Ханс Циммер: «Моя музыка сродни той, что играет в стрип-клубах»

Обсудить0

Накануне выхода в прокат «Робота по имени Чаппи» КиноПоиск поговорил с работавшим над саундтреком фильма Хансом Циммером, одним из самых известных и титулованных композиторов мира, расспросив его о карьере, музыке, «Короле Льве» и кофеварках.

Циммер — один из известнейших современных композиторов. Его карьера началась в 1970-х с игры на клавишных в самых разных музыкальных группах, включая The Buggles. В 1980-х Ханс заинтересовался музыкой для кино и начал сотрудничать со Стэнли Майерсом, на счету у которого к тому времени были уже десятки успешных фильмов. Вместе со Стэнли они организовали студию звукозаписи Lillie Yard, где начали первые эксперименты в соединении традиционной оркестровой музыки с электронной.

Первой сольной работой Циммера стал фильм Нико Масторакиса Terminal Exposure, а поворотным моментом в карьере оказался уже следующий — «Человек дождя», за оригинальный саундтрек к которому Циммер получил первую номинацию на «Оскар». С этого момента живущий в Англии Ханс стал получать заказы на работу в голливудских картинах, что в итоге заставило его перебраться в Соединенные Штаты.

«Робот по имени Чаппи»«Робот по имени Чаппи»

Ханс Циммер считается самым инновационным композитором Голливуда, и его музыка всегда несет в себе элемент неожиданности, непредсказуемости. Например, в фильме «Человек дождя» композитор отказался от традиционной для жанра фильма-путешествия струнной музыки. Он использовал синтезаторы и стальные барабаны, объяснив это тем, что герой истории живет в собственном мире, и музыка там своя.

КиноПоиск поговорил с Циммером о том, как разнится музыка для «12 лет рабства» и «Человека-паука», о вдохновении в трудностях и спорах о слезинке на женской щеке.

О начале карьеры, поп-музыке и умении разбираться в кофеварках

«Человек дождя»«Человек дождя»

Я никогда не думал о своей работе как о карьере. Музыка — моя жизнь. Сочинять я начал с четырех или пяти лет. Не знаю, можно ли было назвать это музыкой. Скорее я просто шумел и играл со звуками, но делал это с удовольствием. Думаю, что буду шуметь еще до тех пор, пока люди не попросят меня остановиться, и даже в этом случае я вряд ли послушаюсь.
У меня нет музыкального образования, если не считать двухнедельного курса игры на рояле, и проблемы с признанием чьего-либо авторитета. А это не те составляющие, что помогут выжить в музыкальном мире Германии. Но я играл в группе. Мне это нравилось, хотя простора для творчества и не давало. Ведь если ты в поп-музыке, значит, всегда будешь играть только этот формат. А я очень хотел писать музыку для кино и мечтал познакомиться со Стэнли Майерсом, который успешно это делал. Я знал все о технологиях, а он — об оркестрах. Когда я нашел возможность встретиться с ним, мы очень быстро пришли к договоренности. У него была новейшая кофеварка для эспрессо, и он не мог с ней разобраться, а я смог. Так в обмен на мою работу с электроникой, синтезаторами и кофеваркой он рассказал мне все об оркестрах.

Мне кажется, Стэнли был очень щедрым человеком, очень благородным и умным. Он понимал, что только через привлечение молодых и одаренных людей можно поддерживать свежесть жизни в музыке. Иногда мне удавалось сделать что-то, что воодушевляло его, подстегивало работать напряженнее, интереснее, но обычно он был, конечно, куда изобретательнее меня. Мне нравилось соперничество, дискуссии. И мне до сих пор очень нравится идея привлечения молодых людей, пишущих музыку, которую я уже не могу вообразить или найти внутри себя.

Создание музыки для фильмов — это довольно одинокая работа. Большую часть времени проводишь наедине с самим собой, в студии или в кабинете. Поэтому я создал компанию (Remote Control Productions — Прим. авт.), где могу встречаться с людьми, у которых в глазах такая же паника, как у меня.

О рабочем процессе, стиле и дерзости

Ханс ЦиммерХанс Циммер

Мой стиль работы — это анархия. Задача композитора не слепо выполнять указания режиссера, а создать то, что он на самом деле хочет, что у него в голове. Поэтому я никогда не делаю то, о чем режиссер просит напрямую. Я скорее полагаюсь на него в том, чтобы держаться нужного направления. Если меня заносит в сторону, скажем, психоделического кантри-вестерна или тяжелого металла.

Конечно, важно при этом оставаться дерзким, провокационным. Режиссеры это любят. И, знаете, чем лучше режиссер, тем легче с ним общение, тем больше он открыт для твоих самых смелых идей. Ведь основное в работе всех, кто занят в кино, — это взаимовыручка. Мы должны поддерживать друг друга во всем. Мы должны верить друг в друга, иначе пропадет уверенность и свобода экспериментировать.

Первым делом мне важно знать, зачем и о чем я пишу. Я сажусь за пианино, но не трогаю клавиши. Если я прикоснусь к ним, то начну играть, и это будет «мышечная» музыка вместо музыки, идущей из головы или от сердца. Потому я часами беседую с режиссером об истории, содержании будущего фильма. Когда я точно знаю исходный материал, понимаю, о чем хочу писать, музыка приходит сама.

Дело не в словах, не в режиссере. Сам фильм — это живое существо. У него есть собственное мнение. Главное, помнить об истории, верить в нее, видеть картинку. Иногда дело даже не в новых идеях. Нужно просто понять картинку, позволить ей говорить, и она сама покажет тебе, куда идти. Твой поезд уже отъехал от перрона, остается только держаться покрепче и надеяться, что не вывалишься по пути.

О монтаже, ссорах с режиссером и работе мечты

«Ганнибал»«Ганнибал»

В прежние годы, когда я только начинал, композитору обычно доставляли свежие нарезки из монтажной, и он начинал с ними работать. Новые компьютерные технологии внесли свои коррективы и в этот процесс. Сегодня монтажная может находиться прямо в моей студии, или я устраиваю студию в монтажной. Мы работаем вместе. Я предпочитаю участвовать в процессе, объединяющем людей общими задачами. Мне нравится, когда все просто набиваются в комнату, и каждый может высказаться. Я заметил, что обычно в самом начале такой сессии я говорю о музыке, а остальные участники — об истории, а где-то к середине процесса мы меняемся, и все говорят о музыке, а я говорю об истории, о монтаже, частях, из которых сложится целое. Весь этот процесс очень интенсивен и носит личный характер для каждого из нас.

Я приведу пример, который покажет, почему я люблю свою работу, даже если фильм в итоге выходит не самым великим на свете. Мы с Ридли Скоттом работали над «Ганнибалом». Он только вернулся со съемок на натуре и был вымотан. Съемки, знаете, иногда сравнимы с битвой. И вот воскресенье, 11 часов вечера. Мы сидим в монтажной перед кадром, где у Клариссы Старлинг на щеке слеза. Я говорю, что этот момент от любви, Ридли говорит, что это слеза отвращения, а наш режиссер монтажа добавляет что-то свое — я уже не помню, что именно. И вот мы на ногах, орем друг на друга, дискуссия такая, что горячее не бывает. И я вдруг испытываю ощущение вне тела, словно вижу комнату со стороны, и поражаюсь: три взрослых мужика страстно спорят о слезинке на лице женщины! Что может быть прекраснее такой работы? И с чем-то подобным имеешь дело каждый рабочий день.

О плохом и хорошем кино

«Интерстеллар»«Интерстеллар»

Начнем с элементарного. Ни один кинематографист не начинает проект с мыслью сделать плохое кино. Все много и напряженно работают, чтобы снять хороший фильм. Иногда все складывается удачно, иногда что-то не получается. Относиться к этому нужно философски. Я не пытаюсь оправдывать плохие фильмы, но хочу отметить: главной наукой для меня стали именно неудачи, а не успешные кинокартины. Сегодня, выбирая проекты, я стараюсь работать с друзьями, даже если фильм не предвещает никакого особенного успеха. Так мне всегда удается найти свое место в картине и выполнить работу настолько хорошо, насколько я могу.

Самое редкое, почти недоступное и настоящее сокровище, бриллиант, то, что непросто найти, — это великолепный сценарий. Сценариев написано, наверное, столько же, сколько и книг, и большинство из них плохие. Говоря о фильме, часто произносят «бюджет большой» или «бюджет маленький». Каждый старается обвинить бюджет, мол, фильм не получился, потому что бюджет был слишком мал. Но дело всегда в истории, а не в деньгах. В истории, которую рассказывает фильм, в таланте режиссера.

О «Короле Льве»

«Король Лев»«Король Лев»

Я не хотел работать над этим проектом, потому что считал его типичным бродвейским мюзиклом, просто помноженным на диснеевскую анимацию. А я не люблю Бродвей и не люблю всех этих сказочных принцесс в мюзиклах. Но в тот момент моей дочери было уже шесть лет, и я очень хотел взять ее с собой на какую-нибудь премьеру. Я тогда был ужасно эгоистичным отцом. Мне хотелось похвастаться достижениями перед ребенком, и я сказал: «Ладно, возьмусь».

Поначалу фильм казался мне довольно тривиальным, но потом случилось нечто странное. Я неожиданно осознал, что вся эта история, в сущности говоря, о том, что сын потерял отца. Со мной случилось то же самое, когда мне было шесть лет, и я никогда всерьез об этом не думал, никогда ни с кем не обсуждал. Знаете, так бывает. И тут я вдруг вынужден был обдумывать эту историю, так что маленький и глупый мультик внезапно превратился во что-то очень серьезное и принципиальное для меня самого.

О новых мелодиях, самоповторах и «Бэтмене»

«Бэтмен: Начало»«Бэтмен: Начало»

Конечно, я повторяюсь, это неизбежно. У меня всегда очень мало времени на воплощение идей. Фактически я работаю, пока кто-то не вырвет у меня из рук исписанные листы, потому что фильм уже нужно выпускать на экраны и показывать зрителям. Так что я работаю над каждой идеей без надежды воплотить ее полностью, и я просто стараюсь делать все как можно лучше, оставаясь самим собой, Хансом Циммером.

В последние годы у меня совершенно сумасшедший период жизни. Когда мы работали над картиной «Бэтмен: Начало», то и не знали, что она превратится в три больших фильма. А в итоге маленькая скромная мелодия, которая не была задумана как тема трилогии, взяла и растянулась на 10 лет моей жизни.

Мне кажется, то, что мы с Ноланом сделали, стало трендом. Те же музыкальные идеи вдруг начали появляться во множестве других фильмов. Само по себе это неплохо, но наше с Крисом творение было обескровлено, потому что использовалось везде и всюду. Так что сейчас мне, конечно, летучих мышей нельзя считать. Надо стараться искать что-то новое.

О вдохновении и собственном языке музыкантов

Мне очень нравится чужая музыка. Она кружит мне голову, я восторгаюсь. Мне нравится и общаться с музыкантами, и самому ее исполнять. Я тот еще гик, фанат — называйте как хотите. Если я вижу рояль, то держите меня, потому что я сяду играть за него. Музыка — мой настоящий дом, место, где мне по-настоящему комфортно.

Мне доводилось выступать в странах, где говорят на незнакомых языках. Ко мне приставляли переводчика, и с музыкантами я общался через него. А потом мы просто садились и начинали играть, ничего не говорили друг другу часа четыре. И четыре часа спустя мы все еще играем, и это лучший из всех возможных разговоров. Так что у нас, музыкантов, есть особенный способ общения. Жаль, что вам, писателям, он недоступен.

Об искусстве, ремесле и настоящей музыке

«12 лет рабства»«12 лет рабства»

Свою музыку я, пожалуй, назову искусством с маленькой буквы «и». В Германии в нашей культуре есть музыка класса А, есть музыка класса Р. Та, что играют в консерватории, это академическая. Та, что пишу я, развлекательная, как и та, что исполняется, например, в стрип-клубах. Но это моя единственная жизнь, и я бы хотел прожить ее так. Все, что я пытаюсь сделать, так это хорошо выполнить свою работу. Как можно лучше. Если надо для этого стать слесарем, я им стану, а если нужно написать невероятную картину, то я ее напишу. Думаю, что лучше развлекать огромное количество людей музыкой, соприкасаться с ними таким образом, чем сидеть в башне из слоновой кости.

Для меня тоже есть два типа музыки — хорошая и плохая. И я как могу очень — очень-очень! — стараюсь создавать хорошую музыку. Иногда мне это не удается — никто не совершенен. Но, к счастью, впереди всегда есть новый фильм и новая попытка сделать все лучше.

Меня меняет каждый новый фильм. Мы обсуждали с Ридли «Ганнибала». Он все заманивал: «Мы будем снимать во Флоренции. Хочешь поехать во Флоренцию?» Это звучало захватывающе, и три месяца во Флоренции по ночам я тихо прокрадывался внутрь Академии изящных искусств, стоял рядом с Давидом Микеланджело совершенно один. Это было невероятным, фантастическим приключением. Я так рад, что не слушал взрослых, которые убеждали меня найти настоящую работу, повзрослеть: «Пишешь музыку для фильмов — что это вообще? Это ненастоящая работа! И когда ты собираешься написать настоящую музыку?» Никогда не пытался даже и не собираюсь.

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

4 марта72
11 ноября 20222
30 апреля 20220
28 марта 20220

Главное сегодня

Вчера10
Вчера8
Вчера0
Вчера1
Вчера2
Вчера1
Вчера3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации