Дэнни Бойл: «Мы всегда должны помнить, что многим обязаны России»

Обсудить0

Режиссер фильма «Т2: Трейнспоттинг» — о меланхолии в своей новой картине, проблемах современной музыки и путешествии на Байкал.

8 марта на наших экранах появится сиквел фильма «На игле», в российском прокате получивший название «Т2: Трейнспоттинг». Продолжение бессмертного хита 90-х, отчасти основанное на романе Ирвина Уэлша «Порно», рассказывает о том, как все оставшиеся в живых герои снова встречаются в Эдинбурге 20 лет спустя. Все те же, пусть и изрядно повзрослевшие Рентон, Сикбой, Бегби и Обрубок ностальгируют, пытаются найти свое место в жизни и иногда бьют друг другу морды, а руководит этим всем по-прежнему Дэнни Бойл.

КиноПоиск встретился с режиссером на лондонской премьере «Т2: Трейнспоттинг» и поговорил с ним об особенностях съемок сиквела старого хита, новом саундтреке и о его впечатлениях от поездки в Россию.

За месяц до выхода новой части фильма, 8 февраля, Дэнни Бойл снова приедет в Россию на московскую ретроспективу своих картин. После показа первой части «На игле» Бойл ответит на вопросы зрителей. Организаторы ретроспективы — арт-объединение CoolConnections и прокатчик WDSSPR. КиноПоиск выступает официальным партнером мероприятия.

— Ваш новый фильм получился очень меланхоличным и в то же время довольно энергичным и напористым. Как удалось соблюсти этот баланс?

— Понятно, откуда берется меланхолия: столько лет прошло, и нам всем ужасно грустно быть такими взрослыми и все еще такими же незрелыми. Но вы правы, это очень энергичная грусть, а все благодаря оригинальному тексту Уэлша, роману «Порно», и сценарию Джона Ходжа. Еще до того, как ты успеешь понять, что происходит, тебя прошибает этой сумасшедшей вибрацией отбойного молотка. Конечно, чем дальше читаешь, тем лучше понимаешь, зачем мы возвращаемся к этой истории. Но к тому моменту пульсирующий энтузиазм, которым сочится текст, тебя уже купил с потрохами.

«Т2: Трейнспоттинг»«Т2: Трейнспоттинг»

Часто сценарии и киносюжеты очень размеренные, долго запрягают, и там много недоговоренностей, которые нам предлагается домыслить. Тут же прямо с порога Рентон (Юэн МакГрегор) приходит к Сикбою (Джонни Ли Миллер) и, как ни в чем не бывало, говорит: «Привет, Саймон!» Мы с парнями еще смеялись и говорили, что Рентон на самом деле не из Эдинбурга, а из моего родного Манчестера — такой наглый и самоуверенный, как будто списан c Мани, басиста The Stone Roses. Он понимает, что его там [у Сикбоя] не ждут, а возможно, еще и побьют (фильм «На игле» заканчивался тем, что Рентон украл у друзей деньги и сбежал с ними — Прим. ред.). Но все равно шагает в эту ловушку с высоко поднятой головой. Это очень, очень по-манчестерски.

— Ну, хорошо, это все на бумаге, но ведь так легко растерять эту энергию при переносе на экран.

— Самым сложным тут был монтаж. Передо мной был выбор — обращаться к оригинальному фильму за материалом или не обращаться. Понятно было, что никак не избежать связки между двумя фильмами. Но я пошел еще дальше: взял идеально подходящие кадры из «На игле» и вживил их в сиквел. Там материала на самом деле набралось около минуты, но этого хватило, чтобы присутствие оригинального фильма было осязаемым.

«Т2: Трейнспоттинг»«Т2: Трейнспоттинг»

Вообще визуальное искусство обладает уникальной способностью запечатлевать людей и явления, останавливая время. Но время беспощадно к этим самым людям: они меняются и становятся совсем не такими, какими когда-то намертво впечатались в твою память. Почему еще хорошо снимать сиквел столько лет спустя? Потому что мы можем поставить этих парней 20-летней давности рядом с ними же нынешними и наглядно показать все перемены. Никому из нас этого не избежать, это совершенно естественный процесс. Кинозвезды не исключение. Наши с вами герои — или, если угодно, антигерои — не исключение. Это одновременно угнетает и успокаивает.

— Как вы работали над скрещением двух эпох в одном кадре, когда по современному Эдинбургу ходят призраки из первого фильма?

— На площадке лучше всего получается то, до чего доходишь естественным путем. Очень рискованно планировать что-то сильно заранее или хотя бы до того, как начинается работа с актерами. Потому что стоит только им появиться на площадке, как создается ощущение, будто ты их пытаешься впихнуть в уже существующую реальность, и выглядит это натужно. А нам ни в коем случае нельзя, чтобы что-то связанное с актерами выглядело натужно, ведь на их работе строится 99% зрительских переживаний. Если вы не верите актерам — все, до свиданья, можно забыть о фильме.

Так вот, самые лучшие творческие решения — это те, к которым ты приходишь в результате именно работы с актерами. Это Бобби Карлайлу пришла в голову идея провести параллель между двумя сценами в пабе с разницей в 20 лет. Мы ее все хором подхватили и начали развивать, и вот вылилось это в трогательный трибьют «На игле».

«Т2: Трейнспоттинг»«Т2: Трейнспоттинг»

— Вам помогло то, что между оригинальным фильмом и сиквелом пауза в 20 лет?

— Мы уже давно обсуждаем этот сиквел, но, по-моему, сложилось все идеальным образом, потому что 20-летний перерыв — самый оптимальный. Парни действительно изменились, но не только внешне. В их глазах теперь куда больше житейской мудрости, а это невозможно сыграть. Можно сколько угодно грима накладывать или выкрашивать виски сединой, но глаза всегда выдают — невозможно притвориться мудрее, чем ты есть на самом деле. Впрочем, как видно даже из этого фильма, возраст не всех нас делает умнее. Некоторым он совсем не идет на пользу.

— Похоже, тема ностальгии главная в фильме. По каким явлениям из 90-х вы больше всего скучаете?

— Знаете, когда мы дышим, мы даже не задумываемся над этим. Это происходит автоматически. Мы просто дышим, и все тут. Так вот, в 90-е для меня таким явлением была музыка. Я знал о ней все, не прикладывая для этого никаких усилий. Слушать и разбираться в музыке тогда для меня было так же естественно, как дышать.

Сейчас все изменилось, я совсем уже ни на что не гожусь. Не знаю, что случилось и в какой момент, но теперь мне о современной музыке рассказывают дочери. Когда они мне подсовывают какие-нибудь новые группы, я слушаю эти записи и думаю, что все это какая-то скучная фигня. Часто я себя одергиваю и говорю, что это я просто старый уже, а музыкальная культура на месте не стоит.

Photo by Francois Duhamel — © Universal PicturesPhoto by Francois Duhamel — © Universal Pictures

Но как бы то ни было, трава уже никогда не будет такой же зеленой, а гитарные аккорды такими же цепляющими, как в те годы, когда мы были молодыми.

— Это точно из-за возраста? Или просто сейчас времена уже действительно не те? Мне кажется, в какой-то момент после тридцати всем нам часто становится скучно следить за тем, чем мы когда-то страстно увлекались.

— Времена, конечно, уже не те! На протяжении всей моей жизни в музыке случались тектонической важности явления, а сейчас наступило какое-то затишье. В детстве отец часто крутил The Beatles, и это был очень важный момент в формировании моей личности. Я дорожу этими воспоминаниями, у меня до сих пор сохранились все оригинальные отцовские «сорокапятки» (грампластинки на 45 оборотов в минуту — Прим. ред.). Затем мне исполнилось 18, я принялся панковать и делал это до того возраста, когда это стало уже немного неприлично. Ну и в 35—36 лет я открыл для себя рейв и хаус, а сразу после этого последовал брит-поп.

А потом черт знает, что случилось. Как раз в конце 90-х я начал терять интерес, и мне уже тогда приходилось прикладывать усилия, чтобы оставаться в курсе музыкальных дел. А в 2000-е я и вовсе сдался.

Вот еще к вопросу о других временах: мы в молодости свои сбережения тратили на пластинки и концерты. А сейчас у 20-летних полно других развлечений. Музыка обесценилась, стала слишком доступной и дешевой — и в производстве, и в распространении. Все, как ужаленные, играют концерты, по всему миру проходит куча фестивалей. Это совсем не то же самое, что вычитывать в газетах объявления о грядущих концертах и по несколько недель готовиться к поездке на них в соседний город. Мне кажется, чем больше препятствий для доступа к искусству, тем больше оно ценится. Так вот, в наше время были сплошные препятствия — и никакого интернета!

«Т2: Трейнспоттинг»«Т2: Трейнспоттинг»

— Тем не менее музыка по-прежнему остается важнейшей частью всех ваших фильмов. И вы снова привлекли к работе над саундтреком Рика Смита из Underworld.

— Да, мы решили, что здесь, как нигде, будет кстати обратиться к старой музыке и немного переделать ее на новый лад. Например, в фильме есть все та же «Lust for Life» Игги Попа, но уже в ремиксе Prodigy. Здесь есть «Perfect Day» Лу Рида, но уже в фортепиано-инструментальной версии Рика. Он даже свою собственную «Born Slippy» переделал. То есть музыка вроде вся родная и узнаваемая, но видоизмененная и обновленная. Как и многое другое в фильме.

— Здесь своего рода музеем прошлого становится комната Рентона — та самая, с поездами на обоях. В сцене, когда он начинает там танцевать, хочется одновременно и плакать от счастья, и удавиться. Как вам кажется, это все-таки позитивное кино или депрессивное?

— По-моему, самая правильная эмоция — когда сразу и печально, и радостно. Комната, в которой я вырос, не менялась 30 лет. Я приезжал в гости к папе, ночевал в своей старой комнате и каждый раз поражался, насколько образцово она застряла во времени. С одной стороны, закостенелость и ретроградство — это плохо, а прогресс — хорошо. Так что цепляться за прошлое непродуктивно. Но, с другой стороны, все вокруг меняется, мир становится неузнаваемым за считанные часы, а ты заходишь в эту комнату, в этот оазис безвременья, и тебя сразу накрывает приятной ностальгической волной. И ты уверен, что только тут ты по-настоящему в безопасности. Мне кажется, эта комната — идеальная метафора самого фильма. Это когда все плохо и все хорошо одновременно.

«Т2: Трейнспоттинг»«Т2: Трейнспоттинг»

— «Т2» — это своего рода закрытие гештальта, причем не только для вас и для актеров, но и для всех нас, зрителей, которые росли на первом фильме. Насколько я знаю, вы недавно закрыли еще один...

— Я кажется, понял, на что вы намекаете! Да, мне в октябре исполнилось 60. И я понял, что вот это идеальный момент, для того чтобы осуществить свою мечту — отправиться на озеро Байкал и окунуться в его приветливые ледяные воды. Я четыре дня пропутешествовал на транссибирском экспрессе и всем советую хоть раз в жизни через это пройти. Оттуда выходишь совсем другим человеком.

— С худшим в жизни похмельем?

— Ну почему же с худшим? Бывали они у меня и пожестче! Ладно, шучу, я не пью, не могу уже больше. В мои-то годы. К тому же я туда поехал примерным семьянином, с дочерьми. Вообще я честно планировал провести все эти дни за чтением, притащил с собой кучу книг, но ни одну так ни разу и не взял в руки. Некогда было — все время с открытым ртом смотрел в окно и общался с разными людьми. Особенно мне понравилось выпрыгивать на станциях посреди ночи и покупать пирожки у дружелюбных бабушек. В итоге я добрался до Байкала, окунулся и понял, что вот, теперь-то жизнь точно прожита не зря. Подумать только, там воды больше, чем во всех Великих американских озерах вместе взятых!

«Долгая дорога вокруг света»«Долгая дорога вокруг света»

— Вам, наверное, Юэн надавал советов, а то он специалист в деле путешествия по России (см. документальный сериал «Долгая дорога вокруг света» — Прим. ред.)?

— Да, точно, он же там все на мотоцикле объездил, безумец! Советов он, может, и не давал, но вовсю нахваливал страну, и он был прав. Россия — все же удивительное место. Не знаю, в каком направлении мы сейчас движемся в политическом плане, что вообще будет с миром и со всеми нами. Но мы всегда должны помнить о том, что многим обязаны России, вернее, Советскому Союзу, без которого победа над Германией во Второй мировой была бы невозможной.

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

17 января28
21 декабря 202351
13 декабря 20229
11 ноября 20222

Главное сегодня

Вчера9
Сегодня1
Сегодня0
час назад0
17 апреля23
час назад0
Вчера1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации