• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Интервью

Ярослав Чеважевский: «Пришлось наврать, что я режиссер»

16 апреля в российском прокате стартовала лента «Мама дарагая!». КиноПоиск поговорил с ее режиссером Ярославом Чеважевским, одним из самых причудливых русских комедиографов, совершенно не вписывающимся в общую юмористическую картину.
Ярослав Чеважевский: «Пришлось наврать, что я режиссер»
КиноПоиск

Ярослав Чеважевский снял огромное количество рекламных роликов, часть из которых стали культовыми, а содержащиеся в них афоризмы, например «А ты налей и отойди», ушли в народ. В кино Чеважевский поставил несколько искренних и самобытных комедий, выгодно выделявшихся среди череды ремейков или калек с Голливуда. После «Куки» и «На море!» режиссер приготовил новую и ни на что непохожую эксцентрическую ленту «Мама дарагая!» с Ксенией Раппопорт в главной роли.

КиноПоиск поговорил с режиссером о том, почему он предпочитает снимать кино по собственным сценариям и отчего «Мама дарагая!» долго добиралась до зрителей.

— Ярослав, а с чего вообще все началось? Как вы оказались на телевидении, пришли в рекламу, а позднее в кино?

— Это все произошло случайно. В мои жизненные планы никогда не входила режиссура. Я был двоечником в школе и после спокойно себе пошел на завод. Играл там в заводской КВН, ездил вожатым в пионерлагерь. А потом, спустя лет пять, перепробовав множество рабочих профессий, случайно попал на телевидение. Потом наступили 1990-е, и надо было как-то кормиться. Ну, я и наврал, что режиссер. После этого 25 лет пришлось доказывать, что это по-честному.

— Считаете, что все-таки нужно родиться с призванием к творческой профессии, или ей можно научиться, как ремеслу?

— Я ничего про призвание не знаю. Но знаю, что если бить башкой в бетон в одну точку, то можно пробить дырочку. У меня было огромное количество режиссерской практики в рекламе. Понятно, что это другое, но тоже школа. Совершаешь ошибки, потом стараешься их не повторять. И если тебе интересно, то выучишься обязательно. Если зайца долго бить, можно и его научить спички зажигать.

— Вы единолично пишете сценарии к своим фильмам. Не возникало желания выступить с кем-нибудь в соавторстве?

— Мне нравится самому. Очень. Я выдумщик. Чужие сценарии мне иногда нравятся. Но я столько наплодил своих текстов, я так их люблю, что вряд ли смогу снимать чужие. То, что выдумываю сам, я очень хорошо вижу.

— И как же вы придумали историю «Мама дарагая!»?

— Я вообще не понимаю, как приходят идеи. Никогда над этим не задумывался. Просто разговариваешь с кем-то о чем-то и цепляешься за какую-то мысль. Думаешь: «А ведь из этого могло бы получиться кино». И минут через десять у тебя в голове висит идея фильма. Если она ничего себе, то стоит, не теряя времени, перенести ее на бумагу. Вот тебе и сценарий. Потом он должен полежать в столе, покрыться пылью. А потом ты снова достаешь его и переписываешь. Тогда из этого действительно может получиться кино.

— Правда ли, что «Мама дарагая!» — история автобиографическая, а Славик — это вы?

— Все мои герои — это я сам. В тех или иных своих проявлениях. Я был болезненным в детстве. Мама меня лечила. К тому же был оторванным, трудноуправляемым. Ну, маме и приходилось мозги мне вправлять. Я думаю, что каждый узнает в Славике и его маме себя и близких. Все очень понятно: и разговоры, и поступки, и мотивации. Спустя годы вспоминать и смотреть на это очень смешно.

— Почему вы предпочитаете именно комедийный жанр?

— Все люди очень похожи. Это внутри нашего социума считается, что мы такие разные, а на самом деле наши тревоги, проблемы и переживания делают нас общностью. Поэтому нас очень легко заставить плакать и сопереживать. Драма — это легко! Заставить человека мучиться или плакать, найти болезненный отклик души — нет ничего проще. А вот что действительно определяет наши различия, так это юмор! Мы разные, потому что над разным смеемся. Комедию снимать сложно, потому что юмор — очень субъективная штука. И заставить смеяться зал очень непросто. Поэтому я люблю комедию.

— Комедию «Мама дарагая!» вы с Юрием Колокольниковым решились снимать на собственные деньги. Сложно было реализовать проект?

— Главной сложностью было как раз отсутствие денег. Там, где можно было просто заплатить и сделать, нам приходилось просить, умолять, убеждать, притворяться, надоедать. Например, тебе нужен ресторан для съемки, и ты нашел подходящий, а арендовать не можешь. Но для хозяев это бизнес, а денег на аренду у тебя нет. Ну, и пляшешь ребятам танец: «Какой у вас прекрасный ресторан, и как бы мы мечтали снять у вас кино». В одном случае из двадцати срабатывает. Но вообще-то нам повезло дико! Нам повезло с людьми вокруг. То ли от нас энергия какая-то хорошая исходила, то ли мы действительно выглядели несчастными со стороны. Но нам очень много помогали просто так. Бесплатно. Это здорово — осознавать, что тебе просто могут помочь. Спасибо вам, люди! Но это только одна сторона. С другой стороны, мы работали с крутыми профессионалами, у которых большая и прекрасная душа.

О Ксении Раппопорт скажу отдельно. Она сыграла маму так, как не смог бы никто. Она отдала нам очень много любви и сил. Именно благодаря ей это настоящая комедия. Я считаю Ксению великой актрисой и безумно рад, что она подарила свое участие, любовь и талант нашей маленькой киношке. Очень горжусь, что знаком с Ксенией.

И несколько слов о Кате Филипповой. Полжизни мне приходилось самому продюсировать свои идеи. Надо сказать, что продюсер из меня никакой. У меня как у режиссера всегда была мечта встретить хорошего продюсера. Я встретил его в лице Кати. Кино лежало на полке несколько лет. И лежало бы и сегодня, если бы не она. Я не знаю, как надо любить свое дело, чтобы на одном энтузиазме сделать для фильма столько, сколько сделала Филиппова. Сколько надо прошибить стен, вправить мозгов да и просто потратить времени и сил, чтобы возродить проект. А самое главное, что мне нравится в Кате и что я ценю: она как маленькая рыбка, которая всю жизнь плывет против течения горной реки. Она преодолевает это бурное течение и его пороги с таким изяществом и обворожительной легкостью, что даже не задумываешься о том, что это может быть невыносимо сложно. Какая-то невероятно прочная сталь внутри. Ну и любовь к кино, конечно.

— Что вы можете сказать своему потенциальному зрителю? Почему он должен посмотреть ленту «Мама дарагая!»?

— Обычно это довольно сложный вопрос, но не сейчас. Каждый день на экраны выходит очень много фильмов, конкуренция очень высока. Авторами движут амбиции быть обязательно замеченными и принятыми. Чтобы эти фильмы хотел смотреть зритель, в них вкладываются какие-то уникальные, на взгляд авторов, идеи, смыслы, значимость: «Вы обязаны посмотреть этот фильм, потому что…» Так вот, в фильме «Мама дарагая!» ничего такого нет. Это практически исчезнувший формат российского кинематографа. Это просто веселая киношка. Мы никого не пытаемся воспитать, научить, обличить, поразить. Простая смешная история, которую легко смотреть. Авторы просто любят жизнь и делятся со зрителем этой любовью и радостью быть живым и несовершенным. Выходишь из зала, а тебе легко и весело.

Читайте также
Новости Премьеры России — 16 апреля До того момента, как на российские экраны ворвутся вторые «Мстители», осталась лишь одна неделя, а пока во флагманы уик-энда вновь пробивается отечественный проект — остросюжетная драма «Территория» с Константином Лавроненко и Григорием Добрыгиным в главных ролях. Спустя несколько лет вынужденной консервации путь к зрителю нашла эксцентрическая комедия «Мама дарагая!».
Репортажи «Мама дарагая!»: Портрет идеальной мамы При помощи актеров и гостей премьеры комедии «Мама дарагая!» КиноПоиск создал собирательный образ мамы, которую могут звать Марья Петровна или Джульетта Рудольфовна, которая может готовить макароны по-флотски или оссобуко, читать детям «Золушку» или книжки для взрослых. Главное, что мама любит своего ребенка больше всего на свете.
Статьи Звезда пленительного счастья: Девять ролей Ксении Раппопорт В последние дни Ксения Раппопорт все время на виду. Сначала в прокате стартовал триллер «Ледяной лес», потом звезду «Ликвидации» наградили за мини-сериал «Ладога». 25 марта у Ксении Александровны был день рождения, а 16 апреля в России выйдет эксцентрическая комедия «Мама дарагая!», где ей отведена неожиданная главная роль. В честь этой череды событий КиноПоиск вспоминает девять ярких лент с участием одной из лучших русских актрис.
Комментарии (31)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...