Комбинат надежды: Каких режиссеров открыл «Кинотавр» за 25 лет?

Обсудить0

6 июня в Сочи стартовал главный фестиваль российского кино «Кинотавр». Смотр проходит в 27-й раз, и в этом году его программа более чем на половину состоит из дебютов. КиноПоиск вспомнил, каких знаковых режиссеров открыл отечественному зрителю «Кинотавр» — от Алексея Балабанова до Юрия Быкова и Валерии Гай Германики.

6 июня в Сочи стартовал главный фестиваль российского кино «Кинотавр». Смотр проходит в 27-й раз, и в этом году его программа более чем на половину состоит из дебютов. КиноПоиск вспомнил, каких знаковых режиссеров открыл отечественному зрителю «Кинотавр» — от Алексея Балабанова до Юрия Быкова и Валерии Гай Германики.

Алексей Балабанов на съемках «Брата»Алексей Балабанов на съемках «Брата»

1990-е: Эра дебютантов

Первый «Кинотавр» прошел в Сочи в 1991 году. Основатели смотра — продюсер Марк Рудинштейн и актер Олег Янковский — поделили тогда программу на «Кино для всех» и «Фильмы для избранных». Эта дихотомия преследует фестиваль до сих пор, вот только отечественная киноиндустрия не производит достаточно авторского кино, поэтому теперь артхаус и жанровые фильмы соседствуют в одном основном конкурсе, иногда соревнуясь еще и с документальными лентами. Возможно, благодаря этому внимание жюри и зрителей поровну распределяется между этими жанрами, и в обоих регулярно случаются громкие открытия.

Главным из таких открытий в 1990-е стал, конечно, Алексей Балабанов. Один из наиболее самобытных режиссеров постсоветского времени, он как раз все время перемещался между двумя полюсами — от сложных экранизаций Беккета и Кафки («не для всех») к народным боевикам «Брат» и «Брат 2», комедийным «Жмуркам» и мелодраме «Мне не больно» («для всех»). Первыми его наградами на «Кинотавре» были скромные призы от киноведческой прессы и ассоциации киноклубов, однако за ними последовали Гран-при за фильм «Брат» и «Золотая роза» (так назывался главный приз фестиваля во второй половине 1990-х) за картину «Про уродов и людей». Российские премьеры многих его последних работ, включая «Груз 200» и «Мне не больно», проходили именно в Сочи.

Валерий Тодоровский начал свой путь в режиссуре раньше, чем состоялся первый «Кинотавр», однако продюсером его дебютного фильма был один из основателей смотра — Марк Рудинштейн. И если первая картина Тодоровского «Катафалк» осталась незамеченной, то второй фильм под названием «Любовь» по его собственному сценарию принес награду за лучшую мужскую роль Евгению Миронову и привлек внимание к молодому постановщику.

А вот кино с противоположным названием «Нелюбовь» открыло в 1991 году кинематографическому миру сценаристку, а впоследствии актрису и режиссера Ренату Литвинову. Среди лауреатов на «Кинотавре» в 1990-е почти не было женских имен. Два исключения — уже опытный постановщик Кира Муратова и дебютантка 1998 года Лариса Садилова.

Сочи также стал стартовой площадкой для человека, во многом определившего развитие российского коммерческого кино, одного из немногих режиссеров постсоветского пространства, который построил карьеру в Голливуде. В 1994 году Тимур Бекмамбетов привез свою первую работу на «Кинотавр» и заслужил специальное упоминание жюри. Лента «Пешаварский вальс», сделанная вместе с Геннадием Каюмовым, рассказывала о восстании в лагере пленных русских афганцев, где случайно оказались английский журналист и французский врач.

В 1998 году в конкурсе дебютов встретились будущий режиссер «Легенды № 17» и «Экипажа» Николай Лебедев (в этом году он выступает в роли председателя жюри «Кинотавра») и Кирилл Серебренников, чей «Ученик» в этом году участвует в основном конкурсе.

Валерия Гай ГерманикаВалерия Гай Германика

Нулевые: «Новые тихие» и выходцы из театра

В 2002 году свой первый полный метр «Спартак и Калашников» на «Кинотавре» представил Андрей Прошкин, получив специальный приз жюри в конкурсе дебютов. Но если фильм Прошкина о городском беспризорнике и его овчарке тематически все же относился к 1990-м, то целое поколение молодых режиссеров нулевых в лице Бакура Бакурадзе, Дмитрия Мамулии, Бориса Хлебникова, Алексея Попогребского, Алексея Федорченко и Николая Хомерики обозначило совершенно новую для российского кинематографа эстетику. Их окрестили «новыми тихими», «новой волной российского кино». Тихими потому, что герои их фильмов немногословны, а окружающая их действительность на первый взгляд кажется серой и блеклой (но не лишена абсурда).

Авторские эксперименты нулевых гремели не только в Сочи. Большинство из этих режиссеров получили признание и на международных фестивалях.

Постановщикам короткометражек на «Кинотавре» любят рассказывать историю Алексея Мизгирева, чтобы те не расстраивались, если награды обойдут их стороной. В 2004 году короткометражка Мизгирева «Увольнение» о двух солдатах, бродящих по Москве, осталась незамеченной. Зато уже в 2007-м режиссер получил за жесткую полнометражную драму «Кремень» приз в категории «Лучший дебют». Сейчас, меньше чем через десять лет, он завершает работу над крупнобюджетным историческим приключенческим кино под названием «Дуэлянт» с продюсером Александром Роднянским, нынешним президентом «Кинотавра», и компанией IMAX.

Сразу несколько режиссеров нулевых пришли на съемочную площадку из театрального мира. Например, Кирилл Серебренников, который в 2006-м перенес постановку пьесы «Изображая жертву» на киноэкран и был удостоен главного приза «Кинотавра». В этом году история повторяется: его новая картина «Ученик» основана на пьесе, изначально поставленной Серебренниковым на театральной сцене. Василий Сигарев и Иван Вырыпаев сначала стали известны как драматурги, а на «Кинотавре» громко дебютировали с режиссерскими работами «Волчок» и «Эйфория».

Валерия Гай Германика — чуть ли не самое громкое открытие «Кинотавра» нулевых. Ведь до скандальной «Школы» и успешного «Краткого курса счастливой жизни» была документальная короткометражка «Девочки». За нее в 2005 году Германика получила главный приз на фестивале в Сочи. А уже в 2008 году молодой режиссер отправилась с полнометражным дебютом на ту же тему («Все умрут, а я останусь») в Канны.

Жора Крыжовников на съемках «Горько!»Жора Крыжовников на съемках «Горько!»

Ушли к зрителю

Сейчас те, кого когда-то называли «новыми тихими», снимают вполне себе громкое и зрительское кино. Это и сериалы для ТНТ («Озабоченные» Бориса Хлебникова), и фильм-катастрофа про дрейфующий в Антарктиде ледокол («Ледокол» Николая Хомерики), и телеэпопея про 1960-е для ВГТРК («Оптимисты» Попогребского). Юрий Быков, также открытый «Кинотавром» (его 20-минутный фильм «Начальник» получил главный приз конкурса короткого метра в 2009-м, а последующие полные метры «Жить», «Майор» и «Дурак» тоже неизменно оказывались в конкурсе), снял для Первого канала сериал «Метод».

«Кинотавр» открыл и других режиссеров, снимающих сейчас массовое кино в диапазоне от мелодрам и ромкомов до народных комедий. Авдотья Смирнова в 2006 году получила приз смотра за лучший дебют с фильмом «Связь», в котором сыграли Анна Михалкова и Михаил Пореченков. Анна Меликян, в 2015 году получившая главный приз за «Про любовь» (уже готовится продолжение альманаха) и снявшая для ТНТ сериал «Квартет», участвовала в конкурсе «Кинотавра» с «Русалкой» еще в 2007 году.

Жора Крыжовников, автор дилогии «Горько!», прошедшей с большим успехом на экранах, тоже представил свои первые игровые работы «Счастливая покупка» и «Проклятие» в рамках конкурса короткометражек в Сочи. «Проклятие» работавший тогда на телевидении Крыжовников снял с Тимофеем Трибунцевым в перерыве между съемками в том же павильоне, где шла работа над сериалом.

«14+»«14+»

Десятые: Подростки на арене

На смену потерянным и немногословным героям нулевых, символизирующим целый клубок проблем неустроенного и раздробленного российского общества, пришли новые герои десятых. Чаще всего это молодые люди, нередко подростки, не помнящие советских времен и сфокусированные на собственных проблемах, на поиске своего места в жизни. Отечественные кинорежиссеры буквально обратились к «Интимным местам» — так называлась картина об эротических переживаниях современных горожан других дебютантов десятых годов Натальи Меркуловой и Алексея Чупова.

Рефлексируют о советском прошлом, пожалуй, только персонажи «Пионеров-героев» Натальи Кудряшовой. Остальные же выясняют свои отношения с миром в частном и одновременно более глобальном порядке. Это и девушки из «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой, и герои «Комбината „Надежда“» Натальи Мещаниновой, и поломанные подростки из «Класса коррекции» Ивана И. Твердовского, и романтически настроенные идеалисты из «Тряпичного союза» Михаила Местецкого. Кстати, и Сайфуллаева, и Местецкий, и Твердовский, как и многие другие дебютанты «Кинотавра», сначала получили призы в конкурсе короткого метра в том же Сочи.

Второй год подряд конкурс «Кинотавра» стартует с картины о влюбленных школьниках. В прошлом году это был фильм «14+» Андрея Зайцева о первой любви, в этом — «Хороший мальчик» Оксаны Карас. «Вы очень странные, но я вас все равно всех люблю», — вырывается у героя Семена Трескунова в финале «Хорошего мальчика», поставленного по сценарию все того же Местецкого.

Другая важная тенденция: в десятых в киноиндустрию пришло много женщин, а тандем Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной еще и показал своим «Портретом в сумерках», что авторское кино можно снять с микроскопическим бюджетом на фотоаппарат и получить при этом награду за операторскую работу.

В этом году в основном конкурсе «Кинотавра» участвуют девять дебютантов, еще больше начинающих режиссеров представляют свои первые работы в коротком метре. По их фильмам мы сможем судить о том, какие темы волнуют новое поколение режиссеров. Как их назовут и совпадут ли они в темах и эстетике? Узнаем в ближайшие несколько дней. Полная программа «Кинотавра» есть здесь.

Обычная жизнь в Санкт-Петербурге резко меняется с появлением человека в маске Чумного Доктора
В главных ролях:Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Алексей Маклаков и др.
Режиссер:Олег Трофим
Уже в кино
Купить билет

Смотрите также

Голливуд выкупил права на хоррор «Спутник». А что случилось с другими ремейками российского кино?

Голливуд выкупил права на хоррор «Спутник». А что случилось с другими ремейками российского кино?

7 апреля13
«Верность», «Последний министр», «Бумер»: 6 режиссеров монтажа — о том, как киноматериал превращается в мелодию

«Верность», «Последний министр», «Бумер»: 6 режиссеров монтажа — о том, как киноматериал превращается в мелодию

3 марта4
Фильм недели: «Конек-горбунок». Цифровой, а как живой!

Фильм недели: «Конек-горбунок». Цифровой, а как живой!

18 февраля64
Как воскрес Меглин и еще четыре вопроса второму сезону «Метода»
Сериалы

Как воскрес Меглин и еще четыре вопроса второму сезону «Метода»

27 ноября 202040

Главное сегодня

Портрет героя

ВидеоКак Фрэнсис МакДорманд нарушила все правила Голливуда, но стала лицом американского кино

Сегодня1
Как Фрэнсис МакДорманд нарушила все правила Голливуда, но стала лицом американского кино
Краткая история кино: 1940-е. Смотрим ужасы категории Б, вестерн с гей-мотивами и сталинскую агиографию

Краткая история кино: 1940-е. Смотрим ужасы категории Б, вестерн с гей-мотивами и сталинскую агиографию

Сегодня0
«Пищеблок» по роману Алексея Иванова выйдет на КиноПоиск HD 19 мая. Посмотрите, как снимали мистическую фантастику

«Пищеблок» по роману Алексея Иванова выйдет на КиноПоиск HD 19 мая. Посмотрите, как снимали мистическую фантастику

Вчера13
Что смотреть дома: «Невероятные», «Последний человек», «Фассбиндер»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Невероятные», «Последний человек», «Фассбиндер»

Вчера8
До «Оскара» неделя! Сможете ответить на 10 вопросов о церемонии?

ТестДо «Оскара» неделя! Сможете ответить на 10 вопросов о церемонии?

Вчера10
20 лет «Братству кольца»: Как устроена самая зрелищная сцена фильма

20 лет «Братству кольца»: Как устроена самая зрелищная сцена фильма

Вчера13
8 лучших трейлеров недели: Снайдер грабит казино, Петров играет Есенина, а Дизель гонит на брата

8 лучших трейлеров недели: Снайдер грабит казино, Петров играет Есенина, а Дизель гонит на брата

Вчера1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт