Интервью

Роман Коппола: «Мы обречены встретить свою любовь»

Перед выходом фильма «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» мы поговорили с режиссером Романом Копполой о любви, Чарли Шине, костюмах, русской водке и работе с Уэсом Андерсоном.
Роман Коппола: «Мы обречены встретить свою любовь»

Роман Коппола, сын Того Самого Копполы — настоящий мастер на все руки. Он впервые оказался на съемочной площадке в начале 1970-х, появившись в эпизодических ролях в «Крестном отце» и продолжении этой знаменитой гангстерской драмы. Учился в киношколе при Нью-Йоркском университете, помогал отцу со спецэффектами в «Дракуле», снимал видеоклипы для Daft Punk, Моби, Green Day и Fatboy Slim. Является совладельцем компании American Zoetrope вместе с сестрой Софией Копполой, чьи фильмы он продюсирует.

В режиссуре Роман дебютировал стильным фильмом «Агент „Стрекоза“» — элегантным оммажем шпионской фантастике 1960-х. Премьера фильма состоялась в 2001 году на Каннском кинофестивале. Прием был скорее теплый. Однако со вторым фильмом Коппола не торопился. За последние десять лет сотрудничал с Уэсом Андерсоном, писал с ним сценарии фильмов «Поезд на Дарджилинг» и «Королевство полной луны», причем за последний он номинировался на премию «Оскар».

Второй фильм Романа повествует о дизайнере Чарльзе Своне-третьем, от которого уходит девушка. Чарльз собирает все туфли подруги и выбрасывает их куда подальше. Так начинается его путешествие к новой жизни, попытка прийти в себя и понять, что он делает не так. Поможет ему друг (Джейсон Шварцман) и агент (Билл Мюррей), которые будут сопровождать героя даже в его фантазиях.

Роман — представительный мужчина в темных очках; кажется, родился в костюме и галстуке. Он как будто копирует своего легендарного отца, но разве что внешне. В душе Роман Коппола, скорее всего, совсем другой, но достучаться до него за 15 минут довольно трудно. Мы разговариваем с ним в Санкт-Петербурге, куда он приехал представлять «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» в рамках трехлетия проекта «Кино со вкусом».

Коппола только что час общался с журналистами на пресс-конференции и жаждет выпить чашку чая. «Ты не против, если я буду пить во время разговора? Мне очень неудобно, но я ужасно хочу пить!» Он отвечает на вопросы размеренно, с легким снобизмом, как это может показаться, но на самом деле он тщательно следует образу сына Того Самого Копполы.

— «Чарльз Свон» — очень личный фильм. Наверное, требуется много смелости, чтобы рассказывать о таких вещах, как расставание с любимыми?

— Для меня смелость заключается не в том, чтобы рассказать такую историю. Скорее, она нужна была для того, чтобы начать ее рассказывать. Я знал, что хочу снять чумовой фильм и хочу, чтобы зрители почувствовали себя в нем. Это необычный фильм, немного безрассудный, но я отдаю себе отчет в том, что зритель может немного запутаться. Так что смелость потребовалась, чтобы все просчитать, осознать и с головой броситься в работу. Главное в моем фильме — история парня, который расстается с девушкой. Мне подумалось, что это очень универсальная тема, поэтому зрители хорошо поймут, какие чувства переживает мой герой. Многих бросали любимые, как это ни печально.

— Что для тебя любовь?

— Знаешь, по-моему, существует много вариаций любви. Когда я дал почитать сценарий своему другу, он сказал: «Ты написал историю о человеке, который находится в переходном состоянии. Как раз следующая его девушка будет той, которая ему и нужна». И я подумал: ух ты, да мы же фактически обречены встретить свою любовь! «Обречены», конечно, может, слишком сильное слово для этого, но нам необходимо пройти через стадию нездоровых отношений — с криками, спорами, истериками, — чтобы наконец-то найти правильного для себя человека. С мужской точки зрения — не знаю, может, женщины меня тоже поддержат — существует период, когда ты встречаешься с девушками, например в колледже, и понимаешь, что эти отношения недолговечные. Ты знаешь, что вы все равно расстанетесь. Например, я лично в какой-то момент осознал, что хочу семью, детей, и встретил свою будущую жену. Но для этого ты должен быть готов! Черт, я, кажется, совсем не про то тебе рассказываю!

— Нет-нет, все очень интересно! Я кое-что поняла про героя наконец!

— Отлично!

— Чарльз — дизайнер по профессии, занимается разработкой самых разных обложек. Говорят, тебе очень нравится обложка пластинки Dr. Buzzard’s Original Savannah Band?

— Верно!

— Потому что было ощущение, что она как бы задает тон дизайну фильма.

— Очень приятно, что ты это заметила. К слову, пластинка сама по себе отличная!

— Да, я ее слышала.

— Стиль действительно получился похожий. В 1970-х очень любили ар-деко, практически заново открывали этот стиль, придавая ему гламура. Я в своем фильме использую много фонов в стиле ар-деко, шрифты, элементы костюмов. Или вот в конце фильма у меня вечеринка в стиле 1930-х. Здорово, что это заметно, я очень рад!

— Почему тебя так привлекают 1970-е?

— Меня часто об этом спрашивают, и я всегда отвечаю, что воспоминания об этих годах у меня очень яркие. Я же рос в то время, поэтому поп-культура 1970-х, особенно ее проявления в Калифорнии, точнее в Лос-Анджелесе, сильно повлияли на меня. Меня завораживали магазины сети Tower Records, увешанные здоровыми обложками пластинок, граффити на стенах, журналы того времени, потрясающие рекламные билборды на бульваре Сансет-Стрип. Очень, знаешь ли, было богатое время для дизайна.

— Кто придумал статуэтку для Bullshit Award?

— Ой, это вообще забавная история! Человек, который занимался бутафорией, — мой старый друг. Мы знакомы с детства, но не виделись много лет. Правда, я всегда знал, что он работает с бутафорией, так что обратился к нему, когда начал работать над фильмом. Встреча стала настоящим событием. Ну, знаешь, мы вот такими пацанами были, когда познакомились. (Роман показывает рукой что-то вроде полуметра от пола.) Начали обсуждать, что мне от него нужно, и я говорю: «Все можешь делать так, как знаешь, но вот Bullshit Award должна быть настоящей!» Мне не хотелось делать какую-то дурацкую фигурку. Я хотел, чтобы награда была в форме очень сексуальной девчонки. Короче, я ему весь мозг проел с этой статуэткой, потому что для меня она была очень важна. Он меня успокоил. Не волнуйся, говорит, все сделаем в лучшем виде. Потом зовет меня, показывает несколько эскизов. Я выбрал тот, что с женскими ногами. Отлили ее в бронзе, и мне статуэтка так понравилась, что после съемок я забрал ее к себе в офис! Друг мой этим очень гордится, ну а у меня теперь есть Bullshit Award.

Я очень уважаю кинобизнес и уважаю профессию режиссера. Поэтому всегда на съемки прихожу в костюме и галстуке

— В фильме есть забавный момент с русским таксистом, который дарит герою Чарли Шина бутылку водки. Как думаешь, русская водка самая лучшая?

— С детства запомнил водку «Столичная». Потом были все эти «Абсолюты», «Бельведеры», но я все равно выбрал «Столи», потому что она у меня с детством связана как-то, что ли. Но снобы наверняка скажут, что это ужасная водка, приведут в пример с десяток марок получше. Но русская водка по идее должна быть из России, так? Мне не хотелось снимать шведскую.

— Чарли Шин и Чарльз Свон похожи друг на друга?

— О, это совершенно разные люди. Я знаком с обоими. Настоящий Чарли Шин — очень спокойный чувак. Любит смотреть спортивные передачи по телику, тусоваться с друзьями. Очень такой ненапряжный американский парень, очень дружелюбный. Бывают, конечно, разные истории, но он же человек. Мой герой — эстет, любит красивые вещи, носит красивые шмотки, водит выпендрежную машину. Чарли совсем не такой! Есть, правда, кое-что общее у них. Чарльз Свон продвигается по жизни благодаря своему шарму, своему юмору. Бывают такие парни, которым все дается с легкостью: знакомства, девушки, общение. Не то чтоб Чарли был таким один в один, но он хорошо зарабатывает, симпатичный, веселый, умеет сглаживать углы. Что же касается проблем, с которыми он регулярно сталкивается, то он предпочитает отстраняться от них. При таком подходе ничего, конечно, не решить. Его герой тоже вляпывается в кучу неприятностей, которые растут, как снежный ком, но он уходит от решения. Когда Чарльз решает, мол, гори все синим пламенем, садится в тачку и едет куда глаза глядят — это очень по-человечески. А Чарли Шин... Слушай, вот у нас бытует мнение, что русские зимой пьют много водки. Я приехал сюда и этого не заметил. И то же самое с Чарли. Если он играет пьющего человека, это не значит, что он по жизни такой же. Например, он совершенно не умеет говорить по-испански, не танцует и одевается иначе. Он совсем другой.

— Ты работаешь с Уэсом Андерсоном. Расскажи, пожалуйста, как отличается сочинение сценариев с ним и без него?

— Очень сильно отличается! Уэс — лидер. Он же режиссер, будет ставить фильм по сценарию, поэтому последнее слово всегда за ним. Мы, конечно, многое обсуждаем вместе, но только он решает, в какую сторону пойдет та или иная идея. Вообще я много проработал вторым режиссером на площадке, где в твои задачи входит исключительно работа на главного режиссера. Конечно, все остальные тоже этим занимаются, но тут важно отбросить все свои амбиции и работать на режиссера. То же самое и со сценариями. Мы вроде бы пишем вместе, но я работаю на Уэса. Когда я один, то все иначе. Кстати, знаешь, когда за тебя принимает решения другой человек, в чем-то проще. Когда пишешь сценарий один, то вся ответственность исключительно на тебе. Разумеется, тебе гораздо приятнее осознавать, что это целиком и полностью твоя работа, но в то же время становится чуточку страшно. Временами вообще чувствуешь себя беспомощным, руки опускаются. Работать в команде во многом проще.

— И какой из фильмов Уэса ты любишь больше всего?

— (Роман задумывается.) Слушай, я очень не люблю выбирать любимое. Когда журналисты просят назвать что-то любимое, всегда теряюсь. Пожалуй, первым делом в голову приходит «Академия Рашмор». Там у Джейсона (Шварцмана) большая роль, он один из моих самых любимых актеров, приятно видеть его в такой блестящей роли. Да ну, я люблю все фильмы Уэса, они прекрасные!

— В конце фильма мы видим съемочный процесс: актеры представляются, ты сидишь рядом с оператором. Скажи, ты всегда носишь костюм на площадке?

— Я стараюсь, да.

— Очень здорово смотрится.

— Спасибо! Я очень уважаю кинобизнес и уважаю профессию режиссера. Поэтому всегда на съемки прихожу в костюме и галстуке. Члены съемочной группы, которые со мной не работали, поначалу слегка обалдевали. Со временем, конечно, все привыкают. Я режиссер, я вроде как командую этими людьми. От меня ожидают поведения лидера, и внешние признаки тут тоже важны. В итоге я начал получать кучу комплиментов от съемочной группы.

— У тебя много профессий. Ты и режиссер, и сценарист, и продюсер, и актер, и оператор, и видеоклипы снимаешь, и даже знаешь, как готовить соус для спагетти.

— Какая деятельность тебе больше нравится?

— Хм, хороший вопрос. Я люблю импровизировать с тем, что у меня под рукой. Ну, например, если я снимаю фильм и у меня есть вот это кресло и вот этот человек, то это как бы ингредиенты, их нужно использовать в лучшем виде. При этом я не буду долго и мучительно раздумывать. Очень похоже на процесс приготовления пищи: у тебя есть одно, другое, пятое, десятое, гости придут в семь, нужно успеть накрыть на стол. И неважно, чем я занят — снимаю ли кино, готовлю ли, — мне важно само ощущение. То есть, понимаешь, я осознаю, что у меня в итоге что-то получится, и вот это мне очень нравится!

— Вот вопрос, которого тебе точно не задавали. Твое имя Роман на русском означает одновременно и литературное произведение, и любовную интрижку. Какое значение тебе больше нравится?

— Такое у меня впервые спрашивают! Любовь — это, конечно, романтично, но роман — это эпично, с размахом. Пожалуй, выберу оба!

Фильм Романа Копполы «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» уже в российском прокате.

Читайте также
Статьи Я, снова я и Чарли Шин Вы замечали, что Чарли Шин часто играет собственных тезок? И если раньше это было редкостью, то в последнее время случается все чаще и чаще. К выходу нового фильма «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» КиноПоиск представляет вам нескольких Чарли, в роли которых выступает сам Чарли Шин.
Новости Премьеры России — 14 марта В отечественном прокате стартуют несколько напряженных жанровых лент, в числе которых ремейк культовой классики «Красный рассвет» — «Неуловимые», где центральные роли исполняют Крис Хемсворт и Джош Хатчерсон. Также выходит новая работа Брэда Андерсона «Тревожный вызов» с Холли Берри. Кроме того, России достигла экспериментальная трагикомическая лента Романа Копполы «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего».
Статьи Игра престолов: Династия Коппола В российском прокате стартует картина «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего», снятая Романом Копполой, сыном Френсиса Форда Копполы. В честь выхода картины КиноПоиск решил вспомнить, какие люди составляют эту известную кинематографическую династию.
Комментарии (5)

Новый комментарий...

  • tk_248 14 марта 2013, 01:04 пожаловаться

    #

    Концовочка прямо тост к застолью :)

    ответить

  • 2

    Pink Panther 14 марта 2013, 01:50 пожаловаться

    #

    Он прям как Сэм Рэйми, тоже приходит на съемочную площадку в костюме.

    ответить

  • 4

    Larrix 14 марта 2013, 12:17 пожаловаться

    #

    СПАСИБО за великолепнейшее интервью:)))
    Импозантный мужчина… талантливый сценарист и режиссер… список достоинств можно продолжить)))
    Интересно! черт возьми Замечательно настроили на «Чарльза Свона-третьего»!:)))

    ответить

  • 2

    audiovideofil 14 марта 2013, 12:32 пожаловаться Оффтоп

    #

    Daft Punk, Моби, Green Day и Fatboy Slim.

    ответить

  • lizhnik_goda 1 апреля 2013, 03:16 пожаловаться

    #

    Спасибо за интересное интервью! С чувством, с изюминкой общается человек с журналистами, сразу видно. И фильм такой же снял, с чувством и изюминкой, очень стильный, очень смешной и очень лиричный. По мне, правда, в первую очередь лиричный, но, судя по хохоту в зале даже во время лиричных сцен, для многих — в первую очередь очень смешной.

    ответить

 
Добавить комментарий...