всё о любом фильме:
Интервью

Элла Манжеева: «Любое кино делается для зрителей»

У Эллы Манжеевой и ее дебютных «Чаек» все складывается идеально: премьера в рамках Берлинского кинофестиваля, получение места в программе «Резиденция Берлинале», приз «За лучший дебют» «Кинотавра». На минувших выходных стало известно, что «Чайки» представлены к соисканию номинации на «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Элла Манжеева: «Любое кино делается для зрителей»

У Эллы Манжеевой и ее дебютных «Чаек» все складывается идеально: премьера в рамках Берлинского кинофестиваля, получение места в программе «Резиденция Берлинале», приз «За лучший дебют» «Кинотавра». На минувших выходных стало известно, что «Чайки» представлены к соисканию номинации на «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Музыкант и звукорежиссер, Элла почти случайно попала на съемочную площадку и решила, что это именно то место, где ей комфортно. В своем фильме «Чайки» она описывает мир, который хорошо знает и понимает, при этом рыбаков играют настоящие рыбаки, да и вообще профессиональных актеров в фильме почти нет, а главная роль досталась довольно известной модели Евгении Манджиевой. О плюсах патриархата, калмыцком кино и о том, как удалось превратить девушку с рекламных щитов в жену рыбака, Элла рассказала КиноПоиску.

— Во время премьеры ты говорила, что с исполнительницей главной роли Женей во время съемок никто не разговаривал. К тому же она работала без выходных на хлебозаводе, чтобы войти в образ. Как это все отразилось на ней?

— Сейчас легко об этом рассказывать, но на самом деле это был очень тяжелый опыт. То состояние, которое вы видите в фильме, — это естественное состояние Жени на тот момент. Ничего хорошего в этом нет, конечно, но я изначально предлагала ей определенные правила игры, и она их приняла. Женя оказалась настоящим воином. Она могла говорить только в кадре, и иногда у нее вырывались какие-то эмоциональные обвинения «Почему вы меня не любите?» или жалобы «Я так устала!». Но при этом она никогда не выглядела жалкой. Знаете, бывают такие женщины, постоянно несчастные. Смотришь на них и думаешь: «Так тебе и надо!» Это не про нашу героиню. В Жене есть достоинство, благородство, которое не скроешь, и для нас это было очень важно.

«Чайки»

«Чайки»

— А как она выходила из этого состояния?

— Женя была счастлива, когда все это закончилось, и долго выходила из этого состояния. Она даже говорила мне, что стала чуть-чуть Эльзой. Раньше-то она не была Эльзой совсем! Женя — профессиональная модель. Ей повезло, она сразу попала в хорошее агентство, ее заметили, сделали лицом L’Oreal и Uniqlo. В ней есть внешний лоск, стать, но при этом она очень красива внутренне, а это большая редкость. Более скромного и тактичного человека я не встречала в жизни. Если бы Женя была более предприимчивой, она бы стала звездой, но у нее другие ценности.

— Женя же решила стать актрисой после съемок в «Чайках». Как ты на это отреагировала?

— Обычно, когда мне кто-то говорит, что решил стать актером, я начинаю отговаривать. А у нее очень правильный подход: она не ждет успеха, воспринимает это просто как расширение кругозора. Ей очень нравится процесс учебы. Она занимается речью, танцами, музыкой. Модельные кастинги выработали в ней иммунитет, она уже давно не переживает по поводу того, отобрали ее куда-то или нет. В актерстве это очень важно.

— Ты же могла выбрать для этой роли профессиональную актрису. Почему Женя?

— Женя мне доверяла изначально как режиссеру. Не представляю, как все могло сложиться с известной артисткой. Вот я, дебютант, приглашаю ее на главную роль и говорю: «Ты будешь молчать и делать то-то и то-то, чтобы быть в нужном состоянии». Она на кастинге согласится, а потом заявит: «А что, я не сыграю, что ли?» Такое случается постоянно. И что делать режиссеру, когда половина материала уже снята? Это можно назвать непрофессионализмом, а на мой взгляд, обычное хамство. Мы постоянно читаем о том, как голливудские актеры для ролей худеют, поправляются, истязают себя всячески. И мне кажется, что именно так и надо работать. Кроме того, поскольку Женя непрофессиональная артистка, у нее нет ставок по гонорару. Более или менее известную актрису мы не потянули бы по бюджету, не смогли бы оплачивать ей репетиции и время, необходимое для погружения. Также большую роль играла занятость. Другие актрисы говорили: «Я свободна вот здесь пять дней, а еще вот тут три дня». У нас был на площадке один актер, который параллельно играл в театре. Это Евгений Сангаджиев. И это был какой-то кошмар! Мы еле подбили под него график. Двух таких мы бы точно не выдержали. Кстати, Жене было сложно подобрать кого-то в пару, она же очень высокая. Нам повезло, и Женя и Сергей возвышались на площадке над всеми как два аватара. Как-то мне звонит актриса, которая играла продавщицу в магазине, и говорит: «Все поняла, но почему мне обязательно нужно взять с собой обувь на каблуках?» И я ей объясняю, что у Жени рост метр восемьдесят и всем надо казаться выше. Мужчинам мы для этого делали специальные нашлепки на обувь. Мне очень интересно, как снимают того же Тома Круза, который с Николь Кидман одного роста примерно. Говорят, ямки специальные копают.

«Чайки»

«Чайки»

— Когда видишь эту пару, первая реакция — отторжение. Как они вообще оказались рядом, какая у них предыстория?

— Есть женщины, которые строят себе некий мир, не веря в него: сейчас найду себе какого-нибудь мужчину, отмою его, почищу, устрою на работу, нарожаю детей. Я знаю миллионы таких семей. Женщины сначала придумывают каркас, а потом наполняют его и делают вид, что счастливы. Есть девушки, которые строят отношения исключительно по расчету. Необязательно материальному, но по расчету. Если они чувствуют, что влюбляются, то стараются избавиться от этих чувств и от того, кто их вызывает. Эльза же никогда себя не обманывает и совершенно нерасчетлива. Появился брутальный, внушительный мужик, настоящий, крутой, делал красивые жесты наверняка. На это невозможно не купиться! Даже вы, будучи девушкой совершенно иного формата, если приедете в Калмыкию и встретите такого мужчину, обязательно в него влюбитесь. И она влюбилась.

— Она такая чувственная, а он простой и конкретный мужик. «Хорошая жена у него, стол накрыла и ушла к себе», — эта цитата же очень хорошо характеризует формат отношений.

— Да, таких вот мечущихся, как Эльза, там не любят. Они становятся изгоями. Логанские жены еще более суровы и брутальны, чем их мужья, а мужья почти не разговаривают. У нас же снимались настоящие рыбаки. Сережа с ними в море ходил и даже сидел несколько дней на острове, когда вода ушла и его не могли забрать.

«Чайки»

«Чайки»

— А какой он в реальной жизни?

— Совсем не такой. Он добрейший человек и секс-символ Калмыкии. Мы его, конечно, ухудшали: ужасно постригли, убрали эспаньолку, одели в жуткие вещи. Местные даже не узнавали.

— Значит, она влюбилась в настоящего мужика, а что потом случилось с их отношениями?

— Потом Эльза поняла, что это не ее человек. Она не хотела оставаться заложником своего брака и пыталась уйти, но идти ей некуда. У меня есть подруга, которая жила в Логане. Как-то утром она проснулась и осознала, что он никогда не изменится. Она собрала вещи, вызвала «газель», взяла детей и уехала в никуда. Конечно, ей сложно, но в итоге все будет хорошо.

— А у вашей героини, у нее тоже все будет хорошо?

— Да. Причем неважно, где и как она будет жить. Она стала настолько сильной, что ей все равно. Она никогда не будет вести себя недостойно и никогда не позволит себе неприличных отношений.

— Всех волнует линия отношений с братом ее мужа. Когда она с ним, она живая, она смеется, а все остальное время пребывает в каком-то коматозе. Не зря же.

— Не зря. Она понимает прекрасно, что он в нее влюблен. И ей нравится этот милый паренек. Он легкий, у него нет этого груза, который есть у местных. Он другой, с ним можно посмеяться, он как младший брат. А он сам не осознает, что это плохо. Есть люди, которые неосознанно трогают других во время разговора, и если женщина трогает женщину, то это просто неприятно, а если женщина мужчину, то это уже некрасивый жест. И то, как он смотрит на Эльзу, его взгляд — это некрасивый жест. Пусть каждый трактует их отношения по-своему. Мы с Женей долго смеялись, когда после показа к нам подошел зритель со словами: «Слава Богу, муж умер, и она осталась с этим красавчиком!» Этот мальчик относится к ней так, как нужно относиться к любой женщине — достойно, благородно, уважительно. Совершенно неважно, кем приходится тебе человек, который так относится. Друг он тебе, муж или приятель. Некоторые женщины совершенно этого лишены, а у нее это есть, и если что-то случится, то она всегда может рассчитывать на него. И они родные, поэтому он говорит матери, что она должна жить с ними.

«Чайки»

«Чайки»

— То есть это не намек на левиратный брак?

— Такая тема в фильме есть. Неважно, как я отношусь к левиратным бракам. Раньше это было нормой для Калмыкии, и я наивно полагала, что браки заключаются для сохранения семьи. На практике же все оказалось гораздо прозаичнее: женщину оставляли для того, чтобы она не забирала из семьи состояние, которое ей досталось от мужа, чтобы она не снялась с места. За ней же осталось хозяйство, которое принадлежало ей и ее детям. Есть довольно известное письмо хану от женщины, которая пять раз выходила замуж за родственников своего первого мужа. Она написала что-то вроде: «Я пять раз была замужем, ни разу не была счастлива, а теперь я старая женщина и хочу жить одна. Оставьте меня уже в покое!» И хан ей разрешил.

— Как европейская публика все это воспринимает? Мне показалось, что после показа многие были немного шокированы, вопросы про патриархат задавали.

— Еще больше их шокировало мое заявление о том, что я сторонник патриархата! Многие же считают, что я сняла феминистическую картину, а тут я заявляю, что мужчина в семье должен быть главным. Но я действительно так считаю. Моя семья была патриархальной, и в этом был порядок. Я одно время жила в Ереване, и туда приехали женщины из Европы, феминистическое движение. Они начали воспитывать местных дам, что «мы женщины, мы должны получить те же права и возможности». В итоге все нашли себе местных брутальных мужчин, спокойно им кашеварят, забыли о своих лозунгах и счастливы. Оказывается, вот что им нужно было!

— В Калмыкии же довольно патриархальный уклад.

— Там все просто: ценятся брутальные мужчины. Я как-то приехала и попала на день рождения друга детства. Он только окончил университет. Во дворе накрыли большой стол, собрались родственники и друзья, а я никого не знаю. Подруга из песочницы. Сидящий рядом со мной парень говорит мне: «Чаю налей!» А я же в 18 лет уехала, уже забыла, что это такое. В русском сообществе все за тобой ухаживают, там все иначе. Знаешь ты мужчину или нет, должна подскочить, еды положить, чаю налить.

«Чайки»

«Чайки»

— Как сочетаются ваша любовь к патриархату и режиссерская карьера?

— Все это время, пока я работала над проектом, я рожала детей. Поэтому какие-то вещи делала чисто механически: поучаствовать в питчинге, выиграть его, куда-то поехать, что-то дописать. На первом месте были муж и дети, а все остальное шло фоном. Мой муж очень удивился: рядом с ним ходила то беременная, то кормящая женщина, и вдруг она едет в Берлин. Он вообще не понял, как такое могло произойти. Он-то все это время работал, занимался важными вещами, а я была где-то рядом, и моей основной реальностью было материнство.

— Как думаете, получите что-то?

— Уже понятно, что мы ничего не получим. Вы же видели фильм «Чудеса», который получил Гран-при Канна? О девочке, мечтавшей выиграть фермерский конкурс. Я себя чувствовала так же, как эта девочка, которая сделала так много, чтобы попасть на конкурс, но так его и не выиграла. Мне нравится разгадывать энергетические загадки, и у нас все шло так хорошо, что было понятно: приза не будет. Мы с Леной Гликман устроили отличную премьеру, решили, что это будет наш праздник, на котором мы представим гостям культуру Калмыкии. По сути, мы отмечали рождение калмыцкого кино, и для нас было очень важно, что наша премьера прошла в Берлине. Я о таком и не мечтала. Когда человек делает все, что от него зависит, он не так сильно расстраивается, что не получил приз.

— Но все же хотят наград.

— Конечно. Не надо обманывать себя и других, рассказывая, что ты просто самовыражаешься. Любое кино делается для зрителей, иначе можно ходить и снимать на айфон все подряд. И меня потрясла немецкая публика. После каждого показа подходили людей и говорили такое!

— Что говорили?

— Говорили, что есть другой уровень повествования, связанный с нашими традициями и мифологией, который они не понимают, но чувствуют. Например, помните момент, когда Эльза умывается и видит в воде рыбок? В эпосе «Джангар» есть история о жене Джангара, Ага Шавдал, которая была прекрасна и невинна в своих помыслах, и ее взгляд был настолько чист, что в нем отражались рыбы. После того как мы закончили монтаж, у редактора, продюсеров возникали разные вопросы по поводу необходимости тех или иных эпизодов. Но никто никогда не спрашивал ничего про рыбок. Откуда они, зачем, почему? Они были настолько органичны, что не вызвали ни одного вопроса.

«Чайки»

«Чайки»

— А какие еще были спорные моменты?

— Когда Эльзе снится, что рыбаки замерзли, она выглядывает в окно и видит «Ниву». Редактор спрашивает меня: «Откуда „Нива“? Они же в море!» А это отсылка в историям, когда лошадь возвращается домой после смерти хозяина. Мы там даже хотели лошадь подрисовать, но это слишком смешно смотрелось, пришлось оставить «Ниву». Вообще мне очень повезло с производством этого фильма, несмотря на все трудности и препятствия. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что все случилось так, как я хотела. Я хотела приехать в Берлин, потому что была здесь два года назад, и именно здесь у меня появилась уверенность в том, что я могу быть интересной. Мне же всегда говорили, что я не формат.

— В каком смысле?

— Ну, потому что я хочу снимать кино о Калмыкии. На самом деле это важно для всех малых народностей. У каждой своя богатая культура, при этом они очень закрытые. И внутри все настоялось настолько, что нужно скорее открывать. Россия — это не только Москва, и очень здорово, что у министерства культуры возник этот запрос, тема кино на языке народов России. Такой темы раньше не было, значит, кто-то в министерстве понял, что там есть что-то интересное. Когда я училась, меня все спрашивали: «Что такое Калмыкия?» Я не ощущала себя носителем уникальной культуры, я думала о том, как мне сломать себя и написать более универсальную историю. Зато теперь, если какой-то калмык захочет снимать фильм, ему не нужно будет объяснять, что такое калмыцкое кино. И это очень важно для меня.

Читайте также
Статьи Женщины на грани: Новая волна российского кино Все больше интересных проектов в российском кино снимают женщины. КиноПоиск поговорил с Анной Меликян, чей фильм «Про Любовь» только вышел в прокат, а также с Натальей Мещаниновой, Нигиной Сайфуллаевой, Эллой Манжеевой, Натальей Кудряшовой и Валерией Гай Германикой о том, как происходил захват якобы мужской территории, и развеял пару мифов о шовинизме в индустрии, профессии режиссера и женщинах в целом.
Новости «Кинотавр-2015»: Про любовь, мистику и безумный Новый год В июне на фестивале «Кинотавр» состоятся премьеры самых ожидаемых авторских фильмов, среди которых новые картины Ивана Вырыпаева, Александра Котта, Анны Меликян, Бакура Бакурадзе и Петра Буслова. КиноПоиск рассказывает о программе и представляет первый проморолик из «Страны Оз» Василия Сигарева, полный мата и настоящего российского новогоднего безумия.
Статьи 55 российских фильмов 2015-го. Часть 1. Авторское и детское кино Первая любовь в спальном районе, номинант на «Оскар», амбициозная историческая драма, сразу несколько хулиганских авторских трагикомедий и многое другое — российское кино не собирается сдаваться и будет продолжать бороться за зрителя, пусть даже в ограниченном прокате и с вырезанным матом. КиноПоиск предлагает взглянуть в будущее с оптимизмом и понять, чего ждать от отечественной киноиндустрии в ближайшие 12 месяцев.
Комментарии (12)

Новый комментарий...

  • 1

    maoh 24 ноября 2015, 12:07 пожаловаться

    #

    очень интересно, заинтересовали фильмом.

    ответить

  • El_principe 24 ноября 2015, 12:27 пожаловаться

    #

    С утверждением не поспоришь!
    И фильм заинтересовал

    ответить

  • 1

    VitoCorleone 24 ноября 2015, 16:24 пожаловаться

    #

    Ничего более интересного последнее время не читал!!! Спасибо огромное Элле Манжеевой за интервью!!! Фильм буду смотреть обязательно.

    ответить

  • qwermnou 24 ноября 2015, 16:26 пожаловаться

    #

    «- Но все же хотят наград.
    - Конечно. Не надо обманывать себя и других»

    Всё понятно. Дальше можно не читать.

    ответить

  • 6

    dina7911 24 ноября 2015, 19:03 пожаловаться

    #

    Сейчас, думала, пробегу новость глазами и пойду дальше, но Элла Манжеева заставила обратить на себя внимание! На редкость здраво женщина рассуждает. А ещё — не «пафосничает», не умничает, не лукавит, говорит, как есть. Да и тема фильма очень заинтересовала. Обязательно буду смотреть! Жаль только, что в тексте столько спойлеров.

    Видела фильм «Чудеса», о котором она упоминает. Болела там за девочку. За Эллу тоже буду болеть, и неважно, выиграет ли. 

    И Женя — молодец! Уважаю актёров, которые серьёзно подходят к ролям. Если она продолжит актёрскую карьеру, этот фильм — замечательный плацдарм!

    В общем, успехов им на Глобусе!

    ответить

  • keyleen 24 ноября 2015, 22:46 пожаловаться

    #

    Дорогой автор статьи, пожалуйста исправьте не эпос «Джанга», а эпос «Джангра», а то аж глаза режет как представителю калмыцкого народа.
    Я вообще рада, что про Калмыкию начали хоть что-то снимать. У нас прекрасный фольклор и я рада, что другие стали интересоваться нашим маленьким народом)))

    ответить

  • 1

    danyana 4 февраля 2016, 21:43 пожаловаться

    #

    Отличное интервью, спасибо большое!
    Посмотрела фильм на Гетеборгском кинофестивале, но только благодаря этому тексту стало так много понятно. Жалею, что европейские зрители не имеют такой же возможности.

    И я заинтересовалась топонимом Логан, но не смогла найти. Имеется ли в виду калмыцкий город Лагань? Тогда все было логично.

    ответить

 
Добавить комментарий...