Интервью

Кевин Спейси: «В первый день съемок я чувствую себя школьником»

КиноПоиск встретился с двукратным обладателем премии «Оскар», актером и продюсером Кевином Спейси и начинающим режиссером Иваном Петуховым, победителем конкурса Jameson First Shot. Спейси рассказал о причинах, побудивших его взяться за короткометражный формат, о принципах своей работы, опыте сотрудничества с русскими и своей точке зрения на экономику кинопроизводства и будущее кинопоказа.
Кевин Спейси: «В первый день съемок я чувствую себя школьником»

26 июля в Лос-Анджелесе прошла премьера трех новых короткометражек конкурса Jameson First Shot — фильмов начинающих режиссеров из России, США и ЮАР, которые продюсирует компания Кевина Спейси Trigger Street Productions. Сценарии отбирались на конкурсной основе. В главной роли во всех трех работах снялась Ума Турман. Утром в день премьеры Кевин Спейси вместе с победителем российского этапа Иваном Петуховым встретился с КиноПоиском, чтобы рассказать о причинах, побудивших его взяться за этот проект, и о том, как шла работа.

Отель «Шато Мармон», 10:20. Кевин Спейси только что дал два телевизионных интервью и выглядит слегка уставшим. Мы здороваемся с ним и с Иваном Петуховым, режиссером фильма «Подарок». Кевин просит выключить осветительные приборы. В помещении рабочий гул. «Все заткнитесь!» — громко командует звезда, и мгновенно наступает тишина.

— Сэр, обычно карьера в киноиндустрии начинается с короткометражных фильмов наподобие того, что сделал Иван. В случае успеха дальше следуют сериалы и полнометражные фильмы. Вы же стали заниматься коротким метром уже после того, как достигли успеха в большом кино и на ТВ как актер и продюсер. Что вас заинтересовало, почему вы решили снимать короткометражки?

Кевин Спейси: Мне нравится эта форма. Я всегда любил короткий метр. Я участвовал в студенческих фильмах и раньше, и это, несомненно, помогало начинающим кинематографистам. Я думаю, это замечательный формат. Он очень дисциплинирует, учит рассказывать историю в ограниченном отрезке времени. Это отличное упражнение, позволяющее понять, на что человек способен. Сколько твой фильм идет?

Иван Петухов: 7 минут.

Кевин Спейси: Вот! Что ты можешь сделать за 7 минут, за 10, за 15 минут? Мы делаем похожий проект и в театре. Это спектакли длиной 12—15 минут. Это упражнение не только для режиссера, но и для актеров, и для персонала. Надо собраться и найти решение для истории за очень и очень короткое время. Мы вам даем два дня на съемку.

Иван Петухов: Да, в моем случае этого было достаточно, потому что у меня все происходит на одном объекте.

Кевин Спейси: В первый год нашей работы с Jameson, когда мы делали фильм Алексея (объектов в том фильме много), он поразительно сумел все успеть. И, кстати, я ему все еще больше усложнил, потому что на второй съемочный день я опоздал на два с половиной часа.

Иван Петухов: Серьезно?

Кевин Спейси: Да, я проспал.

Иван Петухов: Могу только представить себе, как он нервничал.

Кевин Спейси: Да, но он нашел способ продолжать съемку, а когда я добрался туда, мы нагнали. Уже к обеду восполнили все те два с половиной часа. Это было очень непрофессионально с моей стороны.

— Помимо более короткого съемочного периода и в целом другого масштаба, для вас есть какие-то значительные отличия между работой над короткометражками и вашими большими фильмами? Как для вас отличается творческий процесс?

Кевин Спейси: На самом деле не думаю, что тут есть какая-то разница. Я смотрю на это так: ты ощущаешь, сколько времени у тебя есть. Если у тебя есть 75 дней, чтобы сделать фильм, ты используешь все 75. Есть 35, то снимешь за 35. Я сделал один фильм за 16 дней, другой — за 17. И за 18 — такой опыт у меня был, когда ты очень-очень эффективен. Мы считаем, если ты можешь достичь результата за два дня… Я хочу сказать, что значение имеет нехватка времени. Иван подтвердит.

