всё о любом фильме:
Интервью

«Чапаев»: Чего ждать от нового сайта об истории отечественного кино?

Главный редактор «Сеанса» Любовь Аркус рассказывает, чего ждать киноманам от «Чапаева» — образовательного портала, посвященного истории отечественного кино.
«Чапаев»: Чего ждать от нового сайта об истории отечественного кино?

21 апреля начал работу образовательный портал «Чапаев», посвященный истории отечественного кино — от первых дореволюционных фильмов до последних лент. Сейчас на сайте уже можно пройти два курса: один посвящен забытому режиссеру Маргарите Барской, второй — школе и образу школьного учителя в отечественном кино. Какие еще будут курсы, на кого рассчитан портал (на киноведов или широкую публику), почему на «Чапаеве» не будет тестов и интерактивных игр — обо всем этом рассказала КиноПоиску создатель «Чапаева» и главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус.

Проект назван в честь фильма братьев Васильевых «Чапаев», соединившего в себе зрительский успех и подлинное искусство кино. В основе — семитомная энциклопедия «Новейшая история отечественного кино», собранная руками самой Аркус и редакции «Сеанса», киноведческая база с текстами и редкими архивными документами. Для создания «Чапаева» все главные архивы страны — Госфильмофонд России, РГАКФД (Красногорский архив), РГАЛИ, кабинет отечественного кино во ВГИКе, Музей кино, музей «Мосфильма», музей «Ленфильма», Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, музей Московского художественного академического театра — открыли свои фонды и оказали посильную поддержку.

От гранта к гранту

«Сеанс» живет от гранта к гранту. Я не то чтобы из принципа сделала «Сеанс» некоммерческим, но цену, которую нужно было платить за то, чтобы «Сеанс» был коммерческим, я платить не хотела. Это всегда был мой выбор. Один из грантов позволял нам выложить нашу энциклопедию отечественного кино в сеть. Так появился сайт russiancinema.ru. Но наша энциклопедия охватывала только период с 1986 года до 2000-го, и для энциклопедии российского кино это был довольно странный формат. Например, Тарковский туда попадал, потому что «Жертвоприношение» вышло в 1986 году, а Авербах уже не попадал. Там не было Эйзенштейна, не было огромного количества людей, которые были до и после, как, например, дебютировавшие уже в нулевые Хлебников и Попогребский. Мы постепенно эту базу расширяем назад и вперед. Денег на то, чтобы заказать про каждого человека текст, не было. Я придумала складывать людей из цитат, из того, что о них уже было написано. Оказалось, что это тоже огромная работа. Этого объема никто не понимает, пока он не начинает это делать.

Любовь Аркус

Любовь Аркус

Персоны, как мы их называем на своем внутриредакционном жаргоне, делятся на тех, с кем очень много работы, потому что нужно выбрать из моря [существующих текстов] правильные. Это такие люди, как Эйзенштейн, Тарковский или Балабанов. А есть люди (и их 98%), про которых очень мало и очень плохо было когда-либо что-либо написано. Среди этих людей есть выдающиеся фигуры, например режиссеры Константин Юдин или Эдмонд Кеосаян. Вы не найдете про Кеосаяна никакой литературы, потому что критики о нем не писали, не считали нужным. Кассовый хит — писать мы об этом не будем. И если ты не находишь ничего, то нужно найти людей, которые помнят этого человека, найти участников съемочного процесса, детей, личные, семейные архивы. Это поисковая, научно-исследовательская работа. Мы это потихонечку делали, и это был живой процесс, но не было продукта. На это не было денег и человеческих ресурсов.

«Чапаев» родился как образовательный проект. Львиная доля времени ушла на составление базы. Мы стали ее делать системно, и это огромная работа. С «Чапаевым» мы начали практически с нуля. По каждому человеку собрали библиографические списки, отправились в библиотеки и архивы. Тогда [с энциклопедией отечественного кино] это был онлайн-процесс, который никогда не претендовал на конечный продукт — что мы успевали, то и выкладывали. А сейчас мы собрали 150 текстов про Эйзенштейна. Хотя это не конец, хотя когда-нибудь кто-нибудь напишет новый текст о нем, и мы его туда выложим, но в целом за то, как собран сейчас Эйзенштейн, мы отвечаем. Это принципиальное отличие.

Образовательный портал «Чапаев»

Образовательный портал «Чапаев»

Страница каждой персоны или фильма содержит подборку текстов, фотографий и видео. Это критические тексты разных лет, интервью, фрагменты сценариев, лекций, кадры со съемок и из фильма. То, что есть на сайте «Чапаева» сейчас, — только начало. Сейчас в базе 200 единиц, а должно быть около 20 000. Это то, что мы успели сделать за 8 месяцев, в безумные сроки и без денег, так как деньги, обещанные министерством культуры, так и не поступили.

Поддержать проект «Чапаев» министр культуры Владимир Мединский пообещал в июне 2016 года. Тогда чиновник заявил, что научно-просветительский и образовательный портал будет запущен в конце 2016 года, а его презентация состоится в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. Однако министерство так и не выделило деньги на создание сайта, призвав в качестве пожарной команды Фонд кино. Тот выделил 6 млн рублей, из которых на данный момент создателям сайта поступило только 4,2 миллиона. Остальные деньги на проект Аркус взяла из личных средств.

Кино в историческом контексте

Сейчас курсов два, еще двадцать в работе, скоро будет выложено еще десять. Например, скоро будет выложен курс «Кино военного периода». Это будет базовый курс, а еще два подкурса к нему пока в работе. Один, «Летопись», будет готов осенью, а второй, «Кино и блокада» — к блокадной дате в январе. В дальнейшем планируется сделать подобные горизонтальные базовые курсы по всем периодам: дореволюционное кино, 1920-е, 1930-е, война, эпоха «малокартинья», оттепель, 1960-е, застой, перестройка, 1990-е и новейшее время — всего 11 курсов. У каждого из них будет много подкурсов — как персональных, так и посвященных конкретным фильмам. Например, один из таких подкурсов будет посвящен двум фильмам Марлена Хуциева — лентам «Застава Ильича» и «Июльский дождь», обозначающим разные эпохи. Хотя календарно разница между ними в несколько лет. Отдельный подкурс будет посвящен фильму «Друзья и годы».

Курсами будут и большие темы, такие как «Кино и литература», «Кино и театр», «Кино и архитектура», «Кино и музыка». В них тоже будут подкурсы, например в «Кино и театре» будет подкурс, посвященный Анатолию Васильевичу Эфросу. А в «Кино и литературе» будет подкурс «ОПОЯЗ и кино». Есть еще и «вертикальные» курсы. Например, сейчас к выходу готовится курс «Образ ветерана в отечественном кино». Мы получаем срез истории кино от 1920-х до сегодняшнего дня и срез истории страны. Речь пойдет и о ветеранах Первой мировой (это «Обломок империи» Эрмлера), о ветеранах Великой Отечественной, о ветеранах афганской и чеченской войн. От Эрмлера до Валерия Тодоровского. Через «Крылья», «Белорусский вокзал» и так далее.

Образовательный портал «Чапаев»

Образовательный портал «Чапаев»

К любому такому курсу прилагается блок контекста. Молодые люди, которые очень хотят знать советское кино, не считывают очень много контекстов, потому что они не знают этой фактуры. К курсу про ветеранов будет информация о том, откуда возникло слово «ветеран», как жили ветераны разных войн, какое у них было социальное, финансовое и психологическое бытование, почему 9 мая не праздновалось при Сталине и Хрущеве, а начало праздноваться только при Брежневе. Наряду с образами ветерана мы исследуем образы учителя, врача. Отдельно будут и жанровые курсы, например «Комедия в советском кино». Планируется отдельный огромный курс по отечественной документалистике, у которого тоже будут подкурсы. Про Вертова, про возникновение дока будут отдельные подкурсы. Мы не собираемся писать только об истории, энциклопедический подход предполагает и изучение современного тоже.

О специальных курсах, посвященных современному кино, я пока не думала, но оно будет включено в «вертикальные» курсы. Если есть курс про образ врача в кино, туда автоматически попадает новоиспеченный фильм Хлебникова «Аритмия». Это не про старое и новое кино, это про абсолютную взаимосвязь, про контексты — старого кино в новом, нового кино в старом.

Должно быть все, и анимационное кино тоже. Если наши главные специалисты по анимации — критик Лариса Малюкова и историк анимации Георгий Бородин — согласятся, то да. Осталось очень немного людей, и это тоже большая проблема. Иные ушли из жизни, важная часть [киноведческого] сообщества уехала за границу, важная часть сообщества просто ушла в другие профессиональные сферы. Я бы назвала нынешнюю ситуацию катастрофой по сравнению с тем, как я входила в профессию — у меня было у кого поучиться. Не потому, что нет талантливых людей — они есть. Отсутствует среда, профессия киноведа, кинокритика стала глубоко маргинальной.

Образовательный портал «Чапаев»

Образовательный портал «Чапаев»

Видео у нас в курсах есть в виде фрагментов фильмов, видеоиллюстраций, архивных материалов. Смысла в видеолекциях я не вижу — их никто не смотрит. Люди слушают, поэтому у нас будут подкасты. Я сужу по себе: я очень люблю «Арзамас», это мое любимое медиа, и я его слушаю в машине. Поэтому видео у нас будет концептуальным. Тогда, когда хочется сказать что-то изображением, а не словами.

Точка входа — любая

«Чапаев» так задуман, чтобы для каждого читателя была своя точка входа. Подавляющее число нашей аудитории будет читать Дениса Горелова, который феерично пишет про всякие советские штуки. Это аттракцион. Кто-то узнает, кто такая Барская, посмотрит ее шедевр «Рваные башмаки», ему станет страшно интересно: какая удивительная женщина, которая была любовницей Радека, любовницей Макаренко, которая покончила с собой, которая стала основоположницей детского кино. Ее фильм «Рваные башмаки» был одной из немногих советских картин, которые имели абсолютный мировой успех. Это совершенно забытая фигура, которую мы открываем. У нас выложена куча архивных материалов: ее переписка с Макаренко, переписка со Сталиным. Человеку захочется узнать про это все. Трудно предречь, кому что будет интересно.

Наши главные читатели — это, конечно, люди гуманитарных профессий, которые много полезного найдут для своей работы. Тебе не придется идти в библиотеку, искать в интернете, да в интернете этого и нет. Мы выкладываем многое впервые. Мы оцифровываем старые книги, прессу 1920-х годов, личные архивы. Этого нет в сети. Где ты сможешь узнать, кто снимал кинохронику в блокадном Ленинграде, узнаешь подробности из жизни этого удивительного человека? Только на «Чапаеве».

Спецпроект «Свидетели, участники и потомки» предлагает взглянуть на кино глазами тех, кто был участником описываемых в курсах событий, пусть даже и пассивным. Например, об операторе блокадного Ленинграда Владимире Страдине рассказывают его дочери. Это короткий документальный фильм с очаровательными деталями («Я не скажу, что он ходок! Но он обожал женщин! Но налево не ходил, нет!»), которые вдруг прерываются историей о запечатленной на пленке смерти колонны воспитанников детского сада. Похороны этих детей Страдин тоже заснял.

Есть две опции — можно обслуживать запрос, а можно его формировать. Я не думаю, что мне удастся формировать новый запрос. У меня нет такой самоуверенности. Но мне интересно это. Получится, не получится — мне все равно. Мне интересно, получится ли сегодняшнего человека, который привык переключать каналы (а на экране ролики специально переключают изображение за него), привлечь к другому формату. Мне интересно сделать наоборот. Посиди и посмотри на этих женщин — они такие клевые. Это такой кинороман. Я хочу ввести в обиход совершенно неизвестных людей. Это такая история судеб, семей. Возможно, человек выключит. А может, нет. Мне неинтересно делать то, что все делают: пять тестов, три интерактивные игры. Можно было бы, конечно, но какой смысл? Зачем? Я лучше напишу книгу или сниму еще один фильм.

В дальнейшем мы хотим объединить «Чапаева» и «Сеанс» в единый портал, чтобы они существовали на одной платформе. Но все опять зависит от денег.

Читайте также
Новости «Человек, который удивил всех» и «Юморист» получат поддержку Eurimages Две российских картины наряду с лентами Маттео Гарроне и Хулио Медема получат финансовую поддержку европейского кинофонда.
Новости Российский «Хармс» получил две награды в Шанхае Картина Ивана Болотникова участвовала в основном конкурсе 20-го Шанхайского международного кинофестиваля.
Статьи «Философская притча с магическим подтекстом»: О чем снимают дебютанты Хабенский в триллере писателя Цыпкина, Цыганов в экранизации рассказа Александра Беляева, хоррор про гипнотерапевта и еще четыре заявки с питчинга дебютантов в Минкульте.
Комментарии (17)

Новый комментарий...

  • 13

    bad1996 23 апреля 2017, 13:22 пожаловаться

    #

    Всегда смешил тот факт, когда Минкультуры приписывает какие-либо достижения советского кино себе.

    ответить

  • 5

    Secret_door 23 апреля 2017, 13:29 пожаловаться

    #

    «Поддержать проект „Чапаев“ министр культуры Владимир Мединский пообещал в июне 2016 года. Тогда чиновник пообещал, что научно-просветительский и образовательный портал будет запущен в конце 2016 года, а его презентация состоится в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. Однако министерство так и не выделило деньги на создание сайта, призвав „в качестве пожарной команды“ Фонд кино. Тот выделил 6 млн рублей, из которых на данный момент создателям сайта поступило только 4,2 млн. Остальные деньги на проект Аркус взяла из личных средств.»

    Денег нет… Но вы держитесь!

    ответить

  • 16

    ZELMIRA 23 апреля 2017, 13:41 пожаловаться

    #

    Зато отлично иллюстрирует истинные приоритеты минкульта: не систематизация и популяризация культурного наследия, в т. ч. забытого (а его у нас ой как много), а сиюминутные и мало кому нужные «ответы голливуду». Впрочем, ничего нового.

    ответить

  • 12

    RavenDante 23 апреля 2017, 17:41 пожаловаться

    #

    Все эти «ответы голливуду» видятся как, когда ты молча стоишь на улице, а к тебе подходит алкаш и начинает: «Вот ты говоришь…».)))

    ответить

  • 7

    ZELMIRA 23 апреля 2017, 13:31 пожаловаться

    #

    Буквально на днях открыла для себя шикарный канал на ютьюбе по исторической тематике, Арзамас называется. Подобные образовательные ресурсы и сайты вроде определенно нуждаются в рекламе и популяризации больше, чем лурк и мдк, на волне закрытия которых пиар в сми был просто колоссальный.

    ответить

  • Чапаев надо и детям нашим давать в качестве учебного сайта
    Если все так заботятся о патриотизме нации, то этот сайт сделает лучше для любви у нынешнего поколения к советскому кино
    Чем гонения на сеансы на Время первых для казны

    ответить

  • 4

    ZELMIRA 23 апреля 2017, 14:46 пожаловаться

    #

    Вот и я о том же: белый пиар для годных образовательных ресурсов лучше чёрного для откровенно маргинальных сайтов. И знаете, в чем прикол? До скандала с мдк я об этом сообществе не знала вообще, а на лурке сама регулярно почитывала статьи исторического и географического разделов))

    ответить

  • 5

    RavenDante 23 апреля 2017, 16:26 пожаловаться

    #

    Вот наш Минкульт так беспокоится об истории российского кино, но подумали бы — какой след в истории оставят все эти дела идущих дней.

    ответить

  • 2

    SpaceStationOne 23 апреля 2017, 17:30 пожаловаться

    #

    подумали бы — какой след в истории оставят все эти дела идущих дней.

    Вы слишком многого хотите от данных господ.
    Как в фильме «Кавказская пленница»: «Вы ставите нереальные планы!» :-)
    К сожалению, большинство идёт в политику для гораздо более прозаических целей.

    ответить

  • 6

    KsAndR705 23 апреля 2017, 17:34 пожаловаться

    #

    Прекрасная идея, отличный проект и невероятно целеустремленные люди за ними, которые хотят сделать нечто особенное, оригинальное и, что наиболее приятно, это действительно здравая инициатива напрямую касается нашего отечества, его истории и культуры. Но, как всегда, все упирается в деньги и в некомпетентность нынешнего МинКульта, у которого явные проблемы с приоритетами, но полный порядок с лицемерием. Ратуем за патриотизм и прочее, а затем финансируем недофильмы, а не проекты действительно рассказывающие о национальном достоянии страны.

    ответить

  • 7

    KsAndR705 23 апреля 2017, 17:54 пожаловаться

    #

    P.S. По сути, финансирование проекта подобного масштаба не столь огромно, чтобы на нем можно было существенно сэкономить бюджетные деньги. По мне кто-то не хочет экономить на личных расходах). Надеюсь, авторы проекта все же еще подумают над интерактивными играми. Все-таки это один из отличных приемов для быстрого и легкого усвоения информации. Думаю, сейчас у них просто нет времени на их разработку, на данный момент они занимаются исключительно аккумуляцией информации, ее обработкой и систематизацией и пополнением ей баз данных портала.

    ответить

  • 9

    pahomi 23 апреля 2017, 18:34 пожаловаться

    #

    Название могли бы взять более нейтральное, что таки не отменяем статуса культового шедевра-Чапаева. Очень жаль, что и остается вспоминать минувшее, снимая проходные фильмы в нынешнее время.

    ответить

  • 2

    Ural Highlander 28 апреля 2017, 09:24 пожаловаться

    #

    «Формировать запрос» и «погружать в контекст» — это очень правильно, и я желаю труженикам «Сеанса» всяческих успехов в их начинании. Но и не отметить слабые места реализации проекта не могу.

    Для погружения в контекст нужны специалисты немного иного рода, а в команде «Сеанса» и проекта «Чапаев» сплошь люди, напрямую связанные именно с кино — критики, историки кино, киноведы. Ну, ок, курс о советском образовании написал историк и автор соответствующей монографии Петр Сафронов. Курс я прочитал и был слегка разочарован — попытка взглянуть на историю школы в СССР просто, но комплексно, с высоты птичьего полёта, вылилась в неуместно эмоциональный и поверхностный, малоинформативный обзор, где автор скорее выгулял своих тараканов, а не погрузил в контекст. Опять про тоталитаризм и бюсты Сталина, опять про нищету и разрыв между зажравшейся Москвой и нищей, глупой провинцией и т. д. и т. п. И ни слова не сказать про шефство, «звёздочки» и звенья, про вечерние школы — про всё то, что в первую очередь надо знать, садясь за просмотр фильма о детях той эпохи. Вот я должен «Подкидыш» смотреть и про Сталина помнить, ну сколько можно уже?

    Потом — самый животрепещущий вопрос современной педагогики, который мы тут уже обсуждали не раз. Подача материала — контекстная, «клиповая», заточенная под сиюминутный запрос, а не системную подачу. Если честно, вообще не понимаю, как можно так что-то изучать. У материала нет чёткой структуры, в нём просто путаешься. Захожу на главную страницу и вижу опять эту «трендовую» плитку, которую я, тупой ретроград, не понимаю. Выбираю на этом «прилавке» то, что на меня «смотрит» — Доживём до понедельника, рассчитывая, что найду киноведческий разбор фильма, интервью, историю создания и съёмок. И наверняка всё это там есть, но я попадаю на очередной «прилавок», где материалы высыпаны как из ведра, и пытаться ориентироваться в них я быстро устаю (и забываю, куда уже заходил в отчаянных попытках найти разбор, а куда ещё нет) — натыкаюсь на кучу статей из «Сеанса», написанных по разным поводам. Я понимаю, что за образец был взят «Арзамас», но там хотя бы продуманный курс, где каждая статья написана специально для проекта, а не наоборот — проект, где собрать статьи по темам — самоцель. Т. е. как будто зашёл в библиотеку, а там всё расставлено как в супермаркете.

    В общем, надеюсь что всё у них будет благополучнее, чем мне видится, но пока это выглядит альтернативным интерфейсом для регулярных читателей «Сеанса», а не привлекательным образовательным проектом.

    ответить

 
Добавить комментарий...