Интервью

Иван Вырыпаев: «Я снимаю фильмы для зрителей, для проката»

Кино разделилось на две сферы: либо оно яркое, дорогое, со спецэффектами типа «Аватара», либо это очень интересное и важное авторское высказывание, которое снято на что угодно.
Иван Вырыпаев: «Я снимаю фильмы для зрителей, для проката»

29 ноября на российские экраны выходит новый фильм Ивана Вырыпаева — драматурга, театрального режиссера и с недавних пор художественного руководителя одного из наиболее прогрессивных московских театров — театра «Практика». Это «Танец Дели», поставленный по его же пьесе и снятый за небольшие по меркам кино деньги в 400 тысяч долларов, но, учитывая особенности «Танца Дели», создателям не пришлось ни на чем экономить.

«Танец Дели», премьера которого состоялась на Римском кинофестивале в одной из параллельных программ, — это сразу семь коротких фильмов, каждый продолжительностью по 12 минут. Действие историй происходит в больнице на фоне белой кафельной стены. Героев несколько, а темой их разговора становятся смерть и любовь. Музыку написал известный композитор Андрей Самсонов, ранее уже работавший с Иваном Вырыпаевым, а также сотрудничавший в разное время с Аквариумом, Tequilajazzz и Земфирой.

Так как место действия не меняется, порой возникает ощущение театральной постановки. Оно усиливается спецификой вырыпаевских диалогов, в которых ритм так же важен, как и слова. В «Танце Дели» у актеров Каролины Грушки, Ксении Кутеповой, Игоря Гордина, Инны Сухорецкой и Арины Маракулиной сложная задача — держать внимание зрителя, не имея в качестве поддержки ничего, кроме кафельной стены. Как в театре.

Для самого Ивана Вырыпаева это история о принятии, и он считает фильм самой простой и доступной из своих работ. КиноПоиск поговорил с режиссером о том, кому следует заниматься искусством и почему российской системе государственного финансирования кино стоит поучиться у польской, а также о том, как в «Танце Дели» оказалась песня Бориса Гребенщикова.

— Иван, «Танец Дели» вы собирались поставить в Москве, но что-то не сложилось. Вам всегда хотелось сделать эту историю в виде фильма? Или это скорее результат стечения обстоятельств?

— Я поставил эту пьесу в Национальном театре в Варшаве, где она до сих пор идет. В Москве над пьесой работал другой режиссер, но постановка не случилась. А фильм я решил снять, потому что мой продюсер Настя Рагозина предложила мне это сделать и потому что я почувствовал, что это очень хороший материал для кино. Для такого кино, которое я сам бы очень хотел посмотреть.

— Текст пьесы «Танец Дели» не менялся для фильма. Лента «Кислород» также основана на вашей пьесе. Насколько текст для театра и для кино, на ваш взгляд, специфичен?

— Это всегда зависит и от текста, и от того, что интересует режиссера. Меня в этих двух проектах, «Кислороде» и «Танце Дели», заинтересовала именно возможность сделать текст главным героем фильма. Как в мюзикле главным героем является песня, так и у меня главным является текст. И я рад, что оказалось, что это не только возможно, но еще и оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителя. «Кислород» и «Танец Дели» — это прежде всего зрительское кино.

Ремесло в искусстве очень важно, как и в любой другой сфере
— Как-то раз, представляя фильм «Выход через сувенирную лавку» в киноклубе «Практики», вы говорили, что «сегодня, чтобы снять фильм, не нужно уметь снимать кино, нужно не уметь снимать кино, а нужно уметь говорить».

— Не совсем так. Чтобы снимать кино, нужно, конечно, уметь снимать кино. Но нужно уметь снимать то кино, которое ты хочешь снять. А вообще-то профессиональные навыки очень важны. Я считаю, что ремесло в искусстве — это очень важно, как и в любой другой сфере. Просто я имел в виду, что теперь даже снятый на iPhone кусок жизни может иметь на YouTube несколько миллионов скачиваний, а значит, зрителей, а значит, это уже некий показ фильма. Сегодня нет критериев в искусстве. Неважно как это сделано, а важно, попадает это в кого-то или нет.

— Искусством, таким образом, может сейчас действительно заниматься каждый?

— Нет, не каждый. Искусством может заниматься лишь тот, кто умеет из ничего, из пустоты, из идей, из замыслов и чувств создать некий продукт, который можно показать другим и который тронет других до глубины души.

— А как, на ваш взгляд, будет трансформироваться кино в будущем?

— Я не знаю. Но я вижу, что сейчас происходит. Кино разделилось на две сферы: либо это яркое, дорогое кино со спецэффектами типа «Аватара», либо это очень интересное и важное авторское высказывание, которое снято на что угодно. Главное, чтобы там был очень важный месседж. Правда, в нашей стране все пока что не совсем так. Потому что у нас не работает прокатная система. Наша прокатная система — это просто торговля тем, что легко продать. Там нет никакой заботы о человеке и его развитии.

— «Танец Дели» — один из небольших независимых фильмов, которые сейчас становятся единственным выходом для российских режиссеров авторского кино. Эта схема (без государственного финансирования, с небольшим бюджетом) может быть, на ваш взгляд, успешна или неизбежно означает какие-то компромиссы?

— Видите ли, вот в чем проблема. Я снимаю фильмы для зрителей, для проката, а вот с этим-то и незадача. И вовсе не потому, что на мои фильмы зрители не ходят. Зрители мои фильмы смотрят. Но большинство из них смотрят мои фильмы, скачивая их с торрентов. В кинотеатрах у зрителей мало шансов посмотреть мой фильм, вот им и приходится скачивать. Конечно, не только в этом причина. Тут есть еще и ментальность наша. Но я сейчас не могу вот так вот заявить на все страну: «Друзья, прошу вас, не крадите мой фильм». Мне на это мои зрители во Владивостоке скажут: «Ваня, а как нам еще посмотреть твой фильм? Если хотя бы в одном кинотеатре нашего города его бы показывали одним сеансом в день, то мы бы пошли». Я ведь именно такие письма получаю.

— В какой-то момент вы собирались снимать русско-польский фильм. Получил ли какое-то развитие этот проект? И как обстоит в Польше дело с финансированием авторского кино?

— Этот совместный польско-российский фильм все еще разрабатывается. Недавно мы снова вернулись к этой идее. Посмотрим, что из этого выйдет. А что касается польского финансирования фильмов, то та схема, которая сегодня применяется в Польше, могла быть нам примером. Нам реально можно было бы у них поучиться.

— А как это происходит в Польше?

— К сожалению, я не знаю подробностей. В смысле всех цифр. Знаю только, что это выглядит так: есть комиссия, которая состоит из разных деятелей кино и не только, и эта комиссия рассматривает заявки, поданные на конкурс, а во главе комиссии сидит руководитель этого департамента. Эта комиссия решает, кому давать деньги на фильм, а кому — нет. Но они там руководствуются в основном соображениями художественными. Потому что зачем давать деньги фильму, который собирается просто зарабатывать? Нужно давать тем, кому трудно будет окупиться. Потому что государство-то должно помогать культуре, а не торговцам. И еще, насколько я знаю, там совсем нет коррупции. То есть вот, например, совсем недавно Анджей Вайда не получил финансирование на фильм о Лехе Валенсе. Вы можете себе это представить? Это как если бы Никита Михалков не получил деньги на фильм о Мефодии и Кирилле.

Фильмы своих коллег я по возможности смотрю
— Вы не раз говорили, что ваша территория — это театр, а к киношникам вы себя относите в меньшей степени. Тем не менее кто на вас влияет как на кинематографиста? Чьи фильмы вы смотрите, любите?

— Я люблю либо такие фильмы, как «Выход через сувенирную лавку», либо американские сериалы. Мои любимые — это «Босс» и «Чужой среди своих».

— Причисляете ли вы себя к так называемой «новой волне» российского кино или стараетесь держаться в стороне от нее? Следите ли за фильмами современных российских режиссеров?

— Сам я себя не могу куда-то причислять. Это дело киноведов и критиков. Но если меня причислят к этой «новой волне», то я не буду отгораживаться. А фильмы своих коллег я по возможности смотрю. Мне интересно, чем сегодня живет Боря Хлебников или Коля Хомерики, что они думают о мире.

— Вы живете на две страны, вы и в Польше, и в России ставите спектакли. Как отличается театральная публика в Москве и в Варшаве?

— Театральная публика в Европе приходит на спектакль не требовать, а смотреть на то, что ей предлагают. Там люди сидят и терпят, когда им скучно. Потому что они уважают творчество другого человека. И это вроде бы правильно и хорошо. А наш зритель требует, чтобы его обязательно развлекали, чтобы ему не было скучно. И скуку принимает за оскорбление. И это вроде бы нехорошо. Но для меня русский зритель — это мой учитель, он учит меня держать внимание зала, быть точным, быть ироничным и не быть пафосным. А польский зритель учит меня быть самим собой. Но без русского зрителя падает профессиональная планка.

— Ваши фильмы — авторские, они созданы по вашим сценариям. Возможна ли ситуация, когда вы согласитесь снять кино по чужому сценарию?

— Конечно, возможна. Но я буду снимать только такой фильм, какой мне бы самому хотелось посмотреть.

— В «Танце Дели» звучит потрясающая песня Бориса Гребенщикова. Почему вы обратились именно к нему? Как он написал эту песню?

— Я считаю Бориса Гребенщикова примером того, как артист выполняет свое предназначение в искусстве. Он в каком-то смысле мой учитель. И не только мой, но, пожалуй, нескольких поколений артистов. И я очень хотел, чтобы в «Танце Дели» присутствовала его энергия. Я приехал к нему, и Борис Борисыч показал мне песни, которые никто не слышал, потому что они не вошли ни в один его альбом. Там было много прекрасных песен. Я выбрал эту. И БГ подарил ее нашему фильму. Мы ему очень благодарны. Я вообще счастлив, что он есть на свете.

— Если бы вы проводили мастер-класс для молодых режиссеров, какой главный совет вы бы им дали?

— Снимать, монтировать и вообще работать над фильмом, постоянно как бы сидя в зрительном зале. Работать над фильмом как зритель. Фильм и спектакль происходят не на сцене и на экране, они прежде всего происходят в зрительном зале. Смотреть на свою работу глазами зрителя — вот что мне кажется очень важным.

Читайте также
Статьи «Кино» в кино: Цой, БГ и другие рокеры на экране Кто киногеничнее — Майк Науменко или Рома Зверь? К премьере «Лета» Кирилла Серебренникова вспоминаем, как советские рок-музыканты снимались в кино.
Статьи Открываем «Кинотавр»: 5 вечных вопросов о фестивале В Сочи начинается самый важный для российского кино фестиваль. Или не самый важный? Объясняем, почему надо следить за «Кинотавром».
Новости Премьера трейлера «Спасения» Ивана Вырыпаева Поиски себя на фоне захватывающих дух тибетских пейзажей — режиссер «Кислорода» и «Эйфории» Иван Вырыпаев снял картину «Спасение», в которой поговорит со зрителем о самопознании, взаимодействии различных культур и сложностях взаимоотношений людей с постоянно меняющимся миром. КиноПоиск представляет первый трейлер ленты, вошедшей в программу фестиваля «Кинотавр».
Комментарии (23)

Новый комментарий...

  • 3

    Мистер Хэлл 29 ноября 2012, 19:08 пожаловаться Кино нашего городка

    #

    Потому что у нас не работает прокатная система

    При этом Россия в мировых лидерах по сборам

    Наша прокатная система это просто торговля тем, что легко продать

    Добро пожаловать в капитализм

    ответить

  • 4

    поручик Киже 30 ноября 2012, 11:46 пожаловаться

    #

    >При этом Россия в мировых лидерах по сборам
    Занятно, что не Штаты. Сборы мы кому только не делаем, а своё кино — нет. Я не фанат, мягко скажем, Вырыпаева, но тут он прав, как бы мы к его кино ни относились.

    ответить

  • pekarik4 6 декабря 2012, 12:11 пожаловаться

    #

    Россия в мировых лидерах, возможно из-за неадекватных цен..

    ответить

  • поручик Киже 6 декабря 2012, 12:16 пожаловаться

    #

    Да и вообще странный предмет для гордости это самое лидерство.

    ответить

  • 7

    однодум 29 ноября 2012, 23:33 пожаловаться

    #

    … Кино разделилось на две сферы: либо оно яркое, дорогое, со спецэффектами типа «Аватара», либо это очень интересное и важное авторское высказывание, которое снято на что угодно.

    На мой взгляд, кино всегда делилось на ИНТЕРЕСНОЕ большому количеству людей, и НЕИНТЕРЕСНОЕ большому количеству людей. Нужно снимать кино, которое было бы интересно большому количеству зрителей, и тогда будет все, и слава, и деньги, и спрос, и прокат во Владивостоке…

    Был бы мне интересен этот автор, я бы не пожалел денег сходить в кино, посмотреть на качественную картинку. А я вот даже не знал об этом Вырыпаеве, уж не говоря о том, чтобы с торрента скачать.

    Поэтому надо не тоскливо ныть о нелегкой судьбе бедного режиссера, а снимать ИНТЕРЕСНЫЕ широкому кругу зрителей картины. ИМХО

    ответить

  • 5

    Directorr 30 ноября 2012, 00:41 пожаловаться

    #

    Имеется в виду, что с одной стороны Голливуд со своими блокбастерами, а с другой авторы с серьёзным и глубоким взглядом на жизнь.
    «Снимать ИНТЕРЕСНЫЕ широкому круг картины» — тут всё очень сложно. В кино у нас ходят люди от 15 до 25 лет преимущественно, и большинству из них интересны голливудские блокбастеры. Поэтому и приходится «тоскливо ныть о судьбе бедного режиссёра» — в прокат не берут, так как фильм неинтересен «попкорновой» кинотеатральной аудитории, что нельзя сказать о тех, кто скачивает, например из интернета, но это уже воровство и на этом фильм не зарабатывает, а значит достойное кино у нас вполне может оказаться в пролёте! Что мы и видим на примере разных достойных российских фильмов в прокате.

    ответить

  • 4

    felya 30 ноября 2012, 04:29 пожаловаться Перестал читать после этого. т. е сразу

    #

    Кино разделилось на две сферы: либо оно яркое, дорогое, со спецэффектами типа «Аватара», либо это очень интересное и важное авторское высказывание, которое снято на что угодно.
    Он хочет сказать что в аватаре нет ничего интересного ? или там нет авторского высказывания? Говорить что в аватаре только спецефекты очень глупо, и большинство людей говорят так просто потому что все так говорят. Но никто не всматривается дальше спецефэктов, не видят ничего дальше своего носа, а ведь зачем, говорят же что в аватаре одни спецефекты… Или можно считать себя крутыми если высказали свое фе Аватару? А то адекватной критики я еще не видел, все прячутся за уже приевшимся «Одни спецевекты»…

    ответить

  • 2

    Доктор Гонза 30 ноября 2012, 09:24 пожаловаться

    #

    Иван весьма талантливый режиссер, но нытье о прокатной системе его не красит. И высказывание «Кино разделилось на две сферы: либо это яркое, дорогое кино со спецэффектами типа «Аватара», либо это очень интересное и важное авторское высказывание, которое снято на что угодно.» подходит скорее дилетанту, чем режиссеру. Интересно к какой категории Ваня относит фильмы Скорсезе или Коэнов? А по-настоящему сильный режиссер пробьется — возьмите Педро Альмодовара, Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Алехандро Аменабара, Ларса фон Триера, Михаэля Ханеке и многих других. Так что выше нос, Иван!

    ответить

  • 1

    ВНЧ 30 ноября 2012, 12:49 пожаловаться

    #

    Точно, любят у нас кидаться в крайности и делить всё на чёрное и белое. По Вырыпаеву получается, что «Карлосоны» и «Ржевские» — важные авторские высказывания. Даже Спилбергу приходится снимать развлекуху, чтоб набрать денег на что-то серьёзное. А наши умники сразу хотят усесться на шею государства и оттуда «высказываться» до пенсии.

    ответить

  • 1

    Доктор Гонза 30 ноября 2012, 12:57 пожаловаться

    #

    Самое смешное и грустное, что и сказать по большому счету нечего — альманах
    «Короткое замыкание» наглядно показал силу новой волны отечественной режиссуры (новелла Буслова исключение).

    ответить

  • 2

    однодум 30 ноября 2012, 18:21 пожаловаться Кинопоиск — врёт! Не верю!

    #

    ЗАПРОСЫ:
    Джунгли — 4383
    Бригада: Наследник — 3716
    Хоббит: Нежданное путешествие — 1982

    Это то, что «красуется» на главной странице Кинопоиска. Неужели эти два «отстой-фильма» имеют такое количество запросов, и обгоняют даже Хоббита? Конечно нет!!!

    Этими фильмами никто не интересуется, они просто никому не нужны!!! Но… проплачена реклама, и поэтому, когда мы открываем главный киносайт рунета, мы видим две рожи два лица, смотрящих на нас с удивлением, а в блоке запросы, красуются два, совершенно никому не нужных фильма, якобы большие по количеству запросов.

    ВСЁ ПРОПЛАЧЕНО, господа! Даже сайт Кинопоиск, не может показать нам истину. Администрация нашего любимого сайта тоже зависит от денег, от рекламы, от прочего. .. Как им заплатили, так они и сделали. Сегодня я, честно говоря, потерял веру в честность администрации данного ресурса… что бы там ни говорили.

    Поэтому говоря о русском кино — оно делается не для зрителей, и не для проката… а для… вы может будете удивлены — для ДЕНЕГ. Администрация Кинопоиска тоже люди, и им тоже нужны деньги, поэтому они идут на поводу у рекламодателей, и пишут то, что рекламодатели хотят видеть. В итоге, и овцы целы и волки сыты, и пусть земля будет пухом пастуху.

    ответить

  • 5

    Лекс Картер 30 ноября 2012, 21:06 пожаловаться

    #

    А что вас удивляет? К премьере «Хоббита» наверняка и его постер появится в качестве фона сайта (мне с самого начала эта идея не нравилась, но кризис там, все дела…). А «Джунгли» и «Бригада Наследник» созданы для ежесекундной выгоды — один фильм эксплуатирует две известных народу мордашки, второй, практически ставшим культовым в свое время, сериал. После премьеры их мало кто вспомнит.

    По поводу честности кинопоиска — а что нечестного в рекламе? Это бизнес! Администрация же не говорит, что фильм хороший, не удаляет отрицательные отзывы (я надеюсь) и не призывает ломануть на него дружно — просто картинку на самом видном месте повесили.))

    ответить

  • facepalm.jpg

    ответить

  • 3

    Kitty 30 ноября 2012, 23:55 пожаловаться

    #

    Меня не удивляют цифры в «запросах». Я вот увидела эти джунгли, бригады и просто из любопытства зашла посмотреть, что за новый рашн трэш вышел.

    И, кстати, Кинопоиск — это бизнес-проект, который должен приносить доход владельцам (насколько я понимаю, это не только администрация, но и компании-акционеры). Поэтому обвинять их за то что они за деньги вывешивают постеры — глупо (реклама, надо сказать, ненавязчивая, скорее как оповещение работает) Так что не надо на КП бочку катить)

    ответить

  • Ненавязчивая-то она, может, и ненавязчивая, но эти постеры на главной странице несколько подвешивают компьютер. А Джунгли и наследника бригады рекламируют где ни попадя, потому и столько запросов

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 4 декабря 2012, 20:44 пожаловаться

    #

    тем не менее нам никто не закрывает доступ на страницы остальных фильмов. реклама есть реклама, вы абсолютно правы на её счёт, но ведь у человека тоже есть мозги. я, например, если захожу на кп, то с конкретной целью узнать про что-либо или про кого-либо, и на всякие треш-фильмы в топе мне пофигу.

    ответить

  • 3

    однодум 1 декабря 2012, 09:37 пожаловаться

    #

    Собственно говоря, я бочку и не катил. Прекрасно понимаю, что сайт должен приносить доход. И про рекламу на главной в виде удивленных лиц брежневой и светлакова я ничего не имею против. Меня лишь удивляет количество запросов на два «недофильма» (Бригада и Джунгли соответственно), а «Хоббит» где-то в попе. НЕ ВЕРЮ я в это.

    Не верю я также и в то, что люди заходят сюда посмотреть рекламу… *а пойду ка я посмотрю что там мне будут впаривать в очередной раз* Люди приходят за честной и объективной информацией, достаточно того что нам всюду и везде врут — политики, врачи, банкиры… да везде!

    Лично я ищу честной и непреувеличенной статистики. В данном же случае — подкуп налицо. Ну да ладно… мне то собственно без разницы… просто теряешь доверие. Осознал, что и здесь всё решают деньги. «За все платит серебро»… главное душу свою и честь не продать :) А так сайт хороший, я ничего не имею против. Спасибо создателям!

    На фейспалм Шороховой — мне наплевать. Некоторые Ваши статьи почитать, так там DOUBLE facepalm будет. Тем не менее, уважаю Ваше мнение, и не закатываю всякий раз глаза к небу *Боже, что она опять понесла* Не превозноситесь — падению предшествует гордость :)

    ответить

  • Kitty 2 декабря 2012, 00:14 пожаловаться

    #

    Запросы от того, что фильмы идут в кинотеатрах. Люди увидели в расписании — зашли на КП посмотреть рейтинг, почитать рецензии. Будут показывать Хоббита- будут на него запросы. Далеко не все люди следят за премьерами и за месяц (а то и больше) просматривают страницы фильмов, читают статьи о них и т. д.

    ответить

  • audiovideofil 3 декабря 2012, 22:54 пожаловаться

    #

    А почему не «тугодум»?

    ответить

  • 1

    однодум 4 декабря 2012, 20:54 пожаловаться

    #

    А почему не «koprofil»?

    ответить

  • audiovideofil 4 декабря 2012, 20:57 пожаловаться

    #

    Нет причин.

    ответить

  • 1

    Абрам 5 декабря 2012, 15:28 пожаловаться

    #

    «бригада» наверное будет интересна еще долго, пока живем мы мечтами о том, какие мы можем вдруг стать «сильные»

    ответить

 
Добавить комментарий...