Зима без клюквы: Что иностранцы снимают о России

Обсудить0

ГУЛАГ, балет, Сибирь, великая русская литература и другие типовые сюжеты.

Первое, что может прийти в голову при словах «иностранные кинематографисты снимают кино о России», — это, конечно, Шварценеггер в роли красного копа («Какие ваши доказательства?»), усы Омара Шарифа на фоне нафталиновых снегов и бесконечная галерея военных преступников, бандитов, сотрудников KGB и прочих темных личностей в голливудских фильмах. Однако, помимо этого карикатурного образа, существует и другой взгляд (или даже взгляды) из-за границы.

Если для Америки Россия со времен холодной войны выступала в качестве комиксоидного злодея (и сейчас, после некоторого потепления конца 1980-х и 1990-х, эта роль снова актуальна — едва ли не сильнее, чем когда-либо), то Западную Европу интересует здесь и искусство (причем не только тексты, но и личности), и коммунистические идеи, которыми тамошние интеллектуалы успели переболеть, и события революции и Второй мировой. Для Восточной же Европы Россия — довольно неприятный и агрессивный сосед, и это отношение легко считывается в картинах из Польши, Чехии, стран Балтии.

«Красная жара»«Красная жара»

Многообразие российских сюжетов в зарубежном кино можно будет увидеть на примере ретроспективы зарубежных фильмов о России «Эхо единорогов», которая проходит в Москве с 18 по 23 сентября. В ней представлены картины — участники фестиваля «Неделя российского кино», который с 2016 года проводится в Лондоне. То, как преломляется русская тема под взглядом иностранца, — предмет для диссертации, а то и не одной, но даже в фильмах ретроспективы виден срез тех неизбывных сюжетов, которые звучали почти в каждом фильме о России в ХХ веке и благополучно перешли в ХХI.

Толстоевский жив

Конечно, главным предметом российского культурного экспорта всегда была наша литература. Нет ни одной декады в истории кино, которая обошлась бы без знаковой экранизации русской классики, и хотя Вуди Аллен еще в 1975 году довольно зло высмеял все присущие им штампы в своем фильме «Любовь и смерть», они так и не выходят из кинематографической моды.

«Любовь и смерть»«Любовь и смерть»

Например, «Анна Каренина» — одна из тех книг, которые не дают покоя режиссерам. Эту героиню среди прочих играли такие звезды, как Грета Гарбо и Вивьен Ли. В 2012 году за адаптацию романа взялся Джо Райт, который, как большинство иностранных постановщиков, убрал из него все философские вопросы и размышления о народных судьбах (Левин болтается где-то на обочине кадра, но, как и в книге, никого не интересует), оставив только историю аристократического адюльтера в максимально роскошной обстановке.

С одной стороны, это снова фантазия о России, которую мы потеряли (и которой на самом деле никогда не существовало), и все штампы в виде мехов, снегов и бриллиантов здесь на месте, с другой — режиссер заранее снял с себя все возможные обвинения в неправдоподобности и отступлениях от священного авторского текста, перенеся действие на сцену и сделав его почти по-оперному условным. Как ни странно, «Карениной» это очень идет, и если бы не откровенный мискастинг в главных ролях (Кира Найтли — Анна, Аарон Тейлор-Джонсон — Вронский), эту версию можно было бы назвать одной из лучших.

«Анна Каренина»«Анна Каренина»

В подходе режиссеров к произведениям русских писателей последнего времени виден тот же тренд, что и в экранизациях любой другой классики — от этнографической точности ко все большей условности, когда герои и коллизии перемещаются в другое время, среду или измерение. Скажем, «Любовники» Джеймса Грея (2008) — это вольная адаптация «Белых ночей» Достоевского (попробуйте догадаться, глядя на эту абсолютно нью-йоркскую историю). Ричард Айоади в «Двойнике» (2013) перенес сюжет того же Федора Михайловича уже в какие-то совсем потусторонние кафкианские декорации, никак не привязанные ни к России, ни к реальности вообще. А действие «Леди Макбет» Уильяма Олдройда (2016), основанного на романе Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», происходит в викторианской Англии и выглядит там абсолютно органично, хотя никто из действующих лиц не обладает загадочной русской душой. Это, конечно, отдельная тема — уже не про Россию, но мы видим, что русские авторы оказываются не менее универсальными и понятными где угодно, чем, например, Шекспир, так что снижения интереса к ним, наверное, в ближайшие лет сто ждать не стоит.

«Двойник»«Двойник»

Балет и прочие искусства

Литературой, конечно, отражение русского искусства в кино не ограничивается. Еще одна тема, бесперебойно поставляющая сюжеты и героев, начиная с золотого века Голливуда, — русский балет (от жестокой мелодрамы «Не отпускай меня» 1953 года о судьбе балерины Большого до не менее жестокого шпионского триллера «Красный воробей» 2018-го опять-таки о судьбе балерины Большого). Эти фильмы чаще всего строятся на махровых стереотипах, но и здесь случаются попытки подойти к теме с не самой стандартной стороны.

