Что говорят иностранные зрители, посмотревшие в Торонто новый фильм Юрия Быкова.
«Завод» Юрия Быкова — социальная драма, сюжет которой немного напоминает «Все в порядке» Годара, но разыгран без тени иронии. Тут несколько отчаявшихся работников градообразующего предприятия во главе с героем Дениса Шведова берут в заложники директора, намеренно обанкротившего их завод. После премьерных показов «Завода» в Торонто мнения англоязычной критики о фильме разделились: одни и те же сюжетные повороты некоторые называют скучными, другие сравнивают Быкова с мастерами вроде гонконгского режиссера Джонни То. Почти все отмечают убедительность политического высказывания. Быков уже известен в Северной Америке благодаря «Дураку», и «Завод» оправдывает ожидания рецензентов, знакомых с тем фильмом.
Рабочие — люди. И охранники тоже люди
«Нам показывают личную жизнь рабочих, а также начальника охранного предприятия (Владислав Абашин), благодаря чему конфликт оказывается изображен в оттенках серого, а не просто черно-белым. Этот подход напоминает о „Схватке“ Майкла Манна, хотя здесь он используется не настолько последовательно».
Плохо снят экшен
«Пытаясь перемещать фигуры по своей шахматной доске, Быков быстро исчерпывает все возможные ходы. Как можно догадаться, именно в этот момент начинается стрельба.
Быков работает профессионально, но прямолинейно, спотыкается на экшен-сценах, плохо поставленных и неинтересно снятых. Интонационно фильму не удается достичь напряжения, к которому он стремится, в чем отчасти стоит винить композитора Анну Друбич. Третьесортные подражания гудящим саундтрекам Йохана Йоханссона (очень похоже на музыку из „Убийцы“) сменяются бьющими прямо в лоб тяжелыми гитарами, и в результате музыка мешает „Заводу“ найти хоть какую-то точку опоры. Но самая большая проблема, пожалуй, заключается в самом замысле. <...> „Завод“ пытается дать равный вес точкам зрения Седого, Калугина и Антона и рассыпается. Результат — душный триллер, которому почти нечего сказать».
Экшен снят хорошо и мрачно
«Сложно поверить, что образец настолько прямой социальной критики мог быть снят в путинской России, но, помимо этого, „Завод“ еще и первоклассный боевик. Молодой автор Юрий Быков („Майор“, „Дурак“) опирается на уроки своих мрачных соотечественников (в первую очередь покойного Алексея Балабанова), а также на мастеров азиатского гангстерского кино. Фильм похож на посткоммунистическую версию Джонни То, где вместо хладнокровной интонации и зеркальных поверхностей — ощущение предельной усталости и ржавый металл. <...>
Читайте также: Интервью с Денисом Шведовым, исполнителем главной роли в «Заводе»
Быков выстраивает конфликт на психологии вплоть до третьего акта, когда напряжение разрешается при помощи хореографически поставленной перестрелки. Но в подтексте фильма — классовые отношения. Под Калугиным — безжалостным человеком, чей путь к власти проложен через страдания и трупы — очевидно, подразумевается Путин. „Завод“ Быкова — история о закрытом заводе как кровавый референдум о постсоветской России; выхолощенный производственный базис, превращенный в оружие как возвращение вытесненного».
Режиссер никому и ни во что не верит
«Настроение, которое остается после „Завода“, нигилистическое. После крушения коммунистической идеи пролетарии всех стран уже не объединяются, и против них все козыри, так что даже маленькая революция выглядит заранее обреченной. Быков симметрично начинает и заканчивает фильм тем, что будто бы утверждает: единственно возможным мировоззрением честного человека в современной России остается одинокая мизантропия».
Фильм затянут!
«Решение Быкова загрузить второй акт бесконечными спорами и пререканиями перечеркивает все хорошее, что сделано до этого. <...> К моменту перестрелки в темноте в третьем акте „Завод“ уже окончательно подтверждает свой статус серьезной неудачи, которая никак не должна длиться даже минутой дольше, чем полтора часа (в фильме очень много воды)».
Диалоги удались
«Как обычно, Быкова не интересуют нюансы; имеются громкие речи, в которых прямо проговаривается, как мрачно обстоят дела в стране. Но зато его интересует игра с конфликтом, он дает персонажам жуткие, но одновременно смешные реплики и нагнетает напряжение. <...> Политическая ангажированность фильма не исключает возможности получить удовольствие».