И увидел он, что это хорошо: Любимые фильмы священнослужителей

Обсудить0

Лукас, Рязанов, Триер — и ни одного Скорсезе!

30 лет назад, 12 августа 1988 года, состоялась премьера «Последнего искушения Христа» — фильма, в котором Мартин Скорсезе впервые прямо заявил о себе как о религиозном авторе. Можно сказать, что долгий путь режиссера к «Молчанию» начался именно тогда. Опыт это был противоречивым, многие верующие сочли картину скорее еретической.

Мы решили узнать у священнослужителей, что они думают о фильме сегодня. К нашему удивлению, никто из респондентов не видел «Последнее искушение» (некоторые смотрели «Молчание» и нашли его неудачным). Зато наши собеседники рассказали о своих действительно любимых фильмах — и светской, и религиозной тематики. Впрочем, разделить светское и религиозное в кино оказалось не так-то просто.

Священник Олег Батов, Москва:

Задача рассказать о светских и религиозных фильмах сложная. Как отделить светское от религиозного? Вот «Солярис» Тарковского — это светское или религиозное? Будем считать, что светское, но на самом деле фильмы, в которых нет явной религиозной тематики, могут быть религиозны по своей сути. Сложно и выбрать всего по одному фильму. Но я попробую.

Если выбирать один фильм религиозной тематики, то «Дневник сельского священника». Классика, Робер Брессон, любимый фильм Андрея Тарковского. Этот фильм был снят, для того чтобы показать суть служения священника и суть веры. Насколько я знаю, и Брессон, и исполнитель главной роли Клод Лейдю, совсем неизвестный актер, очень глубоко изучали жизнь монастырей. Лейдю, готовясь к съемкам, даже жил в монастыре. В фильме много сцен, в которых играют не актеры, а просто жители деревни, что создает особую атмосферу подлинности.

Главный герой, молодой священник, совсем не является рыцарем веры без страха и упрека. Его жизнь и смерть явным образом ничего не меняют в жизни деревни, куда он был отправлен после семинарии на служение. Люди не стали жить иначе, они живут так же, как и до него. При этом он настоящий праведник, тихий, незаметный. В этом и суть этой незаметной праведности.

Если выбирать из светских, то это «Сталкер». Вообще все фильмы Тарковского говорят об очень важной христианской теме — о силе слабых. О ней же говорит и гораздо более известный, кассовый голливудский фильм «Форрест Гамп», который я тоже люблю.

Инокиня Евгения (Сеньчукова), Якутск:

Я расскажу про свои любимые пять фильмов.

Начнем с конца. «Служебный роман» Рязанова. Люблю этот фильм за то, что он психологически очень достоверный. Совершенно не школьно-назидательный, но просто очень полезный и достоверный.

Остальные мои любимые фильмы имеют абсолютно очевидную религиозную подоплеку. «Меланхолия» Триера — это очень интересное прочтение Апокалипсиса, которое мне близко и нравится. Возможно, Триер и не вкладывал это, но для человека, который знает Писание, это очевидно. Главные героини — это такие Марфа и Мария. Клэр заботится о земном в очень хорошем смысле. А Джастин , наоборот, ничего не боится.

Дальше «Иисус Христос — Суперзвезда». Да, конечно, рок-опера — это то, на чем многие из нас выросли, и я очень ее люблю. Но фильм я тоже люблю. Мне кажется, в нем многое показано более подробно, чем в опере. Я часто пересматриваю его на Страстной неделе, ведь все действие фильма о последних днях земной жизни Христа. У меня была интересная история в школе, связанная с этой картиной. Мы проходили по литературе «Мастера и Маргариту», и моя подруга (совершенная атеистка, кстати!) стала спорить с учительницей и другими ребятами. Говорила о том, что Иешуа — это вообще не Христос, это совсем другой человек. Мы решили посмотреть «Иисус Христос — Суперзвезда» в классе. Все были поражены.

Дальше — «Завет» Кустурицы. Молодого человека дед отправляет в город купить икону, продать корову и найти невесту. И все это, конечно же, в формате карнавала, как всегда у Кустурицы. У него очень веселый всегда карнавал, за что я Кустурицу и люблю. Для меня это фильм пасхального настроения, после просмотра которого всегда вспоминаются слова Иоанна Златоуста: «Смерть, где твое жало? Где твоя победа?» Очень важно, что Кустурица показал, что зло абсолютно победимо.

И, наконец, мой любимый фильм — «Апокалипсис» Мэла Гибсона. Это история про майя. Гибсон показывает мир без завета, и он... Он не страшный, просто он беспомощный совершенно, все люди подчинены природе. И вот приходят европейцы. Мы прекрасно знаем, что на самом деле после прихода европейцев начиналось для коренных жителей: ад, война, много крови. Но меня поразила мысль: одного конкретного человека этот европеец спасает. Тот может не принять завет, но вне зависимости этого он все равно спасен. Это очень важный момент в христианстве.

Священник Андрей Кузнецов, Самара:

Мне сложно определить, что такое светский фильм, что такое фильм на религиозную тему. Я бы сказал, что оба моих любимых фильма по своей сути религиозны, и идея у них одна. С другой стороны, оба этих фильма светские, в них нет чего-то узко религиозного.

Первый — «Заплати другому». Идея этого фильма в том, что человек, который получил помощь, поможет трем другим. Главный герой фильма — подросток из классической кризисной семьи. Мама — алкоголичка, отец периодически маму бьет. Пытаясь помочь маме, он и придумывает эту концепцию. Помоги человеку, но попроси не благодарить себя, а помочь другим. Такая вот цепочка помощи, поддержки и добра. Фильм о том, как делать добро и умножать его в мире, помогая многим. Это очень важная мысль в христианстве — помощь другому. Насколько мне известно, после выхода этого фильма эту идею периодически воплощают в жизнь и в реальном мире. Очень здорово.

Второй фильм — «Хижина». Он скорее более духовный, но, я думаю, если его показать православным или католикам и представить его как фильм на духовную тему, могут быть разные возмущения. По большому счету фильм о том, как человек встретился с Богом в лесной хижине.

В детстве главный герой отравил своего отца, который избивал его мать и его самого. Отравил незаметно, никаких подозрений ни у кого не возникло. Уже будучи взрослым, он теряет дочь. Ее похищают. И тут ему приходит письмо: «Встретимся на месте, где нашли платье твоей дочери в лесной хижине». Он туда отправляется, ожидая увидеть там тех, кто похитил ребенка, но встречается с Троицей. Там интересная получается Троица. Полная темнокожая женщина в виде Бога Отца, араб в виде Христа и китаянка в виде Духа Святого. Это ни в коем случае не кощунство, не стеб. Это просто те образы, в которых главный герой мог бы представить Бога. Например, в детстве темнокожая женщина ему помогла, вот он и представляет себе Бога так.

Какое-то время он проводит в этой хижине и общается с Богом. Ему предстоит пройти путь прощения — простить себя, своего отца и убийц дочери. Очень серьезный, глубокий фильм.

Читайте также: Суперзвезда, бунтарь и простой смертный: 17 главных кинообразов Христа

Священник Федор Людоговский, Москва:

«Звездный путь». Этот сериал мне очень интересен тем, какой мир показывают авторы.

Есть такая штука — спиральная динамика. Это модель развития человека и человечества с точки зрения не биологии, а социологии и психологии. Там много разных этапов развития. Оранжевый уровень начинается с Нового времени. Прогресс, рациональное осмысление мира. Дальше идет зеленый уровень, который проявил себя по существу только с 60-х годов прошлого века. Это плюрализм, экологические движения, защита меньшинств. Но есть еще желтый уровень, который принципиально отличается от всего вышеперечисленного. На нем человек способен не только посмотреть на проблемы с разных точек зрения, но и способен понять правоту всех или почти всех этих точек зрения. В «Звездном пути» показан как раз желтый уровень. Сериал вышел в начале 1960-х годов, а эта мысль там есть. Это Первая директива о невмешательстве. Иногда хочется навести порядок на другой планете, научить их всех жизни, но не надо. У каждого своя правда, все эти планеты должны развиваться по своему пути. Мне очень интересен этот фильм именно тем, что эта идея в сериале еще тогда, 50 лет назад, была ключевой. К сожалению, мы, конечно, в основной массе своей находимся на зеленом уровне «нетерпимости к нетерпимости». Очень хочется уже двигаться дальше.

Не могу не рассказать и о совсем классике — «Звездных войнах». Не об оригинальной трилогии, а о приквелах про детство и юность Энакина. У меня в последнее время сын подсел на «Звездные войны», вот и пересматривали вместе. И смотрел я на это и думал: так это же классика из духовных книжек! Вот у тебя есть крепкая привязанность, вопреки всем твоим обетам, страх потерять, сделка с самим дьяволом, потом ты дорогое теряешь — и дальше все, пустота и тьма.

А фильмов на религиозные темы я как-то немного смотрел. Вот из того, что видел, вспоминается очень симпатичный белорусский сериал «Притчи». Там в каждой серии рассказывается притча в современных реалиях. Главное, что все это с юмором, без скучного морализаторства.

Священник Дионисий Костомаров, Орел:

Если открыть любой популярный сайт рейтингов кино, будь это IMDB или КиноПоиск, мы увидим, что вершины рейтингов занимают вещи глубокие и не пустые. Мне кажется, это может говорить о том, что восприятие человека не лишено какого-то божественного вдохновения. Любой из топ-100 фильмов обязательно отвечает на вечные вопросы человека. Это не противоречит Евангелию нисколько. Господь нам тоже говорит не о каких-то вещах сугубо метафизических. Господь говорит нам об очень простых, бытовых вещах, которые он возвышает до божественного. Мне кажется, противопоставление христианского или не очень христианского кино ложным. В великих произведениях всегда есть религиозное, даже если создатель не причисляет себя к какой-то религии. Дело в том, что человеческое религиозно, Бог приходит к живому человеку, Бог верит в человека.

Очень люблю два фильма — «Отстреливая собак» и «Девятый день». На мой взгляд, это фильмы о воле человека. Об одном из тех самых вечных вопросов, которые стоят перед нами всегда.

Еще «Скафандр и бабочка». В этом фильме не поднимается религиозная тема вообще, но при этом в чем-то он даже более глубокий, чем первые два. В нем не происходит никаких чудес, и это, наверное, является самым главным чудом.

Смотрите также

ВидеоКак снимает Мартин Скорсезе

17 ноября 2017
Как снимает Мартин Скорсезе

Путеводитель по фильмам Тарковского, самого медленного режиссера СССР

13 июня 2018
Путеводитель по фильмам Тарковского, самого медленного режиссера СССР

«Не работать камерой, как веником»: Отрывки из книги «Брессон о Брессоне»

18 марта 2017
«Не работать камерой, как веником»: Отрывки из книги «Брессон о Брессоне»

«Черный Адам» с Дуэйном Джонсоном выйдет в декабре 2021 года

15 ноября
«Черный Адам» с Дуэйном Джонсоном выйдет в декабре 2021 года

Главное сегодня

ВидеоРежиссер Клим Шипенко разбирает сцену из «Текста»

Вчера
Режиссер Клим Шипенко разбирает сцену из «Текста»

Disney предупреждал: Что нам делать с «устаревшими культурными нормами»

15 ноября
Disney предупреждал: Что нам делать с «устаревшими культурными нормами»

«Драма-боевик с элементами порно»: Репортаж со съемок фильма «Аванпост»

15 ноября
«Драма-боевик с элементами порно»: Репортаж со съемок фильма «Аванпост»

Что смотреть дома: «Рик и Морти», «Мандалорец» и «Yesterday»

Вчера
Что смотреть дома: «Рик и Морти», «Мандалорец» и «Yesterday»

До и Босли: Как менялись «Ангелы Чарли»

15 ноября
До и Босли: Как менялись «Ангелы Чарли»

9 лучших трейлеров недели: Харли Квинн, новенький Соник и губка в бегах

15 ноября
9 лучших трейлеров недели: Харли Квинн, новенький Соник и губка в бегах

Находка дня: Фотосессия Дольфа Лундгрена в образе Карателя

15 ноября
Находка дня: Фотосессия Дольфа Лундгрена в образе Карателя
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт