Интервью

Даг Лайман: «Наш фильм — это не просто гора спецэффектов»

В Warner Bros. прекрасно понимают, что франшизы с участием Бэтмена и Супермена постоянно могут приносить им приличный доход, но они также осознают, что есть место и для таких экстраординарных проектов, как «Грань будущего». C «Идентификацией Борна» у меня все было сложнее. Пришлось тогда побыть настоящим бунтарем.
Даг Лайман: «Наш фильм — это не просто гора спецэффектов»

Режиссер фантастического боевика «Грань будущего» Даг Лайман является далеко не новичком в мире крупнобюджетных блокбастеров, однако начинал он свою карьеру в независимом кино. Его дебютная работа «Тусовщики» с Винсом Воном и Джоном Фавро, снятая всего за 200 тысяч долларов, стала крупным хитом в середине 1990-х. За ней последовала криминальная комедия «Экстази», с которой Лайман довольно успешно выступил на территории Квентина Тарантино.

Мировая известность пришла к Дагу Лайману после выхода шпионской ленты «Идентификация Борна». В дальнейшем он снял боевики «Мистер и миссис Смит» и «Телепорт», а также триллер «Игра без правил». За «Грань будущего» с Томом Крузом и Эмили Блант Лайман уже получил большую порцию похвалы от критиков.

КиноПоиск принял участие в Q&A-сессии с режиссером на специальном пресс-мероприятии к релизу фильма в Лондоне, где Даг Лайман рассказал о создании «Грани будущего», своих успехах и неудачах, а также об отношении к индустрии телесериалов.

— После предварительного просмотра некоторых клипов у нас сложилось впечатление, что в вашем фильме «Грань будущего», несомненно, присутствует изрядная доля юмора. Было ли это изначально заложено в сценарии? Или же все рождалось при помощи талантливой импровизации актеров на съемочной площадке?

— Честно говоря, в самом сценарии было не очень-то и много юмора. Порой на съемочной площадке нашим актерам приходилось импровизировать в совсем нелегкой ситуации, ведь на них были надеты некомфортные и громоздкие бронекостюмы. Как вы понимаете, одновременно шутить и передвигаться в подобной манере — это уже сам по себе трюк. Нам даже пришлось задействовать специальные краны, тросы и провода, чтобы поддерживать их равновесие. В общем, просто ужас! Как же я завидую Роберту Дауни-младшему, ведь он в фильмах Marvel Studios чаще всего экипирован только отдельными фрагментами брони Железного человека, а не полным комплектом, как это довелось делать нам.

Было множество репетиций, на которых я неожиданно для себя открыл, сколько тонкого и искрометного юмора имеется в богатом актерском арсенале Тома Круза и Эмили Блант. Боюсь показаться нескромным, но думаю, что у меня тоже есть хоть какое-то чувство юмора. Так что все мы вместе кропотливо разрабатывали именно те эпизоды фильма, которые казались нашей команде по-настоящему смешными.

— Насколько реалистичным вы хотели сделать этот фильм, заранее зная, что в нем будут пришельцы?

— Для меня было крайне важно, чтобы моя кинокартина не представляла собой лишь одно сплошное нагромождение различных спецэффектов. Я стремился добиться обоснованной и вполне реалистичной атмосферы, несмотря на очевидное присутствие инопланетных существ в фильме. Конечно же, это было трудно, но абсолютно необходимо.

Еще в 2012 году, задолго до начала нашего съемочного периода, мне удалось посмотреть какое-то количество клипов к популярным летним блокбастерам, в которых главные герои сражались с полчищами инопланетян. И даже по технологическим меркам того времени все это зрелище показалось мне уж слишком искусственным и неправдоподобным. Как вообще серьезно может идти речь о спасении мира, если все, что происходит на экране, выглядит как какая-нибудь второсортная компьютерная игра? И где же тут реализм?

— Как вам удалось создать такое интенсивное и предельное чувство опасности, учитывая то, что герой Тома Круза в фильме неоднократно гибнет и затем воскресает?

— Да, это было действительно сложно, и мы долго бились над этим аспектом. Что касается вашего вопроса, то ни один из подобных моментов, как мне кажется, в фильме не повторяется, даже если все дни и события остаются те же. Билл Кейдж (Том Круз) постоянно прогрессирует и никогда не делает что-либо дважды. Внутри себя он прекрасно осознает, что ему придется потратить целую вечность в одной нескончаемой битве с врагами в качестве пленника бесконечной временной петли. Это обстоятельство является для него сущим адом, так как Кейдж — сам по себе недостаточно смелая личность. И его схватка со временем дает мощный толчок последним сорока минутам картины, где Билл все-таки приходит к полному пониманию того, что он может стать самым обычным смертным.

— Судя по вашим основным высказываниям, можно сделать вывод, что вы, по сути говоря, яркая творческая личность, которая никогда не ищет легких путей в жизни. Так ли это?

— Если поискать какое-нибудь удачное сравнение, то я скорее похож на летчика воздушного судна, который предпочтет лететь в сильную грозовую бурю, нежели будет дожидаться более благоприятных условий. Для кого-то безопасность превыше всего, а для меня наличие риска и любых препятствий является просто насущной необходимостью, так как это дает мне определенный энергетический драйв. Скорее всего, это было уже изначально заложено в моем ДНК. (Смеется.) По всей вероятности, мне суждено тяготеть к самым сложным и противоречивым вещам как в кино, так и в жизни.

— Нуждаетесь ли вы как режиссер в ком-то, кто будет давать вам какие-нибудь ценные советы при работе над фильмом?

— Признаться честно, нет. Когда я снимал «Идентификацию Борна», мой первый фильм для студии Universal, то сотрудничал с одним известным продюсером, на которого, как я тогда предполагал, можно было вполне положиться. Но, к сожалению, этот человек нам больше мешал, чем помогал, и постоянно твердил о том, что нужно делать, а что нет. Припоминаю и еще такой случай из 1990-х, когда я делал фильм «Тусовщики». Тогда я даже не мог позволить себе пригласить ни одного более-менее известного актера, так как это было нам совсем не по карману. Тем не менее это не остановило меня от реализации многих других важных вещей в этом проекте. В итоге мы сняли картину всего лишь за каких-то 200 тысяч долларов, а мой следующий фильм «Экстази» обошелся уже в 3 миллиона долларов. После этого никто из киноиндустрии уже особо не мог давить на меня как на режиссера.

Поэтому я совершенно не понимаю тех крутых продюсеров, которые часто пытались убедить меня в том, что мы чего-то не можем. Мне иногда приходилось напоминать им всем о том, что я спокойно мог снимать свое раннее кино за совсем смехотворный мизерный бюджет. Как же тяжело ладить с подобными людьми! У меня такой подход: если у тебя есть идея, в которую ты свято веришь, то все равно сможешь ее осуществить любыми средствами, и неважно, какие для этого понадобятся деньги.

— (Вопрос КиноПоиска) Во время сегодняшнего мероприятия для прессы вы говорили о фильме «Телепорт» и о том, как вы порой учитесь на собственных ошибках. Можете ли рассказать об этом поподробнее?

— Интересный вопрос. Жаль, что этот фильм 2008 года понравился далеко не всей зрительской аудитории. Дело в том, что «Телепорт» — это история о супергероях, но я с самого начала решил пойти против всяческих правил и штампов, присутствующих во многих картинах подобного жанра. Я тогда сказал себе, что мы сделаем именно то, чего публика будет ожидать меньше всего. Через личностную трансформацию главного героя Дэвида Райса (Хейден Кристенсен) мне захотелось проанализировать следующее: почему всех людей со сверхспособностями автоматически провозглашают в ранг хороших супергероев? И почему они постоянно должны кого-то спасать, вместо того чтобы хоть раз хорошенько подумать о самих себе? Я понимаю, например, такую позицию по отношению к Человеку-пауку, Бэтмену или Железному человеку, но в нашем же случае все обстоит несколько иначе.

Если вы посмотрите на большинство моих фильмов, то поймете, что в них чаще всего главное действующее лицо — антигерой с целым ворохом проблем. Меня больше интересуют такие неоднозначные личности. Да и кто сказал, что в человеческой сущности все всегда должно сводиться только к одному лишь позитиву? И тогда у меня возникла вот такая оригинальная идея: в конце фильма для моего супергероя важнее всего выжить, что совсем идет вразрез с тем клише, где в финале главный герой должен во что бы то ни стало спасти свою любимую девушку. Эта ситуация намного реалистичнее и олицетворяет собой нечто такое, что могло бы произойти на самом деле.

В свое время, когда я проходил учебу в Нью-Йоркской киношколе, у нас даже был специальный курс, который, можете только представить себе, назывался как «Женщина в ловушке». И, как вы прекрасно понимаете, эти слова говорят сами за себя. (Смеется.) Нас всегда учили тому, что в третьем акте практически любого экшн-фильма обязательно должна присутствовать некая беззащитная девушка, нуждающаяся в помощи настоящего героя-спасителя. Мне эти лекции на всю жизнь запомнились, и вот поэтому вы никогда не увидите такого расклада событий в моих фильмах. Ох уж эти голливудские клише!

Кстати говоря, совсем чуть не забыл упомянуть, что у «Телепорта» не было ни одного предварительного показа для обычных зрителей, в отличие от моих предыдущих фильмов, так что было сложно предугадать будущую реакцию публики. Помню, когда у картины состоялся первый релиз, некоторые люди, находившиеся в зале, с негодованием бросали горстями свой дурацкий попкорн прямо в экран. Я предполагаю, что им очень не понравился наш странный эгоистичный супергерой, в корне отличающийся от того классического позитивного образца, к которому они все так привыкли.

Продюсеры всеми силами настаивали на обязательной смене концовки фильма, но я наотрез отказался это делать. Мне все еще кажется, что они до сих пор мне этого так и не простили. Тем не менее я абсолютно уверен в том, что подобные риски порой просто необходимо брать на себя, если ты считаешь, что хоть чего-то стоишь в этой жизни, но от серьезных падений, увы, никто из нас не застрахован.

— (Вопрос КиноПоиска) В «Идентификации Борна» был очень классный энергичный саундтрек, который успешно дополнял интенсивную атмосферу фильма. Стоит ли ожидать подобного эффекта от музыкальных тем композитора Кристофа Бека в «Грани будущего»?

— Да, безусловно. С самого начала хотел взять в проект композитора Джона Пауэлла, с которым мне много раз доводилось работать ранее, но сейчас он настолько занят, что сочиняет лишь одну классическую музыку. Я, конечно же, уважаю его собственный выбор, но очень жаль, что в ближайшее время мы так и не сможем с ним больше сотрудничать. Таким образом, пришлось начать все сначала. Мне хотелось найти композитора, который еще не пробовал себя в экшн-фильмах. Я остановил свой выбор на Кристофе Беке, делавшем интересные миксы в таких известных кинокартинах, как трилогия «Мальчишник в Вегасе», «Впритык», «Холодное сердце» и т. д. Он, несомненно, талантливый композитор, который всегда пишет качественные музыкальные темы для самых разных голливудских проектов. Судя по тому, что я уже успел послушать от Кристофа, мне кажется, что у нас с ним все отлично получится. Вместе мы постоянно пытаемся создать нечто уникальное в плане звука для «Грани будущего», что сочетало бы в себе лучшие элементы от романтических комедий, фантастических боевиков и классических военных картин. Ведь удачно подобранная музыка — это один из самых важных и определяющих компонентов при создании любого фильма.

К слову, мне весьма импонирует то, что в фильмах о войне с инопланетными захватчиками ты как бы возвращаешься в более ранние времена, когда люди конкретно знали, кто является их настоящим врагом. Например, в дни Второй мировой это были те, кто носил свастику. Тогда еще присутствовала явная грань между добром и злом. Сейчас же весь мир стал более сложным и неоднозначным. Но в «Грани будущего» все предельно четко и ясно: люди хорошие, а пришельцы плохие.

И, конечно же, при помощи точно подобранной и эмоционально насыщенной музыки мы с Кристофом стремимся как можно глубже раскрыть характеры двух наших главных героев (Билл Кейдж и Рита Вратаски), оказавшихся волею судеб в тылу врага и вместе тяжело переживающих все повторяющиеся события одного и того же проклятого дня.

— Вы как-то признались, что вам понравилась оригинальность японского романа Хироси Сакуразаки «Все, что тебе нужно, — убивать», на основе которого и был написан сценарий этого фильма. Но что вы скажете по поводу мнения тех, кто считает, что «Грань будущего» уж очень напоминает что-то среднее между «Днем сурка» и «Матрицей»?

— Они, конечно, могут говорить все что угодно, но пускай для начала хотя бы посмотрят до конца мой фильм, прежде чем делать какие-либо поспешные выводы. Как я уже говорил ранее, мне очень повезло, что я делаю эту картину именно с Warner Bros, так как они здорово поддерживают меня практически во всех творческих начинаниях. Компания очень хотела, чтобы я создал нечто авторское и оригинальное. Разумеется, они прекрасно понимают, что франшизы с участием Бэтмена и Супермена постоянно могут приносить им приличный доход, но они также правильно осознают, что есть место и для таких немногочисленных экстраординарных проектов, которые явно будут выделяться на общем фоне многих других фильмов студии. Так что представители Warner Bros. вполне уверены за судьбу «Грани будущего» в мировом прокате.

А вот с «Идентификацией Борна» было все по-другому. Я тогда, как самый настоящий бунтарь, пошел против Universal и критиковал их в прессе при любой первой представлявшейся возможности. Но, как вы все знаете, в итоге фильм оказался большим хитом, чем я был вполне удовлетворен. Тогда все наконец-таки поняли, что я спокойно могу работать в абсолютно разных направлениях.

— Сложно ли вам было создавать совершенно нового персонажа для Тома Круза, зная, что привычная публика чаще всего воспринимает его как звезду популярных голливудских блокбастеров?

— Я всегда хотел создать подобную историю, где в самом центре внимания оказался бы именно вот такой нетипичный герой. И все это в полной мере уже присутствовало в нашем сценарии. Извините, но еще раз вернусь к сравнению с «Телепортом». Здесь принцип тот же: если у тебя имеются невероятные сверхспособности, то это еще совсем не значит, что мораль обязательно должна быть где-то рядом. Ты все еще остаешься той же личностью, которой был раньше, но с более усиленным и обостренным восприятием мира. В нашем же случае персонаж Тома Круза так и не пройдет через полную трансформацию в избранного героя, которую все зрители уже заранее ожидают увидеть. Мне хочется сказать вам, что Том с самого начала активно поддерживал эту идею на все 100 %. Он сейчас находится на самом пике своей потрясающей актерской карьеры, где ему просто не терпится попробовать себя в чем-то новом и увлекательном. Нам нереально повезло, что с нами работает один из самых лучших и известных профессионалов своего дела.

— Что вы думаете о дальнейших приключениях Джейсона Борна после завершения оригинальной трилогии?

— С первыми тремя фильмами франшизы у меня никогда никаких особых проблем не было, так как мы все удачно распланировали заранее. К тому же, с моей точки зрения, Пол Гринграсс — просто потрясающий режиссер. Я очень горжусь тем, что у нас получилось, а вот четвертая часть от Тони Гилроя меня разочаровала. Но, знаете, думаю, что с пятой картиной мы уж точно не промахнемся, так как у руля будет совершенно новый режиссер с интересным творческим видением. Мы возлагаем на этот проект очень большие надежды, но в данный момент никаких подробностей пока раскрыть вам не могу.

— (Вопрос КиноПоиска) Как вы считаете, могут ли современные актеры и режиссеры удачно совмещать свои творческие амбиции между миром телевидения и кино, как, к примеру, это уже сумели сделать Кевин Спейси, Дэвид Финчер, Джоэл Шумахер и многие другие?

— Очень кстати, что вы об этом упомянули, так как именно сейчас на американском телевидении показывают два крупных шоу («Форс-мажоры» и «Тайные связи»), в создании которых я принимал самое непосредственное участие. К вашему сведению, я был одним из первых кинорежиссеров, совершивших подобный переход на телевидение. Это произошло аж в далеком 2002 году. Да и вообще мне нравится делать несколько дел сразу. (Смеется.) В этом есть какой-то необъяснимый драйв.

Признаюсь вам, что все было далеко не так легко, как это может показаться на первый взгляд. Я тогда много дров наломал, когда всеми силами упорно противостоял невероятному давлению со стороны Universal и ее тогдашнего руководителя Стейси Снайдер во время создания и продвижения «Идентификации Борна». Меня абсолютно не устраивал их типичный примитивный подход к жанру шпионских фильмов. Только вообразите себе: они хотели, чтобы в финале Джейсон Борн один вступил в неравный бой с двумястами наемными убийцами! Их буквально терзал один и тот же вопрос: почему я просто не могу выполнить то, о чем меня просят? Я не только сказал им, что это была самая глупая идея, которую я когда-либо слышал в своей жизни, но также поделился своими личными мыслями с прессой. На самом деле это так ужасно, когда кто-то, не имеющий ни малейшего представления о тяжелом режиссерском ремесле, хладнокровно и бесцеремонно пытается взять под тотальный контроль все твои творческие идеи, при этом совершенно не заботясь о мнении самого автора фильма.

Раз уж об этом зашел разговор, то ранее упомянутая мной мисс Снайдер как раз и была одной из таких персон. Когда я наконец-таки закончил монтаж «Идентификации Борна», то она тонко намекнула, что мне не место в киноиндустрии. Поначалу я думал, что это заявление звучало уж слишком пафосно и самоуверенно с ее стороны, но потом все внимательно взвесил и с ужасом осознал, что она и впрямь в силах перекрыть мне весь кислород!

Все тщательно обдумав, я решил взять небольшой перерыв на год и серьезно заняться телевидением, дабы избежать лишних проблем на свою голову. Зимой 2003 года я создал телесериал под названием «Одинокие сердца», который сразу же стал настоящим хитом в Америке. Мне очень нравится тот факт, что на телевидении ты вовсе не ограничен определенными временными рамками двух-трехчасового формата, как это чаще всего бывает в кино. Таким образом, создатели шоу получают редкую возможность до конца рассказать всю свою продолжительную историю. Знаете, я с большим воодушевлением работал над этим проектом, что, несомненно, позитивно отразилось на моей дальнейшей творческой деятельности.

Вот, к примеру, буквально через две недели я отправляюсь в Канаду для начала съемок первого эпизода пятого сезона «Тайных связей». Мне почему-то кажется, что сейчас именно телевидение предлагает намного больше шансов для молодых начинающих талантов, нежели вся вместе взятая громоздкая киноиндустрия. Но если вдруг в твои руки попадает такой потрясающий проект, как «Грань будущего», то всегда можно сделать исключение из правил.

Читайте также
Статьи Тест: Угадай шпионское устройство Сможете отличить секретное оружие от замаскированного фотоаппарата? Выполните секретную миссию, пройдя наш тест!
Новости Бокс-офис России: Винни против монстров, Том Круз над схваткой «Миссия: невыполнима» по-прежнему в лидерах проката, а кинотеатры по-прежнему пустуют.
Новости Американский бокс-офис: Новый рекорд франшизы «Миссия: невыполнима» Боевик «Миссия невыполнима: Последствия» собрал на старте больше своих предшественников по франшизе.
Статьи А девушки потом: Лучшие «невыполнимые» трюки Тома Круза На поезде, на самолете, на небоскребе, под водой — вспоминаем, где еще занимался экстремальным спортом агент Итан Хант.
Комментарии (20)

Новый комментарий...

  • 23

    Cleverley 13 июня 2014, 16:57 пожаловаться

    #

    Классный мужик

    ответить

  • 8

    plantasy 13 июня 2014, 18:43 пожаловаться

    #

    Всё-таки в «Грани будущего» чувствуется присутствие студии, если бы Даг Лайман сделал свой фильм с полностью «оригинальным видением», с оглядкой на роман, то фильм получился бы иным.

    ответить

  • 15

    Вапрог 13 июня 2014, 20:18 пожаловаться

    #

    Справедливости ради, хотя я считаю «Телепорт» очень средним фильмом, я признаю, что слова Лаймана об оригинальности эгоистичного супергероя-бездельника соответсвуют действительности, ибо персонаж Хейдена Кристенсена просто живет и использует свои способности исключительно для получения удовольствий, ни разу не пытаясь кого-то где-то спасать. Учитывая все более возвышающуюся волну комикс-фильмов и супергероев, подобный персонаж в качестве главного героя сейчас выглядит еще более странно и необычно, чем в год выхода «Телепорта».

    ответить

  • 9

    ВНЧ 13 июня 2014, 23:10 пожаловаться

    #

    Интересно, в «Телепорте 2» он перевоспитается, подобно Хэнкоку?

    ответить

  • 23

    kinosniper 13 июня 2014, 21:16 пожаловаться

    #

    респект Лайману !!! он снял воистину крутой и, не побоюсь этого слова, ШЕДЕВРАЛЬНЫЙ фильм
    БРАВО !!!

    ответить

  • 23

    Борис9999 14 июня 2014, 00:01 пожаловаться

    #

    Если мы хотим видеть чаще в кино именно такие классные новые фильмы, то нам надо ходить на них, а то будут в скором будущем одни приквелы, сиквелы, продолжения, перезапуски и т д:DDD

    ответить

  • 12

    Resenzitor 14 июня 2014, 03:10 пожаловаться

    #

    Лайман наверное пока единственный режиссер, который на своих проб и ошибках, снял конфетку с оберткой, которую можешь открывать сколько хочешь и он будет тебе нравится!

    ответить

  • 3

    ВНЧ 14 июня 2014, 12:04 пожаловаться вдогонку к десятку вчерашних Ctrl+Enter

    #

    Всё же в вопросах Дагу Лайману обращения должны писаться с заглавной буквы (Вы, Вашем и т. д.).

    ответить

  • 9

    Kelevra33 14 июня 2014, 12:08 пожаловаться

    #

    Очень интересная выбрана тематика, надеюсь Запад будет теперь почаще посматривать на Восток, у них там много чего очень нехоженого и удивительного. Считаю что эта изюминка (со временем) спасла фильм от типичного нашествия пришельцев. Отдельное спасибо режиссеру и актерам)

    ответить

  • 13

    ameli2011 14 июня 2014, 21:59 пожаловаться

    #

    Вполне интеллигентное интервью с креативным американским режиссером Д. Лайманом. Радует, что в коммерчески настроенной киноиндустрии все еще есть порядочные люди, умеющие делать настоящее кино.

    ответить

  • 14

    Blackm0re 15 июня 2014, 02:10 пожаловаться

    #

    Спасибо! Просто спасибо Дагу за шикарнейший фильм!
    Уже сходил три раза в кино, впечатления такие же яркие. Надеюсь может смогу сходить и в четвертый раз.

    ответить

  • 6

    H-fun-K 16 июня 2014, 00:20 пожаловаться

    #

    «Наш фильм — это не просто гора спецэффектов»

    Настолько избитая фраза, что не верится что в этот это действительно правда.

    ответить

  • 6

    misterzed 16 июня 2014, 21:16 пожаловаться

    #

    «Наш фильм — это не просто гора спецэффектов», а небольшая горочка.

    Как такая версия? *)

    ответить

  • 3

    H-fun-K 16 июня 2014, 21:26 пожаловаться

    #

    Холмик

    ответить

  • 5

    Valzhan 4 июля 2014, 23:06 пожаловаться

    #

    После интервью создаётся впечатление, что Даг Лайман сильный человек, у которого есть своя позиция и он её всегда отстаивает, потому что верит в неё. Молодец… Уступишь один раз, будешь уступать всю жизнь.

    ответить

  • 9

    Лог-а-Лог 6 июля 2014, 03:19 пожаловаться

    #

    Скучная банальнейшая ерундистика эта «Грань Будущего», не лучше «Трансформеров» Миши Бэя. Лажает Даги.

    Интервью отдаёт пафосом.

    ответить

 
Добавить комментарий...