Квентин Тарантино снял объяснение в любви 1960-м, пронизанное теплом калифорнийского солнца, пестрящее яркими красками Лос-Анджелеса и эклектикой нарядов его обитателей. Смотрим, насколько точно передают дух эпохи костюмы героев и есть ли в фильме образы, которые встанут в один ряд с культовым черно-белым ансамблем Мии Уоллес или желтым комбинезоном Черной Мамбы.
Возможно, некоторым зрителям сюжетные повороты «Однажды в… Голливуде» покажутся неоправданно крутыми, однако в чем творческую команду Тарантино точно нельзя упрекнуть, так это в небрежном воссоздании духа времени и в частности одежды, которую тогда носили. Ностальгия и трепет по sweet sixties сквозят в каждом кадре. Это фильм не о моде, но, как говорит художник по костюмам Арианна Филлипс, именно мода отражает культуру и то, что происходит в определенный отрезок времени, а именно в таком уже далеком и по-прежнему манящем 1969 году.
Эпоха перемен
В густо населенном сценарии Тарантино сюжетная линия вымышленных персонажей — экс-звезды телевизионных вестернов Рика Далтона (Леонардо ДиКаприо) и его дублера Клиффа Бута (Брэд Питт) — пересекается с историями реальных людей, от Шэрон Тейт (Марго Робби), популярной актрисы и жены знаменитого режиссера Романа Полански, до монструозного Чарльза Мэнсона и членов его секты. Время действия — 1969 год, место действия — Голливуд, который, как лакмусовая бумажка, отразил изменения, произошедшие в американском обществе на излете десятилетия.
С отменой кодекса Хейса в 1967 году на экраны один за другим выходят фильмы, определившие феномен Нового Голливуда («Бонни и Клайд», «Выпускник», «Беспечный ездок» и другие); студийная система переживает кризис; некогда популярные жанры, такие как вестерн и пеплум, приходят в упадок, уступая место психологическому авторскому кино. Разгар сексуальной революции и расцвет движения хиппи, как никогда, приблизил традиционно-консервативную американскую культуру к свободолюбивой европейской. Кому-то удается органично влиться в свежую струю (на экране промелькнут такие культовые фигуры того времени, как Стив МакКуин и Брюс Ли), а кто-то, как герой ДиКаприо, переживает упадок своей актерской карьеры и с трудом подстраивается под новые требования времени. Степень адаптивности героев к новой эпохе отражается в том числе и через их стиль в одежде.
От Мадонны до Тарантино
Однажды Квентин Тарантино язвительно пошутил: «Ни один из моих художников по костюмам никогда не номинировался на „Оскар“, потому что я не делаю исторические фильмы с балами и сотней массовки. Но у нас есть кое-что другое — вечеринки на Хеллоуин». Не хочется делать преждевременных прогнозов, однако кажется, что у Арианны Филлипс, отвечавшей за гардероб тарантиновских героев в «Однажды в… Голливуде», есть все шансы изменить этот тренд в грядущем наградном сезоне.
За плечами Филлипс более 20 лет работы с Мадонной в качестве главного стилиста шоу и концертных туров певицы, две номинации на «Оскар» за лучший дизайн костюмов в фильмах «Переступить черту» и «МЫ. Верим в любовь», а также успешное сотрудничество с Томом Фордом в его режиссерских работах «Одинокий мужчина» и «Под покровом ночи».
Филлипс не раз говорила, что профессия художника по костюмам сродни профессии детектива. Нужно провести целое расследование, чтобы герои на экране выглядели правдоподобно и аутентично. В случае с «Однажды в… Голливуде» Филлипс, с одной стороны, пришлось изучить биографический материал о реальных знаменитостях, с другой — разработать стиль для вымышленных персонажей. И ей невероятно понравился такой исследовательский гибрид.
Идеальный тандем
В своих многочисленных интервью Арианна Филлипс с настоящим восторгом рассказывает о работе с Тарантино. Во-первых, по ее словам, достаточно было прочитать режиссерский сценарий, чтобы получить визуальное представление о героях. Во многих случаях уже было прописано, во что одеты персонажи, будь то кожаный пиджак Рика Далтона или гавайская рубашка Клиффа Бута.
Собираясь на встречу с Тарантино, Филлипс захватила с собой большую коробку, куда положила два альбома с фотографиями и коллажами, вдохновленными историей, винтажную гавайскую рубашку подходящего для Квентина размера, бриолин и пару винтажных солнечных очков, которые мог бы носить Рик Далтон. Дополнили коллекцию CD-диски с музыкой, которую крутили в конце 1960-х по радиостанции KHJ. В итоге Тарантино и Филлипс, которые оказались ровесниками (их детство прошло как раз в Лос-Анджелесе), проговорили несколько часов и поняли, что вместе они составят идеальный творческий тандем.
Филлипс признает, что Квентин — редкий пример режиссера, который имеет четкое представление о том, какими должны быть костюмы в фильме. Он даже присутствовал на нескольких первых примерках. Более того, Тарантино сам всячески вдохновлял и ориентировал художника на воссоздание аутентичной эпохи в фильме. Так, на подготовительном этапе он выдал Филлипс список фильмов и сериалов, обязательных к просмотру. Еще раз в неделю Тарантино собирал всю съемочную группу в своем кинотеатре «Нью-Беверли» и показывал фильмы, снятые в Лос-Анджелесе в 1969 году. Все ели пиццу, попкорн, пили вино и погружались в атмосферу. Главным источником вдохновения, по мнению Квентина, должен был стать фильм «Боб и Кэрол, Тед и Элис» его любимого режиссера Пола Мазурски.
В поисках аутентичных вещей из 1960-х Арианна совершала рейды по винтажным магазинам и барахолкам Лос-Анджелеса. Какую-то одежду она брала напрокат в ателье Western Costumes и Palace Costume. При этом многие костюмы пришлось шить с нуля.
Рик Далтон: герой вестерна
Весь гардероб Рика выдержан в теплой коричнево-карамельной гамме. Изначально Тарантино хотел, чтобы Рик Далтон носил кожаный пиджак наподобие пиджака Дэвида Кэрредина из «Убить Билла». Однако такой фасон все же больше ассоциировался с 1970-ми и 1980-ми, а никак не с 1960-ми. Когда Филлипс нашла винтажный пиджак для героя ДиКаприо, все в него буквально влюбились. В итоге оба кожаных пиджака Далтона подлинные. Их он носит вместе с водолазками. По словам художника, водолазки были выполнены из неприятной синтетической ткани, но ДиКаприо стоически их надевал, и они ему даже нравились.
Дополнил образ Далтона медальон. Этот аксессуар был очень популярен среди таких крутых парней того времени, как Стив МакКуин и Берт Рейнолдс.
Кстати, как раз крепкая дружба последнего со своим дублером-каскадером Хэлом Нидэмом вдохновила Тарантино на линию взаимоотношений Далтона и Бута.
Более того, и МакКуин, и Рейнолдс добились популярности благодаря участию в телевизионных проектах, однако суперзвездами оба стали, перейдя в большое кино.
Когда Рик возвращается из Италии, где, снявшись в ряде спагетти-вестернов, он вновь обрел звездный статус, его стиль заметно меняется, становится менее сдержанным и более эффектным. Теперь в его арсенале шейные платки с цветочным принтом, черная куртка с желтым кантом на молнии, поло в полоску, брюки лососевого цвета. Такие перемены свидетельствуют о том, что, вкусив немного итальянской dolce vita, герой начинает идти в ногу со временем.
Клифф Бут: дублер в гавайской рубашке
Если кожаный пиджак Рика Далтона сигнализирует о том, что он и есть главный герой, то желтая гавайская рубашка Клиффа Бутта на языке режиссера дает зрителю понять: он вторая скрипка и может позволить себе более расслабленный стиль. Рисунок в восточно-японском стиле по задумке художника специально скопировали с винтажной гавайки и перенесли на ткань посредством цифровой печати.
В сценарии было указано, что Клифф ходит в шортах по съемочной площадке, однако Филлипс настояла на винтажных джинсах Levi’s. Старая джинсовая куртка Wrangler с застежкой-молнией явно отсылает к образу героя Тома Лофлина из фильма «Билли Джек» (1971). По словам художника, найти ее было нелегко.
Заслуживают внимания и футболки героя, особенно белая, с символичной надписью «Champion» (Клифф не раз докажет свой чемпионский титул в экранных драках). Предвкушая успех крутого образа Бута у зрителей, легендарный американский бренд Minnetonka Moccasin перевыпустил культовую модель мокасин из коричневой замши (доступен вариант и в черном цвете) с бахромой и металлическими заклепками, которую щегольски носит герой Питта. Теперь любой желающий может купить такую же обувь всего за 69,95 доллара.
Ну, и вишенка на торте для самых внимательных зрителей — винтажный ремень с пряжкой, на которой написано «Член ассоциации каскадеров».
Зомби в дениме
Одевая членов «Семьи» Мэнсона, состоявшей преимущественно из молоденьких девушек — выходцев из семей крепкого среднего класса, Филлипс отошла от стереотипов о стиле хиппи, подразумевающих многослойность нарядов и обилие аксессуаров. Все очень просто и минималистично: шорты, джинсы, топы кроше, босые ноги. Когда эти молодые люди собираются вместе с их спутанными длинными волосами и в грязной оборванной одежде, то могут выглядеть весьма зловеще.
Шэрон Тейт: жертва культа и икона стиля
Арианна Филлипс признается, что интереснее всего ей было одевать белокурую красотку Марго Робби, исполнившую роль Шэрон Тейт. Печально, но имя Тейт прежде всего связывают с обстоятельствами ее ужасного убийства членами «Семьи» Чарльза Мэнсона. Однако если бы не трагические события пятидесятилетней давности, то весьма вероятно, что Тейт из подающей надежды старлетки превратилась бы в звезду мирового масштаба. Потрясающая внешность, явный талант и наличие мужа — гениального режиссера — это ли не слагаемые успеха?
Если перейти от предположений к фактам, то к своим 26 годам Тейт стала общепризнанной иконой стиля, не меньшей, чем Твигги или Джин Шримптон. Более того, на контрасте с царившим на подиумах и экранах 1960-х культом кукольно-пластиковой красоты образ Шэрон с ее естественностью и расслабленным шиком предвосхитил модные тренды 1970-х. Известная своей любовью к этническим аппликациям, бахроме, кафтанам, распущенным волосам и босым ногам, Тейт стояла у истоков так называемого бохо-стиля. Многие ее выходы вошли в историю моды. Взять хотя бы свадебное мини-платье Шэрон а-ля baby doll цвета слоновой кости, с голубыми лентами, в котором она вышла замуж за Романа Полански. В 2018 году этот наряд марки Alba, столь любимой среди голливудской элиты 1960-х, включая Элизабет Тейлор, ушел с молотка за 56 250 долларов.
