всё о любом фильме:
Интервью

Стив МакКуин: «„12 лет рабства“ — фильм о любви»

В российском прокате стартовала драма «12 лет рабства», претендующая на то, чтобы стать главным триумфатором текущего наградного сезона. Режиссер Стив МакКуин рассказал КиноПоиску о том, что происходило на съемках фильма, как он познакомился с Майклом Фассбендером и в каком жанре хочет попробовать себя в следующий раз.
Стив МакКуин: «„12 лет рабства“ — фильм о любви»

В российском прокате идет фильм Стива МакКуина «12 лет рабства» — экранизация одноименных мемуаров Соломона Нортапа, опубликованных в 1853 году. Автобиографической книге не повезло оказаться в тени другой аболиционистской классики — «Хижины дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу, оказавшей значительное влияние на дальнейшую эрозию американского рабовладельческого строя. Долгое время текст Нортапа считался полузабытым артефактом и снова был включен в американский литературоведческий канон только в 1960-е. КиноПоиск представляет интервью с режиссером киноверсии «12 лет рабства».

Слава к чернокожему британцу Стиву МакКуину пришла задолго до его кинематографических упражнений. Он успешный на родине современный художник и лауреат премии Тернера. Многие выходцы из видеоарта часто пробуют себя в игровом кино, надеясь применить свои могучие изобразительные способности к традиционному повествованию, но, увы, не у всех это получается одинаково удачно. Например, почти незамеченным прошел дебют Пипилотти Рист «Пеперминта», однако лучше сложилась режиссерская судьба Сэм Тейлор с ее «Стать Джоном Ленноном».

МакКуин на этом поле затмил всех. Его «Голод», вышедший в 2008-м и рассказывавший о печально известном протесте ирландских заключенных 30-летней давности, попал в число триумфаторов Каннского фестиваля и запустил карьеру Майкла Фассбендера, чуть ли не самой востребованной молодой звезды современности. «Майкл – один из самых талантливых актеров со времен Микки Рурка или Гари Олдмена. Люди хотят быть в его компании. Люди хотят играть в фильмах вместе с ним. Наконец, многие выбирают актерскую профессию из-за него. Настолько он харизматичная личность и одаренный человек. Мне очень повезло, что я его знаю. А познакомились мы в 2008 году на прослушивании к фильму „Голод“. Интересно, но, когда я увидел Майкла в первый раз, мне он совсем не понравился. „Какой высокомерный наглец!“ — подумал я тогда. Но как только начались съемки, мы сразу же нашли общий язык», — заявляет режиссер во время интервью в Нью-Йорке.

Сотрудничество с Фассбендером продолжилось и на следующей картине МакКуина «Стыд». Это рассказ об успешном 30-летнем менеджере Брэндоне, сексуально одержимом Аполлоне, для которого беспрестанное и механистичное влечение к противоположному полу переросло в манию: «Мы с Майклом очень хорошо понимаем друг друга. И поэтому получается очень эффективно и быстро работать. Это как влюбиться в кого-то. Вам этот человек понятен и близок по духу. И вы держитесь за него и ваши отношения. Или по крайней мере должны это делать».

Фассбендер перекочевал и в третий фильм МакКуина «12 лет рабства», являющийся его первой крупной студийной работой, даровавшей режиссеру максимально широкую аудиторию, тогда как «Голод» и «Стыд» пребывали в статусе фестивальных хитов. Первые мысли о подобном проекте пришли к кинематографисту еще после успешной каннской премьеры «Голода», когда он обратил внимание на то, что многие студийные управленцы сразу удивлялись тому, что британец МакКуин — чернокожий (особенно ироничным происходящее выглядит в силу того, что режиссер является тезкой легендарного белого голливудского актера, как раз считавшегося идеальным выразителем мужской харизматичности).

Впечатления от походов по студийным офисам наложились на роившиеся в голове режиссера мысли о рабстве, в итоге убедив его в том, что фильм на подобную тему мог бы быть интересным: «Я сам британец. Мои предки были родом с Карибских островов и пережили рабство. Мои родители из Гренады. Такое островное государство на юго-востоке Карибского моря. Там родилась мать знаменитого американского борца за права темнокожих Малькольма Икса. Понимаете, я часть этой диаспоры. И мне показалось, что было бы интересно снять фильм об этом. И вскоре мы начали писать сценарий со сценаристом Джоном Ридли. Тема очень непростая, и процесс, признаюсь, шел у нас медленно. И тут я рассказал своей жене о своем новом проекте. Она у меня историк по профессии, и она говорит: „Почему бы вам с Джоном не поискать мемуары и записи людей, которые побывали в рабстве?“ Идея нам очень понравилась, и вскоре мы нашли книгу „12 лет рабства“. И после этого я уже не выпускал ее из рук. „Какая удача! Готовый сценарий у меня в руках!“ — радовался я. Я не мог понять, как пропустил эту книгу и не прочитал ее раньше».

На главную роль МакКуин утвердил популярного характерного актера Чиветеля Эджиофора, в этой картине чрезвычайно ярко продемонстрировавшего впечатляющие драматические способности: «Он мне напомнил Гарри Белафонте и сэра Сидни Пуатье — первого темнокожего американского актера, награжденного „Оскаром“ за лучшую мужскую роль. Великие звезды! Чиветель похож на них своим достойным благородством, породистостью и харизмой. Именно такого актера я и искал. И сыграл он просто блестяще!»

«Для меня это фильм о любви!» — в дополнение ко всему заявляет МакКуин, но в другой беседе отмечает, что «12 лет рабства» — это также и в своем роде сказка в духе братьев Гримм. Ведь классические сказки часто бывают безумно мрачными, пока свет счастливого финала не рассеивает все напасти. Действительно, можно найти в ленте что-то от структур «Волшебника страны Оз» и «Пиноккио» (на сравнении с последним настаивает и сам постановщик).

В 1841 году свободный чернокожий скрипач Соломон Нортап счастливо живет со своей семьей в Саратоге, пока к нему не поступает заманчивое предложение от двух подозрительно вежливых импресарио — недельный вояж с цирковой труппой. Во время ужина Соломона опаивают, а утром он просыпается на пыльных досках каморки работорговцев. Позднее Нортапу предстоит пройти все ключевые этапы тогдашней подневольной жизни: плавание по Миссисипи на корабле, где санитарные условия способны сломать даже самого стойкого мужчину; распределение, которым ведает жестокий мистер Фримен (Пол Джаматти), постоянно раздающий затрещины рабам; дальнейшее приобретение будущим хозяином.

Череду «сказочных злодеев», каждый из которых демонстрирует худшие стороны тогдашней социальной ситуации, открывает, пожалуй, наиболее двуличный плантатор — Уильям Форд (Бенедикт Камбербэтч). Перекупающий Нортапа в дальнейшем герой Фассбендера, Эдвин Эппс, откровенно безумен и противоречив. Персонаж же Камбербэтча прикрывается напускной добродетелью, читая рабам проповеди, а после эксплуатируя и оставляя их на попечение жестоких подчиненных, в защите от которых Форд демонстрирует полную беспомощность.

Многочисленные истязания рабов МакКуин показывает регулярно, не скупясь на физические подробности, хотя и временами он щадит зрителей, довольно интеллигентно обходя совсем уж брутальные эпизоды, выстраивая кадр так, чтобы в него не летели лоскуты кожи пытаемых персонажей, или размывая задний план, на котором кого-то в очередной раз хлещут плантаторы: «Книга намного более жестокая, чем наш фильм. Поймите, я снимал фильм про рабство. А оно по своему определению было насилием. Находящиеся в рабстве люди были подвержены физическим и психическим пыткам. И как можно это не показать, рассказывая историю бывшего раба? Так что критики могут критиковать, пожалуйста. А я уверен в своей правоте».

В трагедии Соломона есть что-то похожее на знаменитый дневник Анны Франк — еврейской девочки, вместе с семьей прятавшейся в убежище от охватившего Амстердам нацистского кошмара. МакКуин говорит, что оба реальных случая объединяет гуманистический посыл: «Эти две истории похожи тем, что в обеих описано зверское отношение людей друг к другу. Мне как чернокожему история еврейской девочки так же близка, как и Соломона. Ведь они оба сохраняют невероятное человеческое достоинство и силу духа в нечеловеческих условиях. При этом книга „12 лет рабства“ была написана почти на сто лет раньше мемуаров Анны Франк. Я живу в Амстердаме с женой и детьми. И могу вас уверить, что историю Анны знает у нас каждый. То же по идее должно было случиться и с мемуарами Соломона в Америке. Книга вышла в 1853 году, было продано свыше 20 тысяч копий. Но дело в том, что годом раньше была опубликована „Хижина дяди Тома“. Она-то и захватила всех читателей. Но назовете ли вы историю Анны Франк еврейской историей? Я не думаю! Скажете ли, что „12 лет рабства“ — это только история про чернокожих? Опять же нет. Зато они обе рассказывают о человечности, достоинстве, любви и стойкости. Вот о чем и мой фильм».

Картина МакКуина — не первая экранизация текста Нортапа. В 1984-м вышла телевизионная версия, снятая Гордоном Парксом, при таком богатом на детали материале оказавшаяся слишком традиционной (Паркс некогда считался чуть ли не самым радикальным чернокожим фотографом Америки, помимо прочего, живописавшим похождения нью-йоркских гангстеров, но в игровом кино показавшим себя скорее старательным ремесленником, чем визионером). Из афроамериканских киносюжетов в том году куда больший резонанс вызвала «Армейская история» Нормана Джуисона — детективная драма об убийстве чернокожего офицера. В состязании с таким соперником телевизионное кино Паркса просто затерялось.

Там, где свои художественные амбиции усмирил его предшественник, 42-летний МакКуин наверстал упущенное визуальной поэтикой. Красиво в полной тьме размыкаются кусочки горящего письма, подвешенный Соломон долго и монотонно дергает еле соприкасающимися с землей ногами, пока позади него совершают свои нехитрые бытовые обязанности остальные рабы. Эти сцены — практически готовые видеоинсталляции, уместно смотревшиеся бы не только в кинематографическом контексте. Сам МакКуин честно считает получившееся кино коллективным достижением: «Мы работаем как одна большая команда. Начиная от организации питания, грима и до звука и света. Это наш общий фильм. На съемочной площадке царит атмосфера любви и дружбы. Простите, если это звучит слишком банально, но это действительно так. Мы все помогаем друг другу, собираемся где-нибудь в конце длинного рабочего дня и едим, пьем, разговариваем. Благодаря такому подходу у меня на съемках очень комфортно и безопасно. В том смысле, что актеры не боятся совершить ошибку, оператор не боится экспериментировать и так далее. Так мы добиваемся выдающихся результатов».

Изматывающие съемки «12 лет рабства» проходили в Луизиане, не так далеко от тех мест, где собирал хлопок сам Нортап, причем для воссоздания атмосферы киношникам сильно помогли реальные плантации той эпохи. В числе наиболее пронзительных эпизодов картины присутствуют жестокие взаимоотношения Эдвина Эппса, сыгранного Фассбендером, и «королевы полей» Пэтси, блестяще воплощенной дебютанткой Лупитой Нуинго. Псевдонабожный садист Эппс остро переживает влюбленность в молодую рабыню. Напряжение в этих сценах было столь высоким (как и, конечно, температура воздуха), что один раз Фассбендер просто потерял сознание: «В общем, снимаем мы сцену, где мистер Эппс, которого играет Фассбендер, насилует рабыню Пэтси, которую играет Лупита. Вы же понимаете, очень тяжелая сцена. Так вот в какой-то момент Майкл просто теряет сознание. Падает на Лупиту без чувств. Мы очень нервничали! Но он быстро пришел в себя, хотя не сразу понял, где он и что происходит. Да, пережили мы немало за время съемок».

Еще один человек, много сил вложивший в фильм, но занимающий в нем скромное количество экранного времени, — это Брэд Питт, сыгравший канадского плотника Басса: «Его роль хоть и второстепенная, но очень важная в истории нашего героя Соломона. Брэд сказал, что мой фильм рассуждает о сути человечества. Эта тема его очень привлекла. Я очень рад, что он согласился работать с нами! Он ведь еще и продюсер этого фильма, очень талантливый. Знаете, когда один из актеров еще и продюсер, то он уж точно желает всего самого лучшего режиссеру. Так что мне очень повезло!»

Сейчас для фильма МакКуина главное — не повторить судьбу хита 1985 года «Цветы лиловые полей» Стивена Спилберга, адаптировавшего для большого экрана бестселлер пулитцеровской лауреатки Элис Уокер, в котором речь шла о тяжкой доле чернокожих жителей американского Юга 1930-х, где последствия отмены рабства изживались десятилетиями. Лента до сих пор ходит в рекордсменах по числу упущенных оскаровских статуэток (из одиннадцати номинаций картина Спилберга не победила ни в одной). «12 лет рабства» уже в списке главных соискателей на «Золотой глобус», до «Оскара» от него рукой подать.

Успех у академиков другой тематически схожей работы — постмодернистского вестерна Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» — намекает на то, что на грядущей церемонии результаты «12 лет рабства» могут оказаться не столь плачевными, как когда-то у Спилберга. На близкий выход столь вторящих друг другу картин (а также, конечно, развивающих схожие вопросы «Прислуги» Тейта Тейлора и «Дворецкого» Ли Дэниелса) американские издания сразу обратили внимание, зато самому МакКуину это скорее даже нравится: «Мы с Квентином столкнулись в Новом Орлеане. Он как раз закончил съемки, а я только начинал. И он мне говорит: „Надеюсь, найдется место для двух фильмов на такую тему“. Я ему: „Конечно! Ведь сколько вестернов или фильмов про гангстеров. А их все снимают и снимают. И люди смотрят с удовольствием“».

Не так давно режиссер подтвердил, что планирует сделать телевизионную драму вместе с HBO, но МакКуин не против попробовать себя и в менее серьезных жанрах: «Да, признаюсь, я уже об этом подумываю. Хотелось бы снять мюзикл с Фассбендером. Он же здорово поет! Вы знали об этом? У него потрясающе получается пародировать Майкла Макдональда из The Doobie Brothers».

С 12 декабря фильм «12 лет рабства» ищите в расписании кинотеатров вашего города.

Читайте также
Статьи Камбербэтч-Эдисон и Кларк-Кеннеди в «Войне токов» и «Чаппакуиддике» Бенедикт Камбербэтч и Джейсон Кларк оба показывают реальных исторических личностей, однако подход у двух фильмов совершенно разный.
Новости Трейлер фильма «Дитя во времени»: Камбербэтч ищет пропавшего ребенка Телевизионная драма поставлена по мотивам одноименного романа Иэна МакЮэна 1987 года.
Новости Бенедикт Камбербэтч сыграет сурового отца в драме «Цыганенок» В основу фильма ляжет автобиография боксера и писателя Мики Уолша.
Комментарии (20)

Новый комментарий...

  • 4

    rdanondamove 22 декабря 2013, 20:36 пожаловаться

    #

    Совершенно не понимаю откуда взялась вся эта шумиха вокруг картины. По-моему, очень средненькое и во всех смыслах мейнстримовское кино, которое очень старается поразить, но не может.

    ответить

  • 8

    rdanondamove 22 декабря 2013, 20:44 пожаловаться

    #

    К тому же расстраивают перспективы получения главных «Оскаров» вместо прекрасных «Волка с Уолл-стрит» и «Аферы по-американски».

    ответить

  • 7

    jumper1 22 декабря 2013, 23:22 пожаловаться

    #

    А вы уже видели Волка и Аферу, чтоб так заявлять? Я сам то даже не сомневаюсь, что это прекрасные фильмы, но нельзя так уж говорить. Да и 12 лет отличное кино.

    ответить

  • 2

    vladfreedman 22 декабря 2013, 21:10 пожаловаться

    #

    Мейнстрим?? Многочисленные «длинные» кадры и ракурсы, от которых становится дискомфортно и некоторые уходят из зала не поняв — по вашему мейнстрим?)

    ответить

  • Первое уяснил, но вот второе не понял совсем. Вы сидели в зале с идиотами?

    ответить

  • Просто не кажется лично мне «12 лет рабства» сложной для восприятия картиной. Да и кадры там не такие уж длинные (6 минут затылка в «Солярисе», передаю вам привет).

    ответить

  • 1

    vladfreedman 22 декабря 2013, 22:53 пожаловаться

    #

    Факт — несколько человек ушло с сеанса. Я полагаю фильм им показался слишком «арт-хаусным» и не «мейнстримовым»)))

    Соглашусь с Вами — я тоже несчитаю этот фильм сложным для восприятия, а такие неформатные сцены я воспринимаю наоборот, как шанс прочувствовть филм по иному. Но факт щаключается в том, что таких как Вы и я — меньшинство, это подтверждают и кассовые сборы, и уходящие люди с сеансов. И, если вам эти сцены не кажутся дискомфортны, значит вы широкого взгляда зритель (как я полагаю), но если сравнить этот фильм со стандартным средним поп-корновым «мейнстримовым» кином — разница коллосальна. Ведь никакая студия-мейджор на этапе финального монтажа не допустит таких длинных несменных кадров (если речь идет о коммерческом кино), тк понимают, что это лишний подсознательный дискомфорт для зрителя->меньше людей->меньше касса

    ответить

  • Кстати, вспомнил тут, то что на «12 лет рабства» люди с сеанса уходили, это ещё полбеды. Я когда «Джанго…» смотрел, рядом со мной мужик встал на середине сеанса с кресла и не вернулся, а ведь кино то совсем простое. Быть может дело не в восприятии, а в расистских наклонностях некоторых личностей: «Блин, опять кино про ниггеров, про то как хорошо быть обезьяной и убивать белых людей, пойду-ка я отсюда». Это конечно не цитата, но вполне может быть, что нечто подобное в голове у некоторых возникает, на волне всеобщего национализма и ненависти по отношению к выходцам с гор.

    ответить

  • 7

    jumper1 22 декабря 2013, 23:24 пожаловаться

    #

    Да вообще печально, что несложные картины современный зритель так неоднозначно может воспринимать, в то время как многие тащатся от комиксов. Многим даже 5 минутная сцена без экшена кажется уже поводом уйти и назвать кино скучным — настолько мягкотелые зрители пошли.

    ответить

  • 5

    vladfreedman 23 декабря 2013, 00:48 пожаловаться

    #

    Один из моих самых любимых фильмов — Moon (2009) Дункана Джонса. Я помню как 4 года назад я пошел на него в кино, зал был заполнен наполовину. К середине сеанса ушли почти все) и это был фильм без «ниггерской» темы)

    ответить

  • Зачем использовать это дурацкое слово — «мейнстрим», неужели нельзя заменить его чем-то более русским, более точным, в конце концов менее «мейнстримовым»?

    ответить

  • 8

    67889524 22 декабря 2013, 21:19 пожаловаться

    #

    У меня фильм вызвал неоднозначные чувства: то есть, с одной стороны он блистательно снят и сыгран, но на мой вкус у него есть определенные проблемы с темпом, и концовка несколько не сочетается с настроением всего фильма — получаются все-таки больше «заметки из ада», чем фильм о силе человеческого духа — и как фильм о любви, я его точно однозначно не могу воспринимать. Для меня, это в первую очередь лента о том, что жизнь — борьба, и нужно бороться даже тогда, когда надежды нет. В этом плане — действительно выдающийся фильм, которые не удивлюсь если получит «Оскар» именно в этой номинации. А вот за режиссуру, все-таки надо бы дать Куарону.

    ответить

  • 2

    vladfreedman 22 декабря 2013, 22:42 пожаловаться

    #

    Полностью согласен про Куарона — Гравитация в этом плане оставляет потрясающее магическое впечатление.
    Также, согласен по поводу концовки 12 лет рабства — после всего увиденного в фильме, после всего пережитого, после всей этой силы, мощи, и незгибаемости, которые неслись с экрана, я ожидал концовку, которая… ну модет быть будет более сильна по градусу, более минималистична в словах, но более сильна и резка в эмоциях. (Как, например заключительная сцена медосмотра в Капитане Филлипсе) А она как то. .. плавно прошла что-ли. Но — это вИдение Маккуина)
    Сам фильм считаю безусловно достойным Оскаров.

    ответить

  • 4

    67889524 22 декабря 2013, 23:42 пожаловаться

    #

    Я все-таки ожидал, что будет побег, или моральное перерождение героя Фассбендера, или что-то в этом духе, а в итоге все свелось к появлению Питта в роли «ангела-хранителя» (тем кто фильм не смотрел, извините за спойлер), и по сути все свелось к традиционной для американского кино ситуации — Соломон свободный человек, и для его спасения готовы рисковать, а все остальные «униженные и оскорбленные», пускай так и остаются гнить заживо — учитывая что почти все американские фильмы про это (тот же Филлипс), общее впечатление от фильма несколько смазалось. Да и ощущение того, что прошло 12 лет, не передано абсолютно, как по мне.
    Но повторюсь, снят фильм изумительно, а актерские работы одни из лучших в этом году. И кстати, Камбербэтч впечатления отрицательного персонажа не оставил — он скорей как добрый барин, чем злой рабовладелец.
    Кстати если задуматься, тема крепостного права, в нашем кино, тоже практически неразвита — возможно впрочем и к лучшему, хотя экранизируй кто с таким же мастерством то же «Путешествие из Петербурга в Москву», это был бы не менее изматывающий, но важный для понимания прошлого (да и настоящего) своей страны прецедент.

    ответить

  • 2

    jumper1 22 декабря 2013, 23:49 пожаловаться

    #

    Я думаю Маккуин и не ставил себе задачи показать продолжительность времени, и для него важнее характеры и персонажи, ну и посыл.

    ответить

  • vladfreedman 23 декабря 2013, 00:52 пожаловаться

    #

    Кстааати… Да, если он не обазначил эти 12 лет никак, возможно он этим хотел показать насколько стремительны были эти 12 лет для Соломона в силу его стремления и уверенности в том, что это ошибка и скоро он вернется к своим родным. Как вариант)

    ответить

  • jumper1 23 декабря 2013, 06:35 пожаловаться

    #

    Может быть.

    ответить

  • 1

    jumper1 22 декабря 2013, 23:30 пожаловаться

    #

    Да, и рад еще, что Куарона многие отмечают в режиссуре, даже выдвигая на фильм 12 лет. По этой части Гравитация лучше. Но 12 лет вполне тянет на фильм года.

    ответить

  • 1

    Name XXX 31 декабря 2013, 04:45 пожаловаться

    #

    Согласен с вами по поводу описания Маккуином идеи фильма: я тоже не совсем понимаю, чего для него этот фильм — о любви.
    Однако есть комментарии.
    В этом фильме практически у всех героев мало человеческого духа. Мало его, в том числе, и у главного героя. Много сцен по ходу фильма демонстрируют это (например, сцена с рыдающей матерью, потерявшей детей), а сцена в концовке фильма является кульминационной в этом плане (герой бросается к спасителю, позабыв про негритянку, с которой у него были дружеские отношения).
    Фильм показывает всех героев как людей, которые живут, разрываясь между личными порывами (добродушность героя Камбербетча и блудливость героя Фассбендера) и социальными нормами (неспособность героя Камбербетча даже внимать словам героя Эджиофора про пленение, покорность героя Фассбендера своей жене). В некотором плане даже в конце фильма нет надежды: пусть Соломон и проникся культурой своего народа во время похорон старого негра, но его спасение белым человеком все равно напоминает пленение социальными нормами (пусть и цивилизованными).
    В этом и сила режиссуры Маккуина, перекочевавшая из двух его предыдущих работ: каждая сцена невероятно натуралистична, может быть тяжелой, но не возникает, скажем, желания мастурбировать при виде секса в «Стыде» или вырвать при виде тщедушного тела главного героя в «Голоде» либо исполосанной спины негритянки в «12 Годах Рабства». Эти фильмы — кинополотна, на которые непредвзятый человек может смотреть в качестве эстетического наслаждения. Режиссер не навязывает своих взглядов, за счет чего повествование является действительно многоплановым; сцены, однако, не теряют своей мощи, а только выигрывают от этого.

    Так что, на мой взгляд, режиссура в этом фильме — одна из сильнейших в этом году. И концовка есть наиболее логичным завершением повествования по Маккуину.

    ответить

  • Spider@man 23 декабря 2013, 06:10 пожаловаться

    #

    Очень хороший фильм и мне уж понравился. Непростая жизнь показана в фильме со всей жестокостью и насилием при смутного времени. Надеюсь он победит во многих номинациях на Оскары. Желаю большой удачи!!!

    ответить

 
Добавить комментарий...