Интервью

Джон Гудман: «Коэны — в своем роде сказочники»

Каждый человек видит что-то близкое только ему в одной и той же картине. То, как откликается его душа на полотно, зависит только от того, что в этой душе накоплено. Каждый вынесет что-то для себя из фильма «Внутри Льюина Дэвиса».
Джон Гудман: «Коэны — в своем роде сказочники»

Джон Гудман, наверное, в представлении большинства зрителей в основном характерный актер, исполняющий не главные, но яркие роли. Ему всегда удавалось создавать запоминающиеся образы, внося в них какую-то изюминку, которая и западает в итоге в душу зрителя.

Видимо, именно эта способность актера и привлекла к нему внимание братьев Коэн, которые особенно ценят неявное. Джон Гудман снялся уже в пяти фильмах постановщиков, и об одном из проектов, ленте «Внутри Льюина Дэвиса», мы встретились поговорить с глазу на глаз в отеле Four Seasons.

Самое забавное, что интервью наше началось еще в лифте. Мы подошли к нему в одно и то же время. Так уж тут принято, в Калифорнии, что даже незнакомые люди приветствуют друг друга, где бы ни столкнулиь, тем более в отелях. Я поздоровалась с Джоном и назвала себя. Сопровождающая его женщина, по виду представитель какого-то пиар-агентства, удивленно вскинула брови и сказала Джону, что я та самая журналистка из России, с которой у него сегодня первое интервью.

Джон крепко пожал мне руку и сказал, что мы вполне можем начать прямо сейчас, и весело так подмигнул. Я сказала, что фильм посмотрела накануне вечером и до сих пор нахожусь под его впечатлением.

— Чем он тебя так зацепил? — спросил Джон.

— Наверное, бесконечной способностью к страданию. Только не говори, что это потому, что я из России.

— (Джон смеется.) Не буду, но ты права, есть в нем именно эта неуправляемая, я бы сказал, способность страдать. Мне очень нравится этот фильм. Я его смотрел уже несколько раз и каждый раз открывал для себя что-то новое, чего не замечал прежде. Коэны — сказочники в своем роде, тебе не кажется? Их фильмы, как и сказки, никогда не надоедают. Их можно смотреть бесконечно и всякий раз видеть по-разному.

Я соглашаюсь молчаливым кивком. Мы выходим из лифта и направляемся в сторону комнаты, где должно проходить интервью. Сопровождающая Джона дама просит меня подождать за дверью, пока актер немного передохнет и подготовится. Джон же, выглядывая из-за ее спины, говорит:

— Мы вполне можем продолжить, если она (кивает на меня) не против дыма сигареты.

Я не возражала. Дым сигарет мне все еще приятен. Мы вышли на балкон, Джон закурил American Spirit (сигареты с настоящим табаком без примесей).

— Все пытаюсь бросить, но никак не получается. Стар, наверное. Однако чувствую, что придется. Жена ворчит все больше. (Смеется.) От алкоголя я уже избавился, но курить люблю. Эх! (Посмотрел на сигарету, отстранив руку с ней.) Стараюсь ограничивать себя. А ты куришь?

— Курила. Я ведь из 1970-х. (Мы оба смеемся.) Тогда мы все курили. Кстати, фильм мне напомнил о моей молодости, когда я скиталась по квартирам друзей и мечтала стать актрисой, но безуспешно.

— Удивительно, что он не просто возвращает тебя в молодость, но дает это ощущение неприкаянности и в то же время непоколебимой уверенности, что все еще можно исправить. Так легко поднимаешься и идешь навстречу непонятно чему. Ты садишься черт знает к кому в машину. Творческие люди всегда проходят через какие-то испытания. Я думаю, что одаренных людей гораздо больше, чем успешных и раскрученных талантов. Просто к одним удача сама липнет, а другие каким-то непостижимым образом ее от себя отталкивают. Я вчера как раз с сестрой говорил об этом фильме. Она только что посмотрела его и пыталась понять, чем он ее так зацепил. И я сказал, что понимание этого фильма зависит от того, кто его смотрит, от индивидуального опыта. Так же происходит и с живописью. Каждый человек видит что-то близкое только ему в одной и той же картине. То, как откликается его душа на полотно, зависит только от того, что в этой душе накоплено. Каждый вынесет что-то для себя из фильма о Льюине Дэвисе.

К одним удача сама липнет, а другие каким-то непостижимым образом ее от себя отталкивают
— В 1960-е в Советском Союзе появилось направление в фолк-музыке. Мы называли его туристическим, что, по сути, было просто авторской песней. Говоря о фолк-музыке в фильме Коэнов, мы ведем речь именно об авторской песне? Я не очень хорошо знаю историю развития народной музыки США.

— Если не заглядывать слишком глубоко, в фолк-музыке есть разные ответвления. Например, очень любимый в Америке жанр кантри. Это тоже фолк. Первые эмигранты из Шотландии, Северной Ирландии, Англии осели в Аппалачах. Они привезли с собой все эти старинные баллады. Это очень грустные и протяжные песни всегда с какой-то поразительно несчастливой историей. Там обязательно кто-то умирает. Так же, как и в русских старинных народных песнях, правда? Я думаю, что все это происходит из одних и тех же корней — из тяжести жизни в те времена. Все эти песни-баллады всегда исполнялись под простую скрипку или какой-нибудь акустический инструмент. Кантри-направление вышло из этой музыки, все их песни — это истории, но зажигательные, жизнеутверждающие, даже в печальных песнях у них есть положительные нотки. Из этого же вырос блюз, те же баллады только черных рабов, из блюза — джаз, рэп. Все развивается и меняется. Авторская песня — это хорошее название для того музыкального движения, о котором рассказывают Коэны, очень хорошее название.

— Мы их еще и бардами называли.

— Барды? Это тоже очень верно. Тоже ведь были певцы и поэты. И музыку сами придумывали и исполняли. Как ты их ни назови, все это стремление человека к самовыражению через какие-то житейские истории. Мы ведь любим рассказывать друг другу истории? Каждый рассказывает их по-своему. Кто-то песней, кто-то — актерской игрой, кто-то — романом или просто статьей.

— Есть в Америке авторская песня сегодня?

— Она появляется и опять пропадает. Но она не умирает, по-моему. Есть еще люди, продолжающие писать хорошие тексты, и сами же они исполняют их под собственный аккомпанемент, чаще всего гитары. Я думаю, они пытаются исследовать то, что лежит глубже поверхностной и показушной поп-музыки, вытащить наружу смысл и эмоции настоящей песни и вернуть ее к истокам. У меня много друзей, пишущих отличные песни, и все это серьезные музыканты. Правда, никто из них не знаменит, как Джастин Тимберлэйк.

— Что вы подразумеваете под показушностью современной поп-музыки?

— Ее коммерциализацию в первую очередь, пожалуй. Там не столько музыка, сколько ритм, танец, костюмы, и все это должно воздействовать на зрителя-слушателя. Это Бейонсе, Майли Сайрус, Джастин Бибер и прочие Леди Гаги. В этих песнях нет души, только пластик, дешевые и кричащие обертки никчемности.

— Вернемся к вашему участию в фильме Коэнов. Все, что вы играли, было на странице сценария, или вы что-то добавили от себя? Костыли те же, например?

— Абсолютно все было в сценарии. Коэны всегда находят для меня интересные роли с забавными и неожиданными нюансами. Мне особенно-то и работать ни над чем не приходится, все уже написано и объяснено. Мне остается только выполнить то, что сказано. И я честно отрабатываю. (Смеется.) Коэны всегда так с актерами. Нам не приходится импровизировать. Коэны импровизируют за нас, а мы потом сливки снимаем, хвалят-то нас.

Авторская песня — это хорошее название для того музыкального движения, о котором рассказывают Коэны
— Я всегда удивляюсь, когда говорят, что для пожилых актеров больше нет ролей, но все чаще я вижу актеров после 50 лет, которые работают даже больше, чем в молодости. Вы ведь тоже стали появляться на экране чаще, не так ли?

— Да, пожалуй. Наверное, я сумел пройти через все перипетии моей карьеры, никого особенно не оскорбив и не обидев. Это чистое везение в моем случае. Хотя, может быть, еще и опыт сказывается. Режиссеру всегда проще работать с актером, у которого богатый опыт за плечами, чем объяснять что-то очевидное и простое человеку малоопытному. Ты вот в прошлую нашу встречу говорила мне, что сначала человек работает на репутацию, а потом репутация работает на человека. Я много думал об этом. Это очень верное выражение. Все, что бы ты ни делал в жизни, так или иначе характеризует тебя, оставляет какое-то впечатление о тебе в других людях. И, если тебе удается пройти из точки А в точку Б, не споткнувшись о свои собственные ноги, показав себя человеком устойчивым в любых обстоятельствах, такая репутация за тобой закрепится, тебе будут доверять. Это ты сама придумала?

— Нет, это мой папа всегда так говорил мне.

— Умный у тебя был папа. Я теперь своей дочери это часто говорю.

— Мне нравятся ваши комедийные роли. «Большой Лебовски» — это до сих пор один из самых любимых фильмов. И мне нравится, что в каждую свою роль вы обязательно вставляете какой-то комедийный элемент. Это получается уже само собой?

— Ты знаешь, в каждой роли есть драма и комедия, даже трагедия, может быть. Человек сложен. В нем есть все эти элементы, поэтому найти в нем что-то смешное не так уж и сложно. Это, в свою очередь, помогает снимать некоторое напряжение. Ты находишь в герое то, что тебе интересно, то, что может сработать именно для него, и в тот самый момент, когда это больше всего необходимо. Я давно не снимался в чистой комедии. Вот недавно закончил новое телешоу для «Амазона» (Amazon.com). Называется «Альфа-дом». Надеюсь, что зрители получат удовольствие.

Коэны всегда находят для меня интересные роли с забавными и неожиданными нюансами
— Что вы думаете обо всех этих технических переменах в кинопроизводстве? Ведь это серьезно влияет на восприятие зрителя.

— Я об этом стараюсь не думать. Чем меньше я знаю, тем легче мне работать. И вообще это не моя задача — размышлять на такие темы. Это головная боль режиссера и его команды. Я же актер. У меня есть роль, я к ней готовлюсь и играю ее так, как этого хочет мой режиссер. Он командир корабля, а я — его матрос, если хочешь. Все, что выйдет из моей работы, в его умелых руках станет чем-то важным и нужным, а в неумелых — чем-то, что легко будет забыть. И в том, и в другом случае я не остаюсь внакладе. Я выполнил поставленную передо мной задачу с максимальной отдачей, а остальное — это уже дело режиссера, как это обработать.

— А вообще как вы относитесь ко всем этим техническим новинкам? Есть среди них у вас какие-то гаджеты, которым вы отдаете предпочтение?

— Пожалуй, нет. Есть, конечно, сотовый телефон, но я его использую только по назначению, без всяких там примочек. Мне нравится пользоваться скайпом, особенно когда я не дома. У меня есть iPad, где есть скайп. Это все, что мне нужно. И библиотеку я завел в этой штуке. Удобно, книг много вмещается, а места занимает мало. Вот и все мои гаджеты.

— Вы по-прежнему много снимаетесь и на большом экране, и на телевидении. У вас есть какие-то критерии, по которым вы выбираете для себя роли?

— Нет у меня никаких особенных критериев. Я могу отличить хороший сценарий от ерунды. Хороший сценарий всегда вызывает интерес, только потом я пристальнее присматриваюсь к герою, которого мне предлагают. И тут уже неважно, кто он и с чем его едят. Важно, что он часть интересной и отлично написанной истории.

— Что, по-вашему, является отлично написанным сценарием?

— Вот этого я точно объяснить не смогу. Это внутренне ощущение правильности. Текст находит внутренний отклик, но как объяснить, на чем это основывается? Интуицией? Может быть. Опытом? Тоже может быть. Не знаю. Я просто это чувствую нутром. Вот ты ела устриц?

— Да.

— Опиши их вкус.

— Хм. Трудно.

— Вот так же трудно мне объяснить тебе, чем меня может привлечь или оттолкнуть тот или иной сценарий.

— Когда у вас появляется свободное время, чем вы предпочитаете заниматься?

— У меня немного свободного времени, чтобы ходить в кино, к сожалению. Я не помню, когда в последний раз был в кинотеатре как обычный зритель. Я люблю читать, но и читать часто, как хотелось бы, не получается. Все урывками, в дороге в основном. Мне нравится втянуться в книгу и уже не отпускать ее, а по времени не получается, поэтому я избегаю читать то, что может меня увлечь. Жду, когда будет больше времени. Читаю в основном короткие рассказы, эссе разные, статьи. Я знаю, что мне нужна передышка в работе. Мне нужно заняться собой. Я опять начал толстеть. (Смотрит на свой огромный живот с сожалением и грустью.) Опять нужно следить за тем, что ем, и хоть немного упражняться, ходить больше. Я разленился в дороге, в работе. У меня еще один фильм выходит в феврале, а потом я свободен на какое-то время. Поеду домой, в Новый Орлеан, начну приводить себя в порядок. Ты бывала в Новом Орлеане?

— Несколько раз на съемочных площадках. Я люблю этот город, особенно Садовый район (Garden District).

— Я живу совсем неподалеку от него. Заглядывай в гости, если будешь в Новом Орлеане. Тебе у нас понравится.

— Не сомневаюсь. Спасибо большое. Если только нам удастся пересечься. Я уверена, что ваш перерыв будет недолгим.

— Твои слова да режиссерам в уши. До встречи!

Читайте также
Статьи Венеция-2018: Самые ожидаемые фильмы фестиваля Новые Коэны, Одиар и Ассайас, ремейк «Суспирии», русское кино в «Горизонтах» и доделанный спустя 40 лет фильм Орсона Уэллса.
Статьи За того парня: Как Олдман пел Сида Вишеса, а Килмер — Джима Моррисона И еще шесть экранных каверов на рок- и поп-хиты, прозвучавших лучше оригинала.
Статьи Эволюция кинообраза: Котики на экране Разнообразная милота и всяческое «ми-ми-ми» стали неотъемлемой частью истории кино с самых первых лет его существования.
Статьи «Они упиваются идиотизмом других людей»: Как братья Коэн пишут сценарии Почему братья смеются над системой гуру сценарного мастерства Роберта МакКи и считают залогом успешного творчества здоровый сон на рабочем месте.
Комментарии (18)

Новый комментарий...

  • 23

    Gwinblade_ 27 января 2014, 16:08 пожаловаться

    #

    Всегда обожал Джона. Он просто божественный актер. И именно в Коэнских фильмах я его особенно любил. Мне нравится, как он говорит о современной поп-музыке.

    ответить

  • 20

    AKA0077 27 января 2014, 16:11 пожаловаться

    #

    Очень душевное, уютное интервью, с удовольствием почитал

    ответить

  • 8

    67889524 27 января 2014, 16:21 пожаловаться

    #

    Давно от Натальи не было таких душевных интервью, сразу видно, что фильм ей действительно понравился, да и Гудман судя по всему, отличный человек)
    Правда, скажем, сценарий третьего «Мальчишника» я бы хорошим не назвал, так что и банально «ради денег», он тоже судя по всему снимается)

    ответить

  • 1

    OGGRANT60 31 января 2014, 00:33 пожаловаться

    #

    Из трех фильмов это был единственный в котором я не смотрел на часы уже к 20й минуте. Более менее история вышла. При этом я вообще не понимаю как они по 400млн собирают.

    ответить

  • 13

    Charlie Cappa 27 января 2014, 17:51 пожаловаться

    #

    Отличный дядька! Олдскульный, живой, с юмором). Рад, что он снова блистает в заметных картинах. Его персонажи всегда вызывают симпатию, даже в случаях, когда бывают не совсем положительными.

    ответить

  • 5

    Lexa Do Kir 27 января 2014, 19:49 пожаловаться

    #

    Ваши интервью всегда так приятно читать. Гудман классный, Кев Смит плохих людей не примечает.

    ответить

  • 2

    Neguch 28 января 2014, 02:20 пожаловаться

    #

    Не видел ни одного фильма Коэнов, но после этого интервью обязательно посмотрю!!! Спасибо Наталья!!!

    ответить

  • 8

    Professore X 28 января 2014, 02:36 пожаловаться Истинно коэновская фактура

    #

    У Коэнов он шикарен, начиная с самой первой их совместной работы — «Воспитания Аризоны» (гомерически смешной тандем с Уильямом Форсайтом / дети по сути, так некстати выросшие). Что уж говорить о его словоохотливом адском соседе одинокого драматурга в «Бартоне Финке» (потрясающий дуэт с Джоном Туртурро / по-моему, лучшие роли в карьере обоих), параноидальном «вьетнамце» Собчаке, столь ревностно отстаивавшим правила игры (и так трогательно подбадривавшим сердечника Донни в финале («Потерпи, Донни. Дивизионный вертолет уже в пути.») в «Большом Лебовски» или том одноглазом чудище в «О, где же ты, брат?» ?! Одним словом потрясающий!
    Есть у Джона ещё символическая 6-ая работа у братьев: в «Подручном Хадсакера» его голос (который, по-моему, не спутаешь ни с каким другим) звучит за кадром, но на титрах он значится как Карл Мундт (кто знает, тот знает почему).

    Пожалуй, именно Джона Гудмана наряду с Джоном Туртурро, Фрэнсис МакДорманд и Стивом Бушеми я поставил бы во главу «элитного» коэновского клуба. Но это не значит, что Джефф Бриджес, Билли Боб Торнтон, Джон Полито, Чарльз Дернинг, М. Эммет Уолш, Майкл Лернер, Тони Шелхауб, Холли Хантер, Питер Стормаре, Джордж Клуни менее коэновские. Отнюдь! Просто первые четыре актера прямо сразу приходят на ум при мысли о коэновском кинематографе.

    Кстати, коль скоро в интервью уделено немалое внимание музыке, не могу не вспомнить одну из ранних ролей Джона (пусть и эпизодическую) в американском дебюте Андрея Кончаловского — тонкой драме «Возлюбленные Марии». Есть там в конце очень проникновенная сцена, где герой Кита Кэррэдина, циничный перекати-поле певец, хвастаясь своими подвигами на любовном фронте, исполняет перед застольной компанией очень красивую песню «Maria Eyes», а камера Хуана Руиса Анчия обозревает, какое влияние она оказывает на собравшихся, в том числе и на героя Д. Гудмана.

    Классное интервью получилось. Неформатное. Скорее даже не интервью, а разговор по душам. По всему видно, что у Джона душа лежит к этому делу.)

    ответить

  • Просто, Джон Полито наименее звёздный, по сравнению с остальными четырьмя, но он тоже один из самых постоянных Коэновских актёров! И всегда превосходен в их фильмах. (честно скажу, я даже считаю его таким «уменьшенным вариантом» Гудмана=)) Уменьшенным исключительно в физическом плане, ни в каком другом)
    Кстати, неожиданно, ОЧЕНЬ Коэновским артистом оказался Брэд Питт)) И МАЙКЛ СТУЛБАРГ!!! Он просто фантастический актёр. Вот очень-очень хотел бы, чтобы эти ребята ещё хотя бы раза по два сышрали у братьев)))

    ответить

  • Professore X 1 февраля 2014, 02:09 пожаловаться

    #

    Несомненно, без Джона Полито галерея коэновских образов была бы неполной. Это мощнейший второй план, выгодно подчеркивающий достоинства первого (который, уверен, случись, и первый потянет). Такие «фоновые» персонажи, как его студийная шестерка Лу Бриз в «Бартоне Финке», психованный мафиози Джонни Каспер в «Перекрестке Миллера» или консервативный частный детектив в «Большом Лебовски» выдержаны в лучших коэновских традициях и запоминаются не хуже главных героев.
    Питт отрывался по полной в «После прочтения сжечь», это да («I have your shit»).)) Мне вообще кажется, что такие роли, как эта или, например, торчка Флойда в «Настоящей любви» Тони Скотта — из числа самых лучших в его карьере.
    И относительно Майкла Стулбарга в «Серьезном человеке» полностью согласен. Яркая роль. Классический коэновский man in trouble, чем-то самого Бартона Финка напоминающий. Жаль, Золотого Глобуса не дали и на Оскар не номинировали.
    Вообще, Джоэл и Итан так интересно работают с актерами, что даже новички в их кино смотрятся абсолютно аутентично. Один Антон Чигур Хавьера Бардема чего стоит! Или Мод Лебовски Джулианны Мур! Или муж-рогоносец Марти Дэна Хедайя!

    ответить

  • 5

    tenay 28 января 2014, 11:11 пожаловаться

    #

    Замечательное интервью. Сразу видно, что Гудман не только хороший актер, но и искренний и великодушный человек.

    ответить

  • 1

    strukovets 28 января 2014, 14:53 пожаловаться

    #

    интересно читать, даже не представляю как такую «поэзию слова» можно выразить на английском

    ответить

  • 1

    Дикий Пушистик 28 января 2014, 17:57 пожаловаться

    #

    Замечательное интервью. Спасибо!!!

    ответить

  • neplul 28 января 2014, 18:51 пожаловаться

    #

    Отличное интервью! Эх, еще бы хотелось интервью с Маллиган, у нее тоже интересная героиня получилась.

    ответить

  • 4

    xirtam 29 января 2014, 16:34 пожаловаться 10 из 10!

    #

    сначала человек работает на репутацию, а потом репутация работает на человека
    не могу вспомнить где я услышал эту фразу впервые (немного в другой вариации: сначала работаешь на имя, потом имя работает на тебя), но мне всегда казалось, что эта фраза довольно расхожа во всем мире… ан нет!

    То, как откликается его душа на полотно, зависит только от того, что в этой душе накоплено.
    а вот это просто дивная фраза! Возьму на заметку.

    ответить

  • 2

    OGGRANT60 31 января 2014, 01:18 пожаловаться

    #

    Сначала ты на зачетку, потом зачетка на тебя. Имхо это чуть ли не с 50-х годов и советских ВУЗов.

    ответить

  • 2

    Ре 31 января 2014, 02:35 пожаловаться

    #

    Боже, что за чушь он несет про авторскую песню? Он ведь даже не знаком с этим понятием…

    ответить

  • 3

    OGGRANT60 31 января 2014, 03:46 пожаловаться

    #

    Почему же? Боб Дилан у них как Высоцкий у нас.

    ответить

 
Добавить комментарий...