Во время подготовки к съемкам Арианна Филлипс внимательно изучила богатый фото- и видеоматериал с изображениями Тейт. Художница рассказывает: «Шэрон Тейт и Роман Полански жили в Лондоне и имели утонченные вкусы. Она носила вещи таких дизайнеров, как Руди Гернрайх, Джин Мьюир, Бетси Джонсон, Курреж и Оззи Кларк». Гардероб экранной Шэрон — это микс винтажа и одежды, специально сшитой для фильма. Художница и режиссер решили сделать главным цветом героини желтый, хотя в жизни сама актриса отдавала предпочтение коричневым и бежевым оттенкам. Однако, по мнению Филлипс, именно желтый (к слову, любимый цвет Тарантино) показался наиболее подходящим для светлого образа Шэрон и солнечной Калифорнии. Так, эффектный желтый ансамбль из джерси (кроп-топ с длинными рукавами и короткие шорты), в котором Тейт лихо отплясывает на вечеринке Playboy, Филлипс нашла в Timeless Vixen в Беверли-Хиллз. Владелица винтажного магазина сказала, что вещь датируется приблизительно 1970—1972 годами. Но Филлипс посчитала, что ее использование не стало вопиющим анахронизмом, поскольку дух эпохи этот наряд передавал на все сто.
Разглядывая старые черно-белые снимки Шэрон, Квентин и Арианна буквально влюбились в пальто из змеиной кожи авторства Оззи Кларка (этот британский дизайнер, пожалуй, был главным любимчиком актрисы), в котором Тейт вместе с Полански посетила премьеру «Ребенка Розмари» в 1969 году. Было принято решение непременно сделать реплику этого наряда, чтобы Марго Робби продемонстрировала его на экране.
Также Филлипс воссоздала обтягивающий бело-голубой костюм Тейт из «Команды разрушителей». В одной из самых трогательных сцен в «Однажды в… Голливуде» Шэрон заходит в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм со своим участием. На экране — кадры с реальной Тейт из классической ленты. Попутно Шэрон в исполнении Марго вспоминает, как Брюс Ли тренировал ее для сцены драки, и вот мы уже видим Робби в реплике костюма Тейт.
Самый длинный отрезок экранного времени Робби проводит в лаконичном и при этом мегастильном ансамбле — в черной водолазке-лапше, белой мини-юбке и белых сапогах go-go. В похожем образе (варьировалась только длина рукавов) Тейт можно увидеть на парных снимках с Полански во время их пребывания во Франции.
Именно в этом наряде тарантиновская Шэрон приходит в кинотеатр, и здесь не обойдется без фирменного фут-фетиша режиссера. Героиня скидывает сапоги и кладет ноги на переднее сиденье. Эта сцена имеет и биографическую подоплеку. По воспоминаниям младшей сестры Тейт, Деборы, та предпочитала ходить босиком. И если правила ресторана запрещали посетителям приходить без обуви, то Шэрон вставляла между пальцев ног резинку для волос, имитируя сандалии.
Лучший консультант
Дебора Тейт выступила консультантом на съемках «Однажды в… Голливуде». Параллельно она готовила вещи Шэрон для аукциона Julien’s Auctions. Использовать подлинную одежду актрисы было нельзя, поскольку хрупкие наряды потом вряд ли можно легко привести в надлежащий для продажи вид. Зато Дебора одолжила для фильма ювелирные украшения Тейт. Так что на экране Марго Робби, чей выбор на роль своей покойной сестры Дебора признала идеальным, носит серьги и кольца, принадлежавшие Шэрон. По словам Филлипс, они стали настоящими талисманами для съемочной группы.
Арианна Филлипс говорит, что, приступая к съемкам, они с Тарантино сразу решили не воспроизводить заезженное представление о стиле 1969 года в виде обилия одежды с бахромой или футболок с индийской спиралью. Модный пейзаж Голливуда той поры был куда разнообразнее — от богатых людей, предпочитавших дорогие дизайнерские вещи, до молодых ребят, обрезавших свои джинсы и носивших потрепанные футболки родителей. Вселенная «Однажды в… Голливуде» вмещает в себя и телевизионных ковбоев, и гламурных гостей вечеринки в особняке Playboy, и солнечно-прекрасную Шэрон Тейт, и одиозных «детей кукурузы» из банды Мэнсона. И разглядывать детали, из которых складываются все эти образы, столь скрупулезно воссозданные тандемом Филлипс—Тарантино, — одно удовольствие.