Иван Петухов: Конечно.

Кевин Спейси

Кевин Спейси

Кевин Спейси: Если это подстегивает режиссера и всех остальных к принятию решений, заставляет творчески подходить к решению таких проблем, как отсутствие денег или времени. А не так: «А может, снимем эту сцену в следующий четверг? А то и мы не можем, и актеров нет». Нет, надо найти способ решить проблему. Я думаю, это подстегивает творчество, а это очень ценно. В истории кино масса таких счастливых случайностей. Взять, к примеру, мой любимый фильм «В порту». Вот они снимают эту знаменитую сцену в такси с Родом Стайгером и Марлоном Брандо. Приезжают в павильон, а продюсер, который должен был купить материал для рир-проекции, чтобы такси ехало по Нью-Йорку, этого не сделал, и у них нет фона для съемки. Тогда кто-то из членов съемочной группы говорит: «На прошлой неделе я ехал на такси, и там на заднем стекле висели жалюзи». И вот они сделали жалюзи, повесили их на заднее стекло, закрыли и использовали только осветительные приборы. В результате получилась одна из самых откровенных и потрясающих сцен в истории кино. А что бы было, если бы жалюзи отсутствовали, был бы виден Нью-Йорк, всякие отвлекающие детали? Они решали эту проблему ни при помощи денег, ни при помощи времени, и идея поступила от члена съемочной группы.

— Вопрос к Ивану. Что ты чувствовал в первый съемочный день, боялся или был счастлив?

Иван Петухов: Да, я был напуган до чертиков. Я пришел на площадку, и там каждый был занят своим делом, а я был единственный, кто не знал, что делать. Я нашел балкон в углу, сел там, чтобы меня никто не видел, а я видел всех, открыл ноутбук и стал делать какие-то пометки в сценарии. Через пару часов, когда все были готовы, я понял, что меня уже давно заметили, и сказал: мы готовы, давайте все обсудим. Все были готовы, кроме меня.

Кевин Спейси: Я слышал это множество раз от самых разных режиссеров — известных, с блестящими работами, которые думали о том же в первый день на своем первом фильме, а часто и на любом другом фильме. У меня то же самое. Приезжаю в первый день на площадку и чувствую себя школьником, застигнутым врасплох.

Иван Петухов: «Я должен что-то сделать, но не знаю что».

— У вас, не считая этого проекта, есть сериал и полнометражные картины. Как вы распределяете свое время, есть ли у вас какой-то способ тайм-менеджмента?

Кевин Спейси: Да, есть. У меня потрясающая команда. Когда у меня много тарелок крутится в воздухе, я задаю себе три вопроса: успеваю ли я вовремя, подготовился ли я, относительно счастлив ли я. Если на каждый вопрос ответ положительный, значит, все делают свою работу. Но у меня так всю жизнь. Я всегда умел организовать дело так, что тарелки почти не бились. Думаю, эта многозадачность у меня от мамы. В школе я делал утреннюю радиопередачу, играл в школьной постановке, был режиссером на шекспировском фестивале, играл в фестивале драмы, был в дискуссионном клубе и кружке риторики и так далее. Так что сейчас у меня есть театр, продюсерская компания, Jameson First Shot, «Карточный домик» — то же самое, что в школе, только в другом масштабе. Мне нравится бороться. Я не из тех, кто хочет сидеть у изогнутого бассейна в Беверли-Хиллз и получать отчисления от старых работ. Это меня не интересует. Меня интересует, чтобы было интересно. Вот что интересно, так это давать восходящим кинематографистам шанс вроде того, что я сам когда-то получил от людей, поверивших в меня.

Постер фильма Ивана Петухова «Подарок»

Постер фильма Ивана Петухова «Подарок»

— Вы снимались в «Конверте» и были креативным продюсером всех остальных фильмов Jameson First Shot. В чем заключается ваша работа?

Кевин Спейси: Я начал переговоры с Jameson примерно пять лет назад, предложив им не просто поддерживать фестиваль, что они уже прекрасно делали, а именно продюсировать и поддерживать кинематографистов. Для них как для организации это был шаг. И, очевидно, надо было разобраться с тем, как мы это будем делать, во сколько это обойдется, сколько времени получит каждый режиссер. Потом, конечно, чтение сценариев, обсуждение с нашей командой, выявление режиссеров с потенциалом. Иван говорил с нашей производственной командой, с Умой. Сделав же свою работу, я всегда делаю шаг в сторону и даю остальным сделать свою. Один из лучших уроков, который я получил как продюсер, состоит в следующем: если все идет хорошо, вынь свои долбаные пальцы из пирога. Это работает. Так что я тут даже не присутствовал, снимал «Карточный домик». Когда я нанимаю режиссера на постановку, я доверяю этому человеку.

Иван Петухов: Да, я очень боялся, что люди здесь будут делать мою работу за меня, но этого не происходило. Все спрашивали указания, и я был счастлив. Это была очень крутая и профессиональная команда, а я чувствовал себя настоящим режиссером.

— Вы делаете сериал, который можно считать революционным…

Кевин Спейси: Да, это большой телевизионный хит, который не показывали по телевизору.

— …а теперь делаете короткометражки, которые в основном распространяются через интернет. Теперь интернет — главное средство доставки контента и огромный рынок. Когда-то ничего подобного не было. Кино, даже короткий метр, можно было увидеть только в кинотеатре. Вы ходите в кино? Как вы считаете, выживет ли кинотеатр? Должны ли измениться кинотеатры или фильмы?

Кевин Спейси: Я был в кино позавчера вечером. Обожаю ходить в кино. Всегда был этот похоронный звон по кино и кинотеатрам: «Кинотеатр умирает! Фильмы умирают!» Это бред сивой кобылы. Это говорили, когда появилось радио, говорили с появлением телевидения. Поскольку людям нравится делиться впечатлениями, они любят ходить в кино, потому что это коллективный опыт. Люди ходят на свидания, и это не закончится. В мире всегда будет достаточно народу. Кто-то хочет смотреть дома, кто-то — в кинотеатре, кто-то — на айпаде. Я давно это говорю: если людям дать то, что они хотят, в той форме, в которой они хотят, и по разумной цене, то есть шанс, что они это купят, а не украдут.

— В этом проекте вы работали с подающими надежды режиссерами со всего мира. Есть ли что-то, что отличает русских от всех остальных, в чем их сильная сторона? Может, они лучше других знают систему Станиславского?

Кевин Спейси: Ты знаешь систему Станиславского?

Иван Петухов: Вряд ли я знаю систему Станиславского лучше остальных.

Кевин Спейси: Есть нечто цепляющее в русских сценариях, которые мы читали. Они пытаются что-то открыть. Иногда что-то серьезное. Что нам понравилось в этом сценарии, так это мелодраматизм и одновременно наличие юмора. Но в конечном счете точки зрения, языки — это все неважно, если есть хорошая история. Люди идут на фильм, и их не волнует, откуда родом режиссер, если эта история хорошо рассказана.

Иван Петухов

Иван Петухов

— Используете ли вы налоговые вычеты и стимулы? Как продюсер, оптимизируете ли вы расходы таким образом?

Кевин Спейси: Да, однозначно. Я могу говорить о налоговых вычетах по всей стране, а не только в Калифорнии, которой следует делать больше, чем у нее получалось в последние годы. Огромное количество продюсерских компаний покинули Калифорнию. Мы снимаем «Карточный домик» в штате Мэриленд по ряду причин. Там потрясающие условия в плане налоговых возвратов. Это позволяет нам делать сериал намного дешевле. В то же время они получают от нас работу для тысяч людей. Мы заселяемся в отели, арендуем автомобили, питаемся. Мы делаем существенный вклад в экономику штата. Также нам это удобно, потому что Балтимор похож на Вашингтон и находится в 40 минутах езды, так что ездить туда снимать натуру нам проще, чем если бы мы снимали где-нибудь в Атланте, откуда пришлось бы летать на самолете за гораздо большие деньги. Чем больше штатов осознает, что налоговое стимулирование нужно не просто для того, чтобы привлекать к себе кинопроизводство, а для экономики и создания новых рабочих мест, тем будет лучше. Я считаю, это фантастическая возможность.

— Делаете ли вы это и на короткометражных фильмах?

Кевин Спейси: В данном случае такой короткий съемочный период, всего два дня на фильм. Не знаю, подавали ли мы документы на возврат налогов, но вполне могли. Я выясню.

Читайте также
Новости «Клуб миллиардеров» с Кевином Спейси собрал в прокате 288 долларов Криминальный триллер станет самым неудачным проектом в его актерской карьере.
Новости Пылающие Кевин Спейси, Оса и Муравей: Главные премьеры июля Блокбастер студии Marvel, фильм по рассказу Мураками, одна из последних работ Спейси, новая часть франшизы с Томом Крузом и другие новинки середины лета.
Статьи За того парня: Как Олдман пел Сида Вишеса, а Килмер — Джима Моррисона И еще шесть экранных каверов на рок- и поп-хиты, прозвучавших лучше оригинала.
Новости Бернардо Бертолуччи устыдил Ридли Скотта за замену Кевина Спейси Итальянский режиссер считает, что Скотту должно быть стыдно за то, что он удалил Спейси из фильма «Все деньги мира».
Комментарии (10)

Новый комментарий...

  • 11

    kinovrs 31 июля 2014, 19:23 пожаловаться

    #

    … побольше бы таких хороших кино-конкурсов!

    ответить

  • 16

    Коронер 31 июля 2014, 20:51 пожаловаться

    #

    В Карточном домике Спейси очень убедительно сыграл. С нетерпением жду третий сезон.

    ответить

  • 2

    Mister white 3 августа 2014, 18:34 пожаловаться

    #

    Ответье мне пожалуйста, стоит ли смотреть 2-ой сезон Карточного домика, лучше ли он первого ?

    ответить

  • Коронер 3 августа 2014, 19:14 пожаловаться

    #

    Определенно лучше. Крайне рекомендую, так как в конце будет подведена некая черта и логическое завершение, если можно так выразиться.

    ответить

  • Mister white 3 августа 2014, 19:33 пожаловаться

    #

    Тогда пока я жду 3-ий сезон Ганнибала, посмотрю второй сезон Карточного домика.

    ответить

  • 19

    BCubbins 31 июля 2014, 23:00 пожаловаться

    #

    Спейси отличный актёр и мастер своего дела
    Спасибо за интервью!

    ответить

  • 10

    adalove 31 июля 2014, 23:05 пожаловаться

    #

    Чертовски хороший актер.

    ответить

  • 7

    IRONMYN 1 августа 2014, 15:25 пожаловаться

    #

    Конкурс прекрасен! Как после этого не зауважать Спейси ещё больше

    ответить

  • 4

    The Tourist 2 августа 2014, 11:37 пожаловаться

    #

    Кевин еще и в свой День рождения раздавал интервью! Парень просто живет на работе))

    ответить

  • 2

    gurur 4 августа 2014, 08:42 пожаловаться

    #

    «Чем больше штатов осознает, что налоговое стимулирование нужно не просто для того, чтобы привлекать к себе кинопроизводство, а для экономики и создания новых рабочих мест, тем будет лучше. Я считаю, это фантастическая возможность.»
    Почему у нас в России это не понимают, ведь в нашей стране есть регионы с любым климатом и природными условиями?!

    ответить

 
Добавить комментарий...