Венсан Кассель: «Моя профессия — практически сексуальная фантазия»

Обсудить0

Французский актер рассказал Зинаиде Пронченко о съемках в фильме «Особенные», о проблемах движения #MeToo, диктате медиа и прогрессе, который не всегда благо.

В прокат выходят «Особенные» — фильм закрытия Каннского фестиваля 2019 года самых коммерчески успешных французских режиссеров современности, Эрика Толедано и Оливье Накаша. Как и в прошлом хите режиссеров — «1+1», в основу легла реальная история. Бруно и Малик (Венсан Кассель и Реда Катеб) руководят некоммерческими фондами, которые помогают людям с расстройством аутистического спектра (РАС). Концепция — приставить к каждому подопечному куратора. Их набирают из неблагополучных подростков, которые проходят обучение и получают не только деньги, но и профессию. Бруно берется за самых тяжелых пациентов и более-менее ставит их на ноги, но у его фонда «Голос праведных» нет лицензии, он не поддается принятой в государстве классификации, поэтому министерство здравоохранения решает прекратить его работу.

Прототип Бруно — Стефан Бенаму, о чьей работе Накаш и Толедано еще в 2015 году сняли документальную короткометражку. Сыгравший его Венсан Кассель знаменит другими, менее заботливыми и терпеливыми персонажами. Соблазнительный бандит, вор и убийца («Доберман», «Двенадцать друзей Оушена»), безбашенный детектив («Багровые реки»), распущенный аристократ-маньяк («Братство волка», «Красавица и чудовище») и даже балетмейстер-интеллектуал («Черный лебедь») — все эти роли использовали необычную фактуру и животную энергетику актера. В «Особенных» же, наоборот, ему будто бы пришлось приглушить все свои краски.

— Вы часто говорите, что для вас главное в актерском ремесле, как и в музыке, — звучать чисто, не фальшивить. Насколько сложно было брать эти ноты, когда рядом с вами на площадке не актеры, а дети с настоящим, а не выдуманным расстройством аутистического спектра?

— Разумеется, когда рядом с вами люди, переживающие ситуации, которые вы играючи имитируете, кино из эстетической плоскости моментально переходит в этическую. Это дилемма невероятной сложности и степени деликатности. Самое важное — не разочаровать этих людей, и это огромное давление, даже стресс. Но не стоит забывать, что никакого реализма не существует, кино никогда полностью не бывает реалистично. Так, перед съемками, познакомившись со Стефаном Бенаму, я сказал: «Это не ты и не я, а собирательный, синтетический, как и сам кинематограф, образ, который должен показаться зрителю больше чем жизнь». Работая над ролью, я обычно смотрю и анализирую себя со стороны ровно так же, как и в жизни на будничной основе: ой, тут я повел себя как дурак, тут соврал, зачем я соврал, тут ляпнул глупость, а тут вроде неплохо ответил и поступил. В общем, это целый комплекс моральных допущений и уловок. Как любил повторять мой отец, «в кино закон неписан».

— Для вас эта роль — кардинальная смена амплуа. Обычно вы играете жестоких, циничных, склонных к насилию героев. А настоящий Венсан Кассель какой?

— Без понятия, честно. Ясно, что я далеко не праведник, как месье Бенаму, посвятивший свою жизнь больным детям. Но и на мудака не тяну. В любом случае, иметь о себе мнение «я таков» — полный идиотизм. Настоящий Венсан Кассель живой. Пока. Моя профессия — практически сексуальная фантазия: каждый день я могу проживать чью-то жизнь, и мне за это ничего не будет. Типа символ свободы. И внутренней, и внешней. Но это же иллюзия. Никакой свободы не существует.

— Допустим, вы о себе много не думаете, но вот кое-кто имеет о вас очень четкое мнение. Этот кто-то — Ален Делон. На последнем Каннском фестивале он сказал в интервью, что вы его любимый актер сегодня, ибо воплощаете истинную мужественность и дивный прежний мир, которому пришел конец.

— Ого, ну что ответить. Я думаю, что Ален Делон из тех людей, которые, к сожалению, живут прошлым и обижены на настоящее. Ален Делон велик, но это не значит, что будущего нет. В том числе и будущего у кинематографа. Я с месье Делоном совершенно не согласен. Я ненавижу ностальгию и прочие сожаления о сбежавшем молоке. Если мир изменился, то и кино, которое для меня — внимание! — по-прежнему субъектно, должно эволюционировать. Я верю в постоянную, непрекращающуюся адаптацию, то есть движение. Движение не значит компромисс. Так что спасибо, Ален Делон, но мы будем жить своим умом.

— В «Особенных» авторы в том числе рассуждают и о современной Франции с ее проблемами, пробуют на прочность мультикультурную концепцию «vivre ensemble» — «жить вместе». В стране идет всеобщая бессрочная забастовка, весь год прошел под знаком «желтых жилетов». Жить вместе во Франции возможно?

— Да, конечно. Просто надо осторожнее читать и слушать медиа. Стоящих сегодня раз-два и обчелся. Медиа заняты лишь одним делом — пропагандой и распространением страха. Когда люди боятся, охвачены паникой, тогда и начинается анархия. Также медиа виноваты еще и вот в каком феномене. Они вынуждают нас бесконечно формировать мнение по любому поводу, включая те, которые нас не касаются, и, главное, те, про которые мы не в состоянии при всем уважении вынести целостного суждения. Мы живем в эпоху, когда каждый что-то считает. Плюрализм — в итоге враг прогресса.

— К слову, о прогрессе. Прогрессирует все, даже Каннский фестиваль. На повестке гендерное равноправие, #MeToo со всеми вытекающими. Не давайте Делону ветку, он мизогин; Гоген — педофил; имя Поланского вообще лучше не произносить.

— Я знал, что вы про это спросите. Все рано или поздно упирается в #MeToo. Видите ли, сегодня все очень хотят быть нравственными, читать морали. Проблема в том, что времена другие, а нравы все те же. Ибо се, человек. И человек слаб и грешен. Кино снимают люди, а не святые и мученики, хотя последнее — дело поправимое, как мы видим. (Смеется.) Всем цензорам и судьям следует почаще смотреться в зеркало. Настоящие художники — я не про себя, я-то ремесленник — часто сумасшедшие, нутро их рассекает трещина. Странно требовать от безумцев хороших правил. Все мы знаем биографию Достоевского или Селина. И что теперь? Я все равно буду их читать. А если Адель Энель не может смотреть фильмы Поланского, так пусть не смотрит, Господи. Ее никто не принуждает. Гогена надо тоже рассматривать в историческом контексте. Боже, я должен опять проговаривать банальности. Да, на дворе революция. Все одномоментно записались в добровольцы-пуритане, ну и на здоровье. Было бы замечательно, если бы искусством занимались только бойскауты, но жизнь устроена иначе. Я лично смотрел, смотрю и буду смотреть фильмы Поланского и Вуди Аллена, очень их люблю, а их проступки, возможно, пережитое ими и делают их творчество глубоким, волнующим, великим, а заодно и кинематограф в целом.

Фильм, который вы смотрели в будущем, теперь доступен по подписке.
В главных ролях:Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон
Режиссер:Кристофер Нолан
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Что смотреть в кино: «Маяк», «Сквозь снег» и «Особенные»
Выбор редакции

Что смотреть в кино: «Маяк», «Сквозь снег» и «Особенные»

15 января 202018
Олег Меньшиков: «Таким красавцем, как Брандо, я никогда не был»
Интервью

Олег Меньшиков: «Таким красавцем, как Брандо, я никогда не был»

1 января 202022
Люк Бессон: «Мы решили рассказать историю „Курска“ без Путина»
Интервью

Люк Бессон: «Мы решили рассказать историю „Курска“ без Путина»

27 июня 2019131
М. Найт Шьямалан: «Мне нужно, чтобы зритель ждал»
Интервью

М. Найт Шьямалан: «Мне нужно, чтобы зритель ждал»

11 января 202012

Главное сегодня

В предыдущих сериях

Подкаст«Это грех»: Яркая и пронзительная драма об эпидемии СПИДа в 1980-х

Вчера19
«Это грех»: Яркая и пронзительная драма об эпидемии СПИДа в 1980-х
5 причин посмотреть «Александра Невского» Эйзенштейна
Культовое кино

5 причин посмотреть «Александра Невского» Эйзенштейна

Вчера8
Warner Bros. снимет новый фильм про Супермена. Главного героя могут сделать чернокожим

Warner Bros. снимет новый фильм про Супермена. Главного героя могут сделать чернокожим

Вчера19
Что смотреть дома: «Звук металла», «Никогда, редко, иногда, всегда», док про Билли Айлиш
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Звук металла», «Никогда, редко, иногда, всегда», док про Билли Айлиш

Вчера8
Что нужно знать о «Вампирах средней полосы» — сериале, где кровососы основали Смоленск

Что нужно знать о «Вампирах средней полосы» — сериале, где кровососы основали Смоленск

Вчера1
6 лучших трейлеров недели: Лас-вегасские зомби, смоленские вампиры и итальянские монстры

6 лучших трейлеров недели: Лас-вегасские зомби, смоленские вампиры и итальянские монстры

Вчера0
«Красный» трейлер «Мортал Комбат» установил рекорд по просмотрам. Собрали еще пять роликов без цензуры

«Красный» трейлер «Мортал Комбат» установил рекорд по просмотрам. Собрали еще пять роликов без цензуры

Вчера6
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт