Диалог с властью и инвесторами: Зачем нужна Ассоциация кинодистрибьюторов

Обсудить0

Шесть крупнейших кинопрокатных компаний страны объединились в ассоциацию. КиноПоиск разобрался, какие цели она преследует и как ее создание повлияет на рынок.

На проходящем в Санкт-Петербурге 19-м международном форуме «Кино Экспо» шесть крупнейших кинопрокатных компаний России объявили о создании Ассоциации кинодистрибьюторов. Сейчас в ассоциацию входят «Двадцатый Век Фокс СНГ», «Каро премьер», «Наше кино», Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing (WDSSPR), «Централ Партнершип» и Universal Pictures International.

Вместе к одной цели

Главная задача Ассоциации кинодистрибьюторов — представлять объединенные интересы этого сегмента российской киноиндустрии. У российских кинотеатров есть своя организация — Клуб владельцев кинотеатров, у производителей — Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Однако у прокатчиков такого профессионального объединения до сих пор не было, и отстаивать интересы данного сегмента отрасли игрокам приходилось по одиночке.

«Сейчас поход в кино — это самый массовый оплачиваемый способ досуга, — говорит глава компании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев. — В определенной степени это генетическая память и уважение к советскому кинематографу, который завоевал нам славу, но есть и интерес к новым качественным картинам, способным конкурировать с голливудским кино. Все это подталкивает к созданию некоего объединения, чтобы мы сообща могли решать насущные вопросы. Понятно, что все мы разные, но цели у нас одни, пусть и идем мы к ним иногда разными путями. Для того чтобы это не случилось в дальнейшем, предлагается решать глобальные вопросы вместе».

Международный форум «Кино Экспо» / Фото: kinoexpo.ruМеждународный форум «Кино Экспо» / Фото: kinoexpo.ru

По словам участников, ассоциация сможет более эффективно взаимодействовать с государством, инвесторами и представителями общественности. Особенно важно наладить диалог с государством. Как правило, крупные прокатчики не вступают в открытую полемику с государственными регуляторами во избежание конфликтов. Через ассоциацию они смогут обезличенно доносить свою позицию.

Одна из самых насущных проблем для рынка кинопроката сейчас — это инициатива Минкульта по установлению сбора в 5 миллионов рублей для каждого иностранного фильма, выходящего в российский прокат. Сейчас компании платят по 3500 рублей за прокатное удостоверение, возможное повышение этого сбора до 5 миллионов сильно ударит по прокатным компаниям и поставит под вопрос появление на российских экранах независимого зарубежного кино.

Участники ассоциации говорят, что работа с этой инициативой, безусловно, входит в число их задач, но пока не раскрывают, что именно они собираются делать.

Среди других целей Ассоциации кинодистрибьюторов — формирование благоприятных условий для развития рынка кинопроката и создание свода этических норм и правил, улучшающих деловой климат в отрасли. С помощью этого свода дистрибьюторы хотят увеличить прозрачность индустрии и сделать ее более привлекательной для инвесторов. Участники всей киноиндустрии страдают от недостатка инвестирования и от того, что иностранные продюсеры опасаются вкладываться в российское кино. Причина — все те же непредсказуемые государственные инициативы и нестабильность рынка.

Без независимых

Несмотря на то, что Ассоциация кинодистрибьюторов ставит своей целью защиту всего сегмента кинопроката, сейчас в нее входят всего шесть компаний. Из них четыре — «Двадцатый Век Фокс СНГ», «Каро Премьер», WDSSPR и Universal Pictures International — на постоянной основе представляют крупные голливудские студии.

Сейчас в ассоциации никак не представлены прокатчики, специализирующиеся на независимом кино, а механизмы вступления новых членов в организацию, как признаются ее участники, пока не определены и не отработаны. Между тем независимые компании точно так же нуждаются в защите и поддержке индустрии. Именно они первые в списке потенциальных жертв законопроекта Минкульта. Однако их интересы лишь отчасти пересекаются с интересами мейджоров.

Международный форум «Кино Экспо» / Фото: kinoexpo.ruМеждународный форум «Кино Экспо» / Фото: kinoexpo.ru

«Естественно, весь рынок хотел бы консолидироваться в связи с борьбой против закона о 5 миллионах, ведь в индустрии происходят вещи, в которых заинтересованы как крупные, так и небольшие компании, — заявил КиноПоиску представитель одного из небольших независимых прокатчиков. — Если пропадет маленькая компания, рынок этого не заметит, но если пропадут дистрибьюторы независимого кино, то рынок окажется под сильным влиянием голливудских мейджоров. Существуют опасения, что будет огромнейший перекос в их сторону, который уже чувствуется».

Кроме того, если Ассоциация кинодистрибьюторов установит новые правила для всего сегмента, независимым компаниям придется с ними считаться, хотя их экономика устроена совсем по-другому, нежели у мейджоров. Представители ассоциации, однако, утверждают, что данная инициатива — это ни в коем случае не усиление сильных и не преследование личных интересов, а наоборот, возможность предъявить рынку пример сплоченности всех перед общими проблемами.

«Нужна была какая-то инициатива, и проще было сформировать ассоциацию в таком составе, — объясняет Алексей Рязанцев. — Но это не закрытый клуб. Конечно, мы будет расширять участие, когда мы будем понимать, насколько новые члены будут соответствовать объявленной нами стратегии. Я думаю, это достаточно быстро произойдет».

Западный опыт

Интересы крупных и небольших независимых компаний действительно могут сильно расходиться. Именно поэтому в США, например, существуют две организации. Американская ассоциация кинокомпаний, известная многим по аббревиатуре MPAA, объединяет шесть мейджоров: Walt Disney Studios Motion Pictures, Paramount Pictures Corporation, Sony Pictures Entertainment Inc., Twentieth Century Fox Film Corporation, Universal City Studios LLC и Warner Bros. Entertainment Inc. Она лоббирует интересы индустрии, в частности занимается борьбой с пиратством, а также присваивает фильмам возрастной рейтинг (который может повлиять на прокатную судьбу картины).

Параллельно существует Альянс независимого кино и телевидения (IFTA) — профессиональная ассоциация, объединяющая компании, занимающиеся финансированием, продюсированием и лицензированием независимых фильмов и телепрограмм. Несмотря на то, что штаб-квартира IFTA находится в Лос-Анджелесе, в него входят 150 компаний из 23 стран мира. При помощи участников IFTA ежегодно создается свыше 500 картин и огромное количество телепродукции.

В Великобритании с 1915 года существует ассоциация кинопрокатчиков Film Distributors’ Association (FDA). Она насчитывает около 30 членов, среди которых и независимые организации. Ассоциация занимается регуляцией рынка внутри страны и развитием британского кино за ее пределами, сотрудничает с BFI (Британским киноинститутом), правительством и представителями индустрии.

FDA входит в международную федерацию кинопрокатчиков FIAD (International Federation of Film Distributors’ Associations), которая под своим крылом собрала ассоциации дистрибьюторов из 14 европейских стран. Кроме того, в Европе существует Europa Distribution, объединившая в 2006 году независимых прокатчиков (сейчас их в ассоциации более 140). Из России в эту ассоциацию входит A-One. Как объясняет директор A-One Даниил Горошко, участие в этой организации позволяет обмениваться опытом работы с коллегами не только из Европы, но со всего мира. «Мы делимся результатами проката, ожиданиями проектов, формируем совместные стратегии, — говорит Горошко. — Участие в Europa Distribution недешевое, но с их стороны полностью финансируются поездки наших специалистов на кинофестивали, а также встречи участников альянса».

Независимые прокатные компании сейчас скорее настороженно наблюдают за появлением Ассоциации кинодистрибьюторов и признаются, что пока не уверены в ее эффективности. Участники ассоциации же уверяют, что такая организация нужна рынку, но признают, что пока ее структура и цели не прояснены до конца. «Никто еще не может ответить, какие плюсы и минусы у такой ассоциации, — заявил КиноПоиску Алексей Рязанцев. — Но не попробовать мы не могли. Это было общее решение».

Обычная жизнь в Санкт-Петербурге резко меняется с появлением человека в маске Чумного Доктора
В главных ролях:Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Алексей Маклаков и др.
Режиссер:Олег Трофим
Уже в кино
Купить билет

Смотрите также

Кинотеатры России готовятся к повторному закрытию из-за коронавируса

Кинотеатры России готовятся к повторному закрытию из-за коронавируса

26 сентября 202037
Прокат рассудит: Препарируем «Невесту»

Прокат рассудит: Препарируем «Невесту»

25 января 201737
«Время первых» вступит в борьбу с «Салютом-7»

«Время первых» вступит в борьбу с «Салютом-7»

9 декабря 201620
Что русскому хорошо: Какие иностранные фильмы становятся хитами только у нас
Сборы

Что русскому хорошо: Какие иностранные фильмы становятся хитами только у нас

31 августа 2019126

Главное сегодня

Краткая история кино: 1940-е. Смотрим ужасы категории Б, вестерн с гей-мотивами и сталинскую агиографию

17 апреля14
Краткая история кино: 1940-е. Смотрим ужасы категории Б, вестерн с гей-мотивами и сталинскую агиографию
Как Фрэнсис МакДорманд нарушила все правила Голливуда, но стала лицом американского кино
Портрет героя

ВидеоКак Фрэнсис МакДорманд нарушила все правила Голливуда, но стала лицом американского кино

17 апреля8
«Игре престолов» — 10 лет! Рассказываем, как празднуют юбилей сериала во всем мире

«Игре престолов» — 10 лет! Рассказываем, как празднуют юбилей сериала во всем мире

17 апреля9
20 лет «Братству кольца»: Как устроена самая зрелищная сцена фильма

20 лет «Братству кольца»: Как устроена самая зрелищная сцена фильма

16 апреля28
8 лучших трейлеров недели: Снайдер грабит казино, Петров играет Есенина, а Дизель гонит на брата

8 лучших трейлеров недели: Снайдер грабит казино, Петров играет Есенина, а Дизель гонит на брата

16 апреля4
Путь номадов в американском кино: От Чарли Чаплина до «Земли кочевников»

Путь номадов в американском кино: От Чарли Чаплина до «Земли кочевников»

16 апреля2
До «Оскара» неделя! Сможете ответить на 10 вопросов о церемонии?

ТестДо «Оскара» неделя! Сможете ответить на 10 вопросов о церемонии?

16 апреля16
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт