Гильермо дель Торо: «Я сам дважды слышал привидений»

Обсудить0

В детстве я предпочитал суровые страхи. Я смотрел «Экзорциста» тогда и думал: «Какая ерунда! Чего тут бояться? Какая-то дерганая девица!» Когда я сам стал отцом и посмотрел фильм опять, я был напуган до глубины души. Это же какая чертовщина там!

Гильермо дель Торо известен зрителям больше как режиссер ярких и визуально насыщенных хорроров. Его первый полнометражный фильм «Хронос», снятый в Мексике за сущие гроши, заинтересовал, тем не менее, европейцев и даже американцев оригинальностью идеи, хотя современному зрителю он, скорее всего, покажется слишком примитивным с точки зрения технического исполнения и даже скучноватым. Получившая широкое распространение версия о том, что именно этот проект привлек к режиссеру внимание голливудских продюсеров, на самом деле не верна. Гильермо дель Торо — большой патриот своей страны, он ни за что бы ее не покинул, если бы не ситуация с похищением его отца и требованием выкупа. Именно из-за этого семья решила перебраться в Штаты, а тот факт, что дель Торо оказался еще и талантливым художником, только помог ему найти свое место в индустрии кино и укрепиться там всерьез и надолго.

Следующая его картина — «Мутанты» — уже сделана им в Голливуде. Фильм хоть и не отработал в американском прокате затраченные на него 30 миллионов, но все же получил неплохие оценки критиков. «Хребет дьявола» снят дель Торо уже в Испании и при содействии Мексики. В мировом прокате он появился значительно позже и считается одним из недооцененных проектов режиссера. Но настоящий успех у зрителей пришел к Гильермо дель Торо после ленты «Хеллбой: Героя из пекла», а у критиков — после «Лабиринта Фавна». Последний прошелся по фестивалям и собрал урожай номинаций и наград в разных категориях.

Интересно, что, снимая мейнстрим («Хеллбой», «Блэйд 2» и не вышедший еще в прокат, но весьма ожидаемый «Тихоокеанский рубеж»), дель Торо остается художником с весьма специфичным и узнаваемым почерком. Поклонники его творчества отлично знают, какие детали воображаемых и реальных миров практически всегда можно найти в картинах Гильермо. Даже его продюсерские проекты несут на себе отпечаток его руки и фантазии.

Один из таких фильмов — мистический триллер «Мама» выходящий на экраны в ближайшие дни. Мы встретились с Гильермо дель Торо в ноябре 2011 года, в Торонто, чтобы поговорить об этой ленте. Было раннее утро и страшно холодно. Режиссер только-только прилетел, чтобы посмотреть, что происходит на площадке, и заодно решить какие-то свои продюсерские дела в киномире Торонто. Огромный, как гора, он вошел в комнату в своем черном пуховике, потирая руки, словно согревая их, сбросил куртку на соседний стул, оказавшись горой ненамного меньше, попросил себе кружку кофе, а получив, обнял ее обеими ладонями и спросил меня: «Где мы с тобой встречались? На Comic-Con?» Вдруг, что-то вспомнив, расхохотался: «Это ты спросила у меня на интервью про то, что питает мое воображение? Очень у тебя акцент знакомый!» Пришлось признаться, что этот «утонченный» вопрос принадлежал именно мне. «А я тебе сказал, что это сахар, — продолжил весело дель Торо. — Знаешь, я про этот вопрос рассказал моей жене, и она сказала, что не только сахар питает мое воображение, а еще и огромное количество буррито, а также тако, такито, фахита и так далее». Поболтав немного о вещах незначительных, прихлебывая по второй кружке кофе, согревшись и подпитав наше воображение парой булочек с джемом, мы приступили-таки к интервью о «Маме».

Как вы относитесь в целом к историям о привидениях?

Мне всегда нравилась идея присутствия призраков в нашей жизни. Я верю в то, что привидение — это, по сути, отражение какой-то одной эмоции, как бы застывшей во времени, поэтому привидение живет в этакой петле, двигаясь будто по кругу. Обычно в паранормальном мире мы встречаем очень рассерженных, часто громко кричащих привидений, которых чем-то обидели при жизни. Вот, например, в отеле Langham в Лондоне есть комната № 303, где во время медового месяца доктор убил свою жену, а потом покончил с собой. В этой же комнате едва не умер журналист ВВС в свое время. Там регулярно что-то происходит, и это связывают с привидениями. (Смеется.) Не найдется человека в мире, который бы не слышал о привидениях и не знал бы одну или две истории об этом. Я сам дважды слышал привидений. Не видел, но слышал. А я очень скептичный в этом отношении человек, меня непросто убедить в чем-то, что я не видел своими глазами. Это было в Мексике и в Новой Зеландии.

Что вы слышали?

В Мексике я находился в комнате своего дяди и слышал его вздохи. Он ничего не говорил, а только вздыхал тяжко и грустно у меня над ухом минут пятнадцать. Очень странное впечатление. Когда я путешествую и останавливаюсь в отелях, я всегда прошу дать мне комнату, где есть привидения. (Улыбается.) Но ни разу мне не удалось встретить или услышать привидение. Однако в Новой Зеландии мне повезло. Мы искали места для натурных съемок «Хоббита», устали, остановились в отеле, и я, как всегда, попросил «комнату с привидениями». Я попросил меня не беспокоить, не стучать в дверь, не пытаться меня разыграть. Никого, кроме нашей группы, не было в отеле. Мы страшно устали и практически сразу отправились спать. Где-то около полуночи — я понимаю, что это звучит как клише — я услышал женский плач. Я поднялся с постели, будучи уверенным, что меня разыгрывают. Вышел в коридор, заглянул за угол, но никого не нашел. А это был отель такой же, как в «Сиянии». Огромные, длинные коридоры... Я пошел в другую сторону и услышал, как мужчина плачет и вскрикивает. Я пошел на звук, и он привел меня к маленькому окну в ванной комнате в моем номере. Окно выходило на улочку между зданиями, очень узкую, а звуки шли оттуда, из глубины. Остаток ночи я провел у компьютера. Смотрел «Прослушку». (Смеется.) В моей комнате был огромный балкон, который тянулся на несколько окон. Мне было страшновато, и я все время ждал, что кто-то начнет стучать в окно.

Вам нравится испытывать такое вот чувство страха?

Мне это нравится, но меня очень трудно испугать фильмом ужасов. Если это случается, то я очень доволен, но обычно этого не происходит. Я смотрю фильм и вижу, где это произойдет: «Окей, вот оно подходит, позиция 36Б!» (Смеется.) Но если там есть нечто, то я могу быть испуган точно так же, как любой из зрителей.

Фильмы ужасов не всегда страшны, но они прекрасны!

У вас есть любимый страшный фильм?

Это зависит от жанра. Но я могу просто перечислить несколько: «Невинность», «Призрак дома на холме», «Незваные», «Сияние», конечно же, «Чужой», «Звонок» и так далее. Список можно продолжать, но это самые страшные, я считаю. Фильмы ужасов не всегда страшны, но они прекрасны!

Я хочу спросить вас о фильмах «Ночь охотника» и «Волшебник страны Оз». Вы часто помещаете детей в суровые условия. Мне казалось, что вы захотели бы сделать ремейки именно этих фильмов…

Как сказать, я бы и хотел, и не хотел. По-моему, мне просто не хватило бы наглости сделать это. Но, если сказать по секрету, я бы очень хотел сделать ремейки этих фильмов, потому что это, наверное, самые страшные картины из всех, что я видел, когда был ребенком! Меня здорово напугали летающие обезьяны! А вот «Ночь охотника» по идее своей очень близка к задумке нашего фильма. Хорроры схожи со сказками. «Ночь охотника» подтверждает это. Девочка и мальчик вполне могли бы быть Ганзелем и Гретель, которые заблудились в лесу, а Роберт Митчем — большим и злым волком. По сути говоря, это сказка. Но «Ночь охотника», конечно, отличается от нашего фильма. В ней дети представляют собой невинность, а в нашем проекте моральная нагрузка, ложащаяся на детей, значительно сложнее и глубже.

Как вы думаете, что именно пугает зрителя в любом фильме жанра?

По-моему, взрослый человек, когда он напуган чем-то реальным или вымышленным, испытывает три основных страха: отсутствие, присутствие, вытеснение (когда есть что-то, чего не должно быть). Например, вы приходите домой, а на кухне стоит ваш отец, который умер пару месяцев назад. Это говорит о присутствии того, чего не должно быть. Или типичный детский страх: ребенок просыпается посреди ночи и открывает дверь в комнату родителей, а там никого нет. Это страх отсутствия. Или вдруг ты или кто-то тебе близкий заменяется на кого-то или что-то другое или просто отсутствует там, где должен присутствовать. Это страх, которому очень легко поддаться мне, например. Я не люблю оставаться один. Когда моя жена отсутствует, я не могу спать вообще. У меня разыгрывается воображение, и я придумываю себе самые безумные фантазии, потому что мое сознание художника открыто всему этому. (Улыбается.)

Для меня в режиссуре самая сложная часть — это бизнес. Циничная часть его — деньги, разные политические нюансы. И в то же время ты должен быть в чем-то семилетним мальчишкой, чтобы видеть то, чего не видят другие. Так что мы эмоционально не совсем нормальные люди, но это частично и благословение.

Почему вам нравится испытывать страх в кино?

Я бы сравнил это с эмоциональным высмаркиванием носа. (Смеется.) Мы ведь должны высморкаться, когда плачем, верно? Так вот бояться в страшных фильмах — это все равно что сморкаться эмоционально. Фильмы — проводник наших эмоций. Мы живем в мире, который управляет нашими эмоциями. Мы не можем доводить до экстрима нашу страсть, ненависть, поэтому мы идем в кино, чтобы испытать этот экстрим. Мы в Мексике так и называем эти картины — страшные фильмы или смешное кино. У нас нет понятий «мелодрама» или «комедия». Мы называем вещи своими именами. Если ты хочешь бояться, ты идешь на страшный фильм, а если хочешь смеяться, то на смешной.

Смотрели ли вы сериал «Сумеречная зона»? Для некоторых режиссеров жанра, с которыми я разговаривала, этот сериал стал как бы отправной точкой.

Я был больше увлечен «Ночной галереей». Может быть, потому, что этот сериал вышел несколько позже «Сумеречной зоны» и пришелся на мое время. Для меня это был настоящий ужастик. Этот сериал на сегодняшний день является основой для всего, что я люблю. В детстве я был хардкорным киноманом и предпочитал суровые страхи. Смотрел «Экзорциста» тогда и думал: «Какая ерунда! Чего тут бояться? Какая-то дерганая девица!» Когда я сам стал отцом и посмотрел «Экзорциста» опять, я был напуган до глубины души. Это же какая чертовщина там! (Смеется.) «Ночная галерея» по-прежнему живет в моей памяти. В этом сериале мои корни как визуального рассказчика. «Сумеречная зона» — это в большей степени научно-фантастические истории, тогда как «Ночная галерея» склонялась к ужасному.

Но там много внимания уделялось потере собственной индивидуальности…

Да, там этого было в достатке, как и тревог и беспокойства в сложном американском обществе, которое проходило через серьезные изменения. В этом сериале в основном внимание концентрировалось на потере души американского общества. Это страшно в несколько иной степени, чем то, что происходило в «Ночной галерее».

Меня притягивают темноволосые и темноглазые дети. В них есть что-то нереальное, призрачное

Как начинался проект «Мама»?

Я смотрю около сотни короткометражек в течение года. Вот вчера, к примеру, я посмотрел пять, и ни одна из них не оказалась интересной. У меня есть электронный адрес, на который я получаю не менее 50 писем в день. Мне пишут люди, которые хотят снимать кино. Мальчишка 15 лет из Милуоки, ребята из Мексики, стран Латинской Америки... Я вот сейчас занят разработкой проекта «Тонкая желтая линия», идея которого возникла у мальчишки из Мексики, у Цезаря Гарсии. Я встретил его в Гвадалахаре пару лет назад, и мне очень понравились его короткометражки. Я ему сказал, что если однажды у него будет проект полнометражного фильма, то я с радостью возьмусь за его производство. Я не подписываю контракт. Я не собираюсь заработать на этой картине, мне не нужно за нее деньги, и я не являюсь владельцем картины, но я люблю открывать талантливых людей. В мои 47 лет есть только два способа оставаться молодым — учить или разрабатывать проекты фильмов молодых режиссеров и сценаристов.

Я встретился с Энди (Андрес Мускетти), после того как посмотрел его короткометражку «Мама». Я в бизнесе 25—30 лет уже, и у меня развилось особое чутье на настоящий талант. Бывает, конечно, что я ошибаюсь, но все-таки редко. Фильм может быть любопытным, но, пока ты не встретился с режиссером, нельзя сказать точно, насколько он действительно талантлив. Энди очень талантлив, по-настоящему талантлив. Он очень молод, и я имел возможность наблюдать, как он взрослеет, становится все более уверенным в себе как художник. Я много работаю с молодыми продюсерами и рад тому, что могу у них поучиться. Мы вместе разрабатывали «Маму». Сестра Энди, Барбара, стала продюсером и соавтором сценария. Они все делают вместе. Были в нашей команде и молодые продюсеры, которые в титрах не будут отмечены, так как находятся как бы в процессе стажировки, но работают эти люди с большим энтузиазмом. Я был занят этим проектом с самого его начала и вовлечен практически в каждый этап подготовки. Вот и на съемках тоже бываю, хотя непросто выделить время для этого.

А что за адрес, который вы упомянули?

Я дал этот адрес еще на Comic-Con — a_sagan@hotmail.com. Я везде и всем даю этот адрес. Меня завалили короткометражками, но я не жалуюсь. Мне нравится быть в курсе того, что происходит с молодежью.

Вам нравится преподавать?

Да, я преподавал в университете Гвадалахары курс «Выразительные средства кино» и заметил, что нет лучшей возможности организовать свои собственные мысли о том, что ты делаешь и хорошо знаешь, чем рассказывать об этом другим людям. Это не просто удовольствие от возможности делиться опытом и знаниями. Это также своеобразный инструмент для наведения порядка в своих рассуждениях и выводах.

А о чем, если в двух словах, этот фильм Энди Мускетти?

Я уже говорил, что привидение в моем представлении — это единичная эмоция. Наш фильм рассказывает об эмоции материнской любви, собственнической любви, одержимой желанием защитить любой ценой. Такая любовь чаще всего убивает. Дети в нашем фильме не ясноглазые и невинные создания, которых нужно оберегать. Они считают, что их отношения с нами достаточно сложны, они вовсе не легкие и не понятные. Так что на этом уровне история функционирует совсем иначе, чем в «Ночи охотника», но, с другой стороны, основа идеи «Мамы» лежит тоже в сказке. Дети, брошенные в глубине леса, в хижине, выживают благодаря этому безумному осколку привидения.

Расскажите о том, как вы искали девочек для этой картины?

У каждого режиссера есть инстинкт в выборе нужного актера для его картины. Мне, например, никогда не нравился мальчик из «Приюта», он мне казался слишком уж ангелоподобным. Я бы не выбрал этот тип, а пошел бы в другом направлении, но людям именно это и понравилось. Меня притягивают темноволосые и темноглазые дети, в них есть что-то нереальное, призрачное. Их присутствие ощущается сильнее, они словно смотрят на то, что никто больше не может видеть. Но Энди решил взять светловолосых и светлоглазых девочек, и это их выбор, его и Барбары, сценаристов. Но в каком направлении ты бы ни пошел, тебе предстоит просмотреть как минимум сотню детишек. Обычно на пробы приводят детей, которые уже снимались в рекламах разных сладостей, игрушек и так далее. Эти маленькие актеры натасканы своими матерями на то, чтобы производить впечатление милое, приятное, живенькое. И они получают работу в рекламе, где играют пантомиму, предложенную им, а потом играют эту же пантомиму на пробах. Это ужасно. А потом ты встречаешь ребенка, в котором есть нечто, что помогает ему почувствовать энергетику героя, и таких детей я беру. По-моему, Энди руководствовался этим же правилом. Он почувствовал, что у девочек была связь с их героинями.

Вы их тоже смотрели? Вы участвовали в процессе отбора детей?

О да, я высказывал свое мнение всякий раз, даже когда его не спрашивали. (Смеется.) Энди и Хуан Антонио — они выбирают свой путь. Я могу не соглашаться с их выбором, но… Приведу пример. Мы продюсировали фильм в Испании, который называется «Прозрение». О нем никто не знает в мире, но он очень известен в Испании. И я многому научился с этой картиной, потому что режиссер настоял на своем видении. В сценарии он сразу уточнил, что первые 20 минут фильма мы не увидим ничего, кроме лица актрисы в бинтах. Поэтому, как и она, мы не знаем, кто вокруг нее. И я сказал: «Ты сумасшедший. Это не сработает!» Но это сработало! Это лучшая сцена в фильме. Просто поразительная.

Снимать детей в фильме ужасов с интенсивными сценами, призванными вызывать страх, наверное, непросто?

Люди часто предполагают, что это очень сложно. Нет, снимать даже самую страшную сцену — это удовольствие. Дети умеют получать удовольствие от всего. Одна из девочек сказала, что снимать сцену с Мамой (актер Хавьер Ботет) было очень весело, а смотреть — страшно. Девочки, кстати, очень любят Хавьера. Занятно и даже обыденно видеть, как они ставят перед ним чашку кофе и пышку во время перерыва, когда он, будучи в гриме после отснятой сцены, лежит на диване уставшим. Кроме того, обычно такие фильмы снимаются не в хронологической последовательности, поэтому каждая сцена воспринимается индивидуально, прогоняется несколько раз, остается от нее только ощущение игры. Дети любят играть. (Смеется.)

Помимо собственно страшилок, чего нам ожидать от этого фильма?

Когда Энди и Барбара предлагали мне проект этого фильма, мне показалось любопытным, что его идея совпадает с идеей фильма «Не бойся темноты», который я написал вместе с Мэттью Роббинсом. То есть у меня была другая немного вариация, но той же самой идеи, и я был приятно удивлен тем, что такие молодые люди, как Энди и Барбара, рассуждают на эту тему. В какой-то момент мы все мучительно решаем вопрос, становиться нам родителями или нет. Я показал свою точку зрения на этот вопрос в картине «Не бойся темноты». Мое собственное детство не было таким уж приятным, и мне не хотелось проходить этот период опять и опять с моими детьми, но постепенно этот вопрос решается как-то сам собой в ту или другую сторону. Я помню, что Полин Кейл, когда я ее спросил о самом большом триумфе в ее жизни, ответила, что это отсутствие детей. То есть такой подход к теме — одна сторона спора, а с другой стороны, есть люди, которые считают, что дети делают нашу жизнь богаче и разнообразнее. В этом отношении героиня Джессики Честейн, Аннабель, как раз должна решить для себя этот вопрос. Что значит быть матерью? Готова ли она к этому? Есть ли в ней вообще этот инстинкт? И ее решение достойно восхищения. Она не стала матерью, но почувствовала общность с Мамой. Аннабель, по сути, и сама большой ребенок. В этой картине именно она ребенок, а не девочки. Девочки уже выжили, они приспособились к обстоятельствам, которые Аннабель и не снились.

Я думаю, будь ты художник, музыкант или вообще человек искусства, в какой-то момент ты осознанно приостанавливаешь свое внутреннее развитие, стараясь задержаться в той части себя, которая нужна для творчества. Помнишь, как это описывается у Виктора Гюго в «Человеке, который смеется»? Для уличных представлений людей специально уродовали, детей растили в тесных и узких сосудах до определенного возраста, чтобы в процессе роста их тела деформировались, а уродство вызывает жалость и смех, за это платят, это развлечение, зрелище. Так что я думаю, что художник, человек творчества делает нечто схожее с этим процессом, но в отношении эмоциональном, понимаешь? Так же и во мне. Какой-то части себя я позволяю расти, а какой-то — нет. Я всегда буду связан с чем-то изначальным, древним, как связаны с этим маленькие дети, которые именно поэтому абсолютно свободны в своем воображении и творчестве. Это совершенно сознательное решение в моем случае. И я думаю, что и Аннабель, героиня Джессики, должна принять для себя решение в какой-то момент. Эмоциональное взросление, если оставаться при этом художником, — это трудная задача. Для Аннабель история девочек — момент истинного эмоционального взросления, а как она распорядится этим — уже другой вопрос.

Вы чувствуете творческую ответственность за фильмы, которые продюсируете, в той же степени, что и за фильмы, которые снимаете сами?

Абсолютно. Наверное, даже больше. В картине, которую я снимаю сам, удача или неудача только мои. А фильм, который я продюсирую, в случае неудачи заденет людей, которым я хочу помочь в становлении или развитии их карьеры. Поэтому я работаю над проектами других людей, наверное, с едва ли не большей отдачей, чем над своими собственными фильмами.

Обычная жизнь в Санкт-Петербурге резко меняется с появлением человека в маске Чумного Доктора
В главных ролях:Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Алексей Маклаков и др.
Режиссер:Олег Трофим
Уже в кино
Купить билет

Смотрите также

Актеры и режиссеры рассказали, как они полюбили ходить в кино. Грета Гервиг благодаря «Титанику», а Саймон Пегг — из-за «Звездных войн»

Актеры и режиссеры рассказали, как они полюбили ходить в кино. Грета Гервиг благодаря «Титанику», а Саймон Пегг — из-за «Звездных войн»

25 января29
Премьеру «King’s Man: Начало» отложили на полгода

Премьеру «King’s Man: Начало» отложили на полгода

22 января12
Кто мог бы поставить «Heavy Rain»? А сняться в «Bloodborne»? Выбираем, кто может экранизировать популярные игры
Выбор редакции

Кто мог бы поставить «Heavy Rain»? А сняться в «Bloodborne»? Выбираем, кто может экранизировать популярные игры

14 октября 202051
Гильермо дель Торо рассказал о новой книге и «Пиноккио», в котором будет Муссолини

Гильермо дель Торо рассказал о новой книге и «Пиноккио», в котором будет Муссолини

14 сентября 20200

Главное сегодня

«Дневнику Бриджит Джонс» исполнилось 20 лет. Вспоминаем 6 лучших сцен из фильма

Сегодня4
«Дневнику Бриджит Джонс» исполнилось 20 лет. Вспоминаем 6 лучших сцен из фильма
Депрессивный музыкант или нежный романтик? А может, вредный пенсионер? Проверьте, какой вы вампир

ТестДепрессивный музыкант или нежный романтик? А может, вредный пенсионер? Проверьте, какой вы вампир

Сегодня12
Новый трейлер «Армии мертвецов»: Ограбление казино под музыку Кенни Роджерса

Новый трейлер «Армии мертвецов»: Ограбление казино под музыку Кенни Роджерса

Сегодня, 18:2111
«Девушка, подающая надежды»: Феминистский триллер про насилие, маскирующийся под ромком
Крупным планом

Подкаст«Девушка, подающая надежды»: Феминистский триллер про насилие, маскирующийся под ромком

Вчера21
BAFTA-2021: 15 самых стильных нарядов церемонии

BAFTA-2021: 15 самых стильных нарядов церемонии

Вчера12
Netflix впервые закажет производство российских сериалов. Их могут снять создатели «Эпидемии», «Чик» и «Холопа»

Netflix впервые закажет производство российских сериалов. Их могут снять создатели «Эпидемии», «Чик» и «Холопа»

Вчера7
Стали известны лауреаты премии BAFTA-2021. Больше всего статуэток получила «Земля кочевников»

Стали известны лауреаты премии BAFTA-2021. Больше всего статуэток получила «Земля кочевников»

11 апреля20
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт