Интервью

Василий Сигарев: «Давно хочу снять кино про зомби»

«Страна ОЗ» Василия Сигарева — комедия про Ленку Шабадинову из Малой Ляли, которая приезжает в Екатеринбург под Новый год и пытается дойти до киоска на улице Торфорезов, где должна заступить на смену. Путь оказывается полон приключений. О том, куда из российского кино уходят режиссеры-авторы и почему хочется вернуться в детство, режиссер рассказал в интервью КиноПоиску.
Василий Сигарев: «Давно хочу снять кино про зомби»

Имя Василия Сигарева сначала стало известно в театральном мире. Пьеса «Пластилин» молодого драматурга из Верхней Салды собрала множество премий и ставилась по всей Европе — от Лондона до Белграда, от Порто до Бергена. Однако театр для Сигарева был, по его собственным словам, лишь этапом на пути к кино, и за сборниками пьес последовали фестивальные премьеры драм «Волчок» и «Жить».

Третьим фильмом Сигарев удивит кинозрителей в декабре. Его «Страна ОЗ» — комедия про безропотную Ленку Шабадинову из Малой Ляли, которая приезжает в Екатеринбург под Новый год и пытается дойти до киоска на улице Торфорезов, где должна заступить на смену. Путь оказывается полон приключений. Новогодняя комедия для Сигарева — это не путь в сторону от авторского кино, а скорее, наоборот, возвращение к себе. Его следующей картиной и вовсе станет зомби-экшн. О том, куда из российского кино уходят режиссеры-авторы и почему хочется вернуться в детство, режиссер рассказал в интервью КиноПоиску.

— Вы еще пишете пьесы?

— Пописываю иногда. Вот «Вия» написал перед съемками «Страны ОЗ» («Вия» Василий Сигарев написал по мотивам повести Гоголя для театра под руководством Олега Табакова и сам выступил режиссером спектакля — Прим. КиноПоиска). Раньше больше писал. Сейчас мне это уже не так интересно. Если только что-то конкретное, раз в пятилетку.

— Сейчас кажется, что 10 лет назад в российском кино и театре происходил невероятный подъем: на сцене ставили сплошь новые, говорящие о сегодняшнем дне пьесы, на экранах появились «новые тихие» — Хлебников, Попогребский. Сейчас «новая драма» уже почти что в опале, кинорежиссеры ушли в преподавание и сериалы. Что произошло?

— «Когда мы были молоды, мы все носили бороды!» (Смеется.) Есть пубертатный период в творчестве, когда ты много всего делаешь. А потом начинаешь уже осознанно какие-то точечные вещи делать, потому что энергия эта — она же не бесконечная. Я вот писал по пять пьес в год. Такого вообще же не бывает. Ты понимаешь со временем, что количество в качество не переходит. Это кажется, что все легко так, а на деле одна пьеса из десяти получается. Хочется же, чтобы сразу получалось. Учишься сохранять энергию и грамотно ее расходовать. Как только у меня появилась возможность в кино ее направлять, я это стал делать, потому что кино мне всегда было интереснее театра.

— Почему же российское кино сейчас все больше уходит от того направления, которое взяло 10 лет назад?

— Мы выросли, а новое поколение, которое могло бы появиться, не появилось. Наверное, оно и не должно было появляться. Поколения же не повторяют совсем друг друга, они в развитии существуют. Во Франции «новая волна» тоже не повторилась, как и поколение «рассерженных» в английской драматургии. Зато потом появились Марк Равенхилл, Сара Кейн. Пришли новые, другие голоса. Это естественный процесс. Да и жизнь поменялась. Мы все из 1990-х, а молодые режиссеры росли в другое время и наблюдали совсем другую картину: денег у людей стало больше, все взяли кредиты, приобрели машины. Может быть, это сытое поколение. Я смотрю периодически то, что делают студенты, выпускники. Но пока, честно говоря, ничего не увидел такого, что бы меня впечатлило. Возможно, это не моя эстетика. Тот же Местецкий, кстати — он больше наш, хотя он уже на границе поколений. Его кино мне интересно. Своим фильмом «Тряпичный союз» он как раз показывает, что на сломе поколений находится.

— Увидев нарезку из «Страны ОЗ», некоторые поспешили сравнить фильм с другой комедией о градусе национального безумия, с «Горько!». Для вас это фильмы из одной вселенной?

— Нет, они не из одной вселенной. «Горько!» — это все-таки что-то зощенковское, а «Страна ОЗ» — это точно не Зощенко, не фельетон. Это больше к Гоголю традициями уходит. Кстати, у меня же в «Стране ОЗ» впервые практически нет маргиналов. Мне сознательно хотелось уйти от этого. Все-таки мы показываем 2015 год. Екатеринбург — город состоятельный. Поэтому я с другими персонажами работал. Они живут в новых домах, у них приличные квартиры.

— А снегурочки-проститутки в исполнении Дарьи Екамасовой и Алисы Хазановой — это не привет из маргинального мира?

— Это все равно все немного не по правде, это кино. Если бы я взял не звезд, то было бы, наверное, по правде. И не так смешно.

— Важно было снять «Страну ОЗ» именно в Екатеринбурге, это локальная история?

— Атмосферу Москвы я бы в жизни никогда не воссоздал бы так, как атмосферу Екатеринбурга. У меня даже Гоша Куценко с акцентом разговаривает. Вот как «Реальные пацаны» — пермский сериал, его нельзя было бы перенести в Москву. Хотя разницы между тем, что происходит там и где-нибудь в Алтуфьево, большой нет. Все равно в Москве есть еще и другие реалии, кроме Алтуфьево, и если ты их не показываешь, то ты как будто остальной мир вычеркиваешь.

Хотя Сигарев и говорит, что «это не по правде, это кино», «Страна ОЗ» куда ближе корнями к реальности, чем его предыдущие картины. Многое в сюжете взято из жизни самого режиссера, а эпизод с греком — невыдуманная история из жизни актрисы Ирины Беловой. Писатель Андрей Ильенков, на рассказах которого частично основан фильм, играет сам себя в качестве продавца в киоске. И это тоже правда: писателям и докторам наук часто приходится подрабатывать.

— Знаю, что в прокат «Страна ОЗ» выйдет в сокращенном варианте. Что вы убрали и почему?

— Это даже не для проката было сделано. Просто после «Кинотавра», когда мы впервые проверили кино на большом зале, я увидел, что там есть проблемы, и его подмонтировал, подтянул. Фильм стал короче всего на четыре минуты, в некоторых сценах ушли буквально секунды. Я просто увидел, что зритель чуть-чуть заскучал, и понял, где и что поправить.

— Вы принципиально с чужими текстами не работаете? Вас же тоже наверняка пытаются рекрутировать в коммерческие проекты?

— Я из вежливости читаю иногда, но сразу понимаю, что не буду этим заниматься. Я совсем не понимаю чужой текст. Мне его нужно тогда переписать полностью самому, оставив только сюжет. Мне важно понимать людей, о которых написан сценарий. Говорит ли он «нет» или «не» — это же разные слова. Мне надо понимать каждую фразу, чтобы видеть внутреннее движение персонажа. Драматургия — она же не в сюжете, а в том, что остается недосказанным между фразами.

— Вы говорите, что следующим вашим проектом будет постапокалипсис про зомби. Угроза зомби в кино часто трактуется как метафора реальных угроз современного мира. В вашем фильме зомби — это кто?

— Никакую политику я туда не хочу подкладывать, это точно. Это должна быть человеческая история про то, как брат убивает брата. Ты не знаешь, на какой ты стороне, да и не надо вставать на чью-то сторону, потому что тогда история приобретает совсем другой вид. Ты уже начнешь предвзято ее рассказывать. Это должна быть социальная драма с элементами хоррора и экшна. Это же самое интересное, что можно из жанров придумать: у тебя и экшн, а еще тебе страшно, а еще ты за героев переживаешь.

— Почему вы хотите сделать одновременно и фильм, и сериал про зомби?

— Вполне возможно, что будет только сериал. Все упирается в деньги, да и то это я пока так сам предполагаю. Может, продюсеры еще скажут, что и сериал будет возможность снять качественно. Так как у кино больше возможностей заработать, то и бюджет можно сделать побольше. Я не хочу снимать за три копейки, мазать всех искусственной кровью и делать дешевых зомби. Это должен быть серьезный проект — с тщательной подготовкой, с трюками, с каскадерами. Сериальные бюджеты (по крайней мере в России) такого не позволяют. Здесь ты должен за четыре дня серию снять. В ущерб качеству не хочется работать.

Сцен с участием каскадеров и в «Стране ОЗ», кстати, навалом, пусть и специфических. Самостоятельно выполняя все трюки, Яна Троянова даже заработала себе сотрясение мозга. Для сцены в машине, которую ведет водитель под бутиратом Евгений Цыганов, пришлось устанавливать управление на крыше автомобиля.

— Продюсеров уже нашли?

— Сценария еще нет, поэтому пока все на стадии переговоров. Уже в зависимости от сценария считается бюджет, и тут все начинают разбегаться.

— При этом «Страну ОЗ» вы умудрились снять с целой толпой звезд и без копейки государственных денег. Получилось найти какого-то волшебного инвестора?

— На самом деле их много, около двадцати маленьких инвесторов. Одного большого у нас нет. С миру по нитке. Но я в эти процессы не вникал. В мою задачу входило уговаривать актеров сниматься не за бешеные деньги, а бесплатно или почти бесплатно. Многие, кстати, соглашались сниматься бесплатно. Но несмотря на то, что у многих небольшие роли, привезти актеров в Екатеринбург все равно сложно и дорого с точки зрения логистики.

— Реакция пользователей интернета на проморолик фильма и трейлер вас не удивила?

— Я смотрел реакцию, да. Мне было интересно: есть скандал или нет скандала? Если есть, то все хорошо. Очень показательная была история. У Гоши Куценко на канале есть первый наш пятиминутный проморолик и клип на его песню из кадров фильма. Клип на песню полностью романтический, у него ни одного дислайка и ни одного комментария. А под нарезкой из фильма бурная дискуссия. Особенно удивляют люди, которые напишут возмущенный комментарий на одном ресурсе, а потом копируют его на всех остальных. Была и какая-то женщина, которая написала на нас в Екатеринбурге заявление в прокуратуру, увидев пятиминутный проморолик. Вообще говоря, обычно две трети выступают за, одна треть — сильно против. Кино не нейтральное само по себе, поэтому так и должно быть.

Песню для «Страны ОЗ» Гоша Куценко вообще-то специально писать не собирался. Сигарев случайно увидел, как в перерыве между съемками Куценко поет свежесочиненную композицию Яне Трояновой. Режиссер сразу понял, что теперь у него есть финал для фильма.

— Кто, как вам кажется, пойдет в кино на «Страну ОЗ»?

— Мы в своей какой-то нише. Даже не знаю, какой он, наш зритель. Думаю, он придет специально, услышав отзывы знакомых, если будет какой-то сарафан. Я когда своей маме «Страну ОЗ» показал, она так ржала, что попросила на следующий день второй раз показать. Так-то она мои фильмы не любит. Муть какую-то снимаешь, говорит. А к ней еще племянница приехала, и они вместе на второй день кино стали смотреть. И снова заливаются смехом, чуть не умирают. Но они, конечно, в кино не ходят.

— В ноябре фильм отправляется на зарубежные фестивали. Как вам кажется, способен иностранный зритель понять все шутки «Страны ОЗ», оценить национальный колорит?

— Я думаю, какие-то вещи можно адаптировать с помощью перевода. Может, именно так и поступят фестивали. Но вообще надежд на понимание у меня особенных нет. Надеюсь только на Восточную Европу. Мы будем показывать фильм в Польше. Из-за советского периода они нам ближе по менталитету. И на СНГ тоже у меня надежда. Кстати, у нас будет прокат в Белоруссии. Сейчас веду переговоры с Украиной, но говорят, что получить прокатное удостоверение будет очень сложно. Официального запрета нет, просто не выдают прокатное удостоверение. Правда, есть запрет на кино, в котором снимаются «враги Украины», а среди них Баширов, который у нас снимался как раз. Подождем, может, скоро это все и поменяется. Мне бы очень хотелось показать фильм на Украине, в Одессе. У украинцев очень правильный юмор. Я сколько не видел на фестивалях украинских фильмов, они умеют делать очень смешно. Они даже в этом нас обошли в каком-то смысле. В том же «Гамере» у Олега Сенцова вроде бы он ничего не выпячивает, а все время смеешься.

— У нас есть традиционный вопрос. Если бы вам дали задание снять документальное кино о чем-то, что вас волнует, о чем вы бы решили сказать?

— У меня была идея снять документальное кино о Диме Рябоконе. Это такой писатель в Екатеринбурге, который был другом Бориса Рыжего. Мне хотелось документальную комедию про него сделать, потому что он персонаж такой странный, интересный и шизанутый. А публицистику делать совсем желания нет. Это все преходящее. Сегодня оно есть, а завтра — нет.

— Сначала комедия про Новый год, потом постапокалипсис про зомби — период авторских фестивальных драм закончился?

— Лучше не зарекаться. Может, что-то и будет еще. Про зомби я давно, конечно, хотел снять. Но я не думал, честно говоря, что так быстро к этому приду. Когда ты снимаешь авторские драмы, ездишь по фестивалям, это кажется чем-то далеким. А потом отдохнешь от этого всего и понимаешь, что как раз все фестивали и премии — это пена, которая тебе ничего не дает. Начинаешь уже думать, что тебе самому интересно. А интересно то, что ты в видеосалонах смотрел, фильмы, от которых фанател подростком. Может, это возвращение в детство?

Читайте также
Статьи Сигарев о фильме «Иди и смотри»: «Будет правдиво и больно. Очень больно» 9 июля исполнилось бы 85 лет Элему Климову. О самом страшном его фильме рассказывает режиссер Василий Сигарев, научившийся у Климова предельно безжалостному обращению со зрителем.
Статьи Открываем «Кинотавр»: 5 вечных вопросов о фестивале В Сочи начинается самый важный для российского кино фестиваль. Или не самый важный? Объясняем, почему надо следить за «Кинотавром».
Новости Николай Басков стал зомби в короткометражке Василия Сигарева В сети появилась короткометражка «Z» Василия Сигарева, в которой Москву атакуют зомби, а Яна Троянова пытается спасти своих детей.
Комментарии (30)

Новый комментарий...

  • 6

    writer19 16 ноября 2015, 05:49 пожаловаться

    #

    Главное, чтобы не сняли подобное дерьмо.

    ответить

  • 1

    d0lphin 17 ноября 2015, 02:46 пожаловаться

    #

    сорри за оффтоп: как вы ссылку так элегантно вставили?

    ответить

  • 1

    Sirius33 16 ноября 2015, 06:28 пожаловаться

    #

    Смотрел я как-то «Волчок» — та ещё чернуха. Настроение падает до нуля и жить не хочется некоторое время.

    ответить

  • 1

    kinovrs 16 ноября 2015, 23:59 пожаловаться

    #

    «Волчок» — чернуха? Настроение падает до нуля
    да вы точно живёте!?, кроме «черной матери», а то — ну и нет, ну я и не слышал про такую «мать»…, да я сам свидетель таких двух «волчиц», видел «живую драму» и покруче((…
    p.s.
    ну и так называя, ну и каждая шестая «МАТЬ»? в мире! (напр. см. алкоголизм среди женщин), такая есть и бросает своих «волчат», ну и где здесь чернуха((

    ответить

  • 2

    Sirius33 17 ноября 2015, 06:24 пожаловаться

    #

    Я знаю, что бросают. Я про ощущения от фильма.

    ответить

  • 1

    olegattor91 16 ноября 2015, 10:56 пожаловаться

    #

    А мы не хотим Российский фильм про зомби, есть уже один«шедевр».«Zомби каникулы» мне до сих пор в кошмарах снятся.

    ответить

  • 2

    Makleab 16 ноября 2015, 11:00 пожаловаться

    #

    Не говорите за всех, ладно уж? Я, например, хочу увидеть российский фильм про зомби.

    ответить

  • 1

    olegattor91 16 ноября 2015, 20:47 пожаловаться

    #

    Я не говорил за всех, я сказал за себя и своих друзей.

    ответить

  • coldrex30 4 декабря 2015, 07:43 пожаловаться

    #

    Мы оллегатор91, постановляем…

    ответить

  • 3

    Valley 16 ноября 2015, 11:06 пожаловаться

    #

    Ходячих насмотрелся)

    ответить

  • 4

    Mayerse 16 ноября 2015, 11:30 пожаловаться

    #

    Вместе со зловещими)

    ответить

  • 2

    Mayerse 16 ноября 2015, 11:29 пожаловаться

    #

    Один уже сняли, Зомби каникулы мать их (((Я не знаю, что нужно курить (и главное сколько) что-бы выдать такой парожняк.

    ответить

  • еще meteletsa есть)http://www.kinopoisk.ru/film/565747/
    но она не лучше.

    ответить

  • 1) не хочу снимать за три копейки, мазать всех искусственной кровью и делать дешевых зомби
    2) интересно то, что ты в видеосалонах смотрел, фильмы, от которых фанател подростком

    что-то не сходится… в видеосалонах если и показывали фильмы о зомби, то именно «за три копейки», где «мазали всех искусственной кровью и делали дешевых зомби».

    по-моему, он сам не знает, чего хочет. а когда не знаешь, чего хочешь, получается незнамо что.

    ответить

  • Рука, глаз и чутьё Мастера могут и из подручных средств слепить шедевр. Но, к сожалению, таких везде мало. И тогда в ход идут бюджетные оправдания.

    ответить

  • 6

    SAW06 16 ноября 2015, 13:19 пожаловаться

    #

    На западе, последние лет 5, то и дело снимают фильмы на зомби тематику. Но я бы посмотрел аналог Реальных упырей, только в чернушном варианте. Про тяжелые будни зомби из рабочего поселка на севере России.

    ответить

  • 5

    Victor Diam 16 ноября 2015, 13:27 пожаловаться

    #

    Смотрел «Жить» этого деятеля. Комедию он снимать собрался, от его комедии скорее повеситься захочется, чем смеяться.

    ответить

  • 3

    Лог-а-Лог 16 ноября 2015, 14:01 пожаловаться

    #

    Камеди Клаб у вас никто не отбирал, да и Андреасян старается — снимает комедии со вкусом, главное не перепутайте что смотреть — и всё будет тип-топ.

    ответить

  • 4

    Victor Diam 16 ноября 2015, 16:52 пожаловаться

    #

    Спасибо за советы, но я и без них обойдусь, а все вами перечисленное можете просматривать сами, чтобы ожидание анонсированной комедии не было столь утомительным.

    ответить

  • 2

    grizlimail 16 ноября 2015, 13:33 пожаловаться

    #

    И что, в кино вот все будет так же как трейлере запикано?

    ответить

  • фига он скромный… сериал про зомби, новизной пахнет.
    «Нет, они не из одной вселенной. «Горько!» — это, все-таки, что-то зощенковское»
    защеканское там есть, а не зощенко.

    ответить

  • 2

    Makleab 16 ноября 2015, 16:56 пожаловаться

    #

    Именно что Зощенковское. Очень похожее насмехание над нравами.

    ответить

  • над зрителем.

    ответить

  • Makleab 17 ноября 2015, 11:08 пожаловаться

    #

    Над зрителем- только опосредованное. Когда видишь, как толпа балбесов, брызжа слюной и ядом, визжит:«отвратительныйфильм режиссерарасстрелятьгодится толькодлядебилов»,абсолютно не разобравшись в фильме, поневоле начинаешь смеяться над тупостью этих людей.

    ответить

  • Ну знаете, вы с Великим сатириком,(который высмеивал все, а не только пороки, хотя вы думаю ознакомлены) графомана жору сравниваете.
    Да отзывы то на горько особенно вначале были отличные, 7,5, признание критиков, хотя синопсис и напоминал что от эндой мувис(так собственно и вышло).
    А что вы хотели от толпы, я как то высказался, что чот нолан(я его люблю) крепко так лажанул с интером, да и от «планетария» куарона я был в свое время не в восторге. За оба моих мнения мне столько дизлойсов впаяли)

    ответить

  • 5

    wember251 16 ноября 2015, 18:24 пожаловаться

    #

    В зубах уже навязли эти зомбы. При чем уже весьма давно.

    ответить

  • 2

    Sirius33 17 ноября 2015, 06:26 пожаловаться

    #

    Когда же придумают что-то новенькое…

    ответить

  • 5

    Still_K 16 ноября 2015, 22:43 пожаловаться

    #

    Что-то наехали все на Сигарева, а по мне — так человек, снявший «Волчка» и «Жить» (последний кстати просто потрясающий), способен снять как минимум годное кино.

    Убежден, что грядущая комедия далеко не пик или завершение карьеры сабжа, а потому дышу ровно и Вам советую)

    ответить

  • 3

    ayling 8 декабря 2015, 00:00 пожаловаться

    #

    вот кстати про зомби я бы посмотрел от этого режиссера. зомби каникулы у него явно не получатся, скорее «репортаж» с российским колоритом. любопытно короче.
    кстати про «страну оз». я не знаю какою чудо монтировало трейлер, но он является одним большим… кхе-кхе… обманом. видимо те кто сравнивают этот мрачный артхаусный треш с безмозглым «горько» только трейлером и руководствовались.

    ответить

  • 2

    Rubbi Zon 18 апреля 2016, 20:49 пожаловаться

    #

    " Страна ОЗ» — великолепный фильм ! Не ушли в бекмамбетовскую клюкву аля-голливуд и прочиеп ёлки. Очень неуютный, колючий, умопомрачительно смешной и грустный, но светлый и в доску свой при очень ярком авторстве. Браво! Я рыдал от смеха и слезы наворачивались от грусти. Но не мрака и чернухи, которую так любит, например, Звягинцев.

    ответить

 
Добавить комментарий...