Пол У. С. Андерсон: «После съемок мы были похожи на шахтеров»

Обсудить0

Мы остановились на кандидатуре Кита Харингтона, потому что я являюсь большим фанатом сериала «Игра престолов». Меня на него подсадила жена. Я упустил первые два сезона, поэтому как-то посмотрел все скопом за двое суток. Сериал потрясающий, и подбор актеров там очень удачный, но для меня Кит выделялся среди остальных.

В преддверии выхода в прокат фильма-катастрофы «Помпеи» мы встретились с режиссером картины Полом У. С. Андерсоном и продюсером Джереми Болтом, которые рассказали о том, как воссоздавали древний город, почему было трудно найти финансирование и за что актеры возненавидели пепел.

Как вы обратили внимание на этот проект?

Пол У. С. Андерсон:

Я с детства был одержим римской культурой. Я рос на севере Англии, что недалеко от оборонительного укрепления Вал Адриана, который был построен римлянами для защиты от набегов шотландских народов. Римляне полагали, что в Шотландии нет ничего ценного. Только люди, с которыми они не хотели иметь никаких дел. В детстве история Рима и римская культура занимали важное место в моей жизни. Я очень много знал об этом, увлекался Римской империей. О судьбе Помпеев нам тоже рассказывали в школе. Да и какой ребенок не любит вулканы? А когда римляне и вулканы сразу… Над проектом «Помпеи» мы начали работать в 2008 году. Так что прошло уже шесть лет с того момента, как родилась эта идея. Я был в Париже на каком-то заброшенном складе, где меня осенило. Я позвонил Джереми (Джереми Болт, продюсер фильма — Прим. КиноПоиска) и сказал: «Мы должны снять фильм про Помпеи! Это будет исторический фильм-катастрофа На мой взгляд, гибель Помпеев — это действительно одна из самых грандиозных катастроф за всю историю. Мне всегда хотелось снять историческое кино, но при этом захватывающее.

Помимо самого извержения, нужно было рассказать и историю героев. Что было важно для вас в этом направлении? Кажется, с таким сюжетом очень непросто избежать клише. Или же вы, напротив, не избегали их, чтобы остаться в рамках жанра?

Джереми Болт: Это было непросто. Мы были хорошо знакомы с романом Роберта Харриса «Помпеи», главный герой которого является инженером. Мы думали о том, чтобы взять его за основу. Но решили, что это не совсем то, что нам нужно.

Пол: Книга замечательная, но мы сомневались, что зрителю будет интересно наблюдать за инженером и его конструкторскими делами. (Смеется.) А потом Джереми наткнулся на сценарий Бэчлеров, где главным героем был гладиатор, что было намного выгоднее для истории. Когда снимаешь фильм-катастрофу, лучше как можно дольше придерживать саму катастрофу. Кто захочет полтора часа смотреть на извержение вулкана? Иначе у тебя будет недостаточно времени, чтобы рассказать о персонажах. Гладиатор в нашем случае показался идеальным выбором героя. Он дал нам возможность рассказать интересную историю о рабах, вынужденных бороться за свободу. Историю, которая будет интересна современному зрителю. Я сказал тогда Джереми: «Хочу, чтобы, наблюдая за героями, зрители забыли о существовании вулкана». Чтобы зрители сопереживали Мило и его воле к свободе, следили за его историей любви. И в момент извержения воскликнули: «Ой, точно! Фильм-то про вулкан!» Надеюсь, нам это удалось.

Насколько важным было для вас максимальное приближение к исторической достоверности?

Джереми: Пол был одержим этим. Он постоянно смотрел разные передачи на эту тему по каналам типа Discovery. Из-за большого количества неточной информации в интернете вокруг Помпеев сложилось множество заблуждений и псевдофактов. Мы же не хотели жульничать со зрителем. Еще, как оказалось, многие слышали об извержении вулкана, но мало кто знает, что, помимо этого, было еще землетрясение и цунами. Город подвергся тройному удару. Нам показалось, что будет важно это отразить в фильме.

Пол: Мы консультировались с историками и специалистами, так как хотели максимально достоверно рассказать, что там произошло. Когда люди видят в нашем фильме волну, они удивляются: «Хм, в документальных фильмах я такого не видел». Поскольку у нас был достаточный бюджет, а время позволяло, мы решили со всей аккуратностью подойти к перенесению на экран этого бедствия. В этом нам помогал консультант, специализирующийся на истории Древнего Рима. К героям мы подходили также. Хоть они и вымышленные, но их поступки и образ жизни соответствуют тому времени и укладу. Декорации мы строили в соответствии с чертежами города и результатами раскопок. Так что если вам интересно, какими были стены или мозаичный пол в Помпеях, то вы увидите это в нашем фильме.

Сейчас в зоне поражения Везувия живет около двух миллионов человек, и сомнений в том, что рано или поздно произойдет извержение, ни у кого нет

Что вас больше всего удивило в истории гибели Помпеев? Я не знала, что все произошло за 24 часа.

Джереми: Да, все произошло очень быстро.

Пол: Многие считают, что знают о Помпеях все, но это не так. Многие представляют себе дорожки раскаленной лавы, льющейся по улицам города. Лава, безусловно, была, но в самом вулкане. И был магматический бассейн, но до города лава не добралась. В старых же фильмах нам всегда показывают, как люди спасаются от раскаленной лавы. А увидев цунами, землетрясение и пепел, падающий с неба, зритель понимает масштаб бедствия, который на самом деле имел место.

Джереми: Больше всего нас удивил тот факт, что, оказывается, извержение вулкана произошло в разгар фестиваля Беналии. Это был большой летний праздник. Люди со всей Римской империи съехались в римский Вегас, и именно тогда произошла катастрофа.

Пол: В тот момент в городе было в три раза больше людей, чем обычно, из-за большого количества гостей. Более подходящее время для катастрофы придумать было трудно.

Джереми: Ситуация напоминает фильм «Челюсти», где мэру говорят закрыть все пляжи в самый разгар сезона, когда город может заработать кучу денег на туристах. Также поступают и в Помпеях: «Мы ничего не будем делать. Нам нужны инвестиции и поддержка Рима». И они предпочитают закрыть глаза на знаки.

Люди как были глупыми, так и остались…

Джереми: Это точно. Когда дело касается денег, люди становятся слепцами.

Пол: Мы начинали снимать фильм именно в Помпеях. Все съемки с вертолета, где засняты город или Везувий, делали именно там. Но, конечно, не обошлось без компьютерной графики. Была забавная ситуация. Мы много летали на вертолете, и нам нужна была дозаправка. И вот мы приземляемся, чтобы пополнить запасы топлива, где нас ждет танкер с горючим. А в двадцати футах от этого танкера находится бурлящий кратер вулкана. И я такой: «Окей, кто решил, что это была хорошая идея?» (Смеется.) Сейчас в зоне поражения Везувия живет около двух миллионов человек, и сомнений в том, что рано или поздно произойдет извержение, ни у кого нет. Но многие рассуждают так: «Да, мы знаем, что было извержение в прошлом, и знаем, что будет в будущем, но это точно не произойдет с нами».

Расскажите немного о кастинге.

Пол: Мы остановились на Ките, потому что я являюсь большим фанатом сериала «Игра престолов». Меня на него подсадила жена. Я упустил первые два сезона, поэтому как-то посмотрел все скопом за двое суток. Сериал потрясающий, и подбор актеров там очень удачный, но для меня Кит выделялся среди остальных. Я очень ждал встречи с ним, тем более что я ведь тоже англичанин. А поскольку между Англией и Австралией существует очень тесная связь, то мы были хорошо знакомы с творчеством Эмили. Она в кино с девяти лет. Несмотря на свою молодость, у нее колоссальный опыт за плечами. Она не только красивая, но и обладает твердым характером. Так вот мы остановились на юных влюбленных. На роль злодея мы позвали Кифера. Хотя большинство зрителей знает его как положительного Джека Бауэра (персонаж из сериала «24 часа» — Прим. КиноПоиска), которого он играет вот уже 10 лет, для нас Кифер больше запомнился в роли злодея в «Пропащих ребятах» и «Коматозниках». Мы хотели напомнить зрителям, что Кифер отлично справляется с такими персонажами.

Джереми: Нам показалось интересным позвать на роль злодея именно того актера, которого зритель полюбил за роль хорошего парня в популярном телешоу.

Мне он до сих пор помнится в роли насильника в том фильме с Салли Филд

Джереми: Да, в этой роли он многим запомнился.

На мой взгляд, это его самая впечатляющая работа.

Джереми: Самое главное, что в Кифере есть необходимая уверенность, благодаря которой он не побоялся взяться за такую роль. Что касается Адевале, то мы очень любим сериал «Остаться в живых» и хорошо помним его по роли мистера Эко. Для роли Аттикуса нам нужен был очень атлетичный и внушительный актер. И Адевале отлично справился с ролью. В каком-то смысле его персонажа можно назвать сердцем фильма.

Какой уровень доступа у вас был к Помпеям и развалинам?

Пол: Думаю, нам дали больший доступ, чем кому бы то ни было в прошлом. Мы очень тщательно изучили место и сделали множество фотографий. Методика была следующей. Мы воссоздали город на основе фотографий руин, которые сделали, и с помощью компьютерных эффектов оживили его. Для этого нам, безусловно, был нужен максимальный доступ. Нас пустили туда со специальной техникой, причем всю съемочную команду. Нам позволили снимать в городе, перекрывать для этого улицы. На самом деле было жутковато. В какие-то моменты нам казалось, что мы снимаем в городе призраков.

Известно, что в Голливуде очень трудно получить финансирование под исторические фильмы. Они очень дорогие и трудоемкие в производстве. Как вам удалось убедить инвесторов? Может, вы прибегли к каким-то трюкам?

Джереми: Было нелегко. Мы сотрудничаем с немецкой компанией Constantin, и у нас с ними есть некие договоренности. Но насчет этого проекта они вначале сомневались. Это проект дорогостоящий, а они не были уверены, что он будет интересен большой аудитории, а только тем, кто интересуется историей Древнего Рима. Когда же мы нашли сценарий, главным героем которого был гладиатор, нам удалось взглянуть на этот проект по-новому. Я уговорил их дать нам возможность поработать над этой идеей. Мы сделали акцент на любовной линии, сделали историю более доступной для массового зрителя. Тут уже они увидели схожесть с «Титаником», «Гладиатором» и дали нам зеленый свет. Можно сказать, мы их соблазнили.

В какие-то моменты нам казалось, что мы снимаем в городе призраков

Пол: К тому же я показал им много великолепных фотографий вулкана, извержение которого было несколько лет назад в Исландии. Там были прекрасные снимки жерла вулкана, облака пепла. Я спросил: «Мы когда-нибудь видели что-то подобное в кино?» — «Нет». — «Ну так давайте мы будем первыми!» В конце фильма это зрелище пугает, но в то же время восторгает своей красотой.

Постпродакшн получился недешевым, наверно?

Джереми: Да, дорогим и очень напряженным. Пожалуй, это был самый амбициозный проект из всех, что мы делали. Но у нас бы ничего не получилось, если бы нам не помогала наша рабочая семья, с которыми мы уже не раз работали вместе: операторы, монтажеры, специалисты по визуальным эффектам. Мы собрали всех, рассказали о проекте, о том, что хотим сделать. Наверно, если бы это был студийный проект, то он бы стоил в несколько раз дороже. Но у нас уже был опыт работы с маленькими бюджетами в Европе, и мы верили, что сможем обойтись тем, что есть, если подойдем к делу грамотно.

Чем «Помпеи» отличаются от других фильмов-катастроф, которые вы делали?

Джереми: Если вы спросите актеров, они в один голос скажут про пепел. Они его буквально ненавидели. Конечно, он был совершенно безопасен для здоровья, но все же был ужасен. Он забивался в нос, уши, глаза. После длинного съемочного дня, конечно, ты уже переставал обращать на это внимание. Выходишь на свет и понимаешь, что выглядишь, точно ты шахтер, только что вылезший из каменоломни. Когда после рабочего дня я возвращался в отель, на меня смотрели как на ненормального. (Смеется.) Так что актеры это ненавидели, но самое смешное было не в этом. Они почти все курят, и у меня со съемок сохранились шикарные снимки, где изображены Кит и Эмили, которые как ни в чем не бывало стоят и курят посреди конца света. (Смеется.)

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

4 августа 202233
28 января 20223
9 июля 20214
26 февраля 202116

Главное сегодня

Вчера8
Вчера5
Вчера1
Вчера5
17 апреля18
17 апреля3
17 апреля11
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации