Интервью

Патрис Леконт: «В историческом кино проще говорить о любви»

Я был счастлив, что в «Обещании» у меня наконец появилась возможность поработать с британскими актерами. Я очень давно об этом мечтал. Если бы мы снимали на другом языке, я бы не смог позвать Алана Рикмана, Ребекку Холл и Ричарда Мэддена. Они невероятно профессиональны, старательны и дисциплинированы.
Патрис Леконт: «В историческом кино проще говорить о любви»

5 июня в российский прокат выходит драматическая лента «Обещание» — экранизация романа Стефана Цвейга «Путешествие в прошлое» о молодом инженере (звезда «Игры престолов» Ричард Мэдден), влюбляющемся в прекрасную жену (Ребекка Холл) своего пожилого начальника (Алан Рикман).

Режиссер фильма — ветеран французского кинематографа Патрис Леконт, прославившийся, помимо прочего, такими лентами, как «Девушка на мосту», «Мой лучший друг», «Насмешка» и «Человек с поезда». КиноПоиск встретился с постановщиком и узнал, что привлекло его в тексте Цвейга, как ему работалось с британскими звездами, из-за чего он не хочет перебираться в Голливуд и почему пока не собирается завершать карьеру.

— Чем вас заинтересовал роман Стефана Цвейга «Путешествие в прошлое»?

— Проекты часто появляются очень неожиданно, из ниоткуда. В случае с «Обещанием» нельзя сказать, что я мечтал экранизировать это произведение долгие годы. Это была воля случая. Один мой знакомый писатель порекомендовал его, сказав, что материал может быть мне интересен для экранизации. И оказался прав.

— Но чем же именно этот роман так вас соблазнил? Вы помните этот момент?

— Не было какого-то конкретного момента. Я прочел эту книгу перед сном. Но читал ее не ради удовольствия, а с позиции режиссера. Мне очень понравились сама история и чувства, которые испытывают главные герои. Я проникся ими, провел ночь с этими переживаниями и персонажами. И утром я позвонил своему другу со словами: «Ну что же, давай займемся сценарием». Потому что история меня зацепила.

— Насколько мне известно, в фильме вы изменили концовку. В романе финал несколько мрачнее. Почему вы приняли такое решение?

— Да, вы совершенно правы, концовка книги очень пессимистичная. Я не мог смириться с мыслью, что два человека, которые так страстно друг друга любили на протяжении долгих лет, становятся чужими, наконец встретившись. Я не верил в такой финал. Мне хотелось оставить проблеск надежды. Хочется верить, что Стефан Цвейг меня бы простил за такую вольность. Если бы я был таким же пессимистичным режиссером, каким Цвейг был писателем, то, наверное, оставил бы оригинальный финал.

— Трудно было найти финансирование для фильма? Ведь такие писатели, как Цвейг, сейчас не совсем в моде

— Забавно, многие журналисты задают мне этот вопрос. Хотя на самом деле во Франции Цвейг никогда не выходил из моды. Напротив, французы очень любят его произведения. Когда меня спрашивали о моем последнем проекте, а я отвечал, что только закончил работу над экранизацией Цвейга, чаще всего слышал в ответ: «О, замечательно! Я его обожаю». Совсем недавно я заходил в книжный магазин, где целый стенд был заставлен романами Цвейга. Наверное, есть в его произведениях такие ноты, которые находят отклик в сердцах французов.

— У вас не было мысли перенести эту историю в наше время?

— Нет, такого варианта я никогда не рассматривал. Но если подумать об этом, то я бы отказался. Потому что, на мой взгляд, историческое кино дает больше возможностей рассказать такую историю, наполнить ее более яркими чувствами и переживаниями.

— Решение снимать фильм на английском пришло после утверждения на главные роли Алана Рикмана и Ребекки Холл?

— Мы не думали о том, на каком языке будем снимать, пока работали над сценарием. Уже позже мы начали рассматривать разные варианты и сразу отмели французский язык. Было бы очень глупо снимать Цвейга на французском. Какое-то время мы хотели снимать на немецком. Это было бы логично, ведь именно в Германии происходит действие романа. А потом один из продюсеров предложил снимать на английском, и мне понравилась эта идея. Ведь английский — удивительный и универсальный язык. Кроме того, я был счастлив, что у меня появилась возможность поработать с британскими актерами. Я очень давно об этом мечтал. Если бы мы снимали на другом языке, у меня бы не было возможности позвать Алана Рикмана, Ребекку Холл и Ричарда Мэддена. Они невероятно профессиональны, старательны и дисциплинированы. Британским режиссерам очень повезло, ведь они работают с такими талантами.

— Были ли у вас сложности как у режиссера из-за того, что снимали на английском?

— Мой английский не так хорош, и я не всегда понимаю, что мне говорят, но я был с очень милыми людьми, которые мне сильно помогали. Я работал так же, как и обычно, никаких отличий. Да мне и не хотелось, чтобы язык, на котором мы снимаем, как-то влиял на мои методы.

— С какими подводными камнями можно столкнуться, снимая в жанре исторической драмы?

— Самое важное (и я это понял, когда работал над «Насмешкой», своим предыдущим историческим фильмом) — это быть очарованным той эпохой, о которой ты снимаешь. Нужно осознавать разницу, особенности того времени. Какие были машины, одежда, прически и макияж. Ты как будто путешествуешь на машине времени и получаешь от этого огромное удовольствие. Я очень боялся оступиться на съемках «Насмешки». И каждое утро, когда я просыпался и шел на площадку, я повторял себе: «Я не снимаю исторический фильм». Проговаривал это вслух, чтобы успокоиться.

— До «Обещания» вас посещали мысли о том, чтобы снять фильм на английском? Ваши фильмы очень хорошо показывают себя в международном прокате, какие-то даже снимались в Голливуде.

— Когда я работал в Голливуде, мне действительно поступали различные предложения. Но я всегда отказывался. Во Франции очень велика свобода режиссера, и для меня это бесценно. Сомневаюсь, что в Штатах мне бы дали быть таким же независимым.

— Ваш фильм «Насмешка» был построен на диалогах, в то время как в «Обещании» герои большую часть времени молчат. Как вы снимали молчание?

— Французское кино и правда отличается обилием разговоров. Может, мы даже слишком много говорим. Наверное, потому, что с диалогами тебе есть на что опереться, чувствуешь себя в каком-то смысле застрахованным. В «Обещании» же все передается визуально, через образы. Не могу сказать, что хочу совсем перейти к такому кино, но мне нравится чувствовать тишину на экране, то, как актеры обмениваются взглядами в молчании. Это непросто, но результат получается очень красивым.

— Справедливо ли использовать в отношении «Обещания» понятие «мелодрама»?

— История, которую я показываю в фильме, действительно близка к мелодраме. Но у меня не было осознанного желания оставаться в рамках именно этого жанра. Картина наполнена чувствами и эмоциями героев, но здесь они не столь однозначны, о них не всегда говорится открыто. Пожалуй, если бы я снимал мелодраму, пришлось бы вынести их на поверхность.

— В фильме есть несколько приемов, которые делают картину более современной и понятной нынешнему зрителю.

— Это действительно так. Структура сценария классическая, но я всегда стараюсь избегать классицизма в визуальной составляющей. Ведь есть риск, что эта старомодность не сработает, и твой фильм будет выглядеть самой настоящей реликвией. Хоть действие «Обещания» и разворачивается в прошлом, история актуальна и сейчас, а эти светлые чувства бессмертны. И их нужно было выразить в свежей манере. Поэтому я и решил придать фильму современный вид. Это было сделано не просто для привлечения более молодой аудитории, но чтобы картина стала лучше.

— Уже давно ходят слухи, что Уэс Андерсон заинтересован в ремейке вашей картины «Мой лучший друг». Насколько они правдивы?

— В Голливуде есть интерес к ремейкам моих работ. Уэс Андерсон в свое время подумывал над тем, чтобы переснять «Моего лучшего друга». Также имеется проект американской версии «Откровенного признания». Но пока единственный ремейк, который добрался до экранов, — это «Человек с поезда».

— Вашу фильмографию можно назвать одной из самых разнообразных среди всех современных французских режиссеров. Вы снимали почти в каждом жанре, даже сделали анимационный фильм. В каком направлении вам сейчас комфортнее всего работать?

— Это правда, я снимал очень разные фильмы. Кому-то поэтому я могу показаться непоследовательным. Но причина в том, что я всегда люблю рисковать и пробовать новые вещи. «Обещание» же рассказывает о человеческих чувствах, и именно в этом я сейчас ощущаю себя лучше всего. Не говорю, что это мой любимый жанр, ведь мне нравятся слишком многие, но эти темы мне очень близки.

— «Обещание» — это, конечно, не последний ваш фильм, но ведь вы пока не решили, каким проектом займетесь дальше?

— Это мой последний фильм. Перед следующим. (Смеется.) Конечно, я мог бы сказать: «Я устал. Эта картина будет последней». Но через несколько месяцев в моей голове наверняка появятся новые идеи. Хотя сейчас у меня действительно нет никаких проектов. Я наслаждаюсь ситуацией, когда я могу отдохнуть от своей работы. Жду. Мыслю. Живу, наконец. (Смеется.) Ведь я уже немолод, очень устаю после беспрерывной работы над фильмом. Хоть и могу выглядеть в это время очень жизнерадостным, но внутри я опустошен, во мне практически не остается энергии. Это огромный труд. Но, отдохнув, я всегда говорю себе: «Никому не признавайся, что это твой последний фильм. Ты ведь знаешь, что это не так».

Читайте также
Статьи Высокие чувства на экране: Любовь без прикосновений Посмотрев «Обещание» Патриса Леконта и удивившись его целомудренности, КиноПоиск задумался о том, в каких фильмах герои сознательно не давали волю чувствам или обходились почти без прикосновений, а то и без слов.
Статьи Злодей с золотым сердцем: Лучшие моменты Алана Рикмана К выходу в российский прокат исторической мелодрамы Патриса Леконта «Обещание», в которой Алан Рикман становится частью любовного треугольника, КиноПоиск вспоминает самые яркие сцены из фильмов актера — от «Робин Гуда» и «Крепкого орешка» до «Догмы» и «Гарри Поттера».
Новости Венеция-2013: Ричард Мэдден и Ребекка Холл исполнили «Обещание» На Венецианском кинофестивале вне конкурса состоялась премьера картины Патриса Леконта «Обещание». Главные роли в исторической драме по произведению Стефана Цвейга исполнили Ребекка Холл, Алан Рикман и звезда «Игры престолов» Ричард Мэдден. Все они приехали представить фильм на остров Лидо.
Новости 20 самых ожидаемых фильмов Венецианского кинофестиваля Чуть больше недели остается до начала юбилейного, семидесятого по счету Венецианского фестиваля, так что КиноПоиск, перед тем как собрать чемоданы и улететь в Италию, решил выбрать наиболее любопытные фильмы программы, чтобы вам было удобнее следить за нашими репортажами.
Комментарии (1)

Новый комментарий...

  • 3

    Eveline wolf 4 июня 2014, 02:29 пожаловаться

    #

    Да верно он подметил, британцы действительно уникальные, должно быть, работать с ними, одно удовольствие!Классика на то и классика, чтобы быть вечной.

    ответить

 
Добавить комментарий...