«Красный воробей»«Красный воробей»

«Полина» (2016), режиссерский дебют в кино знаменитого хореографа Анжелена Прельжокажа (в соавторстве с Валери Мюллер), основана на французском графическом романе. Возможно, поэтому танцевальные эпизоды и визуальные образы здесь получились ярче, чем сама история, довольно тривиальная. Это привычный сюжет о талантливой девочке из провинции, мечтающей стать звездой. Но если родители видят дочку на сцене Большого театра, то сама она предпочитает современный танец и сбегает от классической школы в Париж, где через все положенные тернии добивается в итоге успеха и независимости. Русский каст и настоящая балерина из Мариинки Анастасия Швецова в главной роли придают фильму убедительности, хотя ему лучше удается говорить на языке танца, нежели драмы.

«Полина»«Полина»

В ряду русских культурных хештегов (Толстой, Чехов, Большой и т. д.) не обойтись без Станиславского, метод которого, мало того что навсегда изменил американское кино в конце 1950-х — начале 1960-х, так его влияние обнаруживается вдруг в самых неожиданных местах. Как, например, в фильме бразильско-португальско-российского производства «Красный русский» о двух молодых бразильских актрисах, приехавших в Москву изучать ту самую знаменитую систему Станиславского. Мокьюментари, основанное на дневниках одной из героинь, рассказывает об их приключениях на далеком белом Севере (с тем, что в иностранных фильмах о России у нас тут вечная зима, надо просто смириться). Здесь и знакомство с московской богемой, и любовные приключения с этими непонятными русскими мужчинами, и поездки на метро, производящем на девушек неизгладимое впечатление. Может, само по себе и невеликое, это кино предлагает необычный и свежий взгляд с той стороны, о которой русский зритель и сам знает только по определенному набору штампов, а тут может увидеть живых людей, не таких уж и непохожих на нас.

«Красный русский»«Красный русский»

Сталин и ГУЛАГ

Еще одна неисчерпаемая тема, связанная с Россией, которая приобретает все большую актуальность, по мере того как холодеет международный политический климат, — это все, что связано со сталинским временем — от образа самого диктатора, служащего наглядным олицетворением того зла, которое часто воплощает Россия на экране, до диковинной и пугающей обстановки, которая отлично подходит для целого ряда жанров, хоть сатиры, хоть ужастика.

«Смерть Сталина»«Смерть Сталина»

Конечно, здесь первым делом на память приходит недавний скандал, сопровождавший попытку выпустить в российский прокат «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи (2017). Сатира, придуманная французскими комиксистами Фабиеном Нури и Тьерри Робином и перенесенная на экран британским режиссером, оказалась настолько точной в деталях и нездешне смелой в своем тираноборческом настрое, что напугала власть предержащих не по-киношному всерьез. И хотя в фильме исследуется опять же вполне универсальная идея о том, что всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно, это, увы, все-таки фильм о России, причем вся история с прокатом делает его неприятно актуальной.

Такая же участь постигла на несколько лет раньше картину совсем другого калибра — диковатый и местами очень клюквенный нуар «Номер 44» (2014) по роману Тома Роба Смита. В нем сталинская Россия служит фоном для мрачной истории о поимке серийного убийцы (которую осложняет то, что по личному распоряжению товарища Сталина убийств в СССР нет) и предстает, как и в картине Ианнуччи, территорией ужаса и абсурда, соединенных в неразрывное целое.

«Номер 44»«Номер 44»

Но на этой территории разворачиваются и вполне реалистичные сюжеты, как, например, в латвийско-финско-чешской копродукции «Хроники Мелании» (2016), рассказывающей историю женщины, которая вместе с мужем и сыном вошла в число 15 000 латышей, депортированных в Сибирь в 1941 году. Пройти через ужасы лагеря — голод, холод, жестокость и постоянные унижения — Мелании помогает вера в то, что ее близкие живы, однако после освобождения и возвращения в Латвию в 1953 году оказывается, что ее скорбный путь еще не закончен. Трудно сказать, как будет воспринят этот фильм в России, наверняка не без попыток обвинить авторов в искажении фактов, однако это еще один аспект восприятия нашей страны, который вполне объясним после всех событий советской истории.

«Хроники Мелании»«Хроники Мелании»

В Сибирь, в Сибирь

Россия как загадочное бескрайнее пространство, на котором может случиться абсолютно все что угодно, привлекает как мятущиеся души в поисках экзотики, так и кинематографистов, потому что грех не использовать такую богатую натуру. Буквально через неделю с небольшим в прокат выйдет фильм, который так и называется — «Сибирь». Впрочем, наши прокатчики переименовали его в «Профессионала», желая, видимо, замаскировать, что это как раз пример крепчайшей клюквенной настойки, в котором действуют рашен мафия и прочие наши «любимые» герои.

«Профессионал»«Профессионал»

Для путешественников же, не планирующих отбивать бриллианты у гангстеров, один из популярных романтических маршрутов — путешествие Транссибирским экспрессом, и даже странно, что за эту тему режиссеры и сценаристы берутся достаточно редко.

Например, именно легендарный поезд — один из главных героев фильма «Транссибирский экспресс» (2008), который рассказывает об американской паре, пустившейся в путешествие и встречающей полный набор русских реалий — злобных милиционеров, хамоватых продавщиц, почти отсутствующий сервис и, конечно, снег (очень много снега) и vodka (очень много водки). Однако среди этих стереотипов режиссеру Брэду Андерсону удалось развернуть в ленте вполне качественный клаустрофобный триллер, если не отвлекаться на многочисленные ляпы или воспринимать их как необязательное дополнение к крепко закрученной интриге.

«В лесах Сибири»«В лесах Сибири»

Реальная история путешественника в пугающую и неизведанную Россию легла в основу французского фильма «В лесах Сибири» (2016), герой которого сбегает в поисках экзистенциальной свободы не куда-нибудь, а на Байкал. Там он поселяется в уединенном доме и некоторое время в одиночку справляется с тяготами таежного быта, пока не встречает русского мужика Алексея (его играет Евгений Сидихин), и эти двое совершенно разных людей становятся друзьями.

Как обычно, самые невероятные вещи всегда случаются на самом деле — фильм основан на автобиографической книге путешественника и журналиста Сильвена Тессона, хотя, думается, местами автор мог и приврать для пущей красоты и эффектности. Но смотрится картина, которая снималась на Байкале и в Иркутске, более чем достоверно, так что даже самым строгим патриотам вряд ли будет к чему придраться, а нечеловеческой красоты природа служит фоном для в общем-то простой и очень человеческой истории. Это лишний раз доказывает, что даже при всей понятной разнице восприятия иностранцы, снимая кино о России, чаще все-таки ищут точки соприкосновения, такие сюжеты, которые позволяют нам говорить на одном языке, а снег, медведи и водка в конечном счете всего лишь декорация.

Расследуя гибель сестры, Рита узнает жуткие тайны своей семьи. Атмосферный детектив с Петром Фёдоровым
В главных ролях:Пётр Фёдоров, Дарья Мороз, Иева Андреевайте
Режиссер:Александр Кириенко
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Курск»: Атомные штампы и зловещая долина

«Курск»: Атомные штампы и зловещая долина

13 сентября 201853
Угадай рейтинг фильма

ТестУгадай рейтинг фильма

3 сентября 201866
«Смерть Сталина»: Еще 10 фильмов о кончине советского вождя

«Смерть Сталина»: Еще 10 фильмов о кончине советского вождя

26 января 2018109
От Новой Зеландии до Уругвая. Какие картины выдвигают на «Оскар» другие страны?
Индустрия

От Новой Зеландии до Уругвая. Какие картины выдвигают на «Оскар» другие страны?

29 сентября4

Главное сегодня

Надежда на фоне бури: фестиваль «Новый сезон» в лицах и фотографиях

Вчера
Надежда на фоне бури: фестиваль «Новый сезон» в лицах и фотографиях
«Преступления будущего», «Профиль» и «Продукты 24»: 18 премьер Кинопоиска в октябре
Смотрите на Кинопоиске

«Преступления будущего», «Профиль» и «Продукты 24»: 18 премьер Кинопоиска в октябре

1 октября5
«Зеленая миля», «1+1», «Дневник Бриджит Джонс» и другие любимые фильмы, которые можно послушать
Книги

«Зеленая миля», «1+1», «Дневник Бриджит Джонс» и другие любимые фильмы, которые можно послушать

1 октября2
«Властелин колец: Кольца власти». Обсуждаем шестую серию
В предыдущих сериях

Подкаст«Властелин колец: Кольца власти». Обсуждаем шестую серию

Сегодня0
Сериалы октября: «Шантарам», «Интервью с вампиром» и «Периферийные устройства»
Сериалы

Сериалы октября: «Шантарам», «Интервью с вампиром» и «Периферийные устройства»

30 сентября5
До конца первого сезона «Колец власти» осталось две серии! Мы рассказываем, чем удивляет шестой эпизод
Сериалы

До конца первого сезона «Колец власти» осталось две серии! Мы рассказываем, чем удивляет шестой эпизод

30 сентября61
Тимоти Шаламе целуется, а Венсан Кассель становится Цезарем: 13 лучших трейлеров недели
Трейлеры

Тимоти Шаламе целуется, а Венсан Кассель становится Цезарем: 13 лучших трейлеров недели

30 сентября2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации