Мы остановились на кандидатуре Кита Харингтона, потому что я являюсь большим фанатом сериала «Игра престолов». Меня на него подсадила жена. Я упустил первые два сезона, поэтому как-то посмотрел все скопом за двое суток. Сериал потрясающий, и подбор актеров там очень удачный, но для меня Кит выделялся среди остальных.
В преддверии выхода в прокат фильма-катастрофы «Помпеи» мы встретились с режиссером картины Полом У. С. Андерсоном и продюсером Джереми Болтом, которые рассказали о том, как воссоздавали древний город, почему было трудно найти финансирование и за что актеры возненавидели пепел.
Как вы обратили внимание на этот проект?
Пол
Я с детства был одержим римской культурой. Я рос на севере Англии, что недалеко от оборонительного укрепления Вал Адриана, который был построен римлянами для защиты от набегов шотландских народов. Римляне полагали, что в Шотландии нет ничего ценного. Только люди, с которыми они не хотели иметь никаких дел. В детстве история Рима и римская культура занимали важное место в моей жизни. Я очень много знал об этом, увлекался Римской империей. О судьбе Помпеев нам тоже рассказывали в школе. Да и какой ребенок не любит вулканы? А когда римляне и вулканы сразу… Над проектом «Помпеи» мы начали работать в 2008 году. Так что прошло уже шесть лет с того момента, как родилась эта идея. Я был в Париже на
Помимо самого извержения, нужно было рассказать и историю героев. Что было важно для вас в этом направлении? Кажется, с таким сюжетом очень непросто избежать клише. Или же вы, напротив, не избегали их, чтобы остаться в рамках жанра?
Джереми Болт: Это было непросто. Мы были хорошо знакомы с романом Роберта Харриса «Помпеи», главный герой которого является инженером. Мы думали о том, чтобы взять его за основу. Но решили, что это не совсем то, что нам нужно.
Пол: Книга замечательная, но мы сомневались, что зрителю будет интересно наблюдать за инженером и его конструкторскими делами. (Смеется.) А потом Джереми наткнулся на сценарий Бэчлеров, где главным героем был гладиатор, что было намного выгоднее для истории. Когда снимаешь
Насколько важным было для вас максимальное приближение к исторической достоверности?
Джереми: Пол был одержим этим. Он постоянно смотрел разные передачи на эту тему по каналам типа Discovery.
Пол: Мы консультировались с историками и специалистами, так как хотели максимально достоверно рассказать, что там произошло. Когда люди видят в нашем фильме волну, они удивляются: «Хм, в документальных фильмах я такого не видел». Поскольку у нас был достаточный бюджет, а время позволяло, мы решили со всей аккуратностью подойти к перенесению на экран этого бедствия. В этом нам помогал консультант, специализирующийся на истории Древнего Рима. К героям мы подходили также. Хоть они и вымышленные, но их поступки и образ жизни соответствуют тому времени и укладу. Декорации мы строили в соответствии с чертежами города и результатами раскопок. Так что если вам интересно, какими были стены или мозаичный пол в Помпеях, то вы увидите это в нашем фильме.
Сейчас в зоне поражения Везувия живет около двух миллионов человек, и сомнений в том, что рано или поздно произойдет извержение, ни у кого нет
Что вас больше всего удивило в истории гибели Помпеев? Я не знала, что все произошло за 24 часа.
Джереми: Да, все произошло очень быстро.
Пол: Многие считают, что знают о Помпеях все, но это не так. Многие представляют себе дорожки раскаленной лавы, льющейся по улицам города. Лава, безусловно, была, но в самом вулкане. И был магматический бассейн, но до города лава не добралась. В старых же фильмах нам всегда показывают, как люди спасаются от раскаленной лавы. А увидев цунами, землетрясение и пепел, падающий с неба, зритель понимает масштаб бедствия, который на самом деле имел место.
Джереми: Больше всего нас удивил тот факт, что, оказывается, извержение вулкана произошло в разгар фестиваля Беналии. Это был большой летний праздник. Люди со всей Римской империи съехались в римский Вегас, и именно тогда произошла катастрофа.
Пол: В тот момент в городе было в три раза больше людей, чем обычно,
Джереми: Ситуация напоминает фильм «Челюсти», где мэру говорят закрыть все пляжи в самый разгар сезона, когда город может заработать кучу денег на туристах. Также поступают и в Помпеях: «Мы ничего не будем делать. Нам нужны инвестиции и поддержка Рима». И они предпочитают закрыть глаза на знаки.
Люди как были глупыми, так и остались…
Джереми: Это точно. Когда дело касается денег, люди становятся слепцами.
Пол: Мы начинали снимать фильм именно в Помпеях. Все съемки с вертолета, где засняты город или Везувий, делали именно там. Но, конечно, не обошлось без компьютерной графики. Была забавная ситуация. Мы много летали на вертолете, и нам нужна была дозаправка. И вот мы приземляемся, чтобы пополнить запасы топлива, где нас ждет танкер с горючим. А в двадцати футах от этого танкера находится бурлящий кратер вулкана. И я такой: «Окей, кто решил, что это была хорошая идея?» (Смеется.) Сейчас в зоне поражения Везувия живет около двух миллионов человек, и сомнений в том, что рано или поздно произойдет извержение, ни у кого нет. Но многие рассуждают так: «Да, мы знаем, что было извержение в прошлом, и знаем, что будет в будущем, но это точно не произойдет с нами».
Расскажите немного о кастинге.
Пол: Мы остановились на Ките, потому что я являюсь большим фанатом сериала «Игра престолов». Меня на него подсадила жена. Я упустил первые два сезона, поэтому
Джереми: Нам показалось интересным позвать на роль злодея именно того актера, которого зритель полюбил за роль хорошего парня в популярном
Мне он до сих пор помнится в роли насильника в том фильме с Салли Филд…
Джереми: Да, в этой роли он многим запомнился.
На мой взгляд, это его самая впечатляющая работа.
Джереми: Самое главное, что в Кифере есть необходимая уверенность, благодаря которой он не побоялся взяться за такую роль. Что касается Адевале, то мы очень любим сериал «Остаться в живых» и хорошо помним его по роли мистера Эко. Для роли Аттикуса нам нужен был очень атлетичный и внушительный актер. И Адевале отлично справился с ролью. В
Какой уровень доступа у вас был к Помпеям и развалинам?
Пол: Думаю, нам дали больший доступ, чем кому бы то ни было в прошлом. Мы очень тщательно изучили место и сделали множество фотографий. Методика была следующей. Мы воссоздали город на основе фотографий руин, которые сделали, и с помощью компьютерных эффектов оживили его. Для этого нам, безусловно, был нужен максимальный доступ. Нас пустили туда со специальной техникой, причем всю съемочную команду. Нам позволили снимать в городе, перекрывать для этого улицы. На самом деле было жутковато. В
Известно, что в Голливуде очень трудно получить финансирование под исторические фильмы. Они очень дорогие и трудоемкие в производстве. Как вам удалось убедить инвесторов? Может, вы прибегли к
Джереми: Было нелегко. Мы сотрудничаем с немецкой компанией Constantin, и у нас с ними есть некие договоренности. Но насчет этого проекта они вначале сомневались. Это проект дорогостоящий, а они не были уверены, что он будет интересен большой аудитории, а только тем, кто интересуется историей Древнего Рима. Когда же мы нашли сценарий, главным героем которого был гладиатор, нам удалось взглянуть на этот проект
В какие-то моменты нам казалось, что мы снимаем в городе призраков
Пол: К тому же я показал им много великолепных фотографий вулкана, извержение которого было несколько лет назад в Исландии. Там были прекрасные снимки жерла вулкана, облака пепла. Я спросил: «Мы
Постпродакшн получился недешевым, наверно?
Джереми: Да, дорогим и очень напряженным. Пожалуй, это был самый амбициозный проект из всех, что мы делали. Но у нас бы ничего не получилось, если бы нам не помогала наша рабочая семья, с которыми мы уже не раз работали вместе: операторы, монтажеры, специалисты по визуальным эффектам. Мы собрали всех, рассказали о проекте, о том, что хотим сделать. Наверно, если бы это был студийный проект, то он бы стоил в несколько раз дороже. Но у нас уже был опыт работы с маленькими бюджетами в Европе, и мы верили, что сможем обойтись тем, что есть, если подойдем к делу грамотно.
Чем «Помпеи» отличаются от других
Джереми: Если вы спросите актеров, они в один голос скажут про пепел. Они его буквально ненавидели. Конечно, он был совершенно безопасен для здоровья, но все же был ужасен. Он забивался в нос, уши, глаза. После длинного съемочного дня, конечно, ты уже переставал обращать на это внимание. Выходишь на свет и понимаешь, что выглядишь, точно ты шахтер, только что вылезший из каменоломни. Когда после рабочего дня я возвращался в отель, на меня смотрели как на ненормального. (Смеется.) Так что актеры это ненавидели, но самое смешное было не в этом. Они почти все курят, и у меня со съемок сохранились шикарные снимки, где изображены Кит и Эмили, которые как ни в чем не бывало стоят и курят посреди конца света. (Смеется.)