Кантемир Балагов: «До учебы у Сокурова я себя личностью не ощущал»

Обсудить0

Режиссер-дебютант — о своем фильме «Теснота», попавшем в Канны, об учебе у Александра Сокурова и жизни в Кабардино-Балкарии.

Дебютный фильм в каннской программе «Особый взгляд», который сегодня был показан на фестивале, — это очень почетно, особенно если ты не из крутого московского или питерского киновуза, а из Нальчика, и все, что о тебе известно большинству людей, — это то, что ты окончил в местном университете мастерскую Александра Сокурова. Но Кантемир Балагов, кажется, философски относится к тому, что его «Тесноту», фильм о похищении еврейских жениха и невесты в Кабардино-Балкарии, взяли в Канны, а среди его соседей по конкурсу — Матьё Амальрик, Лоран Канте и Киёси Куросава. КиноПоиск поговорил с Балаговым, пытаясь понять, как из Нальчика попасть в Канны и что для этого нужно сделать.

«Теснота»«Теснота»

— Как вы узнали о курсах Сокурова в Кабардино-Балкарском университете?

— Мне было где-то лет двадцать. Я был киноманом, любил смотреть фильмы, причем совсем не те, которые я сейчас смотрю. У меня были зеркалка и горячее желание делать кино, так что я просто ходил и снимал со своими друзьями. Я делал веб-сериал про местных, нальчикских молодых ребят, которые сталкиваются с разными проблемами — криминалом, грязными деньгами, кровной местью. О нескончаемом круговороте насилия, который очень часто сопряжен с молодостью и с жизнью на Кавказе. Хотя это сейчас на словах так красиво звучит, а на деле реализация сильно хромала, все это было на уровне любителя. Фильм был полон недостатков — профессиональных, драматургических. Он был в интернете, одну серию в среднем смотрело 5—7 тысяч человек, местная публика в основном, но я его потом отовсюду удалил. Мне за него немного стыдно, как вообще бывает стыдно за многое, что делаешь в молодости.

Снимая, я в какой-то момент понял, что уперся в потолок, что мне хочется чего-то большего. И один мой знакомый (он, кстати, тоже потом поступил вместе со мной) посоветовал мне обратиться к Александру Николаевичу Сокурову. На тот момент он уже открыл мастерскую в Нальчике. Я написал Александру Николаевичу, мы с ним встретились, и он предложил мне поступить к нему в мастерскую сразу на третий курс, потому что, вообще говоря, это был единственный курс. Больше он не набирал ни до, ни после. И я попал на третий курс его мастерской, чему очень рад и безмерно благодарен.

— Вы говорите, что вы были киноманом. Расскажите, на каком кино вы росли, какое кино сформировало вас как личность?

— Ну, я могу сказать, что на тот момент, до учебы в мастерской Александра Николаевича, я себя личностью еще не ощущал, к сожалению. Хотя к моменту поступления, как я уже говорил, мне было 20 лет. Поэтому я скажу просто про любимые картины. Мне нравился ранний Иньярриту«Сука-любовь», «21 грамм». Нравился Нолан. Нравились ранние фильмы фон Триера — «Танцующая в темноте», например. А «Рассекая волны» я вообще считаю его лучшим фильмом. Конечно же, «Криминальное чтиво» Тарантино — один из любимейших фильмов до мастерской.

Кантемир Балагов / Фото: Из личного архиваКантемир Балагов / Фото: Из личного архива

— Неплохой выбор для человека, который, как вы говорите, не сформировался как личность. Был кто-то, кто советовал вам фильмы?

— Я исходил из поверхностного знания о фильме. Грубо говоря, если этот фильм получил какой-то крупный приз, его отметили, то его нужно посмотреть. И, конечно, я ходил в местный видеопрокат, потому что с фильмами было тяжело, как и с интернетом, и мне там часто советовали, что смотреть. Что-то из этого мне нравилось, что-то — нет. Вы говорите, что это хорошие картины, но сейчас, конечно, мне кажется, намного важнее смотреть Брессона, Беллоккьо, Карне. Такие фильмы должны формировать автора как личность. И Дрейер. Классика, истоки, с которых все начиналось.

«Сука-любовь»«Сука-любовь»

— Сокуров рассказывал про свою мастерскую, будто для него было очень важно, чтобы ребята, которые пришли к нему учиться, не смотрели его фильмов. Вы тоже перед встречей с Сокуровым не видели ни одной его картины?

— Не видел. Я даже не знал толком, кто это такой. Только потом начал узнавать, что это за человек, кто он такой, что он снял, и начал смотреть его картины. И то, что Александр Николаевич запрещал нам смотреть свои фильмы, пока мы учились на курсе, — абсолютная правда.

— А потом, когда вы посмотрели, что вам понравилось больше всего или откровенно не понравилось — такое тоже возможно?

— Моим любимым фильмом у Александра Николаевича был и остается до сих пор «Отец и сын». Я люблю его за человечность. Там потрясающее актерское исполнение. «Элегию дороги» очень люблю. И еще «Повинность» — такой дневниковый документальный фильм...

«Отец и сын»«Отец и сын»

— «Духовные голоса» не любите? Это же первая часть дилогии.

— «Духовные голоса», если честно, я не посмотрел. (Смеется.) Но я знаю, что фильмы похожи, только один про Афганистан, а другой — про моряков.

— Расскажите, как проходило ваше обучение.

— Местных преподавателей у нас практически не было, в основном к нам приезжали из Москвы и Санкт-Петербурга. Они были какими-то невероятными профессионалами, нам с ними очень повезло. Мастер приезжал один-два раза в месяц, в зависимости от своего графика. Раз в полгода мы должны были снимать свое короткометражное кино, документальное или игровое — какое хотим. Никаких запретов не было, кроме насилия и мата.

— Как бы вы определили главное в том, что Александр Николаевич пытался донести до вас?

— Любовь к литературе. Он всегда говорил, что режиссер должен как можно больше читать. Это самое главное, что он пытался нам вдолбить. Всё уже там, все характеры, все сюжеты, истории. И это на самом деле так. Многие ребята начинают высасывать что-то из пальца, когда можно просто взять хорошую литературу и что-то оттуда почерпнуть. Я тогда впервые открыл для себя Андрея Платонова, он теперь мой самый любимый писатель благодаря Александру Николаевичу. Я стал читать Фолкнера, познакомился с Кортасаром. Не говорю о Достоевском и Толстом — я знал о них и до учебы.

«Теснота»«Теснота»

— Сокуров где-то сказал, что за все свои работы во время учебы вы получили отличные оценки. О чем были фильмы?

— Основным посылом наших работ было желание показать, что на Кавказе живут такие же люди, как и в центральной части России. Что мы так же чувствуем, так же живем и переживаем, что у нас такие же страхи и такие же комплексы, как и у всех, как у всего остального мира. Мы не скачем на лошадях, и у нас за пазухой нет кинжала. Александр Николаевич пропагандировал и пропагандирует человеческие отношения и гуманизм. И он старался, чтобы в наших работах это также присутствовало. И мне кажется, что это очень правильная позиция. Для меня как для режиссера самое главное — это человек. Все, что делается в искусстве, музыке, литературе, кино, — это все для человека и о человеке. А если нет человека, его переживаний, его отношений, истории, то тогда не совсем понятно, для чего все это.

— А если в двух словах, каковы сюжеты ваших фильмов?

— Например, мой дипломный фильм — это история отношений глухонемой девушки и молодого парня и рассказ о проблемах, с которыми они сталкиваются из-за недуга героини. Моя первая курсовая работа — о парне, который изо всех сил пытается понять, кто он такой, найти свой путь и находит его в исламе. После чего выясняется, что его мать категорически против такого выбора, потому что на Северном Кавказе накаленная ситуация. После того как исламские боевики в 2005 году атаковали Нальчик, отношение к исламу в городе резко негативное, и родители категорически против того, чтобы дети принимали ислам и молились. У меня такая же ситуация в семье была. Еще у меня был документальный фильм «Андрюха» о мальчике, который страдает шизофренией и добывает на рынке деньги, являясь для всей своей семьи единственным кормильцем.

Кантемир Балагов / Фото: Из личного архиваКантемир Балагов / Фото: Из личного архива

— Действие всех этих фильмов разворачивается в настоящем, а для дебютного фильма вы обратились к концу 1990-х. Почему?

— Да, это 1998 год. Потому что фильм основан на реальных событиях. В 1990-е местные ребята в Нальчике действительно нередко воровали людей из еврейской общины, чтобы получить выкуп. Сейчас евреев там живет значительно меньше, все уехали, а тогда их община была относительно состоятельной. У них была своя небольшая промышленность, они торговали на рынке дефицитными и дорогими товарами. Многие местные к ним относились как к гостям, и похитить их не считалось зазорным. Про похищение еврейских жениха и невесты мне рассказал отец, а потом я много расспрашивал местных и по крупицам собрал информацию для своей истории.

— От каких-то натуралистичных или просто неприятных подробностей, наверное, пришлось отказаться?

— На самом деле от реального похищения остались только сам его факт и отдельные детали, а коллизии, отношения героев, подробности семейной жизни общины — это авторская выдумка. Правда, были еще сцены, которые тоже восстановлены по реальным событиям почти досконально, но я пока о них не буду говорить. Чтобы спойлеров не было.

Пережив встречу с андроидом, полицейские переезжают в Москву. Продолжение народной сай-фай комедии
В главных ролях:Зоя Бербер, Антон Филипенко, Сергей Гармаш, Кузьма Сапрыкин, Федор Лавров
Режиссер:Максим Пежемский, Александр Карпиловский
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

В Каннах покажут 5 российских фильмов (и один российско-европейский!). О чем они и кто их сделал?

В Каннах покажут 5 российских фильмов (и один российско-европейский!). О чем они и кто их сделал?

3 июня17
Почему Кантемир Балагов — идеальный режиссер для «The Last of Us» (и как вообще экранизировать видеоигры)
Крупным планом

ПодкастПочему Кантемир Балагов — идеальный режиссер для «The Last of Us» (и как вообще экранизировать видеоигры)

22 января47
Кантемир Балагов снимет пилот сериала по мотивам игры «The Last of Us» для HBO

Кантемир Балагов снимет пилот сериала по мотивам игры «The Last of Us» для HBO

16 января115
От Кристофера Нолана до Кантемира Балагова. Кто должен экранизировать культовые видеоигры

От Кристофера Нолана до Кантемира Балагова. Кто должен экранизировать культовые видеоигры

15 декабря 202081

Главное сегодня

Фестивали

«Кинотавр-2021». «Нуучча»: шекспировская драма о якутах с Сергеем Гилевым

Сегодня0
«Кинотавр-2021». «Нуучча»: шекспировская драма о якутах с Сергеем Гилевым
Пол Шредер: «Мы больше живем чувствами киногероев, чем собственными»
Интервью

Пол Шредер: «Мы больше живем чувствами киногероев, чем собственными»

Вчера4
«Кинотавр-2021». «Оторви и выбрось»: кровавая комедия о сепарации и абьюзе от Кирилла Соколова
Фестивали

«Кинотавр-2021». «Оторви и выбрось»: кровавая комедия о сепарации и абьюзе от Кирилла Соколова

Вчера6
«Дюна»: что восхищает и что разочаровывает в главном блокбастере года
Крупным планом

Подкаст«Дюна»: что восхищает и что разочаровывает в главном блокбастере года

Вчера10
«Корона» — лучший драматический сериал. Объявлены победители «Эмми-2021»

«Корона» — лучший драматический сериал. Объявлены победители «Эмми-2021»

Вчера12
Как снимает Дени Вильнёв и чем хороша «Дюна»

ВидеоКак снимает Дени Вильнёв и чем хороша «Дюна»

18 сентября19
9 лучших трейлеров недели: Руни Мара сидит на электрическом стуле, а Константин Хабенский играет в шахматы

9 лучших трейлеров недели: Руни Мара сидит на электрическом стуле, а Константин Хабенский играет в шахматы

17 сентября13
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт