Шесть крупнейших кинопрокатных компаний страны объединились в ассоциацию. КиноПоиск разобрался, какие цели она преследует и как ее создание повлияет на рынок.
На проходящем в Санкт-Петербурге 19-м международном форуме «Кино Экспо» шесть крупнейших кинопрокатных компаний России объявили о создании Ассоциации кинодистрибьюторов. Сейчас в ассоциацию входят «Двадцатый Век Фокс СНГ», «Каро премьер», «Наше кино», Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing (WDSSPR), «Централ Партнершип» и Universal Pictures International.
Вместе к одной цели
Главная задача Ассоциации кинодистрибьюторов — представлять объединенные интересы этого сегмента российской киноиндустрии. У российских кинотеатров есть своя организация — Клуб владельцев кинотеатров, у производителей — Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Однако у прокатчиков такого профессионального объединения до сих пор не было, и отстаивать интересы данного сегмента отрасли игрокам приходилось по одиночке.
«Сейчас поход в кино — это самый массовый оплачиваемый способ досуга, — говорит глава компании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев. — В определенной степени это генетическая память и уважение к советскому кинематографу, который завоевал нам славу, но есть и интерес к новым качественным картинам, способным конкурировать с голливудским кино. Все это подталкивает к созданию некоего объединения, чтобы мы сообща могли решать насущные вопросы. Понятно, что все мы разные, но цели у нас одни, пусть и идем мы к ним иногда разными путями. Для того чтобы это не случилось в дальнейшем, предлагается решать глобальные вопросы вместе».
По словам участников, ассоциация сможет более эффективно взаимодействовать с государством, инвесторами и представителями общественности. Особенно важно наладить диалог с государством. Как правило, крупные прокатчики не вступают в открытую полемику с государственными регуляторами во избежание конфликтов. Через ассоциацию они смогут обезличенно доносить свою позицию.
Одна из самых насущных проблем для рынка кинопроката сейчас — это инициатива Минкульта по установлению сбора в 5 миллионов рублей для каждого иностранного фильма, выходящего в российский прокат. Сейчас компании платят по 3500 рублей за прокатное удостоверение, возможное повышение этого сбора до 5 миллионов сильно ударит по прокатным компаниям и поставит под вопрос появление на российских экранах независимого зарубежного кино.
Участники ассоциации говорят, что работа с этой инициативой, безусловно, входит в число их задач, но пока не раскрывают, что именно они собираются делать.
Среди других целей Ассоциации кинодистрибьюторов — формирование благоприятных условий для развития рынка кинопроката и создание свода этических норм и правил, улучшающих деловой климат в отрасли. С помощью этого свода дистрибьюторы хотят увеличить прозрачность индустрии и сделать ее более привлекательной для инвесторов. Участники всей киноиндустрии страдают от недостатка инвестирования и от того, что иностранные продюсеры опасаются вкладываться в российское кино. Причина — все те же непредсказуемые государственные инициативы и нестабильность рынка.
Без независимых
Несмотря на то, что Ассоциация кинодистрибьюторов ставит своей целью защиту всего сегмента кинопроката, сейчас в нее входят всего шесть компаний. Из них четыре — «Двадцатый Век Фокс СНГ», «Каро Премьер», WDSSPR и Universal Pictures International — на постоянной основе представляют крупные голливудские студии.
Сейчас в ассоциации никак не представлены прокатчики, специализирующиеся на независимом кино, а механизмы вступления новых членов в организацию, как признаются ее участники, пока не определены и не отработаны. Между тем независимые компании точно так же нуждаются в защите и поддержке индустрии. Именно они первые в списке потенциальных жертв законопроекта Минкульта. Однако их интересы лишь отчасти пересекаются с интересами мейджоров.
«Естественно, весь рынок хотел бы консолидироваться в связи с борьбой против закона о 5 миллионах, ведь в индустрии происходят вещи, в которых заинтересованы как крупные, так и небольшие компании, — заявил КиноПоиску представитель одного из небольших независимых прокатчиков. — Если пропадет маленькая компания, рынок этого не заметит, но если пропадут дистрибьюторы независимого кино, то рынок окажется под сильным влиянием голливудских мейджоров. Существуют опасения, что будет огромнейший перекос в их сторону, который уже чувствуется».
Кроме того, если Ассоциация кинодистрибьюторов установит новые правила для всего сегмента, независимым компаниям придется с ними считаться, хотя их экономика устроена совсем по-другому, нежели у мейджоров. Представители ассоциации, однако, утверждают, что данная инициатива — это ни в коем случае не усиление сильных и не преследование личных интересов, а наоборот, возможность предъявить рынку пример сплоченности всех перед общими проблемами.
«Нужна была какая-то инициатива, и проще было сформировать ассоциацию в таком составе, — объясняет Алексей Рязанцев. — Но это не закрытый клуб. Конечно, мы будет расширять участие, когда мы будем понимать, насколько новые члены будут соответствовать объявленной нами стратегии. Я думаю, это достаточно быстро произойдет».
Западный опыт
Интересы крупных и небольших независимых компаний действительно могут сильно расходиться. Именно поэтому в США, например, существуют две организации. Американская ассоциация кинокомпаний, известная многим по аббревиатуре MPAA, объединяет шесть мейджоров: Walt Disney Studios Motion Pictures, Paramount Pictures Corporation, Sony Pictures Entertainment Inc., Twentieth Century Fox Film Corporation, Universal City Studios LLC и Warner Bros. Entertainment Inc. Она лоббирует интересы индустрии, в частности занимается борьбой с пиратством, а также присваивает фильмам возрастной рейтинг (который может повлиять на прокатную судьбу картины).
Параллельно существует Альянс независимого кино и телевидения (IFTA) — профессиональная ассоциация, объединяющая компании, занимающиеся финансированием, продюсированием и лицензированием независимых фильмов и телепрограмм. Несмотря на то, что штаб-квартира IFTA находится в Лос-Анджелесе, в него входят 150 компаний из 23 стран мира. При помощи участников IFTA ежегодно создается свыше 500 картин и огромное количество телепродукции.
В Великобритании с 1915 года существует ассоциация кинопрокатчиков Film Distributors’ Association (FDA). Она насчитывает около 30 членов, среди которых и независимые организации. Ассоциация занимается регуляцией рынка внутри страны и развитием британского кино за ее пределами, сотрудничает с BFI (Британским киноинститутом), правительством и представителями индустрии.
FDA входит в международную федерацию кинопрокатчиков FIAD (International Federation of Film Distributors’ Associations), которая под своим крылом собрала ассоциации дистрибьюторов из 14 европейских стран. Кроме того, в Европе существует Europa Distribution, объединившая в 2006 году независимых прокатчиков (сейчас их в ассоциации более 140). Из России в эту ассоциацию входит A-One. Как объясняет директор A-One Даниил Горошко, участие в этой организации позволяет обмениваться опытом работы с коллегами не только из Европы, но со всего мира. «Мы делимся результатами проката, ожиданиями проектов, формируем совместные стратегии, — говорит Горошко. — Участие в Europa Distribution недешевое, но с их стороны полностью финансируются поездки наших специалистов на кинофестивали, а также встречи участников альянса».
Независимые прокатные компании сейчас скорее настороженно наблюдают за появлением Ассоциации кинодистрибьюторов и признаются, что пока не уверены в ее эффективности. Участники ассоциации же уверяют, что такая организация нужна рынку, но признают, что пока ее структура и цели не прояснены до конца. «Никто еще не может ответить, какие плюсы и минусы у такой ассоциации, — заявил КиноПоиску Алексей Рязанцев. — Но не попробовать мы не могли. Это было общее решение».