всё о любом фильме:
Интервью

Автор скандинавского сериала «Мост»: «Мы не боимся нагнетать мрак»

Шведский сценарист, продюсер и писатель Ханс Русенфельдт — о том, как он придумывает свои сюжеты и почему шведы так любят истории о маньяках.
Автор скандинавского сериала «Мост»: «Мы не боимся нагнетать мрак»
Ханс Русенфельдт

Создатель культового скандинавского телесериала «Мост», сценарист, продюсер и писатель Ханс Русенфельдт (другое написание его имени — Ганс Розенфельдт) рассказал КиноПоиску о своем самом известном детище, литературной карьере и о причинах скандинавской тяги к душещипательным историям и серийным убийцам.

Как появился «Мост»

Все началось, когда представители компании Filmlance, которая продюсировала создание сериала, обратились ко мне и двоим моим коллегам с просьбой придумать для них телесериал. Мы были вольны делать все, что нам угодно, за исключением двух моментов: мы должны были написать сценарий десятисерийного триллера, и в силу финансовых и ряда других причин он должен был быть двуязычным, шведско-датским.

«Мост»

«Мост»

Мы согласились и создали шоу с нуля. Первым делом нам необходимо было понять, как заставить двух наших детективов работать вместе. Нам нужно было придумать такое дело, которое задействовало бы обе страны и не выглядело бы натянутым или сфабрикованным. Так у нас и появилась идея тела, найденного прямо на границе. Таким образом, обеим странам пришлось отправить по следователю для расследования дела, и мы получили свое двуязычное дело. Затем мы придумали наших главных персонажей и приступили к дальнейшей работе. Мои коллеги покинули проект еще до того, как его одобрили, но я остался, и сейчас мы в самом разгаре съемок четвертого сезона.

Мы пишем сценарии блоками. Мы знаем весь сюжет от начала до конца (ну, по большей степени — многое меняется во время съемок), но пишем мы частями. Когда мы работаем над «Мостом», то обычно делаем по пять версий сценария каждого эпизода и имеем на руках готовый сценарий за 6—8 недель до начала съемок. Пока они снимают первый блок, мы заканчиваем второй, а если блоков три, то процедура повторяется.

Я крайне редко бываю на съемочной площадке, и меня это вполне устраивает. Наши режиссеры участвуют в процессе с самых первых версий сценария и знают сериал не хуже меня. Если у них возникают какие-то вопросы, мне всегда можно позвонить. Я снова подключаюсь к процессу, когда отснятый материал попадает в монтажную. Этот процесс куда больше связан со сценарным ремеслом, чем непосредственно съемки, так что в нем я могу принести больше пользы.

«Мост» в американской версии

«Мост» в американской версии

С американской версией «Моста» я вообще никоим образом не связан. Компания просто продала права на ремейк, но я не участвовал в процессе создания самого сериала. Я разок встретился с американскими шоураннерами, и на этом все. Но я кое-что помню об их версии «Моста». Я почти уверен, что первое тело было найдено на границе между Мексикой и США. Лично я считаю, что из-за выбора места действия у них получилось совсем другое шоу. Отношения между Швецией и Данией больше напоминают отношения между США и Канадой, чем между США и Мексикой, но американцы не захотели идти на север. Они сохранили большую часть персонажей из первого сезона во втором и вообще предпочли более постоянный актерский состав. Это также серьезно отличает американский «Мост» от нашего.

Поиск сюжетов

Скажу честно, придумывать сюжеты и генерировать идеи — это единственная задача, с которой я хорошо справляюсь. Все сюжеты начинаются с вопроса «А что если?». А что если кто-то сделал это? А что если мы найдем труп на границе между двумя странами? А что если кто-то планировал это сделать? Далее нужно понять, как это «а что если?» стыкуется с историей и как влияет на главных героев. Затем начинается рабочий процесс. Моя работа — превратить этот простой вопрос в захватывающее и увлекательное чтение или зрелище.

У меня есть постоянный соавтор Микаэль Юрт (другое написание имени — Майкл Хьерт), с которым мы познакомились еще в середине 1990-х, когда оба писали сценарии для шведского телевидения. Меня пригласили написать сценарий эпизода для сериала, над которым работал Микаэль. Мы познакомились, нашли общий язык и договорились, что нам обязательно нужно поработать вместе еще.

Ханс Русенфельдт и Микаэль Юрт

Ханс Русенфельдт и Микаэль Юрт

Случай подвернулся в 2006 году. Мы поработали вместе над телевизионным фильмом по «Валландеру» и решили продолжить сотрудничество. Так мы придумали криминального психолога Себастьяна Бергмана (героя только что вышедшего на русском языке романа «Ученик» — Прим. ред) и его команду. Поначалу мы думали о телевизионном сериале и написали сценарий для двух серий, но не смогли пристроить их ни на один канал. Однако нам так полюбились персонажи и мир, что мы создали, что мы превратили сценарий первой серии в роман. И понеслось. Мы с самого начала знали, что не ограничимся одной книгой. Когда мы искали издателя, речь шла о пяти книгах. Сейчас мы скромно планируем остановиться на восьми, но зарекаться не стоит.

Процесс создания телевизионного сценария на самом деле не сильно отличается от совместной работы над книгой. В самом начале мы встречаемся и обсуждаем, о чем будет наше произведение, с каким делом предстоит столкнуться нашим героям, кто убийца и почему. Затем мы фокусируемся на наших персонажах: где они будут в начале, где мы хотим их увидеть в финале. Затем мы в течение недели-двух набрасываем поглавный (или поэпизодный) план и развешиваем его на стене. Правда, вместо стены у нас в последнее время вордовский документ.

«Валландер»

«Валландер»

Затем мы расходимся по домам, и каждый начинает писать свои части. В самом начале мы писали главы по очереди — одну я, следующую Микаэль и так далее. Теперь мы работаем иначе. Если один из нас начал какую-то сюжетную линию или ввел какого-то нового персонажа, он и продолжает эту линию, пишет об этом персонаже. Основных персонажей мы также делим между собой. У нас как раз пять главных героев, двоих беру на себя я, двоих Микаэль, ну а о Себастьяне мы пишем вместе.

Мы постоянно общаемся по почте, по телефону, обсуждаем уже готовый материал, а потом встречаемся снова, смотрим на получившийся результат, сводим все главы воедино, затем отправляем рукопись редактору. На этом работа Микаэля завершена, а финальные правки в текст вносим уже мы с редактором.

В общем, процесс работы над книгой и сценарием примерно один и тот же, одна и та же цель — рассказать максимально интересную историю. Отличается сам финальный результат. Сценарий больше похож на план, на чертеж, чем на готовый продукт. К этому чертежу добавляют свои штрихи актеры, режиссер, оператор, костюмер, художник, декоратор. Наша задача заключается в том, чтобы задать направление движения и прописать диалоги. А в книгах мы все должны делать сами. Мы должны так все написать, чтобы в голове у читателя сложилась цельная картинка. Ну а еще в книгах у нас есть возможность показать внутренний голос героев, передать их чувства и мысли. На телевидении это задача актеров. Чувства в сценарии не покажешь.

Сделано в Скандинавии

Не могу сказать, насколько часто в Швеции происходят громкие преступления, не знаю. Думаю, довольно редко. Но попробую объяснить, откуда же в скандинавских детективах такое огромное количество маньяков и серийных убийц.

«Мост»

«Мост»

Корни так называемого скандинавского нуара уходят в 1960-е годы. Все началось с детективного цикла, написанного Май Шёвалль и Пером Валё. Они первыми или одними из первых максимально приблизили преступления и полицейские расследования к реальности, с которой могли бы себя ассоциировать читатели. В этих преступлениях не было никакой яркой экзотики, а расследовали эти дела обычные полицейские, простые и надежные мужчины и женщины со своими достоинствами и недостатками. На мой взгляд, в сердце самых лучших современных детективных сериалов и книг из Скандинавии все так же кроется их актуальность, жесткая привязка к современному обществу и его проблемам.

А убийцы и маньяки? Возможно, мы так много пишем о них как раз потому, что в Швеции такой низкий уровень преступности. Это становится эскапизмом. Если бы вы каждый день сталкивались с серийными убийцами и маньяками в реальной жизни, вряд ли бы вам хотелось еще и читать о них в книгах или видеть по телевизору. В конце концов, бежать же можно не только от суровой реальности, но и от скуки, разве нет? Пытаться скрыться от ежедневной рутины, а что может быть лучше, чем почувствовать возбуждение от охоты на серийного убийцу, от участия в расследовании запутанного убийства, чем попытаться сложить все улики воедино, прежде чем это сделают следователи на экране или в книге. Просто заинтересоваться увлекательным расследованием. Я предпочитаю в буквальном смысле дела о жизни и смерти — это худший вид преступления, которое может совершить человек. Убийства всегда интересовали людей, и сегодняшний день не исключение.

«Мост»

«Мост»

Скандинавский нуар постоянно критикует социальные проблемы общества, а его авторы часто используют психологические триллеры как трибуну для социальной критики. Например, государственные чиновники и бюрократы частенько становятся жертвами или подозреваемыми. Это пошло с 1960-х, когда авторы детективов впервые стали проявлять больше интереса к фигуре преступника и причинам, побудившим его совершить преступления. В результате мы получили не банальную картинку борьбы добра со злом, а более сложную картину общества, где преступление было часто плодом социальной несправедливости. И это по-прежнему остается так. Для того чтобы наши истории и дальше оставались актуальными, мы не можем просто вывести этот элемент из уравнения.

Себастьян Бергман — весьма неприятная личность. Изначально мы создавали Себастьяна для телесериала и писали эту роль под конкретного актера Рольфа Лассгорда. Кстати, он потом и сыграл Бергмана в телесериале. Когда мы только придумывали Себастьяна, Рольф как раз закончил сниматься в очередном фильме о Курте Валландере и хотел сыграть какого-то совсем уж отталкивающего персонажа. Так что мы приписали Себастьяну все самые отвратительные черты характера, какие только могли придумать. Большинство так к нему и прилипло.

«Себастьян Бергман»

«Себастьян Бергман»

Но важно понимать, что Себастьяну не доставляет никакого удовольствия быть тем, кто он есть. Он понимает, что ведет себя как последний засранец, но ничего не может с собой поделать. Он помогает другим людям, но не может помочь самому себе. И в первую очередь его поведение вредит самому Себастьяну. А если учесть, что он несет на своих плечах огромный груз вины, в его жизни столько печали и горести, что он скорее драматический персонаж, чем отталкивающий. И именно это-то читателям в нем и нравится. Нормальные люди с нормальными семьями и кучей друзей, ведущие счастливую жизнь без каких-либо проблем, жутко скучные и не смогут поддерживать интерес публики (зрителей или читателей) в течение 10, 20, 30 часов или 400 страниц.

«Себастьян Бергман»

«Себастьян Бергман»

В Скандинавии существует давняя традиция создания сильных, интересных, сложных, неоднозначных персонажей, которые и не хорошие, и не плохие. Они не просто безликие офицеры полиции, это живые люди со своими достоинствами и недостатками. Также нам хорошо удается делать наши истории актуальными. Они происходят в наше время и уходят своими корнями в современное общество. Не стоит недооценивать тот факт, что мы не боимся нагнетать мрак — как в повествовании, так и визуально. Людям любопытно узнать побольше о странах, которые живут в кромешной тьме четыре-пять месяцев в году. В кромешной темноте, где цвета приглушены, а пейзажи невзрачны. Да, мне кажется, что наша пустынная природа сказывается на наших характерах.

Читайте также
Интервью Дайан Крюгер: «Никто не откажется от участия в кабельном шоу» В сериале «Мост» сниматься было волнительно и немножко страшно. Уже тот факт, что я женщина, сильно играл не в мою пользу. Мужчинам больше идет быть резкими и грубыми. Публике кажется, что они очаровательны. Джон Хэмм в «Безумцах» играет самого гадкого персонажа на телевидении, но, так как он красавчик и мужик, все считают, что он классный!
Новости
Новости
Комментарии (16)

Новый комментарий...

  • 5

    Konsuelo_Rudolschadt 22 марта 2017, 10:16 пожаловаться

    #

    Очень своеобразный и атмосферный сериал

    ответить

  • Gourcuff 22 марта 2017, 10:50 пожаловаться

    #

    После просмотров фильмов Ингмара Бергмана, «Мост» уже не показался таким уж мрачным :) А вообще, конечно, очень хороший сериал получился, с яркими персонажами, и за три сезона не успел надоесть — то что надо.

    ответить

  • 7

    artaped 22 марта 2017, 10:58 пожаловаться

    #

    Ну наконец-то на КП появилась по-настоящему интересная и стОящая статья, на которую не жаль потратить время на прочтение! Спасибо!!

    ответить

  • 4

    RavenDante 22 марта 2017, 11:28 пожаловаться

    #

    Класс. Сериал на одном дыхании посмотрел, Сага Нуре прекрасный персонаж. Интервью такое же по хорошему холодное как и сам сериал. Ждём 4й сезон всей семьей.

    ответить

  • 2

    pashtigaV 22 марта 2017, 12:41 пожаловаться All time favorites

    #

    Атмосфера и тягучесть сериала окунают с головой в происходящее. Актерские работы очень хороши, персонажи и их манеры надолго врезаются в память. Но самое главное, что детективная история действительно увлекательная.
    Осторожно! После просмотра появляется желание купить билеты до Копенгагена :)))

    ответить

  • zumzoom_07 22 марта 2017, 14:14 пожаловаться

    #

    Интересная статья. Спасибо!

    ответить

  • sergio2508 22 марта 2017, 15:26 пожаловаться

    #

    Как раз третий сезон Моста смотрю. Спасибо за статью!

    ответить

  • 3

    lamusic 22 марта 2017, 19:38 пожаловаться

    #

    перечитал практически все романы Май Шёвалль и Пера Валё, изданные на русском языке — очень нравится их неторопливое повествование, скандинавский колорит и отсутствие всякой «голливудской пафосности и натянутой политкорректности»
    а что касается скандинавских крим-сериалов — тут взаимоотношения сложнее…

    ответить

  • Maximus867 22 марта 2017, 20:12 пожаловаться

    #

    нужно чтобы Ханс научил Фёдора Бондарчука писать сценарии к своим недофильмам… ну или сценаристам люлей дать)

    ответить

  • cergunchik 22 марта 2017, 21:40 пожаловаться

    #

    Хороший, своеобразный сериал, с какой-то не описуемой атмосферой.
    Жаль только что снимается очень медленно — 10 эпизодов за 2 года. По логике, в этом году должен выйти 4-й сезон, но судя по всему — врят ли это случиться раньше 18-го года.
    Упомянули американскую версию, но забыли про англо-французский Тонель, вроде.

    ответить

  • Танцор-34 22 марта 2017, 21:55 пожаловаться

    #

    Тут как то ходили новости что наши права купили, судьба проекта мне не ведома.
    https://ruposters.ru/life/12-04-2016/bridge-movie
    «Российская версия проекта снимается по заказу телеканала НТВ. Главных героев в ней сыграют Михаил Пореченков и Ингеборга Дапкунайте. Сюжетная линия повествует о расследовании убийства на мосту между российским Ивангородом и эстонской Нарвой, на котором обнаружен труп женщины. Со стороны России расследование дела поручают следователю Максиму Казанцеву (Пореченков), от Эстонии делегируют инспектора Ингу Вермаа (Дапкунайте).»

    Ну даже если не было этого, то думаю наш коллективный Асилум не может это не утянуть и не переснять.

    ответить

  • audiovideofil 23 марта 2017, 18:47 пожаловаться Швеции нужны убицы и маньяки

    #

    Спасибо за интервью!

    ответить

  • 2

    Dr_Bormentali 28 марта 2017, 19:19 пожаловаться

    #

    Мост — шикарный сериал (1 и 3 сезон — 100%)
    О Боже нет, Пореченков и Дапкунайте — история о том как привлечь российских/снгэшных звезд и запороть все на корню (Мишки мне хватило в российском ремейке Доктора Хауса — стошнило на 4-й минуте, а Ингеборге -. .., просто рука лицо для этого формата). Хотя НТВ… целевая аудитория схавает. Потом напишут «нечто новое»," такого ещё не было», «как смело» и прочие шлако блоки

    ответить

 
Добавить комментарий...