• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Интервью

Антон Долин и Ситора Алиева о лучших фильмах 2016 года

На ВДНХ прошел круглый стол, посвященный кинофестивалям. На мероприятии выступили критик Антон Долин и программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева.
Антон Долин и Ситора Алиева о лучших фильмах 2016 года
КиноПоиск
Кадр из фильма «Патерсон»

Круглый стол, соорганизатором которого выступил КиноПоиск, проводился в рамках образовательной программы «Луч». Ниже можно посмотреть видеоотчет с мероприятия, а также почитать избранные цитаты спикеров.

Антон Долин о лучших зарубежных фестивальных фильмах 2016 года

Фестивальный сезон по-настоящему открывается Берлинским смотром. Поэтому логично начать с фильма, который получил несколько призов на Берлинале, в том числе «Золотого медведя». Это итальянская лента «Море в огне». У нее очень интересная судьба. Это малобюджетная картина, действие которой разворачивается на крохотном островке Лампедуза, где практически ежедневно вылавливают огромное количество нелегалов. Это фильм о том, как живет старая Европа с новыми непрошеными обитателями, и понятно, что кризис мигрантов, который особенно всех волнует в последние два года, на Лампедузе длится уже очень давно. Картина, мне кажется, откровенно и безоценочно показывает эту ситуацию.

Дальше наступил Каннский фестиваль, который был, наверное, одним из самых ярких за долгие годы и при этом одним из самых провальных по результатам. Вот в этом году на фестивале шедевров было очень много, и почти все они остались с пустыми руками, хотя очень понравились прессе, публике и так далее. И я несколько таких фильмов назову.

Кадр из фильма «Патерсон»

Кадр из фильма «Патерсон»

Фильм, который я назвал бы лучшим американским фильмом года, — это «Патерсон» Джима Джармуша. Поразительная картина, для Джармуша удивительно минималистичная, бессюжетная, совершенно при этом очаровательная, и от нее невозможно оторваться. История очень маленькой частной жизни человека, который живет в городке под названием Паттерсон, и у него фамилия Патерсон, а как его зовут, мы не знаем. Играет его Адам Драйвер — артист, которого вы, возможно, знаете по «Звездным войнам» или другим каким-то блокбастерам. Весь фильм о том, как он водит автобус и пишет стихи. О том, что он пишет стихи, знают только его девушка и его бульдог, а больше он никому об этом не говорит. Эта маленькая картина о том, что может противостоять энтропии, ужасу и чувствам катастрофы.

Кадр из фильма «Тони Эрдманн»

Кадр из фильма «Тони Эрдманн»

Лучший, на мой взгляд, европейский фильм года называется «Тони Эрдманн». Это история о взаимоотношениях взрослой дочери с пожилым отцом. Дочь — она такая офисная рабыня, человек, здорово встроенный в социальную жизнь. Она работает в большой компании в Бухаресте, живет 24 часа в сутки в состоянии постоянного стресса и напряжения, для того чтобы удержаться на вершине этой иерархии, куда женщин почти не пускают. Разумеется, при этом она давно забыла, что такое нормальная человеческая жизнь, и вообще слова для нее потеряли смысл. И вот ее пожилой папаша, вышедший на пенсию, такой шутник и провинциал, приезжает непрошеным гостем в Бухарест, чтобы сломать ей рабочую жизнь, но в то же время ее немного расшевелить, оживить. Вообще это портрет в жанре комедии. Естественно, комедия не только для того, чтобы поржать, а одновременно в себе что-то и заключающая. И опять же это фильм о том, как человека из социальной рутины вырвать, как его заставить почувствовать что-то человеческое.

Кадр из фильма «Служанка»

Кадр из фильма «Служанка»

Лучшим азиатским фильмом года я бы провозгласил фильм корейского режиссера Пак Чхан-ука «Служанка». Очень смелая и странная эротическая драма, триллер, отчасти даже комедия. Корейцы вообще славятся тем, что выворачивают наизнанку любые жанры. В данном случае это такой лесбо-феминистический манифест, спрятанный в оболочку хичкоковского триллера о жульничестве и убийстве. В Азии людям вовсе не обязательно делить картины на фильмы фестивальные и мейнстримные. «Служанка» — это абсолютно мейнстримный фильм в Корее, который собрал огромные деньги в прокате и, несмотря на то что он довольно непристойный, очень понравился публике. Он участвовал в фестивалях, в том же самом Каннском смотре, и никакого противоречия здесь нет. Это то, что на сегодняшний день корейцы и другие азиаты умеют делать лучше всех.

Кадр из фильма «Женщина, которая ушла»

Кадр из фильма «Женщина, которая ушла»

Наверное, лучший из фильмов, побеждавших на фестивалях в 2016 году, — это «Женщина, которая ушла», работа филиппинского режиссера, можно сказать, современного классика Лава Диаса. Этот филиппинский автор — очень колоритная личность с бородкой и длинными патлами седыми, такой философ от кино. В основном его фильмы длятся от восьми часов и дольше. Фильм, победивший на Венецианском фестивале, о котором я сейчас говорю, — это по его меркам короткометражка, всего три с половиной часа. Это тоже черно-белый фильм, экранизация новеллы Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет».

Кадр из фильма «Сьераневада»

Кадр из фильма «Сьераневада»

Дальше назову еще три фильма. В первую очередь это лента, которую я считал бы самой новаторской из тех, что видел в 2016-м. Это румынская картина «Сьераневада» выдающегося режиссера Кристи Пую. Она должна заставить любого русского режиссера просто рыдать от зависти из-за того, как минималистично, глубоко и вместе с тем забавно показаны травмы постсоветского существования в этом фильме, все действие которого закрыто в небольшой трехкомнатной квартире — такой совковой квартире, где собралась большая семья. Румыны вообще делают потрясающие фильмы. Они нашли свой румынский рецепт, связанный с функционированием их общества.

Кадр из фильма «Она»

Кадр из фильма «Она»

Далее идет фильм, который я бы назвал своеобразным открытием года. Я бы перевел его название словом «Отщепенцы» — возможно, это неточный перевод, в названии присутствует некая непереводимая идиома. Это лента режиссера Аны Лили Амирпур. Она иранка, родившаяся и выросшая в Лондоне и живущая в Америке. Это прекрасный фильм, в первые пять минут которого главная героиня отрезает и съедает одну руку и одну ногу, а дальше продолжает жить без них. Это прекрасное жизнеутверждающее кино, потому что она остается в живых, и в финале фильма — те, кто видел, подтвердят — мы наблюдаем несколько нестандартный, но очевидный хеппи-энд. В главных ролях заняты Киану Ривз, Джейсон Момоа и Джим Керри, не говорящий ни одного слова.

И классиком года я бы в этом году провозгласил Пола Верховена с фильмом «Она». На вопрос о том, принес ли русский кинематограф что-то новое и важное в мировое кино в 2016-м, я бы уверенно ответил: нет. Хотя, наверное, можно поспорить, поскольку фильм Андрея Кончаловского «Рай» все-таки получил «Серебряного льва» на Венецианском фестивале. В России никогда не снимались фильмы про холокост, фильмы про уничтожение евреев во Второй мировой войне в общественной традиции отсутствуют. Это странный и парадоксальный факт, связанный с цензурой. Поэтому в каком-то смысле Кончаловский снимает то, чего мы никогда не видели в отечественном кино.

Фрагмент постера фильма «Ученик»

Фрагмент постера фильма «Ученик»

Антон Долин о проблемах российского кино

Есть такое странное утверждение: кино за последние годы политизировалось, стало идти за такой воображаемой конъюнктурой, а реальность состоит в том, что кино абсолютно во все времена всегда следило за окружающим миром и его отражало. Если кто-то и снимал нечто, что не имеет отношения к этому окружающему миру, то это тоже было осознанное высказывание об этом окружающем мире.

Условно говоря, если Тарковский в «Зеркале» рассказывает абсолютно личную историю своей семьи и показывает молодость, например, своих родителей, то истории времен войны или сталинских времен, конечно, много говорят о тех 1970-х, в которых он придумывал этот фильм. Точно так же с фильмом «Сталкер». Сколько сравнивали, сколько говорили про Чернобыль, который после этого вскоре настал.

Кадр из фильма «Белая лента»

Кадр из фильма «Белая лента»

Когда Ханеке снимал семь лет назад «Белую ленту» про события 1913 года, предшествующие немецкому фашизму, он говорил о современном мире.

У российского кино с этим проблема. У нас есть цензура, которой, к счастью, не так много, как могло бы быть, но у нас есть и самоцензура. Самоцензура плюс нехватка бюджета, нехватка образования, колоссальная трусость, инерция, постоянные бессмысленные, беспочвенные, бесперспективные сравнения себя то с традицией СССР, то с современным Голливудом — не знаю даже, что вреднее. Все это приводит к тому, что мы, пытаясь догнать время, от него чудовищно отстаем. Но некоторым людям удается не отставать, как, например, Звягинцеву в его последних фильмах. И как российские зрители, так и мировые моментально реагируют на это повышенным вниманием, иначе просто не бывает. Не так у нас все с этим плохо, но да, не безумно хорошо.

Никакого единого российского кино, которое может выступать неким единым фронтом, может что-то делать, не существует. Есть отдельные люди, которые хотят чего-то отдельного. Есть такое народное поверье, примерно такое же, что от любого вируса можно вылечиться заваренной малиной, или если черная кошка перебежала, то жди беды. Вот есть такое поверье, что у фестивалей есть, как у сионских мудрецов, некие таинственные правила. Ты проинтуитируешь и поймешь, что снимешь про одноногую черную лесбиянку, которая борется за права человека, и сразу получишь главный приз. Но это невероятная чушь, невероятная! Нечеловеческая! Только кретинический ум читателя отдела объявлений частных бесплатных газет, где написано «Сниму приворот», может в это поверить!

Кадр из фильма «Левиафан»

Кадр из фильма «Левиафан»

В мире хотят одного: увидеть что-то новое и актуальное. С одной стороны, что-то такое, чего никогда не видели, с другой — что имело бы отношение и к другим людям. Всё. Когда вы делаете свое произведение, пишете роман или стихотворение, вы должны вот этим двум абстрактным и сложным задачам отвечать, понимаете?

То есть вы должны сказать что-то такое, что зритель и в Мексике, и в Дании, и в Китае увидит и подумает: это и про меня тоже. В России с этим большая проблема. Но нет никаких рецептов для этого. Первый рецепт — научиться смотреть по сторонам и видеть реально, что происходит, а не тут, в красивом ВДНХ, где все, с одной стороны, как при Сталине, с другой стороны, как при воображаемом Капкове, которого давно нет. Понимаете, это не настоящая Москва. А Москва — это не настоящая Россия, Россия же не настоящая вселенная. Это маленькая ее частичка, которая делает вид, что мы отделены от всего мира какой-то Великой китайской стеной и говорим, что мы самодостаточны, а потом мы такие самодостаточные, что в мире нас почему-то никто и знать не хочет. Потому мы такие маленькие, провинциальные, жалкие, мало смотрим по сторонам. И так называемая школа, которая у нас есть, вообще никого не волнует. Это наша собственная проблема, наши вот эти комплексы — есть школа, нет школы. Звягинцев, самый успешный на сегодняшний день режиссер, является самоучкой! Его оператор — самоучка, его актеры — непрофессионалы. Где там ВГИКовцы?

Надо делать фильмы, которые будут интересны всему миру, и тогда всему миру будет интересно их смотреть.

Читайте также
Статьи Российский прокат: Маленький, короткий и обрезанный Почему фильмы, которые выходят в отечественный прокат, так быстро исчезают из кинотеатров? И почему за рубежом все устроено иначе?
Статьи Самые короткие три часа жизни: «Тони Эрдманн» и «берлинская школа» Говоря о  фильме «Тони Эрдманн» и его режиссере Марен Аде, часто упоминают «берлинскую школу». Кинокритик Ксения Рождественская объясняет, что это такое.
Статьи Всем сестрам по серьгам: Оскаровский прогноз КиноПоиска 26 февраля мир узнает новых обладателей оскаровских статуэток. Пытаемся угадать, кто это будет.
Комментарии (24)

Новый комментарий...

  • 8

    Walter666 10 декабря 2016, 14:54 пожаловаться

    #

    Служанка один из лучших фильмов года. С нетерпением жду Патерсона и Тони Эрдманн.

    ответить

  • 4

    staplesnout 10 декабря 2016, 19:40 пожаловаться

    #

    Ой как все спорно. Хорошо, что я не из этой тусовки :)

    ответить

  • 1

    g0nzo 10 декабря 2016, 21:23 пожаловаться За Дуэлянта обидно

    #

    Считаю важным наблюдением А. Долина о «допуске» режиссёров новой волны к большим бюджетам. Безсловно не обошлось тут без Роднянского, но само событие подогрело повышенный интерес к Дуэлянту, интерес был оправдан сполна, на выходе получился смачный, смышлённый мейнтсрим, который не нашёл должного отклика в мультиплексах, что указывает на неготовность массово поговорить на неплоском киноязыке. За Дуэлянта обидно.

    ответить

  • MaBep 11 декабря 2016, 07:47 пожаловаться

    #

    Всё замечательно, но раздраженный вскукарек товарища Долина о полном отсутствии конъюктурности в метящих (и попадающих) на призовые места фестивалей фильмах не выдерживает никакой критики.
    Обсуждение этой темы продолжается как минимум последние лет 50 и, пардон, не бывает дыма без огня. Конкретные аргументы приводить не буду — не хочу предметный спор заводить.

    ответить

  • 6

    sweden80 13 декабря 2016, 15:11 пожаловаться

    #

    его актеры — непрофессионалы

    Вдовиченков, Лядова, Маркина, Лавроненко, Серебряков — фигасе любительщина

    ответить

  • 2

    Кикер 18 января 2017, 16:04 пожаловаться цензура

    #

    Ну да, цензура такова, что в России ещё долго не смогут снять что-то вроде «Полного расколбаса».

    ответить

  • 1

    Nattie-K 18 января 2017, 17:35 пожаловаться

    #

    В свете двуликости Долина в отношении отечественного кинематографа, а также «аффилированность» в том, что можно ругать, а что придется хвалить — выспренно-хвалебная рецензия на «Викинга» тому подтверждение, равно как и включение Дуэлянта в лучшие фильмы мира (!) 2016 года — говорит только о том, что мнение его крайне «субъективно», а статья-разгром «фильмов-памятников» тоже не стоит и ломанного гроша.
    Не сомневаюсь также, что анонсируемый фильм Бондарчука «Притяжение» будет по мнению Долина последним словом в сай-фай кинематографе.

    ответить

  • 1

    porosish 18 января 2017, 18:23 пожаловаться

    #

    Прекратите пихать этого Долина, задолбали уже! Своё недовольство определёнными реалиями выливать на страницы сайта в виде мутного потока сознания?Пускай самокопанием занимается дома.

    ответить

 
Добавить комментарий...