Главное, чего нам хотелось избежать в «Операции „Арго“», — это использование основных атрибутов 1970-х — начала 1980-х, которые известны всем и стали почти шаблоном: прически афро, клеши и так далее.
Актер, сценарист, режиссер и продюсер Бен Аффлек выступил со своим новым фильмом «Операция „Арго“». Несмотря на молодость, у него уже сложилась репутация серьезного и интересного постановщика. Актерские же работы Аффлека тоже не остаются без внимания зрителя. Разносторонность таланта кинематографиста подтверждает известное правило: талантливый человек талантлив во всем, за что берется. Нельзя не отметить и его дар общения с людьми.
Мы встречаемся с Беном не впервые, и всякий раз разговор с ним оставляет приятное впечатление от общения с человеком, который отлично знает свое дело, умеет о нем рассказать подробно, увлеченно и с большим энтузиазмом. Очередной наш разговор с Аффлеком состоялся на следующий день после премьеры ленты на фестивале в Торонто, поэтому первый вопрос, который нас интересовал, относился к реакции режиссера на показ картины.
Ты знаешь, мне самому очень нравится фильм, я горжусь им. Это редкость для любой карьеры, когда все складывается так, как в моем случае, и приводит к такому результату, как «Операция „Арго“». Фильм особенно хорошо приняли именно здесь, в Канаде, так как он отражает взаимоотношения США с этой страной, ту энергетику взаимоотношений, которая позволяет спасать жизни. Мне было приятно, что только тут были понятны шутки, над которыми ни на одном из просмотров в Штатах никто не смеялся. Мне было приятно слышать смех над некоторыми репликами, которые никто, кроме канадцев, понять не смог. И вообще фестиваль в Торонто совершенно поразительный по атмосфере. Зрители тут очень благодарные. Смотр знаменит среди работников индустрии именно тем, что здесь хороший зритель, который очень искренне реагирует на фильм. Здесь продается огромное количество билетов на премьеры и просмотры, у них большие залы. Я люблю приезжать на фестиваль в Торонто! Это всегда огромное удовольствие.
В твоем фильме все выглядит очень естественно. Именно так, как и было в тот период. Не всегда в исторических фильмах удается передать атмосферу, а тебе это удалось. Расскажи, какими средствами ты этого достиг?
Я с тобой полностью согласен, фильм выглядит вполне реалистичным. Историческая достоверность была нашей целью, и необходимость максимально полно воплотить ее на экране всеми доступными нам средствами стала нашей основной целью.
Историческая достоверность была нашей целью
Ты уверен в себе как режиссер?
Я не могу сказать, что я так уж уверен в себе. Но я подхожу к этому с хорошей долей здоровой скромности. Я отлично знаю, насколько сложна эта профессия и как трудно сделать хороший фильм. В нашем бизнесе много великолепных режиссеров, которыми я восхищаюсь и с которых беру пример, стремясь к их профессиональному уровню. Я знаю, что каждый день ты должен работать с максимальной отдачей, тем не менее ты зависишь от своего окружения, от того, какие люди работают с тобой, ты зависишь также и от степени везения. Все это в совокупности дает мне понимание того, что в любой день я могу потерпеть поражение, поэтому каждый день я должен выкладываться полностью, и это единственная формула успеха, которую я определил для себя в течение моей режиссерской карьеры. Она не гарантирует удачу, но я делаю все, что в моих силах, а дальше уж как карты лягут. (Смеется.)
Ты впервые снимаешь фильм, действие которого происходит не в Бостоне. Это сознательное решение выйти из твоей зоны комфорта?
Это правда. Если бы мне предложили снять «Гражданина Кейна из Бостона», я бы отказался, потому что, как мне кажется, стратегически я просто не хотел оказаться своего рода стереотипом. Я поместил туда «Умницу Уилла Хантинга», снял «Город воров» и «Прощай, детка, прощай» в Бостоне. Я подумал, что никто не предложит мне снять
Ты сам помнишь те события с американским посольством в Иране?
Мне хотелось сделать что-то вне Штатов, на международном уровне
Интересно, что твой фильм о ситуации в Иране перекликается с событиями сегодняшних дней в этом регионе.
Это просто поразительно, знаешь. Казалось бы, фильм о событиях тридцатилетней давности, тем не менее мы и сейчас имеем дело с подобными проблемами. В Иране своего рода сталинское правительство. Они заменили Хомейни на Али Хаменеи. Все те сложности и напряженность, что были между нашими странами, между Канадой и Ираном, до сих пор имеют место.
Что побудило тебя выбрать Ближний Восток для специализации в этой области знаний, когда ты был в колледже?
Ты знаешь, в то время, когда я был в Occidental College, выбрать Ближний Восток как специализацию — все равно что ходить на свидания с самим собой. (Смеется.) Все в то время выбирали как специализацию Советский Союз. Если ты хотел получить приличную работу в федеральных органах — неважно, в ЦРУ ли, в Госдепартаменте, в учебном ли учреждении, — тебе нужно было знать все, что только возможно, о России. Кафедра Ближнего Востока была достаточно скромной по размерам. Очарование этого региона для меня заключалось в том, что я всегда представлял себе этот таинственный и непостижимый мир как место, где постоянно
Как ты относишься к разговорам о возможном «Оскаре» за фильм? На презентации аплодисменты подтверждают, что у картины есть хорошие шансы.
О, аплодисменты были роскошные. (Улыбается.) Такой прием на просмотре нового фильма бывает редко. Я обычно думаю, что это случайность, просто именно этому зрителю фильм понравился. Кто знает, что будет дальше. Но на самом деле на данный момент моя цель — вывести фильм на экраны. Я хочу, чтобы люди увидели и оценили нашу работу. И мои мысли не распространяются дальше этого момента. Бывает так, что ты вложил все свои силы, всю свою энергию в
Меня почему-то всегда особенно привлекает то, что я не могу понять
Было время, когда казалось, что твоя карьера разваливается…
Ну, не то чтобы она совсем уж разваливалась… (Смеется.)
Ты стал мишенью для…
О да, для таблоидов… Хорошей мишенью, большой и удобной, это точно. (Смеется немного сконфуженно.)
У тебя не было желания бросить это все в тот момент?
Нет. Никогда. Снимать кино — это то, что мне нравится делать в жизни. Это то, что я искренне и страстно люблю. Это стало моей профессией. Когда я в самом начале пробовался на разные роли, я понимал, что все это не может удовлетворить меня в полной мере. Я всегда надеялся, что однажды у меня будет возможность сделать
Значит, нужно делать свои собственные картины, чтобы в итоге получить удовлетворительный для себя вариант?
В моем случае это так. Я прошел через испытание восхождения на гору с «Умницей Уиллом Хантингом», который дался нам с Мэттом нелегко, но я вернулся обратно к актерской работе. Мы с Мэттом всегда считали, что если возникнут
Ты напомнил мне сейчас фильм «Мечты Дзиро о суши».
(Оживляется.) Да, я знаю этот фильм. Изумительная картина! Потрясающий документальный фильм о напряженной работе, непревзойденном мастерстве и том, как сложно это определить, потому что все заключается в скоротечном моменте вкусового восторга, когда суши во всех ингредиентах совершенны — и рис нужной кондиции, и рыба, и соус. Все это вместе определяет мастера. И его сын — помнишь? — все еще в учениках, хотя ему уже шестьдесят! Они все верят в постоянное совершенствование мастерства при абсолютной скромности, и ими движет идея возможности быть лучше. Для меня такие фильмы — это источник вдохновения. Разумеется, я не сравниваю себя с героем фильма, но я вижу в нем урок отношения к работе, который не помешало бы извлечь всем, кто хочет
Я очень доволен последними восемью годами моей жизни
Что должна содержать в себе история, чтобы заинтересовать тебя?
Я думаю, что история должна нести в себе
Ты пригласил Родриго Прието снимать твой фильм. Почему ты выбрал именно его?
О! Родриго — настоящий мастер. Мой самый любимый режиссер из всех — это Алехандро Гонсалес Иньярриту. Я считаю его настоящим художником. Родриго только что тогда закончил его фильм «Бьютифул». Я все время спрашивал его: «Что бы Алехандро сделал? Как Алехандро бы снял этот эпизод?» Я с самого начала знал, что хотел бы многое снимать вручную. Родриго — один из самых лучших в мире операторов ручной камеры. Я работал с ним в «Большой игре», которая была достаточно сложной для оператора, но он справился с ней блестяще. У него потрясающий инстинкт не перегружать ничего в кадре, не заострять внимание на том, что должно быть частично скрыто. Вместе мы придумали, как визуально показать достоверность происходящего в соответствии с эрой. Мы использовали анаморфотную съемку всего, чтобы было связано с ЦРУ, так как хотели, чтобы это выглядело так же, как во «Всей президентской рати» со всеми их сигаретами и бардаком вокруг. Я придумал весь этот голливудский вид, как у Кассаветиса в «Убийстве китайского букмекера», где все контрастно, выпукло, с использованием множества наездов камеры, как в семидесятых, когда делали наезды в середине сцены. А потом мы сделали почти по
Бен, ты планируешь фокусироваться на режиссерской карьере или
Мне нравится сниматься в кино. Мне нравится играть роль и контролировать монтаж моей собственной игры. Мне нравится, что необходимое изучение материала, которое мне необходимо как режиссеру, помогает мне как актеру в моей работе. Ты три месяца работаешь над материалом для фильма и в итоге знаешь своего героя досконально. Мне нравится то, что я могу сниматься в своих собственных фильмах и не выпадать из поля зрения зрителей как актер на два года, занимаясь режиссурой. В нашем бизнесе оказаться забытым очень просто. Мне важно оставаться активным, быть в фильмах и делать фильмы. Я бы предпочел делать и то и другое. Я знаю, что могут быть фильмы, где я буду только режиссером, где может просто не быть подходящей для меня роли. Мне даже попадались такие сценарии. В последнее время я говорю себе, что буду снимать то, где смогу быть и актером, но я знаю, что придет время, когда у меня появится желание просто быть актером в