Интервью

Хью Мюррей: «Сцена погони в „Скайфолле“ впечатляет больше всего»

Где можно будет увидеть на 21 % больше «Бонда»? Каких усилий это потребовало от создателей нового фильма об агенте 007? Рассказывает Хью Мюррей, специалист по стереографии и старший вице-президент по кинопроизводству IMAX, за спиной которого, помимо прочего, работа над переводом в формат IMAX 3D последней части «Гарри Поттера».
Хью Мюррей: «Сцена погони в „Скайфолле“ впечатляет больше всего»

Хью Мюррей — стереограф, специалист компании IMAX, стоявший у истоков создания 3D-фильмов нового поколения — не только занимался конвертацией в 3D больших голливудских проектов вроде последней части «Гарри Поттера», но и консультировал по поводу формата IMAX режиссера Сэма Мендеса и оператора Роджера Дикинса, когда те только начинали работу над новым фильмом бондианы. Благодаря решению о выпуске «007: Координаты „Скайфолл“» в формате IMAX, зрители смогут увидеть на 21 % больше изображения.

Хью Мюррей окончил факультет физики Университета в Глазго, после чего отправился в Канаду работать в исследовательском центре компании Xerox. В его обязанности входили исследования в сфере фотоэлектрической съемки и анализа изображений. После чего счастливый случай привел молодого физика в IMAX, и всегда любивший кино Мюррей получил возможность разрабатывать камеры, оптику и прочие штуки для производства 3D-фильмов. После долгих лет работы он стал старшим вице-президентом по кинопроизводству IMAX.

В преддверии выхода юбилейного фильма о Джеймсе Бонде КиноПоиск побеседовал с Хью Мюрреем о том, какие сцены из новой картины смотрятся зрелищнее всего в IMAX, откуда берется еще 21 % кадра и в каком направлении будут развиваться технологии в будущем.

— В IMAX-релизе мы увидим на 21 % больше изображения. Что это будет, как это возможно?

— Большинство цифровых камер снимают изображение, которое больше того, что вы видите на экранах кинотеатров. Кинотеатральный формат изображения называется синемаскопом. Это широкоформатное изображение, в котором ширина картинки гораздо больше высоты. А камера же снимает и то, что над этим кадром, и то, что под ним. В кинотеатрах IMAX аудитория находится ближе к экрану, и режиссеры в какой-то момент поняли, что, используя дополнительную высоту изображения, можно повысить у зрителей ощущение присутствия.

Что касается «007: Координаты „Скайфолл“», то тут мы предложили создателям на довольно ранней стадии рассмотреть возможность IMAX-релиза. Режиссер Сэм Мендес провел серию тестов, увидел, как изображение смотрится в зале IMAX, остался доволен и согласился создать фильм в специальном формате, чтобы у зрителей в IMAX была возможность того самого погружения.

— Как это помогает самой истории?

— Сюжет, конечно, не меняется, но в визуальном плане во время экшн-сцен это позволяет почувствовать себя более вовлеченным. Вы видите больше визуального ряда, а картинка в этом фильме просто потрясающая. Он прекрасно снят, отличная операторская работа, замечательные места съемок — всем этим зритель может насладиться в большем объеме.

Сцены в экзотических местах с красивыми пейзажами просто восхищают
— Но ведь камеры IMAX при съемке, насколько я понимаю, не использовались?

— Да, в этом фильме они не были использованы. Создатели фильма снимали на первоклассную цифровую камеру Alexa, которая дает прекрасный результат. И она как раз снимает в большом формате. Технически все происходит так: если бы авторы фильма решили сделать только обычный кинотеатральный вариант, то все визуальные эффекты, цветокоррекцию и прочее они бы делали только для границ кадра, соответствующих формату синемаскопа. В нашем же случае было задействовано все изображение, снятое камерой. Роджер Дикинс, оператор «007: Координаты „Скайфолл“» — один из лучших в своем деле, поэтому и та картинка, которую вы увидите в обычном кинотеатре, и та, что будет на большом экране IMAX, восхитительны.

— Вы говорите, что про выпуск в формате IMAX решили сразу?

— Да, еще на той стадии, когда Роджер Дикинс выбирал камеру, которой будет снимать. Так что довольно рано. Ведь между камерами существуют различия, поэтому Роджер и Сэм Мендес отсмотрели материал, снятый разными камерами, в одном из лондонских IMAX, чтобы понять, что будет лучше смотреться в большом формате. Это был очень удачный эксперимент.

Вы-то уже точно смотрели фильм в большом формате. Какая сцена смотрится лучше всего на экране IMAX?

— Конечно, все экшн-сцены. Вы же знаете, каждый фильм про агента 007 начинается со сцены погони. И в новой картине эта сцена сама по себе разворачивается на нескольких уровнях, она очень впечатляет. Также и открывающие титры, которые включают в себя разные элементы фильма. Мне они показались очень красивыми, они великолепно проработаны и отлично смотрятся на большом экране. И, конечно, сцены в экзотических местах с красивыми пейзажами просто восхищают.

— Сейчас много фильмов выходит в повторный прокат после ремастеринга. Возможно ли технически перевести старые фильмы про Джеймса Бонда в формат IMAX?

— Да, есть определенная тенденция возвращения к классической библиотеке фильмов. Это действительно возможно технически. Мы, как вы, наверное, знаете, сделали специальную IMAX-версию фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Честно говоря, работы много. Очень много голливудских фильмов хотят выходить в IMAX. Так что наши кинотеатры не простаивают, но одновременно мы видим желание кинематографистов вернуться к классическим картинам и перевыпустить их в новом формате.

— Есть ли какой-то классический фильм, который вы бы мечтали увидеть на экране IMAX?

— Думаю, любой зрелищный и эпичный фильм с фантастическим визуальным рядом. «Инопланетянина» было бы интересно посмотреть на большом экране, первые фильмы «Звездных войн». Любой классический фильм с эпической визуальной составляющей.

— Вы постоянно работаете с изображением на очень большом экране. А фильмы по телевизору или в небольшом кинотеатре вам не кажутся после IMAX менее впечатляющими?

— О да, постоянно спрашивают, вовлечен ли я, если фильм не в формате IMAX. Я люблю все кино. В любом формате. Но, когда я впервые приехал в Канаду и увидел фильм в IMAX, я был совершенно поражен и сразу захотел работать с этим форматом, потому что он способен переносить зрителя практически в другую реальность. Но я люблю фильмы и в другом формате тоже. Это моя страсть, благодаря которой я работаю в этой сфере.

— По профессии вы стереограф. Расскажите о том, как люди попадают в эту профессию, ведь она стала популярной относительно недавно, а технологии постоянно развиваются.

— В молодости я приехал в Канаду в поисках приключений. Мне повезло, потому что по образованию я был не кинематографистом, а техническим специалистом, физиком, если быть точным. Когда я попал в IMAX, компания работала над самыми первыми 3D-системами и камерами, и мое техническое образование оказалось как нельзя кстати. Я помогал создать первую 3D-камеру, потом консультировал режиссеров, снимавших первые 3D-фильмы для IMAX с самого начала. Так вышло, что я сразу начал заниматься именно процессом создания кино, а не только оборудованием, что оказалось большой удачей.

— Как профессионал индустрии 3D, какие вы можете дать прогнозы на будущее кино? Будет ли все больше фильмов в стереоформате, будут ли фильмы сниматься с частотой в 48 кадров в секунду?

— Готовых прогнозов у меня, конечно, нет. Но очевидно, что наступила цифровая эра. Как в обычной фотографии, так и в кино. Пленка уходит в прошлое. Нас ждут новые возможности цифровых камер, будущее постоянно меняется с каждой новой разработкой. Те, кто раньше создавал обычные кинокамеры, теперь создают цифровую аппаратуру и пытаются наделить ее новыми способностями, которые только может представить наше воображение. 3D и 48 кадров в секунду тоже стали возможными именно благодаря цифре, ведь с пленкой процесс был очень затратным и сложным. Что касается того, примут ли формат 48 кадров, то все зависит от аудитории. Так было и с 3D: публика постепенно приняла этот формат, он продолжает развиваться, причем достаточно успешно.

Думаю, в будущем останутся разные форматы. Классический 2D не уйдет, но и развитие технологий не пройдет впустую. Каждая новая технология сначала преподносится как что-то уникальное, но вопрос в том, достаточно ли она будет хороша, чтобы заставить человека прийти из дома в кинотеатр. Мы, профессионалы индустрии, со своей стороны, конечно, будем исследовать различные пути и технологии съемки. Но в конечном итоге все решает зритель. От него зависит, что уйдет, а что останется.

Читайте также
Новости Дэниэл Крэйг подтвердил свое возвращение к роли Джеймса Бонда Об этом актер заявил во время участия в вечернем шоу Стивена Колбера.
Новости Дэниэл Крэйг сыграет агента 007 в новом фильме бондианы Известно, что актер согласился как минимум на еще одну картину из франшизы.
Новости Стала известна дата выхода 25-го фильма о Бонде Новая лента об агенте 007 появится на больших экранах 8 ноября 2019 года.
Комментарии (25)

Новый комментарий...

  • Danse avec le diable 26 октября 2012, 11:04 пожаловаться

    #

    Но в конечном итоге все решает зритель — ибо клиент всегда прав)

    ответить

  • 1

    Стёпыч 26 октября 2012, 13:05 пожаловаться

    #

    Любой из фильмов про Джеймса Бонда всегда был волнительным и впечатляющим. Вне зависимости от своего возраста или некоего формата съемок. Любой проект из этой серии делался с душой и пониманием. И может быть, именно поэтому зритель до сих пор любит их просматривать и валить со скоростью звука на новые премьеры. Наверное, этот IMAX обязан сильно поддержать старину из MI-6 и возможно, что так оно и будет.

    ответить

  • 5

    audiovideofil 26 октября 2012, 13:28 пожаловаться В IMAX-релизе мы увидим на 21 % больше изображения

    #

    Ой, подумаешь! Надеюсь, это будут дополнительные кадры с небом, деревьями и травой, специально оставленные для IMAX-релиза.

    ответить

  • 4

    ВНЧ 26 октября 2012, 20:01 пожаловаться про диски (не про IMAX)

    #

    А меня бесит, когда на дисках урезают изображение до 2,35:1, а то и до 2,5:1. Ну почему не оставить 1,85:1, на весь широкоэкранный телевизор? Какого чёрта у «Кванта милосердия» сверху и снизу чёрные полосы? Сначала обрежут, потом пришьют обратно и заявят: он стал больше на 21%.

    ответить

  • 5

    audiovideofil 27 октября 2012, 01:42 пожаловаться

    #

    Чёрные полосы лишь потому, что изображение 1,85:1 не обрезают, а добавляют обрезанное, тем самым получают ещё более «широкое» изображение 2,35:1.

    ответить

  • 2

    ВНЧ 27 октября 2012, 20:30 пожаловаться

    #

    По бокам добавляют немного, но при этом и обрезают по вертикали. Это очень заметно в «Назад в будущее 3», «Терминатор 3», «Гладиатор»… А в «Назад в будущее 2» даже прикол с курткой пропал — снизу обрезали так, что не видно, как укорачиваются рукава.

    ответить

  • 3

    audiovideofil 27 октября 2012, 22:24 пожаловаться

    #

    А эти все обрезки стали заметны после перехода из формата 1,33:1 на 2,35:1?

    ответить

  • ВНЧ 28 октября 2012, 01:37 пожаловаться

    #

    «Назад в будущее 2» обработали по-разному: где-то не только урезали по высоте, но и добавили с боков, а где-то только урезали. «Назад в будущее 3» просто тупо усекли сверху и снизу и даже чуть-чуть оттяпали с боков — в итоге полкадра пропало. Если уж делать из 1,33:1 (фильм, наверное, снимался в размере 4:3) широкоэкранку, то хотя бы 1,85:1, а не 2,35:1.

    ответить

  • 3

    audiovideofil 28 октября 2012, 15:37 пожаловаться

    #

    Всему виной киноформат «Super 35».

    ответить

  • 3

    audiovideofil 28 октября 2012, 16:00 пожаловаться

    #

    «Квант милосердия»
    Формат изображения: 2,35:1
    Формат копии: 35 mm (anamorphic)
    Формат съёмок: 35 mm
    DVD изображение: WideScreen 16:9 (1,78:1)

    «Назад в будущее 2»
    Формат изображения: 1,85:1
    Формат копии:
    - 35 mm
    - 70 mm (blow-up)
    Формат съёмок: 35 mm (also horizontal)
    DVD изображение: Widescreen 1,85:1

    «Назад в будущее 3»
    Формат изображения:
    - 1,37 : 1 (negative ratio)
    - 1,85 : 1 (intended ratio)
    - 1,85 : 1 (negative ratio, special effects)
    Формат копии:
    - 35 mm
    - 70 mm (blow-up)
    Формат съёмок:
    - 35 mm
    - 35 mm (horizontal) (special effects)
    DVD изображение: Widescreen 1,85:1

    «Терминатор 3: Восстание машин»
    Формат изображения: 2,35:1
    Формат копии: 35 mm (anamorphic)
    Формат съёмок: 35 mm
    DVD изображение:
    - Anamorphic WideScreen 2,40:1
    - WideScreen 16:9 (1,78:1)

    «Гладиатор»
    Формат изображения: 2,35:1
    Формат копии: 35 mm (anamorphic)
    Формат съёмок: 35 mm
    DVD изображение:
    - Anamorphic WideScreen 2,35:1
    - WideScreen 2,35:1

    ответить

  • 3

    ВНЧ 28 октября 2012, 22:22 пожаловаться

    #

    Спасибо за информацию. Голова кругом идёт от этих форматов и анаморфов. Пару лет назад я «анализировал» несколько фильмов: брал кадр фильма с телевизора (через USBшный ТВ-тюнер), находил такой же на DVD и в Фотошопе накладывал их друг на друга — сразу было видно что добавили, а что отрезали. Если с «Матрицей 2» и «Пятым элементом» поступили аккуратно, то «Титаник», «Терминатор 3» и «Идентификацию Борна» слишком покоцали.

    ответить

  • 2

    ВНЧ 28 октября 2012, 21:54 пожаловаться

    #

    Случай с «Теорией заговора» удачный, этот фильм по высоте не резали, а по бокам добавили существенно. Так же хорошо поступили с «Затерянными в космосе» и «Скалолазом». Но чаще фильмы нещадно кромсают.

    ответить

  • 3

    audiovideofil 28 октября 2012, 22:50 пожаловаться

    #

    Помню, как во время просмотра VHSной «Матрицы» (4:3) меня удивила попавшая в ТВкадр рука, слева от Нео, сидящего в своём офисе. А также отсутствие в ТВкадре колонн около лифта с повреждениями от выстрелов.
    Все эти появляющиеся и исчезающие элементы в кадре являются побочным эффектом от перепланировки съёмочного формата на формат, который оператор видит в рамке. В одной сцене операторская рамка отрезает руку, в другой добавляет колонны.
    На этой и на этой картинках наглядно видно то, о чём я тут настрочил.)

    ответить

  • 2

    ВНЧ 28 октября 2012, 23:46 пожаловаться

    #

    Ещё немного побрюзжу (не в Ваш адрес, конечно): печатают с формата Super 35 для кинотеатров 2,35:1 — ОК, но почему бы с того же Super 35 для дисков не сделать картинку 1,85:1? Или в не предусмотренных для посторонних глаз частях кадра могут затесаться провода, микрофоны и прочие фэйлы? В Википедии есть фраза «Во всех вариантах верхняя граница кадра — общая», а в статье на DVDspecial.ru в пример приводится фильм «Терминатор 2». Однако, «проанализированные» мной кадры из «Т2» порезаны как снизу, так и сверху. Выходит, что смещать можно не только панскан-рамку, но и широкоформатную. А стало быть её можно и расширить с 2,35:1 до 1,85:1.
    P.S. Вот, излил душу, пора угомониться. Извините за назойливость. ;)

    ответить

  • 2

    ВНЧ 28 октября 2012, 23:50 пожаловаться

    #

    P.P.S. И ещё одно советское достижение («УФК») кануло в Лету. :(

    ответить

  • 2

    audiovideofil 29 октября 2012, 01:36 пожаловаться

    #

    Да уж. Чего только из советских достижений не кануло в Лету…

    ответить

  • 3

    audiovideofil 29 октября 2012, 01:40 пожаловаться

    #

    «… печатают с формата Super 35 для кинотеатров 2,35:1 — ОК, но почему бы с того же Super 35 для дисков не сделать картинку 1,85:1?»

    ***

    Фильмы, снятые по системе «Супер-35» могут быть отпечатаны в широкоэкранном, широкоформатном и кашетированном вариантах, а также в формате IMAX после цифровой обработки по технологии IMAX DMR. Также с негатива «Супер-35» могут изготавливаться цифровые фильмы с любым соотношением сторон. © Вики

    Вот и получается, что фильм снимается в мультиформатном режиме, который даёт право резать фильм под любой необходимый формат изображения с неизбежными потерями или он сразу снимается с конкретными горизонтальными границами. Кстати, при просмотре документальных фильмов про съёмочные будни я иногда замечал заклеенный по горизонтали чёрным скотчем монитор у режиссёра. Так что нет ничего удивительного в том, что все эти руки, микрофоны и прочие посторонние элементы остаются в ТВкадре. Чего уж там говорить про пропадающие из кадра нужные элементы при обрезке вертикальных границ.

    P.S. Ну, что Вы! Разве может речь идти о назойливости, когда складывается столь увлекательная беседа?) Спасибо Вам за беседу по существу! Было интересно.)

    ответить

  • 2

    отец_Шайа 27 октября 2012, 00:29 пожаловаться

    #

    Ходил на Бонда в IMAX. Это потрясающе, честно. Картинка завораживает — переплата за формат с лихвой окупается эмоциями от просмотра.

    ответить

  • 1

    Golden Man 27 октября 2012, 18:33 пожаловаться

    #

    И без IMAX завораживает, особенно сцены в доме Бонда.

    ответить

  • 1

    another_irene 27 октября 2012, 22:08 пожаловаться

    #

    another_irene: «Сцена погони в „Скайфолле“ не впечатляет совершенно»

    ответить

  • 7

    duke_83 28 октября 2012, 16:11 пожаловаться

    #

    С этим Бондом в фильмах ничего кроме погонь и спецэффектов привлекать не может!

    ответить

 
Добавить комментарий...