Интервью

«Замалчивать тему смерти нельзя»

Датский режиссер Эсбен Тофт Якобсен, поклонник Юрия Норштейна и Андрея Тарковского, считает, что форма сказки идеально подходит для того, чтобы рассказать детям о сложных и даже страшных вещах. Его новый фильм «За тридевять земель» как раз об этом. Как маленькому кролику Йохану справиться с тем, что маму забрали в королевство, из которого нет дороги обратно?
«Замалчивать тему смерти нельзя»

На российские экраны выходит скандинавский мультфильм «За тридевять земель», который, несмотря на сказочное название, простым языком объясняет весьма сложные материи. Главный герой — маленький кролик Йохан, маму которого однажды ночью уносит в свою страну Пернатый король. Из королевства, догадывается Йохан, сложно вернуться, но он полон решимости вызволить маму из этого страшного места. А вот папа Йохана пресекает все попытки сына даже заговорить о Пернатом короле, опасаясь, что тот заберет и Йохана. Однако маленький отважный кролик в обход всех правил и без билета пробирается на корабль, следующий в потусторонний мир, и находит маму. Правда, его приезд нарушает баланс всей сказочной вселенной.

Автор «За тридевять земель» Эсбен Тофт Якобсен закончил Национальную киношколу Дании по специальности «режиссер анимации» по кинематографическим меркам совсем недавно, в 2006 году. За его плечами дипломная короткометражка «Когда у тебя есть брат» о ежике Мортене, который хочет избавиться от своего новорожденного брата (работа участвовала в специальной детской секции Берлинского кинофестиваля и удостоена упоминания жюри), а также полнометражный фильм «Как приручить медведя», в котором речь снова шла о борьбе между родственниками, братом и сестрой. «За тридевять земель» вдохновлен сказками Астрид Линдгрен и фильмами Хаяо Миядзаки, хотя есть у творчества Якобсена и русские истоки.

КиноПоиск позвонил Эсбену в солнечный Копенгаген, чтобы узнать, как он не побоялся говорить о смерти с детьми, почему выбрал в качестве героев кроликов с худыми ножками и откуда иголки растут у его первого мультфильма.

— Расскажите, как вы пришли в анимацию. Ведь это случилось не сразу?

— Мне всегда казалось, что кино создают волшебники. В том смысле, что создание фильма казалось мне чем-то невероятным, это какая-то магия! Я думал, что у меня такое точно не получится. Поэтому я работал себе художником в компьютерных играх, рисовал что-то — и так много лет. А потом вдруг один из моих друзей поступил в киношколу, и я подумал: а почему бы не подать документы? Как только я поступил, сразу почувствовал, что оказался дома, на своем месте.

— В «Как приручить медведя» и «За тридевять земель» герои отправляются в путешествие, чтобы кого-то вызволить. Этот мотив повторяется нарочно? Или это совпадение?

— Скорее всего, совпадение. Эти фильмы очень разные. «Как приручить медведя» был о зависти в отношениях между братом и сестрой, от которой они избавлялись благодаря этому путешествию. «За тридевять земель», конечно, о том, как справиться с потерей любимого человека. Просто он тоже сделан в форме путешествия, ведь это очень удобная структура для истории. Герой уходит куда-то и возвращается обратно уже с багажом знаний и опыта, которые его изменили.

— Как вы пришли к теме потери? Не самая простая задача — рассказать детям о смерти.

— Мне просто показалось, что это важная тема. Форма сказки очень хорошо подходит для того, чтобы рассказать о каких-то сложных, страшных вещах. Дети их легче воспринимают. Так было всегда. Мой предыдущий фильм «Как приручить медведя» давался очень тяжело. Я проводил много времени вдали от семьи. У меня как раз родилась дочь, когда я снимал его. Помню, я посмотрел на нее и подумал: как же грустно, что мы не всегда будем рядом. Это послужило толчком для написания «За тридевять земель».

Детей нельзя защитить от реальности
— Вам кажется, что получилось раскрыть эту тему? Дети понимают, о чем речь?

— После выхода «За тридевять земель» я получаю много писем от зрителей, и они часто очень длинные! Кажется, детям нравится размышлять на эти темы. Я не открываю чего-то нового, они уже знают об этом. Но мультфильм дает им возможность поговорить, высказаться на эту тему. Мне кажется, что детей нельзя защитить от реальности, оберегая их и не рассказывая им о каких-то вещах. Наоборот, нужно их подготовить к встрече со сложностями взрослого мира.

— «За тридевять земель», кстати, избегает любых религиозных аллюзий.

— Мне было важно, чтобы мои собственные верования не были отражены на экране. В фильме должно было быть пространство для убеждений самых разных зрителей. Мне хотелось, чтобы он вызывал дискуссии после просмотра. В Скандинавии редко обсуждают тему смерти с детьми, обычно ее замалчивают, а мне кажется, это не очень-то полезно. Если не говорить о тех близких, кого больше нет, все хорошие воспоминания словно обращаются в плохие. Тебе не позволено произносить это вслух, а значит, это больше не радостные моменты, а что-то, о чем нужно забыть. Все хорошее становится плохим, и это грустно.

В нашей истории отец Йохана поначалу не говорит с сыном о маме, а в финале фильма он наконец-то может не бояться воспоминаний о ней. А Йохан может куда-то направить свою печаль от утраты, выразить ее. Потому что, когда ты не можешь дать выход своим мыслям и чувствам, становится очень страшно, и этот страх сложно контролировать. Я всего лишь хотел рассказать такую историю, которая бы была интересна зрителям, но оказалось, что я создал инструмент, с помощью которого родители наконец-то смогли обсудить со своими детьми эту мрачную тему. Мне приходит куча писем от семей, в которых столкнулись с подобной проблемой, и после просмотра «За тридевять земель» им стало гораздо легче. Дети все поняли, а родители получили контекст, в рамках которого можно обсудить с ними потерю близких.

— Почему главными героями стали кролики?

— Кроликов я выбрал неспроста. Мне хотелось, чтобы герои казались хрупкими и беззащитными, чтобы их хотелось уберечь от опасности. Когда смотришь на Йохана, сразу хочется его защитить! Кроме того, было необходимо сделать главного героя совсем маленьким, ведь у него такой сильный характер. Мне это показалось правильным для истории. Посмотрите на него. Его буквально может унести порывом ветра.

— А как родились остальные персонажи? Они как будто пришли из разных сказок.

— Пернатого короля я придумал, предварительно изучив традиционные представления различных культур о посланниках с того света. Это обычно птицы, они способны путешествовать между мирами. К тому же противостояние кролика и птицы показалось интересным. Но мы его полностью придумали. Такого мифического персонажа, по-моему, не существует.

Капитан стал лягушкой, потому что нам хотелось чего-то объединяющего землю и воду. А Билл, бородатое существо, которое построило потусторонний мир — это хаос во плоти, сила перемен, бомба, готовая в любой момент взорваться. Во многих культурах есть такие божества. Они устраивают какие-то катастрофы, ураганы, извержения вулканов, после которых земля становится плодородной, обновляется. Вот и наш Билл — такой же бог перемен.

— Вам лично какой персонаж ближе всего? Йохан?

— Очень трудно выбрать одного. Я вижу себя сразу в двух героях. Я и Йохан, и его отец одновременно. Мне легко понять его отца. У меня у самого две маленькие дочери. Я много вложил от себя в этого персонажа.

Я большой фанат Юрия Норштейна!
— Вам интересно и дальше заниматься семейными темами в мультфильмах? Над какими историями хочется работать в будущем?

— Мне безумно нравится работать в анимации. Не знаю, понравилось бы мне игровое кино, я не пробовал пока. Быть мультипликатором — отличная работа. Я сейчас работаю над новым мультфильмом, но все пока под секретом. Могу сказать лишь, что каждый фильм — это, как мне кажется, своего рода реакция на предыдущий, и мой следующий фильм будет очень сильно отличаться от «За тридевять земель». Нам очень повезло. У нас небольшая команда, и мы можем воплотить все свои идеи. Никто не указывает нам, что и как делать.

— Помимо Миядзаки, кто вдохновляет вас?

— Я большой фанат Юрия Норштейна! Главным героем моего дипломного мультфильма в киношколе был ежик. Именно из-за мультфильмов Норштейна. Конечно, я люблю фильмы Тарковского. Если говорить о вдохновении, то это главным образом мои дети. А также современное искусство и музыка. Кстати, композитор нашего фильма пять лет изучал классическую музыку в Санкт-Петербурге. Он отлично чувствует внутреннее состояние героев и умеет его передать.

Хорошо ли, что роботы занимают рабочие места?
— У нас есть фирменный вопрос. Если бы вам дали задание снять документальное кино о какой-то современной реально существующей проблеме, о чем бы вы сняли фильм?

— Так много тем, которые интересны! Наверное, что-то про роботов, которые вытесняют человека из определенных сфер производства. Меня это очень сейчас волнует. Все ведь кругом электрическое, все больше и больше работы выполняет не человек, а машины, компьютер. Не знаю, почему я так этим озабочен!

— В анимации роботы тоже вытесняют людей?

— Мы обожаем роботов! Благодаря им мы можем сделать больше прекрасных фильмов. Отчасти наши мультфильмы созданы именно ими, компьютерными программами, которые освобождают художников от рутинного скучного труда, который раньше приходилось делать вручную в течение долгих месяцев. Теперь у нас есть время на то, чтобы работать над историей, творить, и это просто замечательно! Мне кажется, наши мультфильмы действительно стали лучше благодаря роботам. Я недавно обсуждал эту тему со своей мамой: хорошо ли, что роботы занимают рабочие места? В нашей индустрии это выглядит как позитивная тенденция. Мы не сокращаем штат, просто у сотрудников появляется больше времени на творчество, на приятную часть работы.

— Что бы вы хотели сказать российским зрителям, которые собираются посмотреть «За тридевять земель»?

— Думаю, лишь то, что они увидят непустой фильм. Я могу им пообещать, что эта картина им запомнится. Не уверен, что это должно быть частью ответа, но, знаете, в кино сейчас ощущается тенденция к упрощению, фильмы все более мейнстримовые. Когда смотришь их, буквально слышишь щелчки: первый поворотный момент, второй поворотный момент, середина фильма. Структура стала настолько узнаваемой, что ее легко увидеть. Мы же старались, чтобы история развивалась естественно и органично, как сама жизнь.

«За тридевять земель» выходит в российский прокат 17 июля.

Комментарии (3)

Новый комментарий...

  • Gerc0g 18 июля 2014, 03:41 пожаловаться

    #

    Я бы глянул этот мульт)
    один датчанин в свое время написал удивительную и великолепную историю про смерть: «история одной матери». думаю имя этого автора известно любому ребенку))

    ответить

  • 1

    Forgotten Human 19 июля 2014, 23:16 пожаловаться

    #

    Спайк Джонз тоже пытался донести серьёзную мысль в форме сказки в «Там, где живут чудовища», но в итоге получилось слишком жёстко, но правдиво)

    ответить

  • посмотрел вчера в синема — отличный мультфильм.
    добрая и грустная, но светлая сказка о смерти.
    и кроликах.))
    Создателям картины — огромнейшее спасибо!

    ответить

 
Добавить комментарий...