Интервью

50 лет «Железному человеку»: Интервью с Денни О`Нилом

В преддверии выхода фильма «Железный человек 3» КиноПоиск продолжает публиковать серию интервью со знаменитыми зарубежными сценаристами и художниками, которые внесли свой вклад в развитие истории о Тони Старке.
50 лет «Железному человеку»: Интервью с Денни О`Нилом

Эпоха 1980-х, несомненно, является одной из самых определяющих в многогранной истории «Железного человека». Никогда ранее Тони Старк не был настолько уязвимым. Вся его жизнь рушится прямо на глазах с появлением нового смертельного врага в лице Обадайи Стейна, а алкогольная зависимость снова дает о себе знать в самый неподходящий для него момент.

КиноПоиск рассмотрел эти и многие другие немаловажные аспекты комикса Iron Man периода 1980-х с известным американским сценаристом Денни О’Нилом — человеком, который не побоялся заглянуть в самые темные уголки личности Тони Старка.

Деннис О’Нил родился 3 мая 1939 года в Сент-Луисе (штат Миссури). С самого детства он проявлял явный интерес к комиксам. Неслучайно, что его карьера сложилась следующим образом: на протяжении более 40 лет О’Нил опробовал свое перо не только в профессиональной журналистике, но и в различных сферах комикс-индустрии в качестве сценариста и редактора, отдавая свое предпочтение таким крупным издательствам, как DC («Бэтмен», «Зеленый Фонарь», «Зеленая Стрела») и Marvel («Человек-паук, «Железный человек», «Сорвиголова»).

В свои 73 года Деннис О’Нил входит в совет директоров благотворительной организации The Hero’s Initiative, которая оказывает активную поддержку ветеранам — создателям комиксов прошлых лет. Также каждую среду он преподает молодым студентам класс по написанию графических новелл в Нью-Йоркском университете. Мистер О’Нил с большим удовольствием откликнулся на нашу инициативу достойно отметить 50-летие Железного Человека.

— Расскажите, что вас заинтересовало в мире комиксов и супергероев?

— Я попал в комикс-индустрию совершенно случайно. Однажды, когда я еще работал в штате Миссури, сценарист Рой Томас показал некоторые мои газетные статьи одному известному редактору из Marvel. Стэну Ли. После этого Стэн предложил мне постоянную работу в их издательстве, но только тогда, когда я успешно прошел специальный тест для авторов. Разумеется, отказаться от такого заманчивого предложения было невозможно.

— Нравился ли вам Тони Старк, он же Железный Человек, до того момента, как вы начали работать над его историей? Есть ли у вас любимые сюжеты с этим героем от предыдущих сценаристов и художников, возможно, произведшие на вас впечатление?

— Мне всегда нравился Тони Старк, но, признаюсь, он никогда не был моим любимым супергероем. Тем не менее один из редакторов Marvel, Марк Грюнвальд, дал мне отличный шанс попробовать свои силы в написании комикса о Железном Человеке. И я с радостью согласился. Что касается любимых сюжетов, то мне очень понравилась история Demon in a Bottle от Боба Лэйтона и Дэвида Микелайни. Я им во многом обязан, особенно Микелайни, ведь он был самым первым сценаристом, который затронул проблему алкогольной зависимости Старка.

— Был ли у вас определенный план или подход, который вы хотели опробовать на этом комиксе?

— Моей конкретной задачей было стремление совместить тему богатства Тони Старка и его чрезмерного употребления алкоголя. Но лично для меня самое главное при работе над любым комиксом — доставить всем читателям истинное удовольствие.

— Вы были сценаристом «Железного человека» на протяжении четырех лет (1982—1986). Тогда вам удалось представить на всеобщее обозрение подробный психологический анализ образа Тони Старка, что было совсем нетипично для комиксов той эпохи. Было ли этого времени вполне достаточно для воплощения новых оригинальных идей? Какова была реакция Marvel на ваши задумки?

— За годы моего многолетнего опыта я осознал следующее: самое лучшее время для различных плодотворных идей, как ни парадоксально, чаще всего наступает тогда, когда у комикса плохие продажи. Но, к счастью, про «Железного человека» так не скажешь. Марк Грюнвальд был отличным редактором, в отличие от других представителей Marvel, ведь он позволил нашей творческой команде пойти в таком направлении, которое сумело заинтриговать всех читателей.

— Предполагали ли вы, что ваша эпическая история про Железного Человека растянется аж на 49 выпусков (# 158; ## 160—208)? Ведь в современной комикс-индустрии редко кому из сценаристов удается проделать нечто подобное.

— По правде говоря, когда мы только-только начинали, я еще сам не знал, что эта история будет такой насыщенной. Иногда мне кажется, что мы даже несколько затянули ее.

— Расскажите поподробнее о создании персонажа Обадайи Стейна. И что им движет по жизни?

— Признаться, я практически забыл об Обадайе, пока не увидел в кинотеатре первый фильм о Железном Человеке в 2008 году. Кстати говоря, Старк и Стейн в исполнении Роберта Дауни-мл. и Джеффа Бриджеса были просто на высоте. Мы c Марком Грюнвальдом часто обсуждали мотивации данного персонажа. Наши намерения были таковы: нужно было столкнуть Тони Старка с новым достойным оппонентом, олицетворяющим его темную сторону, с продавцом смерти, который также сможет продвинуть нашу историю вперед. Жизнь для Стейна как игра в шахматы (любимое хобби злодея), где окружающие его люди — это просто пешки.

— Как вам удалось показать следующие травматические аспекты из жизни Тони Старка: его кризис личности, крах внутреннего мира и всего того, что было так дорого для него?

— Надо сказать, подобные аспекты всегда несут за собой залог успешного сюжета. По крайней мере лично для меня. История Тони Старка — это в первую очередь история о возмездии и освобождении героя. Было очень важно сохранить ту хронологическую последовательность событий, которая была заложена другими авторами в предыдущих комиксах. Таким образом, нам не нужно было напоминать читателям, что у Старка есть явные проблемы с алкоголем. Но мы хотели сделать акцент на том, что зависимость не щадит ни богатых, ни бедных. И даже такой харизматичный и успешный миллиардер, как Тони Старк, в этом случае не исключение.

— Что заставляет Тони превзойти собственные страхи и сомнения, чтобы он вновь смог взять контроль над своей судьбой?

— В 182-м выпуске (май 1984-го) мы показываем нетрезвого Тони в нью-йоркском квартале дешевых баров, где он чуть ли не погибает от переохлаждения во время сильной снежной бури. Перенесенная им в тот момент смертельная опасность олицетворяет собой начало его духовного возрождения. Но так бывает только в комиксах, а в реальной жизни все обстоит гораздо сложнее, ведь зависимые люди не всегда знают, когда им стоит остановиться.

— Какую тему вам было сложнее развивать — взлет или падение Тони Старка?

— С самого начала эти два основополагающих аспекта были ядром нашего сюжета: что происходит с непобедимым Железным Человеком, когда ты, образно говоря, показываешь трещины в его броне? Я думаю, что некоторые сценаристы допускают явную ошибку, пытаясь разделить свои истории на отдельные части.

— Расскажите о том, как происходил процесс развития персонажа Джима Роудса? Что для него значило взять на себя супергеройскую личность Железного Человека?

— Я всегда рассматривал Роудса в первую очередь как смелого и отважного человека с добрым сердцем, мастерски владеющего техникой, что объясняет его безошибочное решение в выборе профессии — стать пилотом. Он не боится прямо посмотреть в лицо опасности. Вот почему все это естественным образом сыграло определяющую роль в его перевоплощении в Железного Человека. Примечателен и тот факт, что для многих читателей и фанатов начала 1980-х именно Джим Роудс (а не Тони Старк) был их Железным Человеком.

— Как вы думаете, можно ли рассматривать Тони Старка и Обадайю Стейна как футуристов с абсолютно противоположным видением мира? Удалось ли Стейну одолеть Старка только потому, что у него был тщательно продуманный план, или же Железный Человек просто не был готов к такой неожиданной атаке?

— Скорее всего, второе. Ведь для нашего сюжета самым важным было то, что Обадайя первым наносит свой сокрушительный удар по Старку.

— Можно ли предположить, что броня Железного Человека олицетворяет собой защитную оболочку от худших страхов Тони? Или же она представляет потенциальную угрозу для своего носителя? И что важнее — человек или броня?

— С моей точки зрения, броня Железного Человека — это точная метафора психологической маскировки личности Тони Старка. Он и броня неотличимы. Первые два фильма о герое совершенно точно сумели передать этот ключевой аспект.

— Расскажите об эволюции взаимоотношений между Тони Старком и Джимом Роудсом. Какую роль сыграла в этом броня Железного Человека? Почему Тони открыл свой величайший секрет именно Роуди?

— Дело в том, что Роуди прошел через вполне заслуженную трансформацию от рядового сотрудника компании Stark Industries к своему новому и независимому супергеройскому альтер эго (Железный Человек). Что касается их общих взаимоотношений и секретов, то, скорее всего, у Тони просто не было иного выбора в этой сложной ситуации, ведь Роуди был единственным другом, которому он мог доверять.

— «Всякий, кто носит броню, — это Железный Человек» (Тони Старк, Iron Man, vol. 1 # 170). Если кто-то другой, будь то Роудс или Пеппер Поттс в современных комиксах, надевает на себя броню, то отбирает ли это оригинальность и уникальность у Тони Старка, первого Железного Человека?

— Да, это явно ослабляет саму идею Железного Человека. Но если креативная команда сценаристов и художников пожертвует этим фактором во имя экстраординарного сюжета, то почему бы и нет?

— Как вы отреагировали на перевоплощение Джима Роудса в бронированного героя по имени Воитель в начале 1990-х?

— Боюсь, что никакой реакции с моей стороны не было. (Смеется.)

— Можете ли вы поподробнее рассказать о процессе написания юбилейного, 200-го выпуска серии Iron Man — комикса, который впервые получил свое начало 10 марта 1963 года в Tales of Suspense, # 39?

— Для меня всегда было честью работать над таким авторитетным и всеми почитаемым персонажем, как Тони Старк. Тут главное — это не забывать следующее: сюжет как в юбилейном выпуске, так и во всех остальных нужно продвигать вперед очень бережно, сохраняя при этом крепкую связь с прошлыми выпусками.

— Каково вам было работать в одной команде с такими интересными художниками, как Стив Дитко, Люк МакДоннелл и Марк Брайт?

— Каждый из них по-своему уникален, так что в этом случае я не посмел бы делать никаких личных предпочтений.

— С вашей точки зрения, можно ли рассматривать идею Тони Старка о создании новой высокотехнологичной космической станции (Iron Man, vol. 1, # 205, апрель 1986-го) как живое воплощение его футуристического взгляда на будущее человечества?

— Тони Старк всегда был и будет футуристом. Следовательно, сама идея о далеком путешествии в космос и создании космической станции — это не что иное, как логическое расширение его невероятного жизненного пути.

— Интересуетесь ли вы приключениями Железного Человека в современных комиксах?

— Если честно, то нет. За всю свою жизнь я написал более 1000 сценариев, а отредактировал около 6000. Думаю, что для комикс-индустрии этого вполне достаточно. К тому же у меня есть и другие немаловажные жизненные интересы.

— И последний вопрос. Как вы думаете, почему Железный Человек до сих пор является таким популярным героем?

— Я думаю, что здесь все предельно ясно. Ведь по большому счету Железный Человек — это современный технологический супергерой. И ни для кого не секрет, что все мы сейчас живем в бурную эпоху развития высоких технологий и инноваций. А потому неудивительно, что все мы, обычные люди, время от времени оглядываемся на такую яркую экстраординарную личность, как Тони Старк.

Читайте также
Новости Сценарист «Железного человека 3» дебютирует в режиссуре Рано или поздно многие сценаристы решают попробовать себя в режиссерском деле. Не стал исключением Дрю Пирс, работавший над сериалом «Антигерои» и приложивший руку к сценариям «Железного человека 3» и «Миссия: невыполнима 5».
Новости «Оскар 2014»: Шорт-лист визуальных эффектов Десять фильмов будут бороться за право получить номинацию «Лучшие визуальные эффекты». Среди счастливчиков, вошедших в шорт-лист, «Гравитация» и «Тихоокеанский рубеж». Мимо пролетели фильмы о супергероях «Человек из стали» и «Росомаха: Бессмертный».
Новости Итоги кинопрокатного лета в США Суммарная выручка американских кинотеатров за четыре месяца, с мая по август, составила 4,76 млрд долларов. Это новый рекорд киноиндустрии Голливуда. Он на 11 % больше прошлогодней кассы в 4,29 млрд долларов и на 8 % лучше предыдущего рекордного достижения 2011 года.
Интервью Ребекка Холл: «Интересно играть того, кто гораздо умнее тебя» Пожалуй, мое знакомство со вселенной Marvel началось как раз с фильма о Железном человеке. Помню, я тогда подумала: «Роберт Дауни-мл., Гвинет Пэлтроу, Джон Фавро — это интересно!» Я смотрела фильм и ничего особенного не ждала от него, так как никогда не читала комиксов и ничего не знала о супергероях, но я получила огромное удовольствие.
Комментарии (9)

Новый комментарий...

  • 11

    Slon23 22 апреля 2013, 12:01 пожаловаться

    #

    Огромное спасибо Стэну Ли и Денни О’Нилу и многим другим за то, что они создали такого замечательного супергероя как Железный человек

    ответить

  • 7

    Mister Justice 22 апреля 2013, 18:13 пожаловаться

    #

    Отдельное спасибо Роберту Дауни младшему за его великолепное исполнение этого поистине легендарного супергероя.

    ответить

  • 4

    alyjane 22 апреля 2013, 14:24 пожаловаться

    #

    можно ли рассматривать идею Тони Старка о создании новой высокотехнологичной космической станции

    Я с удовольствием посмотрела бы на такую станцию.

    Спасибо КП за интересное и замечательное интервью!
    Уже вторую неделю узнаю все больше и больше о Тони Старке из слов вот этих вот прекрасных авторов. Спасибо им за такого супергероя!

    ответить

  • 1

    Ace Garfield 22 апреля 2013, 14:26 пожаловаться

    #

    «Железный Человек 3» наравне с «Человеком из стали» — самые ожидаемые кинокомиксы года. Не терпиться по скорее увидеть новое творение Marvel.

    ответить

  • 1

    Mister Justice 22 апреля 2013, 20:33 пожаловаться

    #

    Не знаю как вы, но я бы добавил в этот список ещё 3 (наверное чуть меньше по-масштабу) фильма : «Тор : Царство тьмы», «Росомаха : Бессмертный» и «Пипец 2».

    ответить

  • 2

    DIGY 22 апреля 2013, 16:37 пожаловаться

    #

    Человек из стали))жду не дождусь, ням ням)))

    ответить

  • 4

    Tayrus 23 апреля 2013, 01:05 пожаловаться

    #

    Сложилось такое впечатление, что корреспондент гораздо больше заинтересован темой интервью, чем сам Денни О’Нил

    ответить

  • Ixxx KiNoMan xxxI 25 апреля 2013, 23:38 пожаловаться

    #

    Я равно также жду «Тор: царство тьмы», как и «Железный человек 3». Это очень интересно, как фильмы — пазлы собирают вторую часть «Мстителей»!

    ответить

  • SURROGAT1994 29 апреля 2013, 20:34 пожаловаться

    #

    Есть кто из Краснодара? Выйграл пригласительный на две персоны на допремьерный показ фильма Железный человек 3 в IMAX 3D. На 30 апреля. Иду один. Если есть кто из Краснодара фанат железного человека, то пишите в личку. Возьму второго человека просто так за даром)))

    ответить

 
Добавить комментарий...