Боб Мэйсон: «Через несколько лет очки для 3D уйдут в прошлое»

Обсудить0

С Джеймсом Кэмероном мы очень плотно работали над несколькими проектами, основной их которых — это, конечно, «Аватар». Питер Джексон, Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг — все они приняли этот технологический прорыв с энтузиазмом, ведь у них появился новый инструмент, новая краска в палитре.

Последние пару месяцев компания RealD, производящая системы для показа 3D-фильмов, постоянно фигурирует в новостях. То представит новую технологию Precision White Screen, которая позволяет успешно использовать белый 2D-экран для проекции 3D-изображения, то объявит о подписании контракта на оборудование 60 залов сети «Мираж», то заинтригует очередной партией сувенирных 3D-очков к выходу «Железного человека 3». Хотя в мире компания является лидером по представлению систем 3D-показа, в России для RealD все только начинается. Однако уже сейчас многие сети постепенно переходят на RealD. Во время Московского кинорынка, дабы проследить за ходом освоения новой территории, в столицу приезжал Боб Мэйсон, управляющий директор RealD Europe.

КиноПоиск поговорил с ним о том, от чего зависит массовое распространение 3D, как будут развиваться технологии кинопоказа в будущем и чуть-чуть о «Великом Гэтсби» База Лурмана.

Боб, расскажите вкратце, с чего началась история RealD.

Компания была основана в 2003 году с целью найти технологию, которая работала бы с современными цифровыми проекторами и могла бы создавать 3D-изображение. Тогда как раз происходила всеобщая «цифровизация», и нам важно было создать такой продукт, который был бы доступен масс-маркету. Технология была готова к 2005 году, тогда компания Disney согласилась предоставить нам свой фильм «Цыпленок Цыпа», и мы представили его на 100 экранах. Это был ноябрь 2005 года. Результаты были потрясающие, посещаемость 3D-сеансов была высокой. Так что по всем показателям наш тестовый запуск был ободряющим. Давно известно, что публика хочет увидеть движущиеся картинки в трехмерном формате. Было много попыток, но технологии подводили создателей трехмерных изображений. Современные цифровые технологии обеспечили комфортный и качественный просмотр 3D.

После 2005-го нам пришлось подождать год до следующего 3D-фильма, вернее, даже до двух фильмов. Они вышли с небольшим интервалом в 2006 году. И сейчас, в 2013-м, мы, начав со ста экранов, пришли к 22 500 экранам по всему миру. В зависимости от страны в RealD 3D сейчас показывается около 55 фильмов — 40—45 голливудских и около 10 локальных трехмерных картин. В ноябре прошлого года мы открыли офис в России. Ваша страна — очень важный для нас и быстрорастущий рынок, здесь открывается множество новых кинотеатров, растут сборы фильмов. Мы всегда старались фокусироваться на конкретной стране, и как раз настало время догнать российский рынок.

В чем отличие вашей системы от других аналогичных?

3D-фильм — это комбинация двух изображений. Одно — для левого глаза, другое — для правого. Хотя фильтры в очках выглядят одинаковыми, на самом деле каждый из них пропускает только одно изображение. Ваш левый глаз видит одну картинку, правый — другую, а мозг совмещает эти два изображения, и так получается объем. По сути, это не третье измерение, это некий оптический эффект, имитация того, как устроено наше зрение в реальной жизни.

Любая 3D-система поглощает много света. В случае с 2D проектор пропускает свет через изображение, и этот свет достигает экрана. Здесь же свет делится на два изображения, что сразу уменьшает его количество. Затем свет отражается от экрана и проходит сквозь очки, и это съедает еще кусочек. Поэтому если из проектора выходит 100 % света, то при использовании большинства систем 3D-показа до человеческого глаза доходит всего лишь 15 %. Разница с RealD в том, что в нашем случае до зрителя доходит 30—35 % света. Мы делаем это как за счет устройства самих очков, фильтры которых поглощают меньше света, так и за счет повторного использования отраженного света. Получается очень яркая картинка, а очки к тому же очень легкие и удобные. Думаю, в этом секрет успеха. В конце концов, не просто же так нам удалось подписать контракты с ключевыми игроками на российском рынке — сетями «Киномакс» и «Каро»! RealD — узнаваемый бренд. Пока не в России, но мы стараемся изменить эту ситуацию. А вот в Северной Америке, Европе зрители уже ассоциируют качественное 3D именно с RealD.

Вторая часть нашего коммерческого успеха состоит в том, что мы не продаем наши системы, мы их лицензируем. Кинотеатру не нужно платить огромные суммы за систему, мы ее устанавливаем и затем получаем небольшой процент от каждого проданного билета. Если фильм собирает большую кассу, то мы довольны, как и кинотеатр, а если фильм проваливается, то мы получаем немного, но и кинотеатру не приходится тратить лишние деньги. Кинотеатрам эта бизнес-модель очень нравится, ведь у них остаются средства, которые можно инвестировать в другие улучшения — строительство новых залов или еще что-то.

Получается очень яркая картинка, а очки к тому же очень легкие и удобные.

Сегодня утром стало известно, что фильм База Лурмана «Великий Гэтсби» откроет Каннский кинофестиваль. Насколько я знаю, он каким-то образом консультировался с RealD в самом начале работы. Как вы работаете с режиссерами?

Как и в случае с любым технологическим развитием, важно, как его воспримут режиссеры и продюсеры. Будут люди, которые мгновенно примут ее и скажут: «Это мое!» Классический пример — Джеймс Кэмерон. С ним мы очень плотно работали над несколькими проектами, основной их которых — это, конечно, «Аватар». Питер Джексон, Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг — все они приняли этот технологический прорыв с энтузиазмом, ведь у них появился новый инструмент, новая краска в палитре.

Когда я был ребенком, единственным местом, где можно было увидеть фильм в 3D, был парк развлечений, когда тебя пытались напугать какими-то штуками, вылетающими из экрана. Эти времена прошли. Нет, конечно, эти приемы еще используются, особенно в фильмах ужасов, но 3D сейчас, можно сказать, повзрослело, стало серьезным инструментом в руках режиссера. Уже несколько фильмов стали поворотными, новаторскими в этом жанре. Это «Аватар», это «Хранитель времени», это «Жизнь Пи». После таких картин, которые вдохновляют, двигают кино вперед, и другие режиссеры понимают, что 3D — это и для них тоже. Они начинают искать ответы на свои вопросы, стараются узнать эту технологию лучше, и тогда действительно иногда приходят к нам.

Мы всегда открыты и готовы помочь. Я знаю, что на ранней стадии подготовки к съемкам «Великого Гэтсби» Баз Лурман был у нас. Говорили не столько конкретно о «Гэтсби», но о 3D в целом, о том, как он сможет использовать этот инструмент в своих следующих фильмах. Надеюсь, наши ответы сыграли какую-то небольшую роль в его дальнейшем выборе 3D-формата для «Гэтсби». Лурман очень много времени уделил консультациям с Джеймсом Кэмероном. В конце концов, если не попробуешь, то не узнаешь, и лучший способ понять 3D — снять в этом формате фильм.

Но цена ошибки будет достаточно дорогой, разве нет?

Цены сейчас гораздо ниже, чем были 10 лет назад, когда мы начинали. Для съемок в 3D нужны две камеры вместо одной, больше места на диске, так как файлов теперь вдвое больше. Хранение и обработка данных обойдется в некоторую сумму, этого не избежать. Аренда второй камеры и дополнительного рига — это не такие уже большие деньги по меркам кинопроизводства. Самое дорогое на съемках — это время. Грубый пример: если у вас бюджет в 100 млн долларов и 100 съемочных дней, то один день съемок обходится вам примерно в миллион долларов. Если вам приходится брать дополнительные 10 дней — это еще 10 миллионов. Это, конечно, условные подсчеты, ведь из этих 100 млн большую сумму получают звезды и так далее. Но пример, тем не менее, демонстрирует высокую стоимость времени. Все, что тормозит подготовку сцены к съемке, заставляет огромное количество людей — гримеров, продюсеров, вторых режиссеров, транспорт, обслуживающий персонал — ждать, пока зазвучит команда «мотор!». Если подготовка сцены занимает час, а с 3D-камерами вы потратите час и шесть минут, то стоимость вырастет на 10 %.

Что же произошло за последние годы, что сильно удешевило съемки в 3D?

Автоматизация ригов для камер, приобретение опыта операторами и персоналом. Если раньше было не очень понятно, как правильно все установить, дольше перепроверяли и готовились к съемкам, то теперь все происходит значительно быстрее. Поэтому и стоимость ниже.

Другой способ производства 3D-фильма — снимать для 3D, то есть просчитывать движение камеры, ракурс, положение актеров, построение кадра так, чтобы потом фильм можно было конвертировать в 3D. Есть такие вещи, которые можно сделать в 2D, но не в трехмерном формате. Например, когда вы снимаете из-за плеча персонажа, граница кадра отрезает часть плеча. Если перевести это в 3D, половина плеча будет торчать из экрана, а это странно, согласитесь. Нужно это учитывать и следить, чтобы плечо было в кадре целиком. Процесс конвертации в 3D тоже становится все более автоматизированным и быстрым, ведь время — деньги. Все больше и больше выходит фильмов, снятых специально для 3D. Среди режиссеров есть два лагеря: одни вам скажут, что снимать нужно сразу в 3D, другие возразят, что лучше конвертировать, ведь это позволяет быть более мобильным на площадке. Но я не буду судить, что лучше, я люблю все трехмерные фильмы!

Как вам кажется, до какого соотношения между 2D и 3D будет расти количество трехмерных фильмов? Или 3D постепенно охватит 100 %?

Я обожаю 3D, я фанат этого формата и работаю в компании, которая им занимается. В моем идеальном мире все фильмы должны быть в 3D! Я не вижу жанра или типа фильмов, которому 3D не подходило бы. Смотрите, я ведь живу в трехмерном мире. Мне повезло, я вижу двумя глазами и вижу вас в трехмерном объеме. Я воспринимаю глубину и расстояние, мне посчастливилось иметь оба глаза. Я слышу объемный звук, я понимаю, откуда доносится этот шум, вы понимаете, откуда слышен мой голос. Звук и изображение имеют три измерения. Так если весь мир вокруг меня в 3D, то почему же фильмы и другие визуальные произведения я должен смотреть в 2D? Ерунда какая-то!

Мне так нужны аттракционы и вылетающие на меня из экрана предметы. Я просто привык, что мои глаза — это своеобразное окно в мир. И если экран плоский, то, смотря на него, я хочу видеть такое же окно, чувствовать глубину. Кто-то говорит, что 3D-формат хорош только для определенных жанров — хоррора, экшна. Но я не соглашусь. Мы видели прекрасные примеры практически любых фильмов в 3D: драму, как «Жизнь Пи»; оперную постановку, как «Кармен» и «Мадам Баттерфляй» Королевской оперы; живую трансляцию балета, приключенческие фильмы, как «Хранитель времени». Теперь нас ждет еще один уникальный представитель — «Великий Гэтсби». Погружение в эпоху, великолепное зрелище. Поверьте мне, это что-то фантастическое. Мне довелось видеть большую часть материала, и я был восхищен. Думаю, что уже не осталось жанров, которые бы не испытали преимущества трехмерного формата. Я бы хотел, чтобы все фильмы были в 3D, чтобы этот формат стал нормой, а не альтернативой. И так и будет.

RealD производит и системы для домашнего просмотра кино и телевидения в 3D. Насколько эта опция популярна? Насколько активно люди смотрят дома кино в 3D?

Да, наша технология стоит на большинстве устройств. Но, хотя сейчас уже почти все современные телевизоры снабжены функцией показа в 3D, вопрос в том, включают ли ее зрители. Здесь существует извечная проблема курицы и яйца. Например, если вы фанат футбола и живете в Великобритании, то, скорее всего, вы будете часто пользоваться этой опцией, потому что кабельный канал еще три года назад начал показывать футбольные матчи в 3D. Но будете ли вы смотреть новости или кулинарное шоу? То есть значение имеет контент. В то же время даже если фильм показывался по телевизору в 3D, то готовы ли вы надеть дома очки? Ведь чаще всего мы смотрим телевизор и делаем еще пять вещей параллельно. В очках это неудобно. Поэтому как только появится технология просмотра 3D без очков — а над ней сейчас работают все ведущие компании, — появится и больше зрителей, а затем и больше 3D-контента на ТВ. Вот такой замкнутый круг.

Возможно, скоро виртуальные актеры будут исполнять роли прямо перед нами, в 5D

Так, а когда же нам ждать безочковую технологию?

Я верю, что в течение нескольких ближайших лет. Я осторожничаю и не говорю, что через год или через 5 лет, потому что никто этого не знает наверняка. Я только могу сказать, что в эти разработки вложены колоссальные усилия, временные ресурсы и средства. И что со стороны потребителя запрос на такую технологию огромен. Ведь никому не хочется менять образ жизни, а хочется прийти домой, включить телевизор, пойти на кухню, сделать сэндвич, вернуться к телевизору, переключить канал, проверить почту на айпаде… Невозможно постоянно снимать и надевать очки. Другое дело — футбольный матч, который я смотрю 45 минут без перерыва, а потом еще 45.

Хорошо, но не останутся ли зрители в таком случае дома? Зачем идти в кинотеатр, если дома ты можешь получить то же качество изображения?

На мой взгляд, нет. Поход в кинотеатр ничем не заменить. Думаю, чем лучше 3D будет на домашних экранах, тем чаще люди будут ходить в кинотеатр. Нам всем нужно выбираться из дома куда-то, да и просмотр фильма в зале с другими людьми — это совершенно особенный опыт. Все-таки не зря в слове «кинотеатр» есть «театр». Совсем другая атмосфера, ни на что не отвлекаешься. Ты идешь в кино, чтобы полностью погрузиться в историю, что сложно сделать дома. Я люблю приводить в пример такую историю. Моя жена умудрилась потратить десятки тысяч долларов на новую кухню в нашем калифорнийском доме, но мы все равно едим в ресторане несколько раз в неделю. Это примерно то же самое. Мы же потратили кучу денег на то, чтобы можно было готовить дома, так зачем тогда ходить в ресторан? Ответ в том, что нам необходимы эти вылазки из дома.

Каким, на ваш взгляд, будет будущее кино- и телепросмотра? Что нас ждет лет через тридцать?

30 лет — долгий срок, особенно для человека моего возраста! (Смеется.) Мы будем двигаться по направлению к созданию виртуальной реальности, ведь всем хочется ощущать свое присутствие в истории. Сейчас мы на том этапе, когда мы имитируем присутствие благодаря зрению, видя изображение трехмерным, как если бы мы были там. Сейчас развиваются технологии голограмм и принципиально других экранов, например круга, из которого изображение возникает в формате 5D. Возможно, скоро виртуальные актеры будут исполнять роли прямо перед нами, в 5D. Можно представить, что в какой-то момент уйдут экраны, будут исключительно голограммы, но это довольно отдаленное будущее. Пока же у нас еще много пространства для развития трехмерного изображения. Его можно сделать еще ярче, комфортнее, качественнее.

Кстати, про комфорт. Что это за очки у вас лежат на столе?

О, это образцы наших разработок. Вот очки к фильму «Оз: Великий и ужасный». Как вы знаете, мы делаем тематические очки к фильмам. А это конструкция для таких людей, как я, очкариков. Это накладка на обычные очки, чтобы смотреть фильмы в RealD 3D. Ведь две пары очков одновременно — это жутко неудобно. Еще есть то, о чем редко задумываются производители 3D-систем, — очки для детей. Ведь у них голова и расстояние между глазами гораздо меньше! С такими очками гораздо комфортнее.

Я, пожалуй, заберу у вас детские очки. У меня как раз узкое лицо, и они мне подходят больше, чем взрослые!

Забирайте, пожалуйста! А еще у нас есть разработка, которую мы развиваем совместно с фирмой OAKLEY. Это персональные очки для тех, кто хочет максимального комфорта в кинотеатре (стоимость около 120 долларов — Прим. КиноПоиска). Они созданы из прочных материалов и с применением опыта OAKLEY. Есть даже два цветовых варианта. Если вам не нравятся одноразовые очки, если вам хочется такого же комфорта, как в качественных солнцезащитных очках, то вы можете выбрать этот вариант.

Что ж, будем запасаться очками для премьеры «Великого Гэтсби» в Канне. Там тоже установят в зале систему RealD?

О, честно говоря, пока не могу сказать. Мы только вчера узнали об этом, и пока ведутся переговоры. Баз Лурман — перфекционист, и, конечно, он хочет, чтобы его фильм демонстрировался в идеальном качестве. «Великий Гэтсби» — это действительно что-то фантастическое, особенно массовые сцены на улице. Вы, наверное, видели в трейлере эти кадры. Невероятной красоты зрелище!

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

14 октября 20232
2 мая 202314
10 марта 202314
20 февраля 202316

Главное сегодня

Вчера9
Сегодня0
Вчера7
Вчера5
17 апреля21
Вчера1
17 апреля3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации