Камбербэтч-Эдисон и Кларк-Кеннеди в «Войне токов» и «Чаппакуиддике»

Бенедикт Камбербэтч и Джейсон Кларк оба показывают реальных исторических личностей, однако подход у двух фильмов совершенно разный.

«Война токов»

Фильм о противостоянии двух «электрических» магнатов, Томаса Эдисона (Бенедикт Камбербэтч) и Джорджа Вестингауза (Майкл Шеннон), может похвастаться не только звездным составом исполнителей, но и определенным русским следом: в числе продюсеров одним из первых в титрах появляется имя Тимура Бекмамбетова. Он купил права на сценарий в 2012-м и сначала был приписан к проекту как постановщик, однако потом остался лишь в роли продюсера. Режиссерское кресло занял Альфонсо Гомес-Рехон, поставивший ранее подростковую инди-драму «Я, Эрл и умирающая девушка».

«Война токов»«Война токов»

Сценарист Майкл Митник «Войну токов» решил написать после того, как еще во время студенчества в качестве учебного задания выбрал монолог Томаса Эдисона. Он обнаружил среди прочего, что изобретение электрического стула как способа казни в американских тюрьмах стало результатом борьбы Эдисона и Вестингауза за первое место среди поставщиков электроэнергии. Этот эпизод, как и множество других занятных исторических фактов и персонажей, в том числе Никола Тесла (Николас Холт в эксцентричных клетчатых сюртуках), занимает добрую половину картины, снабженную достаточными для забывших школьный курс физики техническими подробностями. Вторую половину фильма занимают сцены, раскрывающие характеры Эдисона (самонадеянный изобретатель-сноб, не очень далеко ушедший от Шерлока в исполнении того же Камбербэтча) и его соперника, который вообще-то соперником быть совсем не хочет, а хочет кооперироваться. Но кооперироваться Эдисон ни с кем не желает и развязывает «войну токов», постоянного и переменного, активно рассказывая журналистам, что ток Вестингауза может убить человека, и наглядно демонстрируя действие электричества на лошадях и других животных.

Довольно неприятному типу Эдисону зрители должны сочувствовать, потому что авторы наделили его трогательными, чувственными отношениями с умницей-женой (Таппенс Мидлтон). После того как она умирает без объяснения причин в середине фильма, Эдисон прокручивает магнитную запись ее голоса, которую создал с помощью собственноручно изобретенного аппарата, и вспоминает, как позвал ее под венец — азбукой Морзе, как же еще. На его стороне харизма, блестящий ум, любовь работников, а главное, мировая слава. У сдержанного Вестингауза тоже есть жена, она дает ценные советы относительно ведения бизнеса. А еще у него есть непоколебимая нравственная позиция, и его выдержке в борьбе с беспринципным Эдисоном можно только позавидовать. Счет постоянно стремится к ничьей, а Эдисон и Вестингауз практически не встречаются, продолжая воевать на почтительном расстоянии друг от друга. Правда, накала их экранного конфликта не хватит и на крошечную лампочку.

«Война токов»«Война токов»

«Война токов» постоянно пытается уйти — по крайней мере, по части визуальных приемов — от классического представления о биографическом фильме: камера порхает по электростанциям и кабинетам главных героев, то взмывая к потолку, то приближаясь к лицам персонажей; саундтрек пульсирует электронными композициями, усердно стараясь звучать современно. И все равно трудно понять, кому предназначен этот фильм — любителям биографических драм об ученых или поклонникам Бенедикта Камбербэтча? Широкой аудитории следить за тем, как американские города обращаются то к Вестингаузу, то к Эдисону, будет, скорее всего, просто скучно. Тем более что исход войны известен.

«Чаппакуиддик»

Джейсон Кларк играет в «Чаппакуиддике» Эдварда Тедди Кеннеди — политика, установившего рекорд по продолжительности пребывания на посту сенатора. Эдвард занимал кресло сенатора от штата Массачусетс на протяжении 46 лет. Однако сценаристов-дебютантов Тэйлора Аллена и Эндрю Логана интересует всего лишь пара дней в июле 1969 года, когда Тедди, выпив на вечеринке вместе с друзьями и сотрудниками, работавшими над президентской кампанией его брата Роберта, произносит вдохновенную речь на тему «Мы с вами одна семья». После чего он садится за руль и увозит бывшую помощницу Роберта, 28-летнюю Мэри Джо (Кейт Мара), любоваться звездами, благо вечеринка проходит в летнем доме семьи Кеннеди на острове Чаппакуиддик. Кеннеди уговаривает девушку заняться новой президентской кампанией — его собственной.

«Чаппакуиддик»«Чаппакуиддик»

По дороге домой Тедди потеряет управление, машина упадет в реку, и сенатор, выбравшись на берег, уедет обратно в дом, где проходила вечеринка. Когда утром водолазы вытащат тело Мэри Джо, он вместе со всей президентской ратью — советниками, адвокатами, врачами и пиарщиками — будет пытаться избежать суда и наказания за убийство по неосторожности. «Чаппакуиддик» — кино о болезненном эпизоде американской истории, безжалостное по отношению к своему центральному герою. Кларк практически солирует на экране, воплощая образ слабого, лицемерного, неуверенного в себе человека, который, тем не менее, не хочет терять власть и образ жизни, к которым привык.

Стоит отдать авторам должное: зрителю легко понять, что сделало младшего Кеннеди, брата убитых Джона и Роберта, любимцев публики, именно таким. Фильм открывается телевизионным интервью, которое Тедди дает в преддверии новой президентской кампании. Журналист спрашивает его о братьях, и политик отвечает, что их работа на благо страны всегда будет отбрасывать тень на преемников. «И каково жить в этой тени?» — задает неосторожный вопрос телеведущий, и Тедди резко прерывает беседу.

«Чаппакуиддик»«Чаппакуиддик»

Проведя всю жизнь в тени старших братьев, под прицелом камер и с необходимостью соответствовать ожиданиям, Эдвард не научился брать ответственность и больше всего на свете боится подвести семью. Парализованный отец (Брюс Дерн, играющий одними лишь полными гнева и презрения глазами) едва двигающимися губами шипит: «Алиби!» Но и этого Тедди не может себе обеспечить. Он даже заявление в полицию не может написать, не противореча самому себе. Его хаотичные действия вызывают у советников одну головную боль, однако дело — благодаря связям и признанию самого Эдварда в том, что он «оставил место происшествия» — все же удается свести к условному сроку.

«Чаппакуиддик»«Чаппакуиддик»

Керран предельно реалистично, с четкой хронологией и холодной, отстраненной интонацией восстанавливает события тех дней, после которых Эдварду уже не суждено было стать президентом. Это напряженная драма о трагедии, которую в современной Америке уже позабыли, но сейчас — это отмечают многие западные критики — неплохо бы вспомнить, чтобы в очередной раз задать вопрос, что такое власть, как она трансформирует личность и может ли оставаться в руках человека, который нарушает закон.

Говорящие камни, пальцы-сосиски и разные версии себя: нашумевший фильм-калейдоскоп теперь в подписке
В главных ролях:Мишель Йео, Джейми Ли Кёртис, Ке Хюи Куан
Режиссер:Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Почему сиквел «Доктора Стрэнджа» не удался
Мнение

Почему сиквел «Доктора Стрэнджа» не удался

28 июня53
Что смотреть дома: «Всё везде и сразу», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Три кота и море приключений»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Всё везде и сразу», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Три кота и море приключений»

24 июня4
Уишоу у Серебренникова, а Камбербэтч у Гринграсса: 20 интересных проектов с Каннского кинорынка

Уишоу у Серебренникова, а Камбербэтч у Гринграсса: 20 интересных проектов с Каннского кинорынка

30 мая4
«Первый хоррор Marvel»: что пишут про «Доктора Стрэнджа» Сэма Рэйми

«Первый хоррор Marvel»: что пишут про «Доктора Стрэнджа» Сэма Рэйми

5 мая

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

Новый сезон «Мажора», «Межсезонье» и «Сага о Винланде»: 21 премьера Кинопоиска в июле

Сегодня
Новый сезон «Мажора», «Межсезонье» и «Сага о Винланде»: 21 премьера Кинопоиска в июле
«Главная роль»: абсурдистское кино про кино
Рецензия

«Главная роль»: абсурдистское кино про кино

Сегодня0
По книге Брета Истона Эллиса сняли «Американского психопата». Но не только! Рассказываем об остальных кинопроектах писателя
Индустрия

По книге Брета Истона Эллиса сняли «Американского психопата». Но не только! Рассказываем об остальных кинопроектах писателя

Сегодня1
Кинематографисты в Telegram: 25 каналов профессионалов индустрии, на которые стоит подписаться
Индустрия

Кинематографисты в Telegram: 25 каналов профессионалов индустрии, на которые стоит подписаться

Сегодня0
Кто такой Векна и как выжил Хоппер? Готовимся к финалу четвертого сезона «Очень странных дел»
Сериалы

Кто такой Векна и как выжил Хоппер? Готовимся к финалу четвертого сезона «Очень странных дел»

Сегодня
«Инопланетянин»: фильм, после которого перестали бояться нашествия из космоса
Культовое кино

«Инопланетянин»: фильм, после которого перестали бояться нашествия из космоса

Сегодня2
Род донской: криминальные сказки русского юга в сериале «ЮЗЗЗ»
Сериалы

Род донской: криминальные сказки русского юга в сериале «ЮЗЗЗ»

Вчера3
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.