Интервью

Эдгар Райт: «Я снимал каждую сцену под звук отведенной ей песни»

Режиссер «Малыша на драйве» — о черновых съемках фильма на айфон, грампластинках и о том, почему он не использует песни The Beatles в своих лентах.

Эдгар Райт: «Я снимал каждую сцену под звук отведенной ей песни»
Эдгар Райт / Фото: Getty Images

КиноПоиск отправился в Лондон, чтобы поговорить с режиссером Эдгаром Райтом о его новом фильме «Малыш на драйве», страхе перед Уорреном Битти и искусстве кинотеатрального показа.

— В «Малыше на драйве» вы собрали отличный актерский состав. Насколько важно было найти правильного парня на главную роль?

— Жизненно важно. Когда еще на начальной стадии работы над фильмом разные люди читали сценарий, от них тут же следовал вопрос: «Кто будет играть Малыша?» Они сразу понимали, что на плечах этого человека будет держаться весь фильм. И мне кажется, Энсел Элгорт отлично справился с этой нелегкой миссией. Он не просто не растерялся рядом с группой маститых тяжеловесов актерского дела, а даже — пусть меня простят Кевин Спейси, Джейми Фокс и Джон Хэмм — часто затыкал их за пояс. Энсел был одним из первых кандидатов на роль, с кем я повстречался — сначала еще до того, как он прочел сценарий, а потом еще дважды на прослушиваниях. Были и другие сильные кандидаты, но все же страсть Энсела к музыке помогла мне сделать выбор. В этом плане он очень похож на Малыша.

«Малыш на драйве»

«Малыш на драйве»

— У вас в фильме многие диалоги строятся вокруг обсуждения имен, их значений, упоминаний в песнях. Откуда взялась такая тяга?

— Да черт его знает! Мне просто нравится думать об именах в песнях. Может, потому, что никто никогда не поет про Эдгара, и я просто тупо завидую всем, чьи имена упоминают в песнях. Конечно, полно песен с Малышом (Baby), а с Деборой (так зовут героиню Лили Джеймс — Прим. ред.) всего лишь три, две из которых мы упоминаем в фильме. Мне просто очень хотелось, чтобы в фильме было много разговоров, связанных с музыкой.

— Вы не упомянули «Disco 2000» Pulp, а там вся песня посвящена Деборе. «Your name was Debora, it never suited you» и все такое.

— Да, но песня называется «Disco 2000», хотя многие называют ее «Дебора». Мы над этим тоже смеялись, потому что мой ассистент и продюсер спорили над названием песни. Ассистент выиграл, но их спор был захватывающим, там даже использовались аргументы типа: «Я лучше знаю, потому что это моя молодость!» Кстати, Дебора Боун, которая вдохновила Джарвиса Кокера на написание этой песни, умерла два года назад. Я не был с ней знаком, но все равно очень грустил.

— А это правда, что черновой вариант фильма вы сняли на айфон? И при этом подстраивали повествование под песни?

— Дело было так. Когда я только начал писать сценарий, я уже определился с большинством песен. И иногда я позволял структуре песни определять сцену. Например, возьмем «Hocus Pocus» группы Focus. У этой композиции очень рваный ритм, она то замедляется, то ускоряется, и это диктует то, что происходит на экране в сцене погони. Вот герой бежит во время гитарного запила, а вот он прячется за деревом, потому что в песне вступает часть с йодлем и можно передохнуть. Конечно, я знал, из чего должна состоять сцена, но я позволил структуре песни определить порядок действий. Когда мы решили с локациями, мы записали там звуки и встроили их в песни еще до того, как начали съемки. В этом мне помог друг, диджей Osymyso. Проезжающие машины, клаксоны, приглушенные разговоры прохожих, треск банкоматов и прочие звуки улицы — все это мы вмонтировали в песни.

А что касается айфона... В фильме есть длинная сцена, снятая одним кадром. В ней Малыш идет покупать кофе. И вот чтобы понять, как эту сцену снимать, мне нужно было буквально проделать тот же путь, что и герой: встать с телефоном у двери, включить «Harlem Shuffle», идти по улице, переходить дорогу, заходить в кафе. Важно было оказаться в кафе как раз в тот момент, когда вступает припев. Так что мы перекрыли квартал и долго тренировались. Хорошо, что там не было случайных людей, а то они не смогли бы врубиться, что мы там все делаем и зачем ходим туда-сюда, держа перед собой телефон. Еще все осложнялось тем, что ходил-то я, а снимать нам надо было совсем другого человека. Наш оператор Билл Поуп постоянно приговаривал: «Помни, что у Энсела ноги длиннее, чем у тебя, так что он дойдет быстрее». Одним словом, нет, весь фильм на айфон никто не снимал, но эта сцена вынула у нас все жилы.

— Очевидно, «Малыш на драйве» во многом вдохновлен «Водителем» Уолтера Хилла. Вы помните, как в первый раз увидели это кино?

— Да, его показывали по BBC поздно ночью, когда мне было 13—14 лет. Я его смотрел, как и многие фильмы из моей молодости, в темноте, в одиночку и, возможно, сидя слишком близко к телевизору. Этот фильм произвел на меня незабываемое впечатление. Это такой гипнотизирующий, нервный, идеально сконструированный триллер. Такое ощущение, что погони в нем — это шахматный поединок между Брюсом Дерном и Райаном О’Нилом. Я очень люблю это кино.

— Какие фильмы об ограблениях и преследованиях вы смотрели в процессе подготовки к этому?

— Вот именно что в процессе подготовки я не так много всего пересматривал. Хотя я организовал ряд показов в BFI, объединенных в программу под названием «Car Car Land». Каждую неделю на протяжении двух месяцев мы показывали все фильмы, которые вдохновили меня на создание «Малыша». Там были такие картины, как «Буллит», «Итальянская работа», «Французский связной», «Исчезающая точка», «Водитель», «Братья Блюз» и другие. Но я все их видел уже много раз, не было нужды пересматривать. Разве что отдельные сцены, отдельные погони, просто чтобы приглядеться повнимательнее к тому, как они сделаны. Но вообще, знаете, если я что и смотрел в преддверии работы над этим фильмом, так это много разных нуаров, которые я не видел до того: «Крест-накрест», «Из прошлого», «Без ума от оружия». И я заполнял пробелы по части гангстерских фильмов 1930-х, таких как «Ангелы с грязными лицами», «Маленький цезарь», «Враг общества», «Белая горячка». Нельзя сказать, что они мне напрямую помогли при создании «Малыша на драйве». Но я убежден, что любой просмотренный нами фильм накладывает определенный отпечаток на то, что мы делаем и как мы воспринимаем мир. Так что косвенно все они так или иначе отразились в моей работе.

— Вы в своем фильме еще забавно ссылаетесь на «Бонни и Клайда». Над «Бонни и Бонни» зал громко ржал.

— Да, там есть даже две отсылки — вербальная и визуальная. Кстати, Уоррен Битти посмотрел это кино и остался в восторге. Он пришел на показ, а я бегал вокруг как ужаленный и всем в ужасе шептал: «Соберитесь, Клайд в здании!»

«Бонни и Клайд»

«Бонни и Клайд»

— Вы вообще редкий киноман, который все еще предпочитает смотреть кино на большом экране. Есть мнение, что сейчас настоящие киноманы смотрят кино дома. Там им хотя бы никто не мешает.

— Знаете, в прошлом году, когда я был в Лондоне и монтировал «Малыша на драйве», я шесть недель подряд каждый понедельник показывал на большом экране в кинотеатре Picturehouse Central некоторые мои самые любимые фильмы. И среди всех зрителей, посетивших эти показы, три четверти были совсем молодыми людьми, которые никогда раньше не видели этих фильмов. Я им даже завидовал. Я бы многое отдал, чтобы сегодня посмотреть «Братьев Блюз» на большом экране впервые в жизни. Думаю, дело еще тут в презентации. Если кинотеатр создает все для того, чтобы просмотр фильмов был увлекательным и приятным времяпрепровождением, то это уже полдела. Люди иногда не горят желанием идти в кино, потому что посещение мультиплексов бывает довольно сомнительным удовольствием: вокруг все хрустят попкорном и шелестят обертками, звук может быть недостаточно громким, проектор недостаточно ярким. Но бывают и такие кинотеатры, куда даже просто хочется зайти, вне зависимости от того, что там показывают. В том же Picturehouse есть все, что надо для отдыха: хорошая еда, кофе, два бара, много классных фильмов в репертуаре, включая классику. Люди туда просто хотят ходить, тусоваться, общаться с друзьями и заодно кино смотреть. Тогда как во многих мультиплексах атмосфера такая, что ты не хочешь находиться в здании ни минутой дольше, чем того требует продолжительность фильма.

— Давайте вернемся к музыке. Что вы вообще думаете о том, что в современных фильмах довольно часто используется саундтрек в виде старых и не самых очевидных песен полувековой давности?

— Думаю, все зависит от того, органично ли такая музыка вписывается в повествование или не очень. Тут очень важно, чтобы режиссер действительно вкладывал силы и время в то, чтобы продумать использование композиций в своем кино. По-моему, лучше всех в этом преуспели Джон Лэндис, Джордж Лукас в «Американских граффити», Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе. У них это так круто получается, потому что они сами курируют выбор песен для своего саундтрека, а не делегируют это другим людям. Часто бывает, что сначала фильм снимут, а потом на него уже накладывают песни и перебирают их, пока не найдут подходящую. У нас же в «Малыше» вся музыка была подобрана заранее, она играла на площадке во время работы над фильмом, так что я снимал каждую сцену под звук отведенной ей песни. И, что немаловажно, актеры это все тоже слышали. Так что пока мы снимали сцену, где Энсел сидит в дайнере и разговаривает с Лили, в его наушниках на самом деле играли The Beach Boys.

— И вы всю эту музыку слушали, когда писали сценарий?

— А как же! Обычно, когда я пишу сценарии, я в любом случае слушаю музыку. Она меня вдохновляет, это нормально. Но здесь я прямо целенаправленно слушал трек, отведенный конкретной сцене. Переслушивал снова и снова, пока не напишу сцену целиком.

«Малыш на драйве»

«Малыш на драйве»

— Как вы предпочитаете слушать музыку сегодня?

— Я не очень люблю онлайн-стриминг, только иногда к нему прибегаю, когда нет времени и надо что-то быстро найти. У меня все еще есть айпод...

— Сколько?

— Сколько айподов? (Смеется.) У меня, в отличие от Малыша, он всего лишь один. Но он прямо уже на ладан дышит, и мне совсем скоро придется приобретать новый на eBay. Я недавно снова начал покупать винил, а я этого не делал с тех времен, когда был подростком. Мне очень нравится сам ритуал, когда встаешь, открываешь крышку проигрывателя, дуешь на иглу, ставишь пластинку. Я скучал по этому всему.

— И вообще пластинками удобно кидаться в головы живых мертвецов, как мы помним из «Зомби по имени Шон».

— Да-да, причем начинать следует с самых худших! Когда я монтировал «Малыша» в центре Лондона, я и жил неподалеку от студии. И вот пока шел от дома до работы, я проходил мимо улицы, где собраны все лучшие магазины грампластинок в городе. Думаю, только за те месяцы, пока я монтировал кино, я купил порядка ста альбомов. Просто не мог пройти мимо, бежал на эту проклятую улицу при первой же возможности и скупал все на свете. В том числе те альбомы, которые у меня уже есть! Я согласен, что Spotify и прочие сервисы для онлайн-стриминга — это, конечно, круто, прогрессивно и удобно. Но все же такая доступность музыки немного обесценивает ее в моих глазах. Да и мне просто нравится держать носители в руках.

На съемках фильма «Зомби по имени Шон»

На съемках фильма «Зомби по имени Шон»

— Ну, и подлый вопрос напоследок. Какая для вас самая великая группа всех времен?

— Ну нет! Вы издеваетесь, что ли? (Смеется.) Я не знаю даже, как начать думать над ответом на этот вопрос!

— Ну, вы три раза уже использовали Queen в своих фильмах.

— Ладно, это точно одна из любимых групп. Я также трижды использовал T.Rex и дважды Blur. Ни разу еще не использовал The Beatles, это слишком дорого. Хотя песня «(Baby, You Can) Drive My Car» тут бы идеально подошла, конечно. Но я даже не запрашивал такую возможность. Я же не дурак, очевидно же, что ничего не получится. Если я что и уяснил в процессе работы над саундтреками к своим фильмам, так это то, что на The Beatles и Led Zeppelin даже замахиваться не стоит, а то мы точно останемся без штанов.

Читайте также
Новости Джон Хэмм готов сыграть Бэтмена Если предложат, то звезда сериала «Безумцы» с радостью примерит костюм Темного рыцаря.
Новости Слух недели: Эдгар Райт может поставить 25-й фильм о Джеймсе Бонде Продюсеры бондианы ищут режиссера на замену Дэнни Бойлу.
Новости «Клуб миллиардеров» с Кевином Спейси собрал в прокате 288 долларов Криминальный триллер станет самым неудачным проектом в его актерской карьере.
Комментарии (31)

Новый комментарий...

  • 18

    SHEV07 26 августа 2017, 11:23 пожаловаться

    #

    Интересное интервью! Спасибо. ФИЛЬМ ВЫШЕЛ ОТЛИЧНЫМ!
    З. Ы. Неужели так дорого музыку лицензировать для фильма ?

    ответить

  • 5

    yvlia 27 августа 2017, 09:09 пожаловаться

    #

    В случае с the Beatles правообладатели дают согласие на использование песен в фильмах и на ТВ очень редко, в исключительных случаях. За использование «Tomorrow Never Knows» в «Безумцах» студия Lionsgate заплатила $250,000. В документальном фильме «Старая добрая Фреда» о многолетнем секретаре группы The Beatles звучат 4 их песни, на согласование и получение лицензии ушло полтора года, причем первый запрос на песни для этого фильма сделала сама Фреда Келли.

    ответить

  • 2

    missarchibald 27 августа 2017, 22:46 пожаловаться

    #

    Послушайте, а в «Социальной сети» Финчера в финале не песня битлов звучит?..
    Baby, you«re a rich man, baby, you«re a rich man…

    ответить

  • 2

    yvlia 28 августа 2017, 20:03 пожаловаться

    #

    Да, оригинальная версия! В случае с фильмом Финчера скорее всего обошлось малой кровью — компанией Columbia Pictures владеет Sony, чье подразделение является правообладателем песен, написанных Ленноном и МакКартни.

    Еще их песня «Норвежский лес» звучит в одноименном фильме, а «Fool on the Hill» — в фильме «Ужин с придурками» (Paramount/Dreamworks заплатили за нее $1,5 миллионов).

    ответить

  • 14

    theoldone 26 августа 2017, 11:36 пожаловаться

    #

    Из-за жадных правообладателей нет возможности услышать Beatles в фильме.

    ответить

  • 1

    Alex Croft 26 августа 2017, 11:46 пожаловаться

    #

    Невоспетый классик современности. Обязательно посмотрю его фильм

    ответить

  • 8

    ВНЧ 26 августа 2017, 11:57 пожаловаться Ctrl+Enter

    #

    вы собрали, вы сняли, вы смотрели, вы вообще, вы всю эту музыку слушали, вы предпочитаете, вы три раза — думаю, что надо поправить на «Вы» (с большой буквы).
    Интервью хорошее, фильм неплохой, за длинную сцену, как всегда, респект.

    ответить

  • 10

    audiovideofil 26 августа 2017, 12:56 пожаловаться

    #

    Как писать местоимения вы, ваш в интервью?
    Этот вопрос правилами правописания не регламентирован, однако на практике в средствах массовой информации местоимения вы, ваш в интервью пишут строчными буквами.
    «Грамота. ру» © 2000-2016

    ответить

  • 2

    ВНЧ 26 августа 2017, 18:42 пожаловаться

    #

    Если отдельного регламента нет, то действует
    Общая рекомендация
    Местоимения Вы и Ваш пишутся с прописной (большой) буквы как форма вежливого обращения к одному лицу. При обращении к нескольким лицам следует писать вы и ваш со строчной буквы.

    Значит, на практике журналисты не уважают собеседников?

    ответить

  • 1

    andrewenka 26 августа 2017, 20:58 пожаловаться

    #

    Вот найти бы тех, кто такие рекомендации составляет и закидать учебниками русского языка :)

    ответить

  • 1

    ВНЧ 26 августа 2017, 21:58 пожаловаться

    #

    Это можно. Заодно за выдумывание всяких исключений типа цЫплёнок, парашЮт и др.

    ответить

  • 3

    audiovideofil 27 августа 2017, 09:54 пожаловаться

    #

    Если отдельного регламента нет, то действует
    Значит, на практике журналисты не уважают собеседников?


    Я познакомился с общей рекомендацией ещё в школе. Хорошая рекомендация, но не в этот раз. Рискну предположить, что стенограмма не нуждается в вежливом обращении к собеседнику, поскольку это всего лишь текст интервью, а не вежливая переписка.

    ответить

  • 1

    ВНЧ 27 августа 2017, 11:00 пожаловаться

    #

    Интервью, стенограмма — всё равно это диалог двух (в данном случае) людей. Но поскольку про «Вы» лишь рекомендация, то и фиг с ней. Но как-то глупо обращаться к одному собеседнику на «вы» во множественном числе. Переходили бы на «ты» тогда.

    ответить

  • 1

    audiovideofil 27 августа 2017, 11:16 пожаловаться

    #

    Стенограмма интервью с Путиным на «Вы». Стенограмма интервью с Медведевым на «Вы». Стенограмма интервью с президентом Киргизии на «вы». Стенограмма интервью с главой Минстроя России на «вы». Избирательная вежливость. :)

    ответить

  • ВНЧ 27 августа 2017, 11:34 пожаловаться

    #

    Именно, что избирательная, сразу видно, кого уважают, а кого нет. Ладно, там президент банка или Президент республики, папа собственный или Папа римский, это титулы и должности, но общеупотребимое Вы/вы — хороший индикатор порядочности. Эк меня занесло :)

    ответить

  • 2

    audiovideofil 27 августа 2017, 12:07 пожаловаться

    #

    Предлагаю внести на рассмотрение учёным умам предложение по изменению статуса «общая рекомендация» на статус «регламентировано правилами правописания».

    ответить

  • 1

    ozzydown 27 августа 2017, 13:53 пожаловаться

    #

    есть подозрение, что люди эти общались на английском, то есть называли друг друга на «you». никакого уважения!

    ответить

  • 3

    ВНЧ 27 августа 2017, 16:15 пожаловаться

    #

    Ради интереса копнул в разные интервью на КиноПоиске, везде с маленькой буквы, в т. ч. со Звягинцевым, Парфёновым, Манским. Чтой-то я в этот раз прицепился? :)

    ответить

  • 1

    ozverin 26 августа 2017, 12:06 пожаловаться

    #

    вот теперь я точно должен посмотреть этот фильм

    ответить

  • 1

    SHEV07 26 августа 2017, 12:15 пожаловаться

    #

    просто сногсшибательное кино! адреналин в конце на месте не дает усидеть. фильм просто отличный. в кино смотрится просто шикарно!

    ответить

  • 4

    Комедиант 26 августа 2017, 12:43 пожаловаться

    #

    По поводу Энсела Элгорта. Райт на все сто прав! При просмотре трейлера, от малыша я чувствовал какую-то приторность, но в фильме он смотрится приятно и идеально вписывается тон картины. Надеюсь у Элгорта будет еще больше удачных ролей.

    ответить

  • 3

    bad1996 26 августа 2017, 13:03 пожаловаться

    #

    Один из самых недооценённых режиссеров мирового кинематографа, фильмы которого приобретали успех и зрительское внимание только после выхода на видеоносителях. Очень рад, что Малыш на драйве не повторил судьбу Скотта Пилигрима (по кассовым сборам).

    ответить

  • 1

    Daniyar Dark Knight 26 августа 2017, 14:16 пожаловаться

    #

    Отличный режиссер, отличное интервью… И фильм при просмотре захватывает, особенно, музыкальная составляющая. И треки очень гармонично подходят каждой сцене. В некоторых моментах хотелось пританцовывать и подпевать как главные герои. Про актерский состав молчу. Все были яркими и отыграли на полную.

    ответить

  • Heavy_Light 26 августа 2017, 16:43 пожаловаться

    #

    Подозрительно высокий рейтинг у фильма. Неужели стоит сходить?

    ответить

  • 4

    Миша Семёнов 26 августа 2017, 16:45 пожаловаться

    #

    Да, для захававшегося зрителя может быть и покажется бякой, но для тех, кто любит знатный стиль Эдгара Райта и хорошую музыку и убойный криминальный боевик- обязательно!

    ответить

  • 2

    Миша Семёнов 26 августа 2017, 16:46 пожаловаться

    #

    Молодец вообще Райт, выработал свой стиль в фильмах, что смотреть одно удовольствие!
    За интервью КиноПоиск спасибо!

    ответить

  • 1

    Void777 26 августа 2017, 17:08 пожаловаться

    #

    А сюжет сам? Стоит идти, если к музыке равнодушен?

    ответить

  • 2

    SHEV07 26 августа 2017, 18:24 пожаловаться

    #

    сюжет хорош ровно настолько, насколько нужно. очень целостная картина. немного драмы, криминала, любви и море экшена, музыки и стиля.

    ответить

  • Да… Малыш на драйве был действительно шикарен, возможно один из лучших фильмов 2017…

    ответить

  • 1

    murzillo 27 августа 2017, 12:51 пожаловаться

    #

    Классное интервью, классный Райт, спасибо.

    ответить

 
Добавить комментарий...