Макс фон Сюдов: «Я стал слишком ленивым»

Обсудить0

Не так давно актер Макс фон Сюдов посетил Москву в честь открытия ретроспективы фильмов Андрея Кончаловского. КиноПоиск встретился с великим шведом и расспросил его о театре, первой голливудской работе, а также, конечно, об Ингмаре Бергмане.

Шведский актер Макс фон Сюдов — человек удивительной судьбы. Еще молодым человеком он попал к Ингмару Бергману, с которым работал полтора десятка лет, затем попал в Голливуд, где первым делом исполнил роль Иисуса Христа. Он никогда не забывал о сцене, ведь именно школьный театр стал отправной точкой для его актерской карьеры. Широкому зрителю фон Сюдов знаком если не по бергмановским фильмам, то уж точно по запоминающимся ролям второго и даже третьего плана. На его счету немало злодеев в фантастических и антиутопических фильмах. В конце концов, именно он был Эрнстом Ставро Блофельдом в «Никогда не говори „никогда“» и Мингом во «Флэше Гордоне».

Фон Сюдов и сейчас, в свои 83 года, снимается в кино. Совсем недавно его можно было увидеть в «Жутко громко и запредельно близко» — за эту роль он получил номинацию на «Оскар». На пресс-конференции в Берлине, посвященной премьере фильма, он с удовольствием шутил с журналистами. Макс фон Сюдов — полиглот, человек мира, он давно живет не в Швеции, а в стране с более мягким климатом — Франции.

В конце октября известный актер приехал в Москву, чтобы принять участие в открытии ретроспективы режиссера Андрея Кончаловского, у которого фон Сюдов сыграл в фильме «Дуэт для солиста». В этой картине 1989 года, основанной на одноименной пьесе Тома Кемпински, он исполнил роль психиатра Льюиса Фельдмана, а его партнерами по площадке были Джули Эндрюс, Руперт Эверетт и Лиам Нисон. КиноПоиск встретился с фон Сюдовым и расспросил о прошлых ролях, визите в Москву и о том, почему он больше не играет в театре.

Приветствуя корреспондента, фон Сюдов извиняется, что плохо слышит, и сетует, что не говорит по-русски. «Я очень бы хотел, правда, — утверждает он. — Русский язык для меня как музыка. Он оставляет такое удивительное ощущение. Как испанский, которым я тоже, к сожалению, не владею». Впрочем, мы-то знаем, что фон Сюдов знает языков больше, чем все присутствующие в комнате.

Скажите, наверное, странно представлять зрителям фильм, которому уже больше двадцати лет? Что вы помните о времени съемок?

Это был очень приятный процесс, мне он очень понравился. Особенно потому, что до этого я свою роль психиатра играл на сцене. Я хорошо знал пьесу, мы ставили ее в Нью-Йорке. К сожалению, там она не имела такого успеха, какой был в Лондоне. Что-то у нас пошло не так.
Это очень интересная пьеса, интересный диалог между людьми. Андрей [Кончаловский] и его соавтор развили тему до сюжета с несколькими действующими лицами. В результате моя роль несколько сократилась. Но главное от моего психиатра осталось. Я многое вложил в эту роль. Кстати, давно не пересматривал этот фильм, хочется увидеть его опять.

Еще было очень приятно работать с Джули Эндрюс, с которой я до этого уже работал. В общем, это был очень позитивный опыт. У Андрея замечательная манера работы с актерами. Думаю, это результат его работы в театре. Это всегда большой плюс для режиссера, если у него есть театральный опыт.

Андрей Кончаловский на пресс-конференции, посвященной ретроспективе, как раз сказал, что на данном этапе театр для него интереснее, чем кино. Для вас, актера, что интереснее? Тоже театр?

Да, театр интереснее. Не только как для актера. Во-первых, из-за того, что у тебя прямой контакт со зрителями. Никто не вырезает из твоей работы какие-то кусочки для монтажа. Ты полностью погружен в творческий процесс с момента создания спектакля. А не просто приходишь на съемочную площадку на день-два и, покидая ее, понятия не имеешь, что там творится с остальным материалом. Ты всегда внутри. И если ты не на сцене, то ты в непосредственной близости, всегда зная, что там происходит. Когда у тебя прямой контакт с аудиторией, ты чувствуешь обратную связь. Это может быть очень волнующим опытом. Не всегда так получается, конечно, но так может быть.

Даже если у тебя большая роль в фильме, ты всегда во власти других людей

Конечно, многое зависит и от режиссера. Но, по-моему, в театре больше чувствуется творческий процесс. Даже если у тебя большая роль в фильме, ты всегда во власти других людей. Ты никогда не видишь своих зрителей, не слышишь их реакцию. Иногда ты что-то делаешь, а потом при монтаже это кардинально меняют, а часть твоей работы вообще исчезает. Фильм — это детище режиссера, я бы сказал. А в театре мы все соавторы. Но сейчас, к сожалению, я стал немного ленивым. Я не хочу связывать себя обязательствами. Ведь в театре, если пьеса имеет успех, ты можешь увязнуть в ней на месяцы. А мне хочется оставаться свободным. Поэтому мне гораздо комфортнее играть в кино. Кроме того, в фильмах роли для пожилых джентльменов очень редко оказываются большими. Это может быть отец или дед героя, у него плохое здоровье, или он вообще умирает.

А из ваших ролей в кино или на сцене какая была самой запоминающейся? Или самой дорогой?

Все, что мы сделали вместе с Ингмаром Бергманом, для меня остается особенным. Но и другие свои работы я не забываю. Первый фильм в Голливуде — полтора года работы, огромное по своим масштабам производство. Но довольно странное. Картина про жизнь Иисуса Христа под названием «Величайшая из когда-либо рассказанных историй». Не самый лучший фильм, к сожалению. Но это был очень интересный опыт. Еще я работал со шведским режиссером Яном Труэлем. Не знаю, насколько он известен здесь. Мы с ним вместе делали большую картину, в двух частях, она была про шведскую эмиграцию в Штаты в XIX веке. Еще одна его картина — про великого норвежского писателя Кнута Гамсуна. Это была занимательная фигура, проблемная, я бы сказал. Он был за Гитлера даже во время оккупации Норвегии. Как бы то ни было, я сыграл этого человека, он был очень интересной личностью. Несчастный человек!

К сожалению, мне практически не довелось играть Чехова на сцене. Я сыграл только в «Дяде Ване». Я играл много ролей в классических постановках пьес Ибсена, Стриндберга, Шекспира, и все они были достаточно интересными.

Вы говорите, что больше всего воспоминаний у вас связано с Ингмаром Бергманом. Чему вы у него научились, ведь вы познакомились с ним, когда были совсем молодым актером?

Честно говоря, даже не могу точно сказать, чему именно, потому что у него научился я очень многому. В молодости я был против классики, например. А у него была своя манера, которая мне очень нравилась. Она была очень забавной. Он классику переносил в нашу реальную жизнь, классических персонажей примерял на обычных людей. Думаю, он просто открыл мне глаза на многие вещи.В частности, на все конфликты в реальности и литературе. Я даже передать не могу, насколько это все было важно. И до сих пор остается важным.

А вы пойдете смотреть спектакль «Три сестры» Андрея Кончаловского?

Да, мы собираемся посмотреть его сегодня. Очень хочу его увидеть. В Нью-Йорке мы смотрели его «Дядю Ваню», я был очень впечатлен, тронут. Это очень остроумная постановка.

Вы снимались в шведских фильмах, французских, американских…

Испанских, английских...

Да! Практически во всех странах, где снимают кино. Как вам кажется, существуют ли национальные особенности у кинопроизводства, или особенности есть только у отдельных режиссеров?

Конечно, национальные школы еще существуют. Но все чаще производство фильма финансируется не одной какой-нибудь страной, а двумя, например, или тремя, четырьмя. Поэтому национальные особенности уже не так ярко выражены, как раньше.

Будем надеяться, что национальный дух в кино все-таки выживет

Я являюсь членом Европейской киноакадемии, которая вручает свои награды. Каждый год мы голосуем за лучший фильм или лучшего режиссера. И это очень тяжело. Это сложно, потому что не получается быть по-настоящему честным со всеми. Потому что есть такие страны, как Россия, Англия, Франция, Италия, где снимается очень много фильмов. И есть маленькие страны, у которых, может быть, не так много денег или не такие сильные традиции в кино, но иногда они выпускают очень хорошие фильмы! Но им сложно соревноваться с такими крупными кинопроизводствами. Но будем надеяться, что национальный дух в кино все-таки выживет.

Вы переехали во Францию, а до этого жили в США и Италии. Кем вы себя чувствуете? Гражданином мира?

Сейчас я гражданин Франции, но у меня шведские корни и шведское воспитание, так сказать. Я много раз эмигрировал. Знаете, думаю, я этим избалован. Это здорово — повидать мир. Но сейчас я французский подданный.

Вы продолжите сниматься, есть какие-то новые проекты, на участие в которых вы уже дали согласие?

Есть один-два, которые пока обсуждаются, так что я не могу ничего говорить. Но, честно говоря, я стал очень ленивым! (Смеется.)

Смотрите также

На BBC опубликован список лучших иностранных фильмов

На BBC опубликован список лучших иностранных фильмов

31 октября 2018
Бокс-офис России: Винни против монстров, Том Круз над схваткой

Бокс-офис России: Винни против монстров, Том Круз над схваткой

7 августа 2018
Дело было в морге: 16 анекдотов о Бергмане

Дело было в морге: 16 анекдотов о Бергмане

6 августа 2018
Путеводитель по фильмам Бергмана, нигилиста и проказника

Путеводитель по фильмам Бергмана, нигилиста и проказника

14 июля 2018

Главное сегодня

Егор Баранов: «Мир „Аванпоста“ — из грязи, пота и крови»

Вчера
Егор Баранов: «Мир „Аванпоста“ — из грязи, пота и крови»
Тодд Филлипс опроверг информацию о сиквеле «Джокера»

Тодд Филлипс опроверг информацию о сиквеле «Джокера»

Вчера
Мыло для господ: В чем секрет популярности «Аббатства Даунтон»

Мыло для господ: В чем секрет популярности «Аббатства Даунтон»

Вчера
Что смотреть в кино: «Аббатство Даунтон», «Аванпост» и «Давай разведемся!»

Что смотреть в кино: «Аббатство Даунтон», «Аванпост» и «Давай разведемся!»

Вчера
Видео дня: Райан Рейнольдс в рекламе внутри рекламы внутри рекламы

Видео дня: Райан Рейнольдс в рекламе внутри рекламы внутри рекламы

Вчера
Находка дня: Специальный костюм Тони Старка для «Железного человека 2»

Находка дня: Специальный костюм Тони Старка для «Железного человека 2»

Вчера
Новый режиссер «Возвращения Робокопа» и еще 19 новостей дня

Новый режиссер «Возвращения Робокопа» и еще 19 новостей дня

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт