Ростов-папа в кино: Герои правого берега

Обсудить0

Снять своими силами кино о родном городе? Простым жителям Ростова-на-Дону это удалось, пусть и под чутким руководством заезжих профессионалов.

В Ростове-на-Дону в рамках фестиваля Bridge of Arts состоялась российская премьера фильма, снятого ростовчанами и о ростовчанах. Он называется «Напротив Левого берега» и снят в рамках документального проекта «Код города», который был придуман продюсером Анной Селяниной, режиссером Евгением Григорьевым, драматургом Марией Зелинской и оператором Артемом Полосатым.

«Код города» — своего рода кочующая кинолаборатория, исследующая российские города через объектив камеры и взгляд местных жителей. Кто лучше ростовчан расскажет о том, что такое донская столица, причем без стереотипных казаков, раков и бандитов? Команда «Кода города» уже проделала подобный эксперимент с Первоуральском в 20140м. Правда, там не было задачи создать полнометражный фильм, и участники просто снимали свои короткометражки. В Ростове же было отобрано 16 участников, которые хотели снять кино про свой город, восемь из них дошли до финала и представили свои работы. Из этих коротких новелл был составлен фильм «Напротив Левого берега» с общей канвой, но разными героями и режиссерами.

«Напротив Левого берега»«Напротив Левого берега»

Левый берег Дона известен по словам популярной песни Михаила Шуфутинского. Ее слышал, пожалуй, каждый житель страны. Немногие, правда, знают, что на левом берегу в Ростове-на-Дону расположены сплошь увеселительные заведения и совершенно нет обычной городской жизни. Она сконцентрирована на правом берегу Реки, как тут называют Дон. О подлинной будничной жизни большого южного города и идет речь в фильме. Но не только. Помимо размышлений о Ростове и его жителях, «Напротив Левого берега» — это еще и история создания документального кино, режиссерских поисков, компромиссов и даже моментов отчаяния.

С поиска героев начинается первая новелла «Ищу героя» Ольги Бондаревой, и фрагменты из этой части на протяжении всего фильма связывают между собой остальные истории. В объектив Бондаревой попадают местные чудаки, такие как, например, звезда Нахичеванского рынка Славик, видео с которым в главной роли можно увидеть на просторах YouTube, или философствующий электрик, явно имеющий богатый жизненный опыт, но не желающий о нем распространяться. Есть и обычные ростовские парни, с опасением глядящие на камеру.

«Напротив Левого берега»«Напротив Левого берега»

Герой в понимании попадающих в объектив ростовчан должен быть уже взрослым и умудренным опытом человеком, которому есть о чем рассказать. Словно в противовес этим заявлениям предстает новелла Марии Кореньковой «Настя, 26». Главная героиня — непосредственная и открытая девушка, готовая на камеру рассказывать обо всех своих чувствах и желаниях. Настя увлечена собственной красотой и мечтает выйти замуж еще раз, желательно за иностранца.

«Было очень волнительно, как воспримут мой образ, мою героиню. Одновременно и отрицательную, и положительную. Думала, что негативно воспримут, но пока получала положительную реакцию. Со съемок фильма прошел год, многое изменилось, многое осталось прежним. Например, я перестала идти на поводу у тенденций красоты», — после показа фильма поделилась своими впечатлениями героиня.

«Напротив Левого берега»«Напротив Левого берега»

Авторы новелл в фильме тоже становятся героями под руководством режиссера Евгения Григорьева, одного из создателей «Кода города». Он порой доводит режиссеров-дебютантов до слез, пытаясь понять, почему они выбирают тех или иных персонажей и зачем вообще взялись за камеру. Иногда выясняется, что режиссер, как это, впрочем, часто бывает, романтизирует своих персонажей. В новелле «Мира миру», где по ростовским улицам бежит яркая девушка Мира, режиссер Надежда Хацкевич хочет показать неугомонную душу Миры, ее желание постоянно от чего-то убежать, а сама Мира не видит в этом беге совершенно никакого смысла. Правда, как рассказывают создатели ленты, в Ростове-на-Дону Мира осела на год, а ровно перед премьерой «Напротив Левого берега» в очередной раз убежала. Теперь уже на Камчатку.

Начинающим авторам, которым удается найти своего героя, действительно сложного и характерного, приходится делать сложный выбор, и он тоже оказывается на экране. Алена Савельева снимала пожарного, который занимается спортивными танцами. Вдруг с экрана режиссер признается, что в какой-то момент ее «огненный пожарный» (так называлась и новелла) стал делиться очень личными вещами, будто не чувствуя камеры. Прямо у зрителя на глазах Савельевой приходится принимать нелегкое для любого режиссера-документалиста решение: оставлять эти откровения в финальном монтаже или нет?

Съемочный процесс / Фото официальной страницы с проекта на FacebookСъемочный процесс / Фото официальной страницы с проекта на Facebook

Возможно, эти короткие истории могли бы происходить в любом другом городе, но авторам все же удается передать местный колорит за счет съемки с воздуха небольших полуразрушенных ростовских улочек, характерного местного акцента, каких-то удивительных географических деталей. В числе последних заброшенные Парамоновские склады — страшное место для тех, кто не жил в Ростове. Это руины, в основании которых продолжали бить родники. Скопившаяся вода образовывала внутри полуразрушенного склада бассейн, где купались взрослые и дети, прыгая вниз со второго этажа чудом уцелевших древних стен. После того как бассейн местные власти все-таки прикрыли, жители города объединились в инициативную группу по возвращению Парамона.

«Какие-то яркие коды, стереотипы территории в фильм не попали. Тоже вопрос: хорошо это или плохо? Мне говорили: „Как хорошо, что вы не стали показывать казаков и раков, как хорошо, что нет бандитского Ростова. Наконец у нас будет другое лицо“. Другие зрители говорили: „Ну как же мы без этого? Мы же вообще тогда не Ростов“», — отмечает Селянина.

Съемочный процесс / Фото официальной страницы с проекта на FacebookСъемочный процесс / Фото официальной страницы с проекта на Facebook

Показ в Ростове-на-Дону в рамках международного фестиваля Bridge of Arts стал первым публичным показом «Напротив Левого берега» на территории России. Ранее фильм был представлен в Ереване на «Золотом абрикосе», где получил Гран-при в международной секции неигрового кино. С сентября картину можно будет увидеть еще на нескольких фестивалях, например на пермской «Флаэртиане», но показ в Ростове-на-Дону, безусловно, стал самым важным для создателей этого фильма. В зале не хватило мест для всех желающих посмотреть фильм. И многие из зрителей, особенно иногородние, ждали от «Напротив Левого берега» такую разухабистую комедию про Ростов-папу. А получилась тонкая, даже лирическая история рождения кино, где авторы любят и знают город и людей, о которых они хотят рассказать. Честно и искренне.

Сценарная сессия в Красноярске / Фото с официальной страницы проекта на FacebookСценарная сессия в Красноярске / Фото с официальной страницы проекта на Facebook

Сейчас создатели «Кода города» выбирают новую географическую точку для исследования. Ведутся переговоры с Красноярском (в 2015 году там при поддержке Фонда Прохорова прошла сценарная сессия, однако на этом разработка проекта остановилась), Иркутском, Владивостоком, Иннополисом, есть интерес со стороны Краснодара.

«Все эти переговоры в разной стадии и ведутся с разными институциями или просто с местными кинематографистами», — рассказал КиноПоиску Евгений Григорьев. Интерес со стороны властных структур, увы, стремится к нулю. Учитывая, что «Напротив Левого берега» создавался при поддержке министерства культуры, хочется верить, что успех первого документального фильма заставит власти других городов обратить внимание на проект и попытаться вычислить свой «Код города».

Все серии про чиновника, который хотел как лучше, а получилось как всегда
В главных ролях:Ян Цапник, Ольга Сутулова, Нелли Уварова, Сергей Епишев, Анна Шепелева
Режиссер:Роман Волобуев
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

«Он пишет музыку, состоящую из букв»: Сценаристы об Аароне Соркине

«Он пишет музыку, состоящую из букв»: Сценаристы об Аароне Соркине

17 января 201810
Шаманы, рокеры и Звягинцев: Что смотреть на «Артдокфесте-2017»

Шаманы, рокеры и Звягинцев: Что смотреть на «Артдокфесте-2017»

5 декабря 201712
Время первых: Рок, язычники и груз Балабанова на фестивале «Движение»

Время первых: Рок, язычники и груз Балабанова на фестивале «Движение»

29 апреля 20177
Сериал режиссера «Хорошего мальчика» откроет фестиваль дебютов

Сериал режиссера «Хорошего мальчика» откроет фестиваль дебютов

11 апреля 20171

Главное сегодня

Сериал «Сквозь снег»: Обстоятельный приквел антиутопии Пон Джун-хо

Вчера3
Сериал «Сквозь снег»: Обстоятельный приквел антиутопии Пон Джун-хо
Трейлер «#выжить»: Зомби-апокалипсис в Южной Корее

Трейлер «#выжить»: Зомби-апокалипсис в Южной Корее

Вчера5
17 критиков — о самом сильном киновпечатлении своей жизни

17 критиков — о самом сильном киновпечатлении своей жизни

24 мая25
Режиссер «Логана» снимет «Индиану Джонса 5». Это подтвердил продюсер франшизы

Режиссер «Логана» снимет «Индиану Джонса 5». Это подтвердил продюсер франшизы

Вчера12
Фанаты Зака Снайдера начали уничтожать свои копии «Лиги справедливости»

Фанаты Зака Снайдера начали уничтожать свои копии «Лиги справедливости»

Вчера31
77-й Венецианский кинофестиваль не стали переносить. Он состоится осенью 2020 года

77-й Венецианский кинофестиваль не стали переносить. Он состоится осенью 2020 года

Вчера2
Кристофер Нолан — фанат комедии «СуперМакГрубер». Он цитировал фильм на съемках «Темного рыцаря»

Кристофер Нолан — фанат комедии «СуперМакГрубер». Он цитировал фильм на съемках «Темного рыцаря»

Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт