Чума от создателя «Срока»: Каким получился сериал «Эпидемия»

Обсудить0

14 ноября на онлайн-платформе Premier начинается показ многосерийного остросюжетного роуд-муви Павла Костомарова. Своим восторгом от сцен апокалипсиса в отдельно взятой стране делится Ольга Шакина.

Время действия этой антиутопии не кокетливое ближайшее будущее, а наши дни. Чтобы в этом никто не сомневался, режиссер «Эпидемии» Павел Костомаров, у которого за плечами документальный сериал о российской оппозиции «Срок», пускает в кадр полицейских, орудующих дубинками, и толпу, скандирующую «Отпускай!» — девиз этого московского лета.

В кадре, впрочем, зима, а повод для волнений посерьезней муниципальных выборов — смертельный вирус, за считанные дни превративший столицу в ледяную пустыню, по которой бродят банды мародеров и зомбиподобные инфицированные. Признаки болезни — кровавый кашель и побелевшие глаза; аэропорты закрыты, дороги тоже. Но нашим героям повезло: они, судя по интерьеру и экстерьеру особняков, живут то ли на Рублевке, то ли на Новой Риге, и в ситуации апокалипсиса к их привилегиям добавляется еще одна: зараза до них еще не докатилась, а слухи о ней — уже да. Есть время упаковать побольше теплого трикотажа Loro Piana и пуховиков Moncler, сесть во внедорожник с кожаным салоном и рвануть куда подальше. Например, на север, в Карелию, где у отца одного из персонажей на острове посреди озера оборудован огромный жилой корабль (библейская аллюзия очевидна).

Собственно, старик в телогрейке, математик на пенсии (Юрий Кузнецов), ворвавшийся к сыну в жилище с охотничьим ружьем и бутылкой первача, и вдохновляет группу представителей сытого класса на побег. В компании — харизматичный жлоб из силовиков (Александр Робак), поминутно изрекающий «мудрые мысли» (главный источник черного юмора в сериале); его беременная жена — бывшая стриптизерша в розовом (Наталья Земцова); его мрачная дочь-подросток от первого брака (Виктория Агалакова), только что покинувшая реабилитационный центр для алкоголиков и на руинах привычного мира ищущая одного — выпить.

Эта опереточная семья оттеняет образцовых соседей — благородного мужчину неясных занятий с чрезвычайно замученным лицом (Кирилл Кяро), его интеллигентную подругу-психолога (Виктория Исакова) и ее сына с вроде бы синдромом Аспергера (Эльдар Калимулин). Благородный мужчина ухитрился забрать из осажденного города и первую жену (Марьяна Спивак, повторяющая тут свое амплуа из «Нелюбви») с маленьким сыном. Кортеж из трех машин, преследуемый мародерами, селянами с вилами, злым ОМОНом в противогазах и т. д. и т. п., устремляется к секретному озеру.

Довольно долго кажется, что перед нами любимый в последнее время производителями отечественных сериалов жанр — мелодрама из жизни чувствительных богатых в состоянии стресса, а бактериологический апокалипсис для нее — что-то вроде жанровых фотообоев (ни смертей, ни гор тел, ни мочилова толком не показывают; те, кто надеялся на зомби-хоррор, могут сразу отправляться пересматривать «Обитель зла»). Персонажи заботливо разбиты на пары и треугольники, и на груди у каждого бейджик с амплуа: вот первый любовник, вот две его женщины-соперницы — суровая и нежная, вот юные Ромео и Джульетта, вот благородный старик и комический толстяк, вот дитя, чтобы было за кого особенно остро волноваться. Исакова, Робак и Спивак, прошедшие суровую школу российского авторского кино у Звягинцева и Хлебникова, убедительны даже в рамках своеобразных коллизий вроде «женщины ругаются, кто сядет с героем в один автомобиль»; великий Кузнецов привычно убирает всех одним движением косматой стариковской брови.

Однако в какой-то момент начнется совсем другая история. Осторожно: в следующем абзаце спойлер! Открыть его можно, кликнув сюда.

Кабина скорой, а в ней — провинциальный доктор в исполнении Александра Яценко. Рядом водитель — Евгений Сытый, ответственный за главные образы простого человека в нашем кино последнего времени, от белорусского гастарбайтера в «Сумасшедшей помощи» до слуги Гоголя в «Гоголе». Они едут по вымершей заснеженной Руси, чтобы, словно боги из машины с красным крестом, помочь заблудшим героям. Еще через одну серию Русь-матушка с вилами и калашом в руках персонализируется в главной, видимо, на сегодня русской актрисе (чтобы не испортить сюрприз, не будем ее называть). В общем, тут начинается настоящий кроссовер: супергерои «Шторма», «Аритмии», «Обычной женщины» и «Нелюбви» встречаются в белом безмолвии русской зимы.

Самое время сказать об авторах «Эпидемии». Сценарий написан двумя мастерами комедии — Романом Кантором («Хороший мальчик», «СуперБобровы») и Алексеем Карауловым («Звоните ДиКаприо!») по мотивам книжки Яны Вагнер, этакой чуть облегченной версии Дмитрия Глуховского, беллетристки, сочиняющей крепкий эсхатологический мейнстрим с нотками мелодрамы.

Режиссер сериала Павел Костомаров известен прежде всего как оператор-реформатор российского кино нулевых, ответственный за глубокомысленную картинку «новых тихих» Хлебникова и Хомерики, документальные эксперименты Сергея Лозницы, снятые без единого штатива «Простые вещи» Алексея Попогребского и его же «Как я провел этим летом», где чуть ли не впервые с революционным результатом была использована цифровая камера Red (не скованные дороговизной пленки артисты работали в кадре как угодно долго, результат — актерский приз Берлинале). Став режиссером телевизионного кино, этот человек превращает мелодраматический экшен в своеобразное телеревю по мотивам достижений российского кино в новом веке. Мелькнут многие важные лица, мотивы (борьба свежих столичных пороков со старыми демонами вымирающей деревни), будут заданы и проклятые русские вопросы, причем в лучшей для этого форме постапокалиптического роуд-муви. Американским авторам давно известно, что этот жанр — лучший способ увлекательно пофилософствовать на тему, куда мы все в буквальном смысле катимся. У нас что-то похожее в нулевые успешно опробовал Петр Буслов в «Бумере».

Костомаров в «Эпидемии» тюнингует эту жанровую схему сообразно отечественной культурной традиции. По малоприветливым и плохо проходимым даже на хорошей шипованной резине снегам, которые служат символом России со времен золотого классического канона (Эх, птица-тройка! Ямщик, не гони! Экая метель, барин; только версты полосаты попадаются одне!), катится натурально тройка машин с людьми-архетипами, катится сквозь лоскутное пространство без внятного центра, обманчиво покорное, но готовое тихо поглотить любую власть (вот как раз проехали еще один расстрелянный блокпост), которая попробует подчинить себе и хоть как-то упорядочить эту бесконечную территорию. Тройка едет сквозь апокалипсис к утопии, существование которой под большим вопросом (да и поместятся ли в корабле на холодном озере все заинтересованные лица — это тоже непонятно), следуя классическим путем, по крутому маршруту в сторону русского ковчега.

Обычная жизнь в Санкт-Петербурге резко меняется с появлением человека в маске Чумного Доктора
В главных ролях:Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Алексей Маклаков и др.
Режиссер:Олег Трофим
Уже в кино
Купить билет

Смотрите также

«С закрытыми окнами»: Каким получился байопик Децла

«С закрытыми окнами»: Каким получился байопик Децла

7 ноября 201928
Эволюция комедийных сериалов
В предыдущих сериях

ПодкастЭволюция комедийных сериалов

3 октября 20198
Очень странные русские дела и наша «Пила»: Все открытия «Пилота»

Очень странные русские дела и наша «Пила»: Все открытия «Пилота»

24 сентября 201910
Очень мутные дела: Каким получился сериал «Шторм»
Сериалы

Очень мутные дела: Каким получился сериал «Шторм»

7 сентября 201921

Главное сегодня

«Оскар-2021»: Гид по номинациям

Вчера6
«Оскар-2021»: Гид по номинациям
Как «Чернобыль» Данилы Козловского превращает трагедию в мелодраму (и почему это не всегда плохо)
Крупным планом

ПодкастКак «Чернобыль» Данилы Козловского превращает трагедию в мелодраму (и почему это не всегда плохо)

Вчера7
«Шан-Чи и легенда десяти колец»: Тизер-трейлер нового фильма киновселенной Marvel

«Шан-Чи и легенда десяти колец»: Тизер-трейлер нового фильма киновселенной Marvel

Вчера22
«Игре престолов» — 10 лет! Рассказываем, как празднуют юбилей сериала во всем мире

«Игре престолов» — 10 лет! Рассказываем, как празднуют юбилей сериала во всем мире

17 апреля21
Как Фрэнсис МакДорманд нарушила все правила Голливуда, но стала лицом американского кино
Портрет героя

ВидеоКак Фрэнсис МакДорманд нарушила все правила Голливуда, но стала лицом американского кино

17 апреля10
Краткая история кино: 1940-е. Смотрим ужасы категории Б, вестерн с гей-мотивами и сталинскую агиографию

Краткая история кино: 1940-е. Смотрим ужасы категории Б, вестерн с гей-мотивами и сталинскую агиографию

17 апреля15
20 лет «Братству кольца»: Как устроена самая зрелищная сцена фильма

20 лет «Братству кольца»: Как устроена самая зрелищная сцена фильма

16 апреля27
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт