Интервью

Борис Хлебников: «В моем фильме нет героев и негодяев»

«Долгая счастливая жизнь» — это абсолютно радостный фильм, потому что в нем показана победа человека над обстоятельствами, поэтому для меня там есть большая позитивная составляющая. Герой не справляется с российской действительностью, но разбирается сам с собой, со своими эмоциями и мыслями.
Борис Хлебников: «В моем фильме нет героев и негодяев»

«Долгая и счастливая жизнь» — новый фильм Бориса Хлебникова, в этом году представлявший Россию на 63-м Берлинском международном кинофестивале. Сейчас режиссер демонстрирует свою картину в разных уголках страны: Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске. Официальная же премьера фильма в России состоится уже 11 апреля. В интервью КиноПоиску Борис Хлебников рассказал о своих впечатлениях от Берлинского смотра, о жизни в русской деревне, отношении к документальному кино и о том, почему он начал снимать сериалы.

— В многочисленных интервью перед отъездом на Берлинский кинофестиваль вы говорили, что для вас не имеет значения, победит фильм или проиграет. Как вы оцениваете этот опыт постфактум? Что выиграл фильм в долгосрочной перспективе?

— Я бы сказал, что участие фильма в фестивале — это такой большой дополнительный пиар, который просто помогает продвигать картину, потому что у нас нет большого бюджета на рекламу и раскрутку фильма, и в этом смысле фестиваль, конечно, очень помог. Я был в Берлине только два дня и не успел посмотреть фильмы программы, но уверен, что там было много достойных претендентов.

— Вы могли бы прокомментировать реакцию европейских журналистов на ваш фильм?

— Мне кажется, они хорошо посмотрели кино, но для них все же не очень был понятен конфликт и финальная развязка, потому что для европейцев суд, полиция, закон являются очень положительными институтами. Им непонятно, почему при возникновении проблемы человек не обращается в эти инстанции. А для нас это вполне прозрачно: все равно правды не найдешь, тебя только еще больше запутают. Наверное, для менталитета европейцев воспринять конфликт фильма было сложно.

Для менталитета европейцев воспринять конфликт фильма было сложно
— Вы создавали как документальные, так и художественные фильмы, причем влияние документального подхода во всех ваших художественных картинах ощущается очень сильно. Это ваш авторский стиль, или таким образом вы пытаетесь показать, насколько художественно воспроизводимая вами реальность близка к жизни?

— Это, скорее, требование тех историй, которые мы снимали. Например, в фильме «Пока ночь не разлучит» нет никакой документальности, там, наоборот, надо было делать все иначе. Все люди берут сюжеты для творчества из своего личного опыта, из своего восприятия жизни. Просто потом каждый режиссер рассказывает их по-своему: кто-то переосмысляет свой опыт путем фильма-катастрофы, фантастического фильма, кто-то использует документальный подход. Например, Педро Альмодовар — максимально социальный и максимально документальный режиссер, который при всей яркости и абсурдности всех тех коллизий, которые происходят в его фильмах, создает очень яркое наблюдение над национальным характером испанцев. Главное — это жизненные наблюдения и опыт, а форма у каждого своя.

— Тем не менее для себя вы выбрали форму не документального, а художественного кино.

— Я просто не могу снимать документальное кино, мне не нравится сама идея съемок документального кино. Я в этом смысле очень непрофессиональный человек. В документальном кино вы общаетесь с живыми людьми, и для вас каждый раз огромная удача, если с этим человеком что-то происходит. Если, условно говоря, человек ломает ногу или его бьют у вас в кадре, то это хорошо для кино. А если в конце он еще и умирает, то это суперудача. В этом смысле я очень люблю смотреть документальное кино, но сам я не готов его снимать. Я просто боюсь этого, потому что в документальном кино всегда возникает очень большая эмоциональная связь с персонажами, которых ты снимаешь, и очень большая ответственность. Здесь начинается лично для меня какая-то странная моральная история, которую я не могу решить для себя однозначно.

В художественном кино мы моделируем реальность с помощью актеров и убиваем с каскадерами и пиротехниками. В этом смысле нам намного проще.

— Одним из наиболее ярких явлений в отечественной документалистике в последнее время стал нашумевший проект Павла Костомарова, Алексея Пивоварова и Александра Расторгуева «Реальность.doc». Расскажите, пожалуйста, о своем отношении к нему.

— Это очень круто! Там есть две очень важные для меня вещи. С одной стороны, это огромная аудитория их проекта, с другой — очень быстрое производство и большая новостная составляющая их историй, при этом они выбрали форму маленьких документальных фильмов. Это, на мой взгляд, абсолютное искусство, потому что все фильмы сделаны, как японские трехстишья: ничего лишнего, все очень точно, никаких комментариев. Такие маленькие новостные стихотворения. И это мне очень нравится.

Я не люблю смотреть новости, а у Костомарова получилась толковая и талантливым образом сделанная документация реальности, и я из этих маленьких фильмов узнаю о реальности намного больше, чем из новостей. Вспомните их фильмы, связанные с протестной историей. Там показано, что москвичи вышли на улицы, как-то перезнакомились, поняли, что это город не каких-то страшных злодеев и уродов, а город, где живет большое количество хороших и интересных людей. Но при этом в фильме показано, что все эти лидеры оппозиции — люди неинтересные, неэнергичные, невитальные, часто очень глупые. Все это было видно из снятых роликов. Из новостей я бы таких ярких впечатлений не получил.

— А сами вы участвовали в митингах?

— Да, я ходил всегда, но никогда не слушал, что там говорят с трибуны, потому что это всегда было не очень интересно.

— Как вы вообще оцениваете перспективы развития российской документалистики?

— Если мы говорим про документальное кино в строгом значении этого слова, то у него в России вообще нет никаких шансов ни на телевидении, ни на киноэкране. Это совсем печальная история. Если мы говорим про телевизионное документальное кино, то это полная ерунда. Говорящие головы и пейзажи под музыку, плюс какие-то хроникальные отрывки — просто телевизионное кино, которое к документальному не имеет никакого отношения. В этом смысле как раз интересно то, что сделали Костомаров и Расторгуев. Они документальное кино вывели на огромную аудиторию, чего раньше не было. К сожалению, у документалистов нет никаких каналов взаимодействия со зрителем. В Париже, например, существует кинотеатров десять, которые показывают исключительно документальное кино. Также в Европе есть несколько телевизионных каналов, которые показывают исключительно документалистику. Пашины фильмы много раз показывали на ARTE и других европейских каналах, и они даже шли в кинотеатрах за границей, если не ошибаюсь.

Все считают, что богатство — это когда у тебя много всего
— Кстати, с Павлом Костомаровым вы сотрудничали и во время создания своей предыдущей картины «Пока ночь не разлучит». Она несколько выбивается из общей тематики ваших фильмов, зато вполне соответствуют тренду обличения московского гламура и глянца в российском кинематографе в течение последних лет пяти. Насколько проблемы богатых интереснее проблемы бедных в России?

— Вы знаете, в моем фильме совершенно нет осуждения гламура и богатства. Может быть, есть ирония, но осуждения точно нет. Конечно, богатые всех интересуют намного больше, уж сейчас-то точно. Когда общаешься с совсем небогатыми людьми в маленьких поселках и городах России, они все ругают богатых, говорят, что те козлы, сволочи и так далее. Но если вдруг разговор каким-то образом переходит на тему «Что бы ты сделал, если бы разбогател?», то слова типа «большой дом», «яхта», «вилла на Лазурном Берегу» возникают сразу же. У всех мечты одинаковы. Это такие первые представления о буржуазности, о богатстве. Все считают, что богатство — это когда у тебя много всего. Надо понимать, что «давно богатых людей» у нас нет. Сословное богатство уже не существует, поэтому у нас возникает ситуация веселых дикарей, которые выставляют на показ свои деньги, обвешивают себя побрякушками и окружают роскошью. Это довольно забавный момент, который по мере нашего развития пройдет, и наши внуки уже по-другому будут к этому относиться. Люди научатся воспринимать богатство как средство, а не цель. Средство для того, чтобы придумывать что-то новое или менять жизнь своей страны в лучшую сторону.

Мне на самом деле интересны проблемы разных людей. И у бедных, и у богатых процент счастливых и несчастных практически одинаков. Все отличия состоят в условиях жизни и марке одежды, а все остальные составляющие и коллизии, которые с ними происходят, очень похожи и сравнимы.

— Вы сейчас отправляетесь на гастроли по России с картиной, в которой немалое значение имеет название и музыкальное сопровождение. В музыке Егора Летова (группа «Гражданская оборона», альбом «Долгая счастливая жизнь»), по вашим словам, вы слышите радость жизни, несмотря на то что многие находят ее депрессивной. Значит ли это, что в вашем жестком и бескомпромиссном фильме тоже можно найти позитивные стороны?

— «Долгая счастливая жизнь» — это абсолютно радостный фильм, потому что в нем показана победа человека над обстоятельствами, поэтому для меня там есть большая позитивная составляющая. Герой не справляется с российской действительностью, но справляется с обстоятельствами, разбирается сам с собой, со своими эмоциями и мыслями и решает важные для него внутренние вопросы.

— Насколько в таком случае важна социально-обличительная составляющая вашего фильма?

— Понимаете, это условия жизни. В фильме нет героев и негодяев, а есть люди в предлагаемых обстоятельствах, и здесь появляются те, кто приспосабливаются к этим предлагаемым обстоятельствам, те, кто совершенно теряется в этих обстоятельствах и не знает, что с ними делать. А есть человек, который идет против них. В этом смысле эти экономические, социальные и законодательные обстоятельства являются отдельными героями фильма.

— Вы предлагаете какой-то выход из той ситуации, которую показываете?

— Как режиссер, я хочу быть рассказчиком, собеседником, но я не хочу быть человеком на трибуне. Мне удобнее сейчас сидеть с вами за столом и разговаривать, и таким же образом я общаюсь и со зрителем. Мне это кажется правильным.

Очень самонадеянно писать о чем-то, если ты об этом мало знаешь
— Вы снимали «Долгую счастливую жизнь» в небольшой деревне под Мурманском. По какому принципу вы выбирали место действия картины? Насколько репрезентативна показанная вами история в рамках всей страны?

— У меня было две идеи по этому поводу. Во-первых, уехать очень далеко, чтобы история воспринималось как произошедшая где-то далеко, а во-вторых, осенняя средняя полоса — она ужасно депрессивная, плаксиво-грязная, и она очень сочеталась с моей историей в одну эмоцию. Мне хотелось показать какую-то более сильную природу, природу, которой наплевать на то, что происходит. Кстати, когда мы туда приехали, обнаружилось, что там замечательная земля для картофелеводства, потому что там такой состав почвы, где не заводится жучок и разные болезни. Вот почему в советское время там было много картофельных хозяйств, поэтому нет никакой натяжки, когда мы в нашем фильме рассказываем о фермерстве в этом регионе. С реальностью мы не наврали.

— Какой личный опыт послужил отправной точкой для создания этого фильма?

— Огромное количество вещей, законы и принципы которых понять невозможно. Вы попадаете в милицию, например, и совершенно не знаете, что с вами будет. И бороться с этим пока бесполезно. Вы читаете в новостях, что «Сказку о попе и его работнике Балде» решили переименовать и назвать «Сказка о купце и его работнике Балде», и вы ничего с этим сделать не можете. При мне РПЦ отменила выставку Пикассо в Новосибирске, потому что там есть обнаженная натура, это может развратить подростков, поэтому выставку вывезли за черту города.

Когда мы снимали «Сумасшедшую помощь», я очень много ездил по заводам, где работали одни гастарбайтеры, и видел, в каком положении они находятся. Вообще эта ситуация меня ошарашила. Это какое-то максимальное рабовладение. 18 часов работы в день, без трудовых книжек. Такое ощущение, что если с человеком что-то случается, то его труп просто увозят и выбрасывают подальше от этого места. И что с этим делать? Мы все сталкиваемся с такими ситуациями каждый день.

— Как проходила подготовительная работа к фильму «Долгая счастливая жизнь», долго ли пришлось изучать материал?

— У нас каждый раз подготовка к проекту занимает очень много времени. Меня к этому приучил сценарист Александр Родионов. Он это делает каждый раз, и это фантастически полезно. Очень самонадеянно писать о чем-то, если ты об этом мало знаешь. Ты просто потом сталкиваешься с тем, что это оказывается полным враньем, если не изучается досконально.

Работа происходит следующим образом: возникает какая-то идея, мы начинаем изучать вопрос и одновременно писать сценарий. Фильм «Долгая и счастливая жизнь» я придумал снимать на севере, например в Карелии (тогда так казалось). И мы организовали путешествие из Москвы. Просто сели в мою машину и поехали. Родионов нашел штук двадцать маленьких фермерских хозяйств, в которые мы по дороге просто заезжали, а потом еще отдельно ездили в Рязанскую, Тульскую, Орловскую области. Единственное, где мы не были, так это в Черноземье. Но я был там отдельно, у меня есть свои впечатления об этом.

— Кто-то из ваших собеседников предлагал выход из сложившейся ситуации?

— Никто не предлагал. Мы говорили и с чиновниками от сельского хозяйства, и с крупными бизнесменами, всегда задавали вопрос: «А что делать людям?» Они говорят: «Не знаем. Уезжать или жить-доживать». У них нет ответа на этот вопрос.

В городах не так депрессивно, как в наших деревнях и поселках
— А у вас есть?

— Я тоже считаю, что надо валить оттуда, потому что в деревне ничего хорошего не будет. Так устроена экономика. Я думаю, что в ближайшие лет двадцать-тридцать ничего не произойдет нового, а когда нет ни работы, ни занятия, личная деградация происходит очень быстро. Научиться же работать, когда ты не работал 15 лет, тоже практически невозможно. Причем в городах происходят интересные и позитивные вещи, там не так депрессивно, как в наших деревнях и поселках.

— Вы известны особым подходом к подбору актеров для ваших проектов. Расскажите, пожалуйста, о процессе создания образа главного героя фильма, которого сыграл Александр Яценко.

— Мы полностью пересняли первые пять съемочных дней, потому что в это время мы вместе с Александром Яценко примерялись к персонажу и думали о том, каким он может быть. Примерно на пятый день мы оба поняли, каким должен быть герой. Это была наша общая, равноправная работа. Я, скорее, наблюдал. Оба мы много предлагали и обдумывали этот образ. В нашем сценарии не было понятно, каким будет Сашка. Он мог быть задротом, а мог быть брутальным парнем, и совершенно непонятно было, в какую сторону его вести. Решили вести в сторону силы, но дальше нужно было контролировать степень героики, чтобы это не выглядело глупо.

Для Саши это тоже был необычный проект, потому что ему обычно предлагали играть людей намного младше себя, поэтому его большие актерские наработки не подходили на эту роль, и ему, как мне кажется, нужно было перепридумывать всю свою органику и инструмент обаяния.

Александра Яценко я очень люблю как актера и как человека, да и всех актеров фильма я в принципе знал до этого. Мы писали роли уже под конкретных актеров, их даже в фильме зовут так же, как в жизни.

— В 2012 году вы приняли участие в съемках сериала «Без свидетелей» для «Первого канала». Учитывая репутацию отечественных сериалов, почему вы согласились на этот проект?

— В проект я пришел уже на середине съемок. Я не был главным режиссером, и я добросовестно и честно снимал тот материал, который предлагался. Это была интересная техническая и режиссерская работа. Мне интересно было работать с очень хорошими актерами так, чтобы они сидели в кадре 25 минут и не вставали.

Вообще говоря, история сериалов для меня вовсе не постыдна, а постыдна история людей, которые их запускают, продюсируют и снимают. Просто потому, что они часто относятся к этому как к второсортному продукту. Хотя, я думаю, сейчас ситуация начинает меняться. Все видят, что сериалы снимают такие режиссеры, как Скорсезе или Спилберг, люди взахлеб смотрят потрясающего качества сериалы Би-би-си. Мне, например, очень нравится сериал, который снял Николай Хомерики. Это такой хороший 12-серийный советский сериал с прекрасной игрой актеров. Мне кажется, сейчас уже стыдно снимать плохие сериалы, и это хорошо. У нас к тому же мало хороших телеканалов. Иногда хорошие проекты делает «Первый канал» и «ТНТ», больше никто ничего интересного не пытается делать. «ТНТ» в этом году сделал всех по рейтингу аудитории в возрасте 18—30 лет, они не боятся делать дорогие, качественные, толковые фильмы. У «Первого» много экспериментов с Германикой, с Бардиным, с Хомерики. Это, конечно, не столь быстрый процесс, но я уверен, что лет через пять каждый год будет выходить штук десять качественных сериалов. Даже режиссеры понимают, что это новая большая площадка с обширной аудиторией. Я могу серьезно сказать, что, если будет интересный проект, я с большим удовольствием продолжу работу над сериалами.

Читайте также
Статьи Что показало «Движение»: Идов в ударе, Крыжовников в угаре, Цыганов в нуаре Главные фильмы и сериалы шестого национального фестиваля дебютов в Омске.
Статьи «Насекомые» и миссис Хайд: 15 фильмов Роттердамского кинофестиваля Новые фильмы Яна Шванкмайера, Пола Шредера и Филиппа Гарреля, киноинсталляция Апитчатпона Вирасетакула, а также Изабель Юппер в роли мадам Хайд и Шарлотта Рэмплинг в роли няни.
Статьи 16 самых ожидаемых российских сериалов 2018 года Киборги и витязи, экранизации бестселлеров и ремейки западных хитов — от режиссеров «Аритмии», «Горько!», «Духless» и других популярных проектов.
Новости Российские кинокритики выбрали «Аритмию» Фильм Бориса Хлебникова получил пять наград «Белый слон» от российской Гильдии киноведов и кинокритиков. «Теснота» стала лучшим дебютом.
Комментарии (3)

Новый комментарий...

  • 3

    youcanfly 11 апреля 2013, 18:47 пожаловаться

    #

    10 апреля были на премьерном показе в Новосибирске. Удалось в том числе пообщаться с Борисом, он так терпеливо отвечал на все реплики из зала, за что ему огромное спасибо!

    ответить

  • CrazyBaks 12 апреля 2013, 19:24 пожаловаться

    #

    Очень интересные ответы дает Борис Хлебников! Было занимательно читать..

    ответить

  • 3

    Гуля Исмаилова 13 апреля 2013, 18:50 пожаловаться

    #

    Вы можете минусовать мои комментарии и быть не согласны со мной, но по моему мнению абсолютно не интересный занудный скучный унылый и местами жутко раздражающий фильм!!!

    ответить

 
Добавить комментарий...