• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Интервью

Андрей Прошкин: «Абсурдистский треш — очень сегодняшняя штука»

На российские экраны вот-вот выйдет «Орлеан. Фантасмагория греха» Андрея Прошкина — причудливая и нетипичная для российского кино гротескная, китчевая трагикомедия по сценарию Юрия Арабова. Незадолго до премьеры КиноПоиск поговорил с режиссером о его новой картине.
Андрей Прошкин: «Абсурдистский треш — очень сегодняшняя штука»

На российские экраны вот-вот выйдет «Орлеан. Фантасмагория греха» Андрея Прошкина — причудливая и нетипичная для российского кино гротескная, китчевая трагикомедия по сценарию Юрия Арабова. Елена Лядова играет парикмахершу Лидку из вымышленного провинциального городка Орлеана, в больницу к которой — Лидка как раз сделала очередной аборт с помощью врача Рудика (Олег Ягодин) — наведывается необычный господин (Виктор Сухоруков), называющий себя экзекутором. Экзекутор преследует благородную цель — открыть жителям Орлеана глаза на их грешную жизнь.

Автор сценария Юрий Арабов похвалил Андрея Прошкина за то, что тот не побоялся снять «картину плохого вкуса» — с литрами крови, цирком шапито, гигантскими кошками, странными персонажами и специфическим юмором. Незадолго до премьеры КиноПоиск встретился с режиссером, чтобы узнать, как тот нашел правильную интонацию для необычного материала, можно ли перевести юмор «Орлеана» на другой язык, а также почему Елена Лядова в кадре похожа на Яну Троянову.

«Орлеан. Фантасмагория греха»

«Орлеан. Фантасмагория греха»

— При всех своих причудливых чертах, персонажах и локациях «Орлеан» часто выглядит вполне реалистичной трагикомедией. Как вы выстраивали баланс между реализмом и гротеском? Что было важнее?

— Мы пытались сделать движение от реальности к гротеску. Собственно, возрастание абсурда — это и есть сюжет этой вещи. Самая гротескная часть — вся последняя треть, после цирка, притом что там уже нет комикования, нет особого юмора, но сам строй драматургии, поступки героев абсолютно построены на гротеске. К такому зазеркальному существованию нужно было прийти, поэтому нам и нужно это движение.

— В истории на тему греха, совести и покаяния очень легко взять морализаторскую интонацию. Вы пытались как-то сознательно ее избежать?

— Не знаю даже, насколько нам это удалось. Я думал об этой опасности. Нам не хотелось, чтобы картина получилась высокомерно поучительный. Но выбранный язык, нарочито несерьезный, китчевый — он отчасти выполняет и эту функцию снятия излишнего пафоса. Еще важная вещь. Когда мы разговаривали с актерами и создавали образы их героев, я подчеркивал: хочется, чтобы это было кино про нас, а не про них, не про каких-то людей, за которыми мы смотрим как за насекомыми, а потом изображаем на экране. Хочется, чтобы это был разговор о наших проблемах, о наших грехах, радостях, горестях.

— Как вам кажется, почему «Орлеан» выходит именно сейчас? Это кино актуальное именно для современного зрителя или вечная история?

— Для меня этот коктейль жанров, вернее, такой немного абсурдистский треш, в стиле которого снят наш фильм, — это очень сегодняшняя штука. Вообще сама форма картины очень много говорит о сегодняшнем времени. Поэтому мне показалось, что именно сейчас важно снять «Орлеан». Есть ощущение, что сразу несколько подобных картин — не то чтоб похожих, но со схожим отношением к жизни, качеством юмора — сейчас выходят на экраны. Так что, возможно, это не мы сами, а время вытаскивает на поверхность такое кино.

— Какое кино вы имеете в виду?

— Я не уверен, но, возможно, «Страна Оз» к ним относится.

«Орлеан. Фантасмагория греха»

«Орлеан. Фантасмагория греха»

Кстати, Елена Лядова в «Орлеане» порой очень похожа на Яну Троянову!

— Мы на самом деле обсуждали Яну Троянову, когда говорили об этой роли. Вернее, не актрису как потенциальную исполнительницу, а именно ее роли как направление движения. И не столько даже с Леной, сколько с художниками по костюмам. Они даже приносили какие-то фотографии Яны, что-то мы у нее своровали. Надо будет не забыть поблагодарить.

— А как вам кажется, юмор «Орлеана» можно перевести? В других странах поймут этот удивительный русский гротеск и китч?

— Не мне отвечать на этот вопрос. Но юмор, конечно, переводится тяжело. Всем известно, что в любой стране есть комедии, очень популярные среди местных жителей, но совершенно непонятные представителям другой культуры. Тем не менее вчера после пресс-показа я очень обрадовался, когда ко мне подошла англичанка, правда, превосходно говорящая по-русски, и сказала, что ей картина и юмор очень понравились. Думаю, это достаточно индивидуально. В нашей жизни, конечно, есть какие-то реалии, которые даже не в виде фильма, а просто в виде идеи не просто иностранцу, а даже моим братьям, которые живут за границей довольно давно, объяснить очень трудно. Например, чтобы рассказать, кто такой Милонов или в чем суть истории с «Тангейзером», требуется колоссальное количество усилий, чтобы люди это поняли. И у нас [в фильме] есть такие вещи — серьезные, но с привкусом абсурда, которые человеку вне контекста могут быть непонятны.

«Орлеан. Фантасмагория греха»

«Орлеан. Фантасмагория греха»

— Фразы про войну с американцами, про ручной режим были в сценарии или их добавили в процессе подготовки к съемкам? Уж очень актуально они звучат.

— Это все текст Арабова. Он же сначала написал сценарий несколько лет назад, потом создал на его основе роман, который был расширен относительно сценария. Мы одну линию и какие-то сцены из книги вернули в сценарий, например как раз разговор в парикмахерской про американцев и китайцев. Но не для того, чтобы сказать острое словцо, а потому, что это соответствовало ритму, интонации и настроению картины. Дело даже не в сатире. В картине вообще силен пародийный элемент. Например, вчера я слышал, как кто-то всерьез обсуждал сцену, в которой герой Олега Ягодина идет со свечой в руке. И они не поняли пародийность этого эпизода!

— По-моему, зал на пресс-показе так засмеялся, что большинство-то уж точно считали эту отсылку к Тарковскому.

— В любом случае провокационно-пародийный элемент в картине есть, поэтому такие шуточки вполне укладываются в нее. Кстати, в добавлении каких-то эпизодов из романа в сценарий есть огромная заслуга продюсера Игоря Мишина. Он проштудировал оба текста под микроскопом и массу вещей вытащил. Обычно продюсер просит вырезать сцены и реплики, а Игорь Мишин, наоборот, просил что-то добавить! У меня такое было в первый раз.

— У вас есть планы снова поработать с Юрием Арабовым? И не поступало ли каких-то предложений от Игоря Мишина снять что-то для ТНТ?

— Юрий Николаевич прислал мне несколько своих сценариев, которые как-то подзависли, и там есть два совершенно превосходных. Но мы это подробно пока не обсуждали, потому что это недешевые проекты, а в нынешних условиях найти деньги на такое очень странное кино довольно сложно. Есть еще одна абстрактная идея у Арабова, которая мне интересна, но он еще сам пока думает, готов ли ее написать. А с ТНТ мне присылали несколько вещей, но пока ничего не сложилось. Был не совсем мой материал.

«Орлеан. Фантасмагория греха»

«Орлеан. Фантасмагория греха»

— У вас премьера «Орлеана», у Александра Прошкина на ММКФ состоялась премьера «Райских кущ», в Выборге он представил «Охрану». Вы как-то с отцом советуетесь во время работы над фильмами или существуете параллельно?

— Конечно, мы читаем сценарии друг друга, но настолько занятыми получились эти два года — отец вообще снял две картины одну за другой, — что в этот раз мы не так подробно советовались друг с другом. Но вообще, конечно, всегда, когда я за что-то принимаюсь, я прошу отца прочитать сценарий. И актеров мы тоже обсуждаем. Я, кстати, очень рад, что он позвал Виталия Хаева и что они поработали вместе. С Виталием мы как-то подружились и вот уже четвертый фильм делаем вместе. Я уже говорю, что нужно найти сценарий, где Хаева не будет!

— «Орлеан» Александр Анатольевич посмотрел?

— Да, он уже его видел. Впечатления вроде бы хорошие, но нужно понимать, что мы глубоко необъективны в оценке работ друг друга. Нас даже мама уже упрекает, что мы должны более профессионально относиться к критике работ друг друга, но не получается.

— Напоследок наш традиционный вопрос. Если бы вам дали задание снять документальный фильм на волнующую вас тему, что бы это было?

— Даже не знаю. В первую очередь потому, что мне нужно колоссальные усилия предпринять, чтобы представить себя в документальном кино. Это очень непростое дело. Но если абстрактно говорить, то мне очень интересен спортивный мир. Он довольно закрытый, и мы очень плохо себе представляем это спортивное существование, такую жизнь повышенных амбиций. Я бы с удовольствием посмотрел такую картину, например. Но это совершенно не означает, что именно эта тема больше всего меня сейчас волнует. И я точно не брошусь снимать фильмы про спорт, тем более что такая картина у меня уже была.

Читайте также
Новости Затонувшие сокровища, «Доктор Хаус», Олег Меньшиков и пришельцы Олег Меньшиков встретился с пришельцами в «Притяжении». Андрей Прошкин приступил к съемкам ремейка «Доктора Хауса». Режиссер «Битвы за Севастополь» отправляется на поиски затонувших сокровищ. Уильям Форсайт готовится к «Движению вверх». Детали производства новых отечественных проектов — в дайджесте КиноПоиска.
Новости Российские сериалы: Чего ждать в следующем году? 2013 год подарил нам «Оттепель» Валерия Тодоровского, которую обсуждали до хрипоты, «Шерлока Холмса» Андрея Кавуна, которого больше ругали, чем хвалили, а также «Крик совы» Олега Погодина и «Пепел» Вадима Перельмана. Чего ждать от 2014-го? КиноПоиск выбрал тринадцать самых разных отечественных телепроектов, которые должны появиться в новом году.
Статьи Мифическая «Орда»: От эскиза к воплощению Как перенести на экран мир, о котором толком ничего не известно? Как создать впечатляющую картинку, сколько для этого нужно людей и метров ткани? Как зарождается идея декораций? КиноПоиск нашел ответы в картинках и рассказах художника-постановщика фильма «Орда» Сергея Февралева.
Комментарии (31)

Новый комментарий...

  • 4

    legiondoom 15 сентября 2015, 15:17 пожаловаться

    #

    Я бы даже больше сказал: «Вчерашняя и, конечно, завтрашняя»

    ответить

  • 2

    Alexandr Kinolove 15 сентября 2015, 15:36 пожаловаться

    #

    Ну и рейтинг у фильма… Чувствуя я, смотреть не стоит.

    ответить

  • 6

    feorant 15 сентября 2015, 17:06 пожаловаться

    #

    на основании чего такие выводы? по-моему это как раз в потенциале один из самых ярких отечественных фильмов года, наряду с новыми Меликян, Сигаревым, Федорченко…
    Лично я жду, что кино приблизится к уровню «Шапито-шоу»

    ответить

  • 3

    Реваншист 15 сентября 2015, 17:56 пожаловаться

    #

    на основании чего такие выводы?
    Насколько я сумел понять предыдущего оратора, он сделал свои выводы на основании рейтинга фильма на КП ;)

    ответить

  • 4

    feorant 15 сентября 2015, 17:59 пожаловаться

    #

    Так он очень высокий — 7,5/10 тем более для такого жанра «не для всех». Вон у «Страшных сказок» вообще 6,5/10, а кино по всем статьям значимое.
    Поэтому логика оратора мне не понятна в принципе.

    ответить

  • 2

    Реваншист 15 сентября 2015, 18:04 пожаловаться

    #

    Удивительно. Я вот счас ужасную вещь скажу, и возможно я как-то ошибся, возможно это какой-то глюк, но когда я сегодня первый раз наводил на ссылку этого фильма в новости, рейтинг у него был… мягко говоря низким. А теперь он чрезвычайно высокий (по крайней мере если сравнивать). Возможно, неполадки с сайтом, возможно, он мне какой-то другой рейтинг высветил, я никого не хочу ни в чем обвинить, но в связи с указанным обстоятельством пост г-на Kinolove для меня читался в этом плане однозначно.

    А теперь… ну либо я его не понял, либо у него был такой же… глюк.

    ответить

  • feorant 15 сентября 2015, 18:09 пожаловаться

    #

    теперь понятно) уж не знаю, кто в этом виноват. Но уж точно не вы, я думаю)

    ответить

  • 1

    Реваншист 15 сентября 2015, 18:12 пожаловаться

    #

    Спасибо, что верите в мою невиновность! Если что, я сошлюсь на ваше мнение ;)

    ответить

  • audiovideofil 15 сентября 2015, 19:11 пожаловаться

    #

    Я вот счас ужасную вещь скажу, и возможно я как-то ошибся, возможно это какой-то глюк, но когда я сегодня первый раз наводил на ссылку этого фильма в новости, рейтинг у него был… мягко говоря низким.
    В 15:36 (время появления комментария пользователя Alexandr Kinolove) рейтинг был такой же, как и сейчас.

    ответить

  • 3

    Реваншист 15 сентября 2015, 19:16 пожаловаться

    #

    Я не исключаю, что даже во время моего просмотра он был таким же, как сейчас. Потому как это было не задолго до поста названного г-на. Другое дело, что показал мне КП. В любом случае, я официально признан невиновным. Так-то!

    ответить

  • 1

    audiovideofil 15 сентября 2015, 19:56 пожаловаться

    #

    У меня иначе было. Прочитал комментарий Alexandr Kinolove. Открыл страницу фильма. Удивился.

    ответить

  • Zhirnov 15 сентября 2015, 17:16 пожаловаться

    #

    Все фильмы по сценариям Юрия Арабова обязательны к просмотру. Он один из лучших нынешних сценаристов.

    N.B. И надо смотреть не на зрительский рейтинг, а рейтинги кинокритиков.

    ответить

  • 1

    Sirius33 15 сентября 2015, 19:08 пожаловаться

    #

    Зрительский рейтинг недостоин, чтобы на него смотреть? Я, вот, критикам не очень доверяю, зрители мне ближе.

    ответить

  • 3

    Zhirnov 15 сентября 2015, 19:37 пожаловаться

    #

    Я просто сталкивался с тем, что хорошие фильмы (снятые по тем же сценариям Арабова, к примеру) имеют низкий рейтинг, а вот рейтинг рецензий обычно совпадает и с моими ощущениями. Это чисто по опыту сужу. У вас, наверно, были поводы не доверять критикам. А у меня нет.

    ответить

  • Sirius33 15 сентября 2015, 21:49 пожаловаться

    #

    При выборе фильма, я отталкиваюсь от: оценки друзей, зрительский рейтинг, рейтинг рецензий и рейтинг кинокритиков, именно в таком порядке. При таком подходе, я редко смотрю плохое кино. Главное, правильно подобрать фильм под настроение.

    ответить

  • 2

    Zhirnov 15 сентября 2015, 22:04 пожаловаться

    #

    Избегать плохих фильмов сейчас довольно легко, даже не нужна такая строгая система приоритетов. А уже к хорошему кино сложно применять систему оценок — я сомневаюсь в системе оценок, к искусству она малоприменима, хотя и продолжаю ставить их, так для систематизации.

    Главное извлекать максимум пользы от кино. А если какой-то важный фильм пропускаешь (если учесть классику, то шедевров можно найти уйму), то и не страшно.

    ответить

  • 3

    Sirius33 17 сентября 2015, 04:23 пожаловаться

    #

    Главное, чтобы кино доставляло удовольствие — с этим соглашусь. Кино должно чему-нибудь учить или нет? Или теперь это только развлечение.
    Тем не менее: картины, музыку оценивают причём в денежном эквиваленте. Люди не могут не оценивать, иначе это будет выглядеть чем-то эфемерным и непонятным. Люди оценивают всё, что глаза видят, такова уж наша природа.
    Некоторым фильмам я тоже не могу поставить оценку совершенно никак.

    ответить

  • 1

    El_principe 15 сентября 2015, 22:00 пожаловаться

    #

    вопрос к видевшим — стоит смотреть?

    ответить

  • Честно говоря, я не обещаю, что точно получите удовольствие, но смотреть однозначно и непременно СТОИТ! При всей фантасмагоричности, одна из самых цельных и «легкоусваиваемых», при этом многогранных и по-честному мощных сегодняшних отечественных лент! Единственное — мне лично было очень жаль, но моя «морально-нравственная» позиция с позицией авторов, кажется, не совпадает — хотя, кажется, правы именно они))) Но я в это кино — совершенно неожиданно для себя. влюбился!)

    ответить

  • 1

    NicKeLas 15 сентября 2015, 22:39 пожаловаться

    #

    Когда режиссёр перед выходом своего фильма называет его мусором — это, конечно, странно. Надеюсь, что картина всё же получилась интересная, и что не все реалии и юмор пройдут мимо моего понимания.

    ответить

 
Добавить комментарий...