Кеннет Брана: «Выбор главного героя — всегда решающий момент»

Обсудить0

Крис Пайн — отличный выбор, и я очень доволен тем, как он справился с ролью. Не так давно я посмотрел «Звездный путь», и меня очень впечатлила его игра. Я видел и другие его работы и был уверен, что он сможет придать персонажу что-то свое.

Кеннет Брана, наверное, самый занятой человек из всех деятелей кино, телевидения и театрального искусства в западном мире. Начиная с 1982 года и по сегодняшний день он неустанно работает в театре, на телевидении и в кино как актер, режиссер, сценарист и продюсер.

Список его актерских работ значительно больше, чем число постановочных, но оно и понятно, ведь начинал он карьеру как актер, а все остальное пришло позже. Заметим лишь одно: первая профессия, кажется, и на сегодняшний день привлекает Брану в не меньшей степени, чем режиссерская ипостась. В своем новом фильме «Джек Райан. Теория хаоса» он играет роль главного злодея — элегантного и весьма образованного русского олигарха Виктора Черевина.

О том, чем привлек Кеннета Брану этот проект, с какими сложностями он столкнулся в процессе работы, а также немного о том, как он относится к русской культуре в целом, мы поговорили во время встречи с ним в Лос-Анджелесе.

Вы намеренно искали крупный проект? Каким было ваше видение этой истории?

В выборе фильмов я всегда руководствуюсь тем, какое впечатление на меня производит история. На «Джека Райана» я отреагировал очень эмоционально. Помню, что 25 лет назад я снимал свой второй режиссерский фильм для Paramount — ленту «Умереть заново», сценарий которой мне принесли в театральную гримерку, где мы играли Шекспира. А сценарий «Джека Райана» я прочел тоже в гримерке, но на этот раз во время игры во французской комедии. В обоих случаях я начал читать сценарий и с первых страниц понял, что не могу оторваться и точно соглашусь участвовать. Это как раз тот случай, когда ты чувствуешь, будто что-то тебя подталкивает к проекту. Правда, случалось и так, что тебе очень нравится сценарий, ты готов за него взяться, но в итоге что-то не срастается. Нет денег, или тебе говорят: «Мы знаем, что тебе это интересно, но мы хотим кого-то другого». Но с «Джеком Райаном» все получилось. Предыдущий постановщик по какой-то причине не смог снимать, а студия была настроена реализовать проект. Правда, знакомые говорили мне: «Ты ведь раньше снимал другие фильмы, где очень много разговоров, длинные диалоги». Но, к своему удивлению, я занимаюсь режиссурой вот уже 25 лет, и, к примеру, «Генриха V» можно вполне отнести к экшн-жанру. В конце в нем есть масштабная сцена битвы при Азенкуре. С «Генрихом V» связано еще одно странное и интересное совпадение. Вторым режиссером на нем работал Вик Армстронг, с которым мы встретились и на «Джеке Райане». Помню, как 25 лет назад мы стояли с ним на студии Chaptain, а он говорил: «Как снять сцену с горящими стрелами, чтобы она выглядела захватывающе?» И этот же парень недавно обсуждал со мной в Нью-Йорке совсем другую сцену: «Итак, Джек Райан мчится на мотоцикле. Как снять это так, чтобы получился незабываемый экшн?» В этом наблюдается цикличность, какая-то связь.

Иногда в разговоре с продюсерами я предлагаю им сходить со мной в кино. Люблю пойти в мультиплекс, запастись попкорном и посмотреть хорошее кино. И это вовсе не обязательно будет какая-то французская картина с субтитрами или старые ленты Куросавы. (Смеется.) Мне нравится снимать те фильмы, которые я сам с удовольствием смотрю, и «Джек Райан», безусловно, один из них.

Почему вы решили сами сыграть одну из ролей? Это добавляет интриги в вашу режиссерскую деятельность?

Можно и так сказать, да. Но я давно этим не занимался. В случае с «Джеком Райаном» мы очень долго готовились, я плотно работал с Крисом Пайном и сценаристом Дэвидом Кеппом. А потом к нам присоединились Кевин Костнер и Кира Найтли, и персонаж Виктора Черевина начал развиваться очень интересно. Мне нравится этот герой — тихий, травмированный, безжалостный и опасный. И Лоренцо Ди Бонавентура постоянно повторял, что мне стоит его сыграть. Наверное, им было выгодно утвердить меня еще и с финансовой точки зрения. Я согласился, потому что к тому моменту уже хорошо представлял себе стиль и настроение фильма, я знал, как сыграть эту роль в тандеме с Крисом и Кирой. Так что вопрос решился сам собой. Кроме того, я убедился, что у меня будет достаточно времени на подготовку к роли и на репетиции, а также съемки. Иногда так получается, что все происходит в спешке, у тебя не хватает на все времени, отчего зачастую страдает результат.

А я так надеялась, что основным мотивом для вас была особая любовь к русской культуре…

(Улыбается.) Я как раз собирался об этом сказать. Конечно, одной из причин, по которой я согласился на эту роль, является любовь к России и русской культуре. (Смеется.)

Как вы отнеслись к выбору Криса Пайна на главную роль? Ведь это было решение студии, а не ваше.

Я бы не согласился на проект, если бы был не согласен с утверждением главного героя. Напротив, я с нетерпением ждал работы с ним. Думаю, Крис Пайн — отличный выбор, и я очень доволен тем, как он справился с ролью. Не так давно я посмотрел «Звездный путь», и меня очень впечатлила его игра. Я видел и другие его работы и был уверен, что он сможет придать персонажу что-то свое. Мне нравится его моложавость. Крис, безусловно, очень привлекательный и сексуальный парень, но внешность ему не мешает играть и сложные образы. Кроме того, в нем есть актерский азарт, он получает удовольствие от сцен, в которых все держится на игре. Поэтому я был уверен, что ему понравится сцена, в которой участвуют только он и Кевин Костнер и которая занимает четыре страницы сценария. Снимали мы ее поздно ночью в России. Он отлично показал отношения Джека с Кэти (героиня Киры Найтли — Прим. КиноПоиска), дав зрителю почувствовать, как может возникать ложь и хитрость между близкими людьми, несмотря на благие цели. Я знал, что Крис сможет выжать из этих сцен максимум для развития образа Джека Райана.

Выбор главного героя — всегда решающий момент. Помню, когда мы готовились к «Тору», несколько раз переносили начало съемок, потому что не могли найти нужного актера. А смысла начинать съемки без Тора не было никакого. Как и не имело смысла снимать «Джека Райана», пока не нашелся Джек Райан. И никто не будет браться за театральную постановку «Гамлета» без Гамлета.

Создавая нового Джека Райана в исполнении Криса, вы свободно чувствовали себя или же понимали, что нужно отдать должное предыдущим воплощениям этого героя в кино?

У нас с Крисом был похожий взгляд на нового Джека Райана. Еще из своего театрального опыта я хорошо знаю, что все уже когда-то сделали до нас. «Гамлета» ставили тысячи раз, и многие зрители видели несколько его воплощений, у каждого свой взгляд на него. Бывает, что ты выходишь на сцену, и если твой внешний вид не соответствует ожиданиям, то ты сразу же проигрываешь в глазах зрителя. Но в случае с Джеком Райаном у нас все же была большая свобода. Нам обоим очень близок герой Харрисона Форда — такой обычный парень, но с богатым внутренним миром. Он как будто постоянно на шаг отстает, но постепенно разгоняется и достигает цели. Джек в исполнении Алека Болдуина другой. Он более резкий, хитрый и дерзкий. У Бена Аффлека он очень чувствительный. Мы стремились совместить в нашем Джеке все эти черты, но при этом сделать так, чтобы он был другим. Крис — очень бесстрашный актер. В «Козырных тузах» он совершенно дикий и неуправляемый. Видно, как ему это нравится. Главным для нас было показать ранимость и незащищенность Джека, несмотря на то что он служил в армии и был морпехом. По характеру он аналитик, и это именно то поле деятельности, где он чувствует себя комфортно. Когда мы видим его в России на крыше, он потрясен, ведь только что он убил человека собственными руками. По мере развития сюжета Джек действует очень решительно, но при этом он признается себе, что напуган, а страх испытывают даже очень смелые люди. Это естественно.

А кандидатуру Киры Найтли предложили вы?

Всегда трудно вспомнить, кому первому пришла в голову та или иная идея. Кажется, Киру предложил я. Но даже если бы инициатива исходила не от меня, на предложение ее кандидатуры я бы вскочил со словами: «Да-да-да!»

У нее очень плотный график. Наверное, чтобы заполучить ее в проект, нужно было предложить очень интересного и драматически богатого персонажа.

Кира подчас делает очень смелые шаги в своей карьере, к тому же она изо всех сил пытается напомнить, что, несмотря на ее красоту, она не только костюмная актриса. Мне очень понравилась ее работа в картине «Опасный метод». Я люблю такие фильмы. Она проявила себя как очень бесстрашная актриса. И в «Анне Карениной» она фантастически сыграла. Она очень выросла как актриса в последних своих работах, и, на мой взгляд, люди ее недооценивают, не видят таланта за ее яркой внешностью. Она может быть и серьезной, и смешной. Я знал, что ей будет интересно использовать для роли американский акцент. Кроме того, она хотела поработать в жанровой картине. «Джек Райан» — это экшн-триллер, и мы не претендуем на серьезное и глубокое кино.

У нас была возможность порепетировать вместе с Кирой и Крисом до съемок, и мне очень понравилось, как они смотрелись в паре. Например, сцена, в которой Джек собирает вещи, чтобы лететь в Москву, получилась у них очень спонтанной и неожиданной. Или та, в которой персонаж Кевина Костнера просит ему помочь. В ней много юмора и трогательных моментов, и если не знать, что речь в ней идет о ЦРУ, то можно переложить ее на многие другие темы, связанные с отношениями.

На что вы снимали?

В основном снимали на пленку. Отдельные кадры делали в цифре. Например, в сценах погони, поскольку съемки происходили на улицах Москвы, и цифровые камеры позволяли достичь лучшей картинки в условиях того света, который у нас был. Но на постпродакшне мы старались обработать изображение таким образом, чтобы оно точнее передавало тот стиль, которым мы вдохновлялись, стиль фильмов середины 1970-х годов, таких как «Французский связной», «Три дня Кондора» и «Вся президентская рать». Пленка как раз помогла нам передать дух того времени.

Чью сторону вы принимаете в дискуссии на тему «Цифра или пленка»?

В настоящее время это открытый вопрос. Уж очень быстро все меняется. Киану Ривз недавно снял замечательный документальный фильм на эту тему (картина «Бок о бок» — Прим. КиноПоиска). Очевидно, что в громких заявлениях о новейших технологиях есть что обсуждать. И определенности никакой нет. Совсем недавно казалось, что все поглотит формат 3D, чего в итоге не произошло. Хотя встречаются такие замечательные примеры, как «Гравитация», где этот формат использован на полную мощность. Но в пленке есть романтика, с нее я начинал.

Люди всегда ждут от ваших работ какой-нибудь связи с шекспировскими пьесами. А как насчет «Джека Райана»? В нем она есть?

Хм, интересно. Если говорить в таком контексте, то, пожалуй, «Джек Райан» больше всего напоминает мне пьесу «Перикл». Хотя авторство Шекспира подвергается сомнению, потому что некоторые считают, будто язык в ней недостаточно хорош. Это произведение было написано в последние годы его жизни. Это пьеса о приобретении мудрости через испытания и злоключения. В ней просматривается параллель с романом «Улисс». Молодой человек приобретает знания, отправившись в путешествие. По ходу он понимает, что мир прогнил, кругом обман. В итоге он теряет то, что ему по-настоящему дорого, а именно семью. Но в результате через лишения он взрослеет и приобретает мудрость, потеряв чистоту и невинность.

Есть шанс, что мы увидим вас снова в экранизации Шекспира?

Очень на это надеюсь. Но дело в том, что на такие фильмы очень трудно найти финансирование, еще труднее донести их до зрителя. Мир кинематографа очень стремительно меняется. Каждый раз, приходя в мультиплекс, я поражаюсь: тем фильмам, которым, как мне кажется, должны ставить по пять-шесть сеансов в день, отводят только один. Потому что остальные сеансы отдают семейным картинам или проектам, снятым по комиксам. И ты думаешь: «Что? Как может у „Гравитации“ быть всего один вечерний сеанс?» Очень трудно в такой ситуации привлечь зрителя на подобные фильмы. Возможно, новые экранизации Шекспира не так важны. Тут, скорее, речь о том, чтобы рассказать истории в новом и отличающемся от прежних формате. Мне бы очень хотелось поработать с его пьесами. Надеюсь, что мне это удастся.

Вы видели постановку «Франкенштейна» Дэнни Бойла? Ее показывали в Национальном театре и не выпускали на DVD. И люди ищут, где ее можно увидеть, зрителю нужно это.

Да, это правда. Это очень интересная постановка, оригинальная. Мы делали нечто похожее с «Макбетом» этим летом. Но кино люди хотят смотреть так, как им это удобно. В театр зрители бронируют билеты за два месяца, потому что действительно хотят это увидеть. А когда снимаешь кино и говоришь, что оно выходит в эти выходные, то реакция обычно такая (меняет голос, изображая скептически настроенного зрителя): «Ну не знаю, я так устал после работы, да и холодно на улице что-то. Но детям, наверное, понравится, посмотрю его на DVD вместе с ними». Хотя за два месяца до релиза эти же люди говорят, что с нетерпением ждут этот фильм в кино. Так что главное — это найти материал, который будет по-настоящему интересен зрителю и заставит его дойти до кинотеатра.

Смотрите также

Алек Утгофф: «От „Чернобыля“ я отказался ради „Очень странных дел“»

16 июля
Алек Утгофф: «От „Чернобыля“ я отказался ради „Очень странных дел“»

Цирк со слонами: Зачем Disney переcнимает собственную мультклассику

26 марта
Цирк со слонами: Зачем Disney переcнимает собственную мультклассику

Тизер-трейлер «Артемиса Фаула»: Гениальный антигерой против эльфов

27 ноября 2018
Тизер-трейлер «Артемиса Фаула»: Гениальный антигерой против эльфов

Кеннет Брана сыграет главную роль в сериале «Джентльмен в Москве»

5 апреля 2018
Кеннет Брана сыграет главную роль в сериале «Джентльмен в Москве»

Главное сегодня

Истории игрушек: Как сериалы изменили видеоигры, а игры — сценарные учебники

Вчера
Истории игрушек: Как сериалы изменили видеоигры, а игры — сценарные учебники

Disney предупреждал: Что нам делать с «устаревшими культурными нормами»

15 ноября
Disney предупреждал: Что нам делать с «устаревшими культурными нормами»

ВидеоРежиссер Клим Шипенко разбирает сцену из «Текста»

16 ноября
Режиссер Клим Шипенко разбирает сцену из «Текста»

Что смотреть дома: «Рик и Морти», «Мандалорец» и «Yesterday»

16 ноября
Что смотреть дома: «Рик и Морти», «Мандалорец» и «Yesterday»

«Драма-боевик с элементами порно»: Репортаж со съемок фильма «Аванпост»

15 ноября
«Драма-боевик с элементами порно»: Репортаж со съемок фильма «Аванпост»

9 лучших трейлеров недели: Харли Квинн, новенький Соник и губка в бегах

15 ноября
9 лучших трейлеров недели: Харли Квинн, новенький Соник и губка в бегах

Находка дня: Фотосессия Дольфа Лундгрена в образе Карателя

15 ноября
Находка дня: Фотосессия Дольфа Лундгрена в образе Карателя
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт