• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Интервью

Мнение: «Кинематографу плевать на санкции»

Алексей Гуськов — один из наиболее активно работающих в Европе российских актеров. На фестивале «Окно в Европу» он представил свой второй после «Четырех дней в мае» российско-немецкий проект и поделился с КиноПоиском подробностями его создания, перспективами совместного с Европой кинопроизводства и мнением о влиянии санкций на кинематограф.
Мнение: «Кинематографу плевать на санкции»

«Пингвин нашего времени» — постмодернистская притча, которую сложно уложить в какие-то жанровые рамки. По структуре фильм скорее напоминает роман. В центре сюжета странный экс-олигарх Старыч (Алексей Гуськов), любитель пингвинов и самопровозглашенный мессия, мечтающий снять во льдах ролик с призывом к человечеству одуматься. Периодически на экране возникают пингвины — то в виде компьютерной графики, то в виде замерзших трупов.

Съемки «Пингвина» проходили на Кольском полуострове и в Териберке, которую год назад прославил на весь мир «Левиафан» Звягинцева. Снимать именно в России предложил немецкий продюсер и партнер Гуськова Штефан Арндт. По задумке снег должен был буквально валить с экрана, как в «Фарго». По словам продюсера Елены Дюффорт, выбор пал на Кольский полуостров, где есть и гарантия снега, и технику везти из Москвы недалеко, и администрация настроена по отношению к кинематографистам доброжелательно.

«Этот сценарий можно было снимать в Норвегии, где в пять раз больше был бы бюджет, или в Канаде, где бюджет был бы раза в два больше, — рассказывает Гуськов. — После того как появился „Перевал Дятлова“, а потом и „Левиафан“, Кольский полуостров стал практически кинематографическим регионом: люди привыкли, что у них снимают кино. Как американцы снимают зиму в Канаде, мы снимаем ее в Мурманской области. Но нам пришлось едва ли не отказаться от проекта. Сначала не было снега, потом ровно перед съемками заработал Кандалакшский порт, который 15 лет до этого не работал. Мы летом подготовили натуру, заложили понтоны, чтобы снимать на льду, и тут пошел ледокол. Снег стал не снегом, а желто-зеленой массой. Опять пришлось менять локацию во время съемок».

«Пингвин нашего времени»

«Пингвин нашего времени»

Четыре года назад на экраны вышли «Четыре дня в мае», первый продюсерский проект Гуськова, созданный в формате копродукции. Тогда Алексей Гуськов признавался, что только совместное кинопроизводство и соответственно широкая дистрибьюция в странах-создателях фильма — это единственно правильный путь для развития отечественного кино. Однако до сих пор международные проекты с российским участием можно пересчитать по пальцам.

«Я до сих пор уверен, что это единственный путь. Но, конечно, копродукция — очень сложный процесс. В первую очередь по творческим причинам. Должен быть предмет, сюжет, который интересен всем странам. Тарантино поставил жирную точку на Второй мировой войне. „Четыре дня в мае“ — последняя картина [о войне], которую немецкие фонды поддержали в этот период. Это только у нас удивительный министр с какой-то маниакальной настойчивостью предлагать кинематографическое пространство семидесятилетней давности. Нужны точки соприкосновения. Война — одна из главных точек, в том числе и нашей протекционистской политики, но она закончилась. Скукоживается все, закрывается. Потом есть причина экономическая: у нас нет никаких преимуществ перед Венгрией, Румынией, бывшими соцстранами. Когда в Италии открыли свое пространство для зарубежных проектов, туда пришло огромное количество режиссеров, стали снимать там».

Главная проблема российского кино — отсутствие индустрии, уверен продюсер: «Я работаю в Европе и могу сказать, что индустрия есть только во Франции. Там на тебя смотрят с вопросом: зачем ты здесь? В Италии на тебя так не смотрят». А вот политическая ситуация на партнерские отношения в кино не влияет никак, считает Гуськов. «Санкции никак не влияют. Кинематографическому миру абсолютно наплевать. Я недавно снялся у Роберто Андо в картине „Признание“ про „Большую восьмерку“, которая теперь, как вы знаете, „семерка“. Ваш покорный слуга в роли кого-то вроде Лаврова, причем без всяких примет нелюбви или любви. Прописана роль как роль, разве что попросили привнести что-то свое из наблюдений за министром».

«Пингвин нашего времени»

«Пингвин нашего времени»

Актерская карьера Гуськова складывается за рубежом успешно для российского артиста. Недавно он закончил съемки в новом фильме Фредерика Бегбедера «Идеал». Тем не менее 10 месяцев в году Гуськов проводит в России, снимаясь в отечественном кино и работая в театре. Свой следующий продюсерский проект Гуськов намерен снимать в сотрудничестве с Италией. «У нас уже находится в разработке сценарий под рабочим названием „Вечная жизнь и прочие достижения Александра Г.“ Там очень интересные условия работы. У меня уже три картины вышло в Италии как у актера, и я с любопытством наблюдаю за их кинопроцессом. В свое время Берлускони перекрыл поддержку кино, сейчас там снимаются фильмы без оглядки на государственное финансирование. При этом в конкурсе в Канне в этом году было три замечательные итальянские картины, а Соррентино и вовсе снимает сериал для HBO. С уходом господдержки режиссеры рванули на телевидение, а канал RAI открыл киноподразделение».

На фестивале «Окно в Европу» Алексей Гуськов возглавлял жюри конкурса «Копродукция», в котором участвовали такие фильмы, как «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе и «Москва никогда не спит» Джонни О’Райлли. «Думаю, в следующем году конкурс фильмов, созданных с помощью копродукции, будет главным конкурсом фестиваля, потому что „Окно в Европу“ ищет свое лицо, — говорит Гуськов. — И Эстония, и Латвия, и Казахстан, и Украина, и Молдавия — теперь это инородные страны, которые производят штучный, необычный товар. Понимаете, копродукция обязывает: ты работаешь не только на локальный рынок, но еще и на чужую аудиторию, на другую ментальность. К сожалению, наши российские фильмы интересны за рубежом только для показа на телевидении в лучшем случае».

Коллеги Гуськова по жюри, судившие конкурс российских фильмов, в день закрытия фестиваля высказали немало критики в адрес коллег, потерявших, по словам Светланы Проскуриной, всякое уважение к зрителю. Гуськов настроен более оптимистично: «Мы как будто вернулись к тому явлению, которое я называю „кооперативным кино“. Фильмы снимают продюсеры, актеры, просто богатые люди. Это не хорошо и не плохо. В конце концов, так появилась „Ведьма из Блэр“. Это тоже примета времени: доверие к профессионалам ушло. Профессионал не снимает для аудитории, которая придет в кинотеатр. Но главное, что есть живость процесса. У нас есть фильмы, есть режиссеры. Бакурадзе, Звягинцев, Мизгирев — можно продолжать список. Так что не нужно заниматься самобичеванием. Главное, не замыкаться на себе, иначе мы превратимся в Болливуд, где „Гладиатор“ не выходит на экраны, потому что снимается свой ремейк».

Комментарии (77)

Новый комментарий...

  • 1

    Гвалиор 18 августа 2015, 17:46 пожаловаться

    #

    Это только наш удивительный министр с какой-то маниакальной настойчивостью предлагать кинематографическое пространство семидесятилетней давности. Нужны точки соприкосновения. Война — одна из главных точек, в том числе и нашей протекционистской политики, но она закончилась. Скукоживается все, закрывается. Потом есть причина экономическая: у нас нет никаких преимуществ перед Венгрией, Румынией, бывшими соцстранами. Когда в Италии открыли свое пространство для зарубежных проектов, туда пришло огромное количество режиссеров, стали снимать там».

    Логика, ау, шо называется.

    ответить

  • Вадим Ярыгин 18 августа 2015, 17:59 пожаловаться

    #

    «КОПРОдукция» — это он очень хорошо сказал. Очень ёмкое определение нашего синематографа.

    ответить

  • 1

    molchan_cz 20 августа 2015, 17:31 пожаловаться

    #

    слишком тонко, мало кто поймет

    ответить

  • 18

    19Taras97 18 августа 2015, 18:02 пожаловаться

    #

    Настолько выдающаяся личность, что даже не указали его имя в заголовке новости. Мнение)

    ответить

  • 26

    bad1996 18 августа 2015, 18:13 пожаловаться

    #

    … Я работаю в Европе, и могу сказать, что индустрия есть только во Франции…
    А в Великобритании разве нет? По-моему самая развитая киноиндустрия именно там.

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 18 августа 2015, 20:23 пожаловаться

    #

    германия, скандинавия, испания наверное тоже не при делах)

    ответить

  • Современный европейский кинематограф — до известной степени сателлит кинематографа американского. Просто английское кино в данном отношении наиболее привилегированно.

    ответить

  • 10

    Фицкарральдо 18 августа 2015, 22:29 пожаловаться

    #

    В Великобритании в основном ко-продукция.

    ответить

  • 36

    zvovs 18 августа 2015, 18:37 пожаловаться

    #

    Видеоиндустрия должна быть свободной, зритель сам решит что ему нужно, без роскомнадзоров и кучей денежных вливаний в «добронесущие проекты» с разжиревшими на пустом месте актёрами, тогда она будет мощной, развитой.

    ответить

  • 5

    El_principe 18 августа 2015, 18:41 пожаловаться

    #

    Популистское заявление… Язык как помело прямо)
    Может на господина хорошего не влияет, но…
    Тут же не бэном Ньютона: кино такая индустрия в которую у нас не сказать что охотно вкладываются… Все сидят на дотациях Минкульта и ФК…
    А зритель… Ну конечно будет экономить и отказывать в кинопросмотре…
    И это в этой ситуации «плевать»?
    Ну тогда премию Дарвина в студию!

    ответить

  • 6

    Voight-Kampff 18 августа 2015, 18:45 пожаловаться

    #

    Скажи это Мединскому и подобным недоразумениям, а также актёрам, которые крутятся вокруг главы государства, как придворные лизоблюды

    ответить

  • 11

    Norman94 18 августа 2015, 21:34 пожаловаться

    #

    «… ибо снимать убогие трэшовые комедии нам ничто не помешает».

    ответить

  • 7

    dykyyv 18 августа 2015, 23:05 пожаловаться

    #

    Санкции никак не сказались на прокате российских фильмов в США и Европе

    ответить

  • Пфф сам снимается в хрен знает каких фильмах и у хрен знает каких режисёров, а потом советы всем даёт, мда уж снялся бы в хоть одном нормальном фильме а потом учил как кино снимать, видел я как то 4 дня в мае бред бредом, фашисты молодцы, русские падлецы, а вообще я не понимаю почему вы все так настроены против своей страны?

    ответить

  • С участием Гуськова «Мата Хари» наклёвывается. Может, приятно удивит?

    ответить

  • 1

    fractured 19 августа 2015, 07:37 пожаловаться

    #

    Kонкура «Копродукция» — это интересно =)

    ответить

  • 4

    Сан 19 августа 2015, 08:27 пожаловаться

    #

    Знайте заговорил он о пингвинах самая первая ассоциация.
    http://s4.pikabu.ru/…4/13976924732260.jpg

    ответить

  • 6

    zl-ibragimovich 19 августа 2015, 08:28 пожаловаться

    #

    Гнилой режиссер

    ответить

  • Радует, что при том, что актёр просто прекрасный, так ещё и умный и, что главное, открытый новому мужик. Артистам его возраста и его школы к шестому десятку (а нередко и ранее) свойственна закостенелость, он же молодец — позволяет себе не предвзято смотреть на ситуацию у нас и «в загнивающем», критически мыслить, даёт иным точкам зрения право на существование и не отказывает им в мудрости, и в результате, по-моему, предлагает самый верный путь для оптимизации российского кино. Удивительно, что актёр его возраста оказывается одним из самых открытых, прогрессивных и трезвомыслящих (то есть, молодых разумом) кинематографистов.

    ответить

  • 2

    Consulina 19 августа 2015, 11:52 пожаловаться

    #

    Российскому кинематографу, в большинстве своем, плевать почти на все, а не только на санкции. Зритель часто тоже вхож в эту категорию.

    ответить

  • 3

    cheh1994 22 августа 2015, 10:00 пожаловаться

    #

    «Четыре дня в мае» такой плевок в душу!

    ответить

 
Добавить комментарий...