всё о любом фильме:
Интервью

Алексей Айги: «В киномузыку часто идут какие-то прохиндеи»

К «Орлеану» пока написана только пара музыкальных фрагментов. Как и в «Орде», сценарий Арабова и режиссура Прошкина дают композитору место развернуться. Первая композиция написана для сцены, где в цирке карлики играют музыку на пилах. Так что теперь у меня дома есть еще и музыкальная пила, хотя басовый моринхур со съемок «Орды» некуда поставить.
Алексей Айги: «В киномузыку часто идут какие-то прохиндеи»

В конце апреля на экраны вышел фильм о Марине Цветаевой «Зеркала». На прошлой неделе на Первом канале с успехом был показан «Переводчик» Андрея Прошкина, а в конце мая на телеэкранах появится сериал «Бесы» Владимира Хотиненко. Объединяет эти разные проекты одно имя — композитор Алексей Айги.

Меломанам и тем, кто следит за отечественным кино, он наверняка знаком. Скрипач, который собрал успешный ансамбль 4’33″ и вот уже 20 лет выступает и записывает с ним саундтреки к фильмам, собирая полные залы и увесистые кинонаграды. Синефилы могут вспомнить, что несколько лет назад Айги написал новую музыку к классическим немым фильмам, среди которых «Дом на Трубной», «Метрополис» и «Девушка с коробкой». Как кинокомпозитора Айги наверняка помнят по музыке к «Стране глухих», «Дикому полю» и «Орде».

С некоторых пор композитор и исполнитель живет на два дома: один — в Москве, другой — во Франции, где Айги тоже периодически приглашают работать в кино. Его дебютом во французском кинематографе стал фильм «Я думаю о вас» Паскаля Боницера.

Сейчас Алексей Айги записывает новый альбом и готовится к концертам. В честь двадцатилетнего юбилея ансамбля 4’33″ 19 июня состоится концерт в Московском доме музыки. А чуть раньше, 16 июня, исполнится 60 лет со дня рождения Сергея Курехина. Айги обещает, что вместе с ансамблем исполнит в Санкт-Петербурге и, возможно, в Москве программу его музыки к фильмам. Несмотря на занятость, он согласился рассказать КиноПоиску о том, как работают композиторы в кино и почему их сейчас так мало.

— Как вы выбираете кинопроекты, с которыми готовы работать? Что важнее — сценарий или фигура режиссера?

— Сложно точно ответить. Существует масса вариантов. Заинтересовать могут и сценарий, и режиссер, и что-то другое. Также работает увлеченность предлагающего своим проектом. Был случай, когда мне изначально идея не понравилась, но режиссер меня просто преследовал и заставил-таки написать музыку, о чем я, кстати, не жалею. Но не скажу, что передо мной стоит очередь из желающих, что я отказываю направо и налево. Бывали годы, когда я сам был готов предложиться на что угодно. Если же я отказываю, то это обычно материал, который мне активно не нравится. Или в проекте совсем нет бюджета на музыку. Все-таки за свои собственные деньги я работать пока не готов.

— Как обычно строится работа режиссера с композитором? Вы начинаете сотрудничать еще на этапе сценария или пишете музыку уже к пусть черновой, но монтажной сборке?

— Вариантов бывает много. Обычно я начинаю работать, если не нужна музыка для съемок, когда уже есть черновой монтаж. Бывает, просят основную тему до съемок.

«

Для меня изображение, игра актеров, монтаж — самое главное»

— Что касается проекта «Зеркала», то чем он вас привлек? Получилась, как мне показалось, тревожная, даже нервная музыкальная тема. Личность Цветаевой, ее поэзия как-то повлияли на вашу работу?

— Сейчас уже сложно вспомнить мои первые впечатления от материала. Все-таки фильм выходит в прокат больше чем через год после записи музыки. Но помню, что мне понравилась работа Вики Исаковой. Работать с Мигуновой было непросто. Ей хотелось некоторой парадоксальности музыки. Первоначальные наброски были изменены на почти противоположные. Признаюсь, стихи Цветаевой во время работы я не читал, а ориентировался на картинку. Для меня изображение, игра актеров, монтаж — это самое главное.

— «Зеркала» были номинированы за музыку на главные кинопремии России. Вы ранее становились лауреатом множества наград. Какой вес имеют для вас эти премии? Или признание музыкального сообщества важнее?

— Вес награды имеют. И не маленький. Я помню, приз «Кинотавра» из Сочи еле довез до дома — он весит килограммов восемь. «Ника» похожа на ледоруб, ей убить можно. «Орел» тоже не пушинка. Конечно, приятно получать награды. И глупо говорить, что это неважно. Особенно тогда, когда сам работой доволен. И обидно не получать, когда думаешь, что твоя работа интереснее других. А оценка со стороны профессионалов тоже важна, так же как и оценка зрителей. Просто она не всегда выражается в премиях. Ну а в музыкальных кругах киномузыка считается в основном прикладной работой. Но к этому я отношусь спокойно. Мы уже 20 лет с ансамблем 4’33″ выступаем и записываем диски безо всякой оглядки на какие-либо круги.

— Вы не раз говорили, что в России кризис в том, что касается кинокомпозиторов (и, видимо, не только в кино). Нет молодого поколения. В чем причина, как вам кажется?

— Мне не очень интересно разбираться, отчего в России кризис в кинокомпозиторстве. Мне кажется, что в киномузыку часто идут какие-то прохиндеи, у которых нет собственных музыкальных идей и которые идут в кино, где, как им кажется, можно тупо заработать, делая поделки и подделки под чужую музыку. Научить же писать киномузыку, как и научить писать музыку или стихи, — это та еще задача.

«

В музыкальных кругах киномузыка считается прикладной работой»

— Следите ли вы за работой коллег в российском кино? Отмечали ли для себя интересные решения в том, что касается саундтрека в отечественных фильмах последних лет?

— Волей-неволей приходится следить, если сидишь в кинотеатре или включаешь телевизор. Обычно музыка в российском кино либо бесит, либо удручает. Но интересные саундтреки попадаются, только сложно взять и вспомнить, что понравилось из последнего.

— Вы живете на две страны, Россию и Францию, работали во французском кино. Насколько подход к работе отличается в зависимости от страны?

— В общем-то я там продолжаю работать. Сейчас должен начать новый проект на Гаити с Раулем Пеком. Уже в четвертый раз буду работать с этим режиссером. Различий особых нет. Подход к работе с композитором больше зависит от типа режиссера, чем от специфики страны.

— Вы записывали недавно музыку к «Бесам» Хотиненко и сейчас работаете с Прошкиным над «Орлеаном». С этими режиссерами вы уже работали прежде. Насколько важны отношения с режиссером для композитора?

— Лучше всего иметь человеческий контакт, а в идеале дружить. Кстати, как раз с Прошкиным и Хотиненко (с обоими это уже третий по счету проект) у меня своеобразный тандем и сложился. Но работают с музыкой они совсем по-разному. Хотиненко, когда его устраивает общая стилистика, оставляет довольно большой простор для вариаций, Прошкин же до самого конца вносит изменения, вторгается в каждый такт музыки. И, конечно, и с тем, и с другим я бы с удовольствием работал бы дальше.

«

Прошкин вторгается в каждый такт музыки»

— Если есть возможность, расскажите, пожалуйста, о том, какой будет музыка в этих проектах.

— «Бесы» выйдут уже 25 мая, музыка вся записана. Ее в фильме довольно много. Есть огромные, по пять минут, симфонические фрагменты, в том числе с солирующим сопрано. Описывать же стилистику мне довольно сложно. Могу сказать только, что веселые мотивчики там не наблюдаются. К «Орлеану» пока написана только пара фрагментов для сцены, где в кадре звучит музыка. Как и в «Орде», сценарий Арабова и режиссура Прошкина дают композитору место развернуться. Первая композиция написана для сцены, где в цирке карлики играют музыку на пилах. Так что теперь у меня дома есть еще и музыкальная пила, хотя басовый моринхур со съемок «Орды» некуда поставить.

— Какому проекту вы сейчас посвящаете свое время?

— Мы с ансамблем 4’33″ начали работу над новым диском, ну и есть уже новая киноработа, но я пока не готов о ней говорить.

Читайте также
Новости Объявлены номинанты на российскую кинопремию «Ника» Номинантов на старейшую российскую кинопремию «Ника» объявили в Москве. Список в итоге мало отличается от претендентов на «Золотого орла», с которым традиционно конкурирует «Ника». Радует разве что появление в шорт-листе ленты «Страна ОЗ», которая в итоге и стала одним из лидеров по числу номинаций.
Статьи «Левиафан» и «Орлеан»: Что мы знаем о Елене Лядовой На экраны вышел фильм «Орлеан», где Елена Лядова сыграла роль парикмахерши Лидии, которая спит со всеми подряд и, не терзаясь размышлениями о морали, один за другим делает аборты. Еще один неоднозначный экранный образ героини «Елены» и «Левиафана» стал поводом для того, чтобы вспомнить все, что мы знаем об актрисе.
Новости Премьера трейлера картины «Орлеан» Сочетание комедии и триллера, черный юмор, мистика и гротеск — КиноПоиск представляет первый трейлер одного из самых неординарных отечественных проектов последнего времени — картины Андрея Прошкина «Орлеан» с Еленой Лядовой и Виктором Сухоруковым.
Комментарии (6)

Новый комментарий...

  • 3

    ZELMIRA 13 мая 2014, 22:30 пожаловаться

    #

    отличный композитор, написал отличную музыку к «каменской» и «гибели империи»

    ответить

  • 3

    Ravenside 15 мая 2014, 17:50 пожаловаться

    #

    Оценка современной киномузыки от Айги — подписываюсь под каждым словом. В комедиях — это либо какая-то попсопатока, либо репчик-дапстэпчик, радийные песенки, а во других жанрах — часто (не всегда конечно) что-то очень небрежное, часто вне настроения, вне концепции и никак не связанное с фильмом. Мало кто сейчас пишет специализированно, прицельно, концептуально. Музыка для фильма — это гигантская работа, зачастую она может вытащить весь фильм.

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 15 мая 2014, 23:43 пожаловаться

    #

    это ещё что! как-то имела несчастье наткнуться на очередной сериал на нтв и по-тихому офигела: то музыка из «интернешнла» тома тыквера, то из «американца» антона корбайна…

    ответить

  • 1

    Ravenside 16 мая 2014, 09:28 пожаловаться

    #

    хехе))) ну нтв точно не боится, что кто-то им предъявит. ни тыквер, ни корбайн и понятия не имеют, что есть такой канал в далекой заснеженной России))

    ответить

  • ZELMIRA 16 мая 2014, 18:16 пожаловаться

    #

    а я так мечтала, что узнают, засудят и разорят сей рассадник дичайшего непотребства)

    ответить

  • 4

    Ravenside 16 мая 2014, 19:06 пожаловаться

    #

    То есть, сидят Тыквер и Корбайн на кухне и чай пьют.
    - Том, ты знаешь, а нашу музыку снифили.
     — А, это НТВ-шники что ль? Плюнь ты, нам мелким сошкам до этой цитадели зла никогда не добраться.

    ответить

 
Добавить комментарий...