал. До самой смерти комик так и не решился явить миру свою самую серьезную работу. Ходят слухи, что Льюис успел передать копию Библиотеке Конгресса, которая по условиям договора сможет показать картину в 2024 году. А пока нам остается вспоминать другую драматическую роль комика — в «Короле комедии» Скорсезе, где он играет усталую версию самого себя.

Юрий Никулин, Андрей Миронов и Леонид Ярмольник в фильмах Алексея Германа

«Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Трудно быть богом»

Алексей Герман отличался особым подходом к кастингу: снимал в ролях уголовников настоящих уголовников и нередко ломал устоявшиеся амплуа профессиональных актеров. В трех его фильмах значительные драматические роли играют артисты, ассоциировавшиеся у советского зрителя с комедией, а то и цирком. В «Двадцати днях без войны», зарисовке о короткой передышке фронтового журналиста Лопатина, в главной роли появился главный клоун страны Юрий Никулин. Да, за спиной артиста была уже драматическая роль в «Когда деревья были большими», второй план в «Андрее Рублеве», но именно Герман показал Никулина практически трагиком, полностью проигнорировав его навыки эксцентрической игры.

В фильме «Мой друг Иван Лапшин» роль Ханина (тоже журналиста!), вдовца, пытающегося разобраться с собой и влюбленной в него актрисой провинциального театра, сыграл Андрей Миронов. Вечно саркастическая улыбка актера тут выглядит уже совсем горькой, скрывающей не иронию, а отчаяние. Наконец, в последнем фильме Германа «Трудно быть Богом» роль дона Руматы досталась Леониду Ярмольнику, продержавшемуся в образе более 10 лет из-за затянувшегося процесса съемок и озвучания.

Бурвиль

«Красный круг»

В 1970-м Жан-Пьер Мельвиль не был уверен, что снимет еще один фильм, и в интервью предлагал на всякий случай называть «Красный круг» своим последним. На самом деле это была последняя крупная работа комика Бурвиля. Актер играл, уже зная диагноз-приговор — рак костного мозга, но скрывал свое состояние от посторонних, а на съемках тайком принимал морфий. Здесь любимый комик Франции — мрачный человек на заднем сиденье, полицейский комиссар Маттеи, постоянно на шаг позади преступников и пытающийся сократить эту дистанцию. Первоначально Мельвиль видел в этой роли Лино Вентуру, но потом был даже рад, что с итальянцем не срослось. У Вентуры вышел бы «Комиссар с большой буквы», в то время как Бурвиль «привнес в историю человечность», которой Мельвиль поначалу не ожидал.

Ричард Прайор

«Конвейер»

Эдди Мёрфи решил стать комиком, после того как услышал записи Ричарда Прайора. Уже в 1960-е Прайор был одной из крупнейших звезд комедии, пока не осознал, насколько далеко слава увела его от простого человека. В 1970-е он переизобрел свой образ: теперь Прайор пересыпал речь словом на букву «н», много матерился, не отворачивался от подлинной жизни на улицах и эмансипировал роль черного исполнителя в шоу-бизнесе.

Одновременно он пробовался на драматические роли в кино: сыграл пианиста в картине о Билли Холлидей «Леди поет блюз», первого черного пилота NASCAR в фильме про гонки «Молния» , а затем попал на съемочную площадку к Полу Шредеру, уже известному как сценарист «Якудза» и «Таксиста», но только дебютирующего в качестве режиссера. Здесь Прайор вжился в роль рабочего автозавода по имени Зик, который устал от повседневной эксплуатации, долгов и коррупции в профсоюзе. В своей критике промышленной Америки Шредер обращается и к драматическому, и к комическому потенциалу Прайора, и артист органично меняет регистр.

Колюш

«Чао, паяц»

«Инспектор-разиня» Колюш оказал громадное влияние на французскую комедию: в своем материале он набрасывался на представителей власти, честил их последними словами и хорошенько встряхнул рамки дозволенного. В 1983-м Клод Берри, который когда-то и привел комика в кино, дал ему роль угрюмого отшельника Ламбера, работника автозаправки с полицейским прошлым, консервативными взглядами и семейной трагедией. В фильме «Чао, паяц» Ламбер заводит дружбу с ловким юным арабом, который промышляет угоном мопедов и продажей наркотиков. Когда его нового друга убивают за спесь, Ламбер берет правосудие в свои руки. Колюш в этом фильме о дружбе и мести таков, что и Клинту Иствуду было бы чего подсмотреть.

Питер Селлерс

«Хоффман»

Питер Селлерс был из тех хамелеонов, что уже забыли свой подлинный цвет. Даже в «Лолите» Кубрика британский гений перевоплощения запросто менял личины: в течение фильма он оказывался то полицейским, то психологом, то фотографом. Одна из немногих его ролей без маскировки — в несмешной комедии «Хоффман» . Здесь Селлерс играет конторского служащего, который шантажом заманивает к себе молодую девушку. Поначалу Селлерс думал сумасбродничать — наделить Хоффмана австрийским акцентом, комически подавать фразы. Но режиссер Элвин Ракофф убедил его играть с серьезным лицом. Итогом стала депрессия актера после съемок, а также безуспешная попытка выкупить негатив до выхода на экраны. Продюсер Бен Арбейд потом сказал: «Бенджамин Хоффман был крайне одинок и неуверен в себе; все то же самое говорили и о настоящем Селлерсе. […] Тут ему было некому подражать, и пришлось пройти сквозь пытку. Он не знал, каков из себя Хоффман, потому что не знал, каков из себя он сам».

Бастер Китон

«Фильм»

В 1964 году Бастер Китон был больным, бедным и забытым стариком. С ним неожиданно связался театральный режиссер Алан Шнайдер и предложил небольшую роль — немую короткометражку, шесть страниц сценария, автором которого был Сэмюэл Беккет. Китон согласился, хотя ранее отказывал драматургу, когда тот звал его играть Лакки в постановке «В ожидании Годо». Ради работы с Китоном Беккет единственный раз в жизни прилетел в США. За несколько недель они сняли фильм, известный как «Фильм». Невзирая на свое состояние, Китон был неутомим, ни разу не пожаловался, хотя, кажется, так и не прочел целиком сценарий и не слишком вникал в то, что делает. «Он будто отсутствовал», — позднее описал процесс их сотворчества Беккет, который больше так и не приблизился к кинематографу. Китон умер через полгода после премьеры фильма, до того исполнив еще несколько небольших комедийных ролей.

Суровый боевик о немногословном инкассаторе: новый фильм Гая Ричи уже онлайн
В главных ролях:Джейсон Стэйтем, Холт Маккэллани, Джош Хартнетт
Режиссер:Гай Ричи
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Почему нельзя пропустить «Неограненные драгоценности» братьев Сэфди

Почему нельзя пропустить «Неограненные драгоценности» братьев Сэфди

31 января 202023
Школа дураков: Джадд Апатоу и его команда

Школа дураков: Джадд Апатоу и его команда

19 сентября 201916
Доктор клоун: Вспоминаем лучшие роли Робина Уильямса
Портрет героя

Доктор клоун: Вспоминаем лучшие роли Робина Уильямса

21 июля 201956
Чем герой «Джокера» отличается от прочих комиков в кино
Мнение

Чем герой «Джокера» отличается от прочих комиков в кино

6 октября 201931

Главное сегодня

#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD

18 июня5
#деньричи: Что мы писали и говорили о «Гневе человеческом», который теперь доступен на КиноПоиск HD
Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

Чем «Гнев человеческий» отличается от французского триллера «Инкассатор», на котором он основан?

18 июня12
Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Гнев человеческий», «В ритме жизни», «Мейнстрим»

18 июня1
Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

Фонд кино поддержит 10 фильмов. В их числе — «Кракен», «Воланд» и «Ходжа Насреддин»

18 июня17
Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

Национальный конкурс Beat Film Festival выиграл док о граффити-художниках Санкт-Петербурга

18 июня2
Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

Новый сезон «Рика и Морти» выйдет на КиноПоиск HD 21 июня

18 июня2
9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

9 лучших трейлеров недели: Николас Кейдж ищет свинью, а Николь Кидман заведует курортом

18 июня2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт