• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Интервью

Режиссер фильма «Борг/Макинрой»: «Я пошел в кино из-за Ларса фон Триера»

КиноПоиск поговорил с Янусом Мецем о Ларсе фон Триере, Шайе ЛаБафе, теннисе и антропологии в кинематографе.
Режиссер фильма «Борг/Макинрой»: «Я пошел в кино из-за Ларса фон Триера»
КиноПоиск
Шайа ЛаБаф, Янус Мец и Сверрир Гуднасон на съемках

Датский режиссер Янус Мец больше известен как документалист. Его «Броненосец», повествующий о жизни солдат в Афганистане, получил признание критиков и зрителей. Он попробовал себя в Голливуде, поработал над вторым сезоном сериала «Настоящий детектив» и вспоминает это время с содроганием. Но «Борг/Макинрой» — совсем другое дело. Это история одного из самых интересных матчей в мире тенниса, рассказ о противостоянии одного из величайших теннисистов Европы с молодым выскочкой из Америки. И это совершенно европейское кино, без примеси Голливуда.

«Борг/Макинрой» открывал кинофестиваль в Торонто, где мы и поговорили с режиссером.

— Ваш фильм смотрится не как кино про теннис, а как фильм о людях, которые вынуждены быть не теми, кто они есть на самом деле. У вас скорее психологическое исследование, нежели спортивный фильм. Как так вышло?

— Это было обязательным условием для создания этого фильма. Нельзя снять кино про спорт или кино про теннис. Это бессмыслица какая-то. Фильмы снимаются о людях, о человеческом поведении. Поэтому мы и смотрим кино. Нам хочется видеть истории о нас самих, о жизни. Такова природа повествования. Надо как бы поставить зеркало перед зрителем, в которое мы можем заглянуть, увидев что-то знакомое или научившись чему-то новому. Так что да, в первую очередь «Борг/Макинрой» — психологическая драма.

— В одном из своих интервью вы назвали себя режиссером-антропологом.

— Да.

— Вы до сих пор согласны с этим?

— Ну, я скорее отношу это к своим документальным фильмам. «Борг/Макинрой» больше философское, психологическое исследование экзистенциальных вопросов. (Смеется.) Сколько заумных слов! Называя себя режиссером-антропологом, я имею в виду, что во время работы над документальным кино я погружаюсь в новую для себя культуру, пытаюсь понять ее, описать ее. Пытаюсь рассказать о людях, живущих в этой культуре, и понять их. Хотя, знаете, к «Боргу» это тоже подходит. Мне пришлось понять, что значит быть звездой тенниса в конце 1970-х — начале 1980-х.

— В России из датского кино хорошо знают Ларса фон Триера, Николаса Виндинга Рефна и Мадса Миккельсена. Какова ситуация с кино у вас в стране сейчас?

— Для датского кино сейчас наступило очень интересное время. Появляется новое поколение, которое постепенно завоевывает главные позиции. Проводятся какие-то новые эксперименты. Понимаете, Ларс после себя оставил вакуум. Кто станет следующим Ларсом фон Триером?

— Он еще снимает!

— Да-да, конечно, новый фильм монтирует! Ларс очень сильно повлиял на всех датских кинематографистов. Пожалуй, именно благодаря ему я решил снимать кино. Но сейчас в Дании все ждут появления нового Автора, такого, знаете, с большой буквы. Молодые режиссеры снимают занятное кино, и спустя некоторое время, скорее всего, они проявят себя.

Ларс фон Триер на съемках фильма «Дом, который построил Джек»

Ларс фон Триер на съемках фильма «Дом, который построил Джек»

— То есть Голливуд не давит? В смысле у вас не боятся, что западный кинематограф убьет ваше родное кино?

— Конечно, потряхивает всю индустрию, потому что у нас, как и везде, разваливается рынок домашнего видео, что создает финансовые неудобства для продюсеров, финансирующих кино. Стало сложнее снимать как малобюджетное кино, так и кино со средним бюджетом. Приходится создавать или крупные франшизы, или снимать совсем копеечные фильмы. Сервисы вроде HBO и Netflix, с одной стороны, здорово помогают, дают талантливым людям простор для деятельности. Но, с другой стороны, они могут привести к уничтожению кинотеатров. Зрители привыкают смотреть кино дома на диване. Поэтому в кино доминируют голливудские блокбастеры.

Читайте также наше интервью со Стелланом Скарсгардом, сыгравшим одну из главных ролей в драме «Борг/Макинрой»

— Но вернемся к вашему фильму. Как создавалась его визуальная составляющая? Фильм очень похож на кино 1970-х. Было ли это вашим решением?

— О, я все решал! (Смеется.) В этом прелесть работы режиссера: ты все решаешь сам! И в то же время ты работаешь с командой, пытаешься донести до нее свое видение. И, чтобы воплотить свое видение в жизнь, нужно собрать лучших людей. Иногда что-то меняется. Знаете, фильм — живой организм, наполненный стараниями прекрасных творческих людей, их кровью. Нильс Тастум, наш оператор, прекрасно снял фильм. Лина Нордквист разработала дивные костюмы. Все помогали создавать этот мир конца 1970-х — начала 1980-х. Нам хотелось избежать клише, чтобы картина не выглядела как открытка из 1970-х. Хотелось добиться реалистичности. Мы сделали изображение потертым, зернистым, что придало ему натуралистичности. Нет ощущения театральной постановки.

— Вы говорили, что при съемках «Броненосца» вам пришлось стать солдатом. Во время работы над «Боргом/Макинроем» пришлось стать теннисистом?

— Мне, конечно, пришлось учиться играть в теннис. Надо было понимать, через что я заставлю пройти Шайю и Сверрира. (Смеется.) Им-то пришлось играть в теннис ежедневно на протяжении почти шести месяцев! Мне надо было понять техническую сторону тенниса: как играл Бьёрн, как играл Макинрой. Мы детально изучали все их матчи. У нас был ряд консультантов — как игроки в теннис, так и тренеры. Они добивались точности в изображении игры. Но вообще моя работа как режиссера — это, скорее, быть наблюдателем. Человеком, который смотрит на этот мир и пытается передать его зрителю. Человеком, который исследует мир и внимательно его рассматривает. И я опять становлюсь режиссером-антропологом.

— Наш текст о вашем фильме называется «Песнь льда и пламени», как у Джорджа Р. Р. Мартина в книгах. Согласны с таким названием?

— Борг и Макинрой в принципе и были как лед и пламя — полные противоположности друг друга. Более того, они в своем роде разрушали друг друга. Если развить эту метафору, то да, они были очень мощными силами природы. Но во время просмотра зрители поймут, что у Бьёрна и Джона было очень много общего. Оба они подсознательно искали смысл своей жизни, искали признания. У них была глубокая экзистенциальная боль. Кто мы? Зачем мы? Мы все умрем! (Смеется.) Что с этим поделать? Давайте лучше сыграем в теннис!

— Вы прямо как Джордж Р. Р. Мартин! Валар моргулис!

— Да!

Шайа ЛаБаф в роли Джона Макинроя

Шайа ЛаБаф в роли Джона Макинроя

— Слышала, как зрители говорят: «Потребовался европейский режиссер, чтобы напомнить миру, какой хороший актер Шайа ЛаБаф». Наверное, сложно с ним было работать?

— Нет, что вы, с ним очень легко и здорово! Шайа — такой классный парень! Он мне очень дорог. Он работает в поте лица. Как режиссер, ты очень это ценишь. Хочется, чтобы актеры настолько проникались своей ролью, что готовы были пройти через ад. А Шайа не играет, Шайа просто открывается и заполняет собой персонажа. Он становится одержим своей ролью. Он позволил духу Джона Макинроя завладеть собой! Может быть, дух Шайи так же завладел Макинроем? И он уже Шайа Макинрой? (Смеется.) В любом случае актеру нужно освободиться от внутренних демонов, выпустить их на свободу. И Шайа в этом плане человек очень преданный своему делу. Поэтому он настолько хорош. И если режиссер знает, как найти к нему подход, то получит самый прекрасный подарок в мире.

«Борг/Макинрой» уже на российских экранах.

Читайте также
Интервью Стеллан Скарсгард: «Войну за кинотеатры мы уже проиграли» КиноПоиск поговорил со звездой фильма «Борг/Макинрой» о теннисе, славе, Netflix и о том, кого он играет у Терри Гиллиама.
Статьи «Борг/Макинрой»: Песнь льда и пламени Кинофестиваль в Торонто открылся спортивной драмой с Шайей ЛаБафом, который пока не устроил ни единого скандала.
Новости Кинофестиваль в Торонто начнется фильмом с Шайей ЛаБафом Спортивная драма «Борг/Макинрой» откроет один из главных осенних кинофестивалей.
Комментарии (12)

Новый комментарий...

  • 12

    Chiatomuza 8 октября 2017, 21:06 пожаловаться

    #

    Зашел, чтобы прочитать комменты, в которых люди радуются за Шайа ЛаБафа. А здесь пусто…

    Что ж, буду первым.

    Я рад, что Шайа ЛаБаф снялся в толковом кино. Он хороший актёр.

    ответить

  • 7

    Mikchaella 8 октября 2017, 22:36 пожаловаться

    #

    Поддерживаю. Как же я соскучилась за хорошими новостями о Шайе…

    ответить

  • 6

    audiovideofil 8 октября 2017, 22:00 пожаловаться :(

    #

    - В России из датского кино хорошо знают Ларса фон Триера, Николаса Виндинга Рефна и Мадса Миккельсена.
    И это плохо, что в России хорошо знают Мадса Миккельсена. Прям вот печаль как плохо!

    ответить

  • BrainSupply 9 октября 2017, 14:29 пожаловаться

    #

    Почему?

    ответить

  • 2

    audiovideofil 9 октября 2017, 17:32 пожаловаться

    #

    Спасибо за вопрос!
    Отвечаю. Потому что в России не знают Мэса Миккельсена. И это очень плохо.

    ответить

  • 1

    BrainSupply 9 октября 2017, 17:38 пожаловаться

    #

    А

    ответить

  • ВНЧ 9 октября 2017, 01:35 пожаловаться

    #

    Имею желание сходить на «Борг/Макинрой», но не имею возможности.
    Имею возможность сходить на «Крым», но не имею желания.
    Так пусть же доходят до провинции все фильмы!

    от режиссёра сериала «НАСТОЯЩИЙ ДЕТЕКТИВ» (© из трейлера)
    Снял лишь 3-й эпизод 2-го сезона. Моя оценка 7/10, у остальных эпизодов от 8 до 10. И на IMDb у него самый низкий рейтинг (7,7, у остальных от 7,9 до 9,0). Янус Мец снял «худший» эпизод? Выходит, что так. :)

    ответить

 
Добавить комментарий...