Эдвард Нортон: «Своего героя я скопировал с реального человека»

Обсудить0

Я считаю, что сценарий „Эволюции Борна“ очень умный, и некоторые вещи в нем, предлагаемые зрителю, выглядят довольно страшно, я бы сказал, в моральном аспекте. Все герои отлично знают, кто они и чем заняты. Они по собственной воле выбрали это, никто их не принуждал...

Эдвард Нортон интригует зрителя своими работами уже более пятнадцати лет, начав с потрясающей по силе роли в «Первобытном страхе» 1996 года с Ричардом Гиром. Уже тогда было ясно, что перед нами актер уникального эмоционального заряда и недюжинного таланта. Практически в каждом фильме, где мы встречали его после этого, пусть даже во второстепенных ролях, он оставляет о себе память. У него широкий диапазон образов, что не так уж характерно для Голливуда, предпочитающего все-таки раздавать амплуа и придерживаться стереотипов, особенно в больших студийных фильмах.

Нортон не сразу приобрел статус звездного актера. Возможно, потому, что не обладает впечатляющей внешностью. О нем можно сказать, что он в общем-то даже несколько невзрачный, малоприметный человек с лицом, которое может быть как у профессора гуманитарных наук, так и у неонациста или самого обычного чиновника — выбор будет зависеть от внутреннего настроя, который проявится внешне.

Он не только актер, но еще и сценарист, продюсер и режиссер. Эти его качества находятся в стадии развития, и со временем, нам думается, мы увидим очень интересные работы.

КиноПоиск впервые встретился с актером на пресс-джанкете к его новому фильму «Эволюция Борна». Он оказался довольно сложным собеседником, так как предпочитает говорить тихо, слегка даже невнятно. Аккуратно и медленно подбирает слова, иногда замолкая на несколько секунд, словно обдумывая мысль, которую собирается высказать. Он не поддается на провокационные вопросы, а только хитровато улыбается и коротко объясняет, что отвечать на них не будет по очень простым причинам: пресса имеет обыкновение переворачивать некоторые вещи с ног на голову, с нами он близко не был знаком, поэтому подождет с доверительным отношением.

В целом мы остались довольны разговором, так как Эдвард Нортон, несомненно, человек очень умный, отлично знает, о чем говорит и сколько может сказать. Возможно, в недалеком будущем у нас будет шанс поговорить с ним немного дольше и получить ответы на так и не заданные в течение этого интервью вопросы.

Каким вы представляли себе своего героя, когда прочитали сценарий?

Мне сценарий понравился сразу, это умный и интересный текст, безусловно. На мой взгляд, в нем есть все, что было и в предыдущих трех фильмах, но для меня его отличие заключалось в том, что он не был сосредоточен на герое, который не знал, кто он и откуда. В новом сценарии все герои отлично знают, кто они и чем заняты. Они по собственной воле заняты своим делом, никто их не принуждал, и это создает совершенно иной моральный аспект истории. В первых трех фильмах главный герой был в своем роде жертвой системы, он выглядит вполне невинным в этой ситуации — по крайней мере для зрителя. Но в новой картине нет невинных жертв. Мне понравилось, что Тони Гилрой таким образом поднимает вопрос о моральной подоплеке их действий и поступков, их жизненного выбора. Оправдывает ли цель средства, понимаешь? Есть ли некое рациональное объяснение тому, чем они заняты? Можно ли оправдать некое зло ради добра в широких масштабах? Это меня и привлекло в общем-то. Я считаю, что сценарий очень умный, и некоторые вещи в нем, предлагаемые зрителю, выглядят довольно страшно, я бы сказал, в моральном аспекте.

Вы не завидовали коллегам, что у них было больше экшн-сцен?

В каком смысле, я не понял?

Ну, например, Джереми Реннер в горах с волками, а твой герой в это время в темной комнате руководит действиями по уничтожению…

О, я думаю, что только тот, кто ни разу не принимал участия в экшн-фильмах, может завидовать этому. Я не новичок в жанре, у меня есть опыт, и, поверь мне, это не так уж здорово, как может показаться со стороны. Я, честно говоря, доволен тем, что работал в экшн-фильме, но в той роли, что была предназначена для меня. У меня не было большого желания быть тем, кто на машине сносит ворота, врезается куда-то там. (Смеется.)

Только тот, кто ни разу не принимал участия в экшн-фильмах, может завидовать этому

Поскольку вы не новичок в писательском ремесле, внесли ли вы какой-то вклад или дополнения к сценарию?

Нет-нет. Тони — прекрасный сценарист, великолепный режиссер. Он все продумывает до мельчайших деталей и отлично подготовлен к съемкам. Работать в таких условиях — это чистое наслаждение. Для актера сотрудничество с Тони — самая легкая задача, какую только можно вообразить. Он знает, что ему от тебя нужно, и ты стараешься только максимально соответствовать тому, чего он от тебя ждет. Мы все работали легко и с полной отдачей, потому что он обеспечивает тебе эту легкость доскональностью своей подготовки и блестящим сценарием.

Тебе нужно было освежить в памяти предыдущие фильмы о Борне?

Нет. Я отлично их помню. Кроме того, Тони рядом с нами, а он ключ ко всем этим фильмам. Он архитектор всех трех фильмов, они его детище по большому счету. Тони всегда точен в своих замечаниях и указаниях, у него прекрасно складываются отношения с актерами, его просто боготворят за умение правильно подойти к любому из нас и объяснить, что происходит и кто и как вписывается в происходящее на площадке. Он знает подтекст каждой сцены и умеет это легко и просто объяснить. Прекрасный человек и режиссер.

Ты думаешь, что такие люди, как твой герой, существуют в реальной жизни? Тебя не пугает такая мысль?

Нет никаких сомнений в том, что такие люди есть в реальной жизни. Дело в том, что такие организации и такие исследования действительно существуют. Отделение, которое возглавляет мой герой, основано на вполне реальном департаменте Службы национальной безопасности, который занимается именно теми экспериментами, что мы показываем в нашем фильме. Фактически они продают результаты исследований и продолжают курировать их в армии, ЦРУ и других подобных им организациях. Этот департамент как бы сидит над всеми этими программами, и это даже не суперсекретные вещи. Пугает ли меня эта мысль? В сущности, нет. Но что мне особенно нравится в фильмах Тони, так это то, что он как бы покалывает зрителя вилкой, мол, смотри, вот этого бы следовало бояться, это может потенциально привести нас к своего рода рабству. Я думаю, что основной злодей в фильмах Тони — это корпорации или организации, так или иначе связанные с деятельностью корпораций, обслуживающие интересы правительства и конгломератов, которые, по сути, подвергают опасности население, обычных людей. Почти в каждом фильме Тони кто-то осознает, что происходит нечто серьезное, могущее привести к серьезным потрясениям в обществе. Это очень актуальная мысль, по-моему.

Ваш герой несет в себе черты многих людей, занятых в бизнесе или государственном управлении. Вы когда-нибудь сталкивались с человеком, который бы объединял в себе все эти черты, исключительно уверенного в себе человека?

Ты говоришь о Тони?

Нет, о вашем герое.

Я бы сказал, что Тони — именно такой человек. (Усмехается.) М-м-м, есть один человек, связанный с правительственной организацией, с которого я, собственно говоря, скопировал моего героя. Он довольно молодой, но его волосы поседели практически полностью за два года работы в администрации Обамы. Я спросил Тони, что он думает об этом парне, годится ли он для того, чтобы стать прототипом моего героя, есть ли в нем те качества, которые Тони видел, когда описывал его в сценарии. Тони сказал, что это практически точное попадание. Так что у меня был вполне конкретный образец перед глазами.

Как вы думаете, Голливуд сознательно подвергает сомнению действующую власть, политику, политических деятелей?

Ну, я бы не стал этого утверждать. (Смеется.)

А если говорить с точки зрения индустрии развлечений, которая обучает развлекая и предлагает задуматься иногда?

Наверное, если говорить о коллективном сознании, об участии в общественном процессе наравне с остальными общественными институтами, заинтересованными в сохранении и поддержании демократического и свободного общества. Я думаю, что это наша общая задача. Вне всяких сомнений, что в это включаются творческие люди.

Вы вполне доверяете вашему правительству?

Я, пожалуй, не стану обсуждать этот вопрос сейчас. Кто знает, каким образом мое личное мнение о политике отразится в дальнейших публикациях! Часто все рассуждения оказываются сведенными к какой-то единственной фразе, вырванной из контекста и совершенно не отражающей сути чьих-либо политических воззрений. (Мягко улыбается.)

Мне особенно нравится в фильмах Тони Гилроя то, что он как бы покалывает зрителя вилкой

Я помню ваш разговор с Брюсом Спрингстином несколько лет назад в Торонто, где вы его интервьюировали, и у меня сложилось впечатление, что вы верите в определенный тип вовлеченности индустрии развлечений в общественную деятельность.

Хорошо. Я могу подтвердить, что Брюс действительно может быть прекрасным примером такой вовлеченности. Он в своем роде общественный комментатор, если хочешь. Я думаю, что Брюс сыграл свою скромную роль в защите прав и интересов обычных людей в мире, которые, по-моему, постоянно находятся под угрозой усиления корпоративных интересов или испытывают определенные трудности, вызванные деятельностью корпораций и конгломератов. Я думаю, что разные люди, начиная с фабричных рабочих и заканчивая докторами, юристами, художниками, студентами и даже политиками, используя разные средства, встают на защиту интересов всех людей в обществе. Или можешь назвать это защитой прогрессивных интересов против наступления и преобладания любого вида организованных структур. В этом суть американского эксперимента. В этом суть всех политических дебатов, начиная с эпохи Просвещения. Я не думаю, что художники в целом и кинематографисты в частности играют большую или меньшую роль в этом движении. Я думаю, что мы просто часть этого сообщества людей самых разных занятий и профессий, которые неравнодушны к тому, что происходит вокруг них. Я восхищаюсь людьми, которые встают на этот путь. И, возвращаясь к фильмам Тони, я еще раз хочу отметить, что все эти идеи органично вплетены в зрелищную канву его фильмов. Мне нравится, что он продолжает провоцировать чувство дискомфорта в зрителе идеей, что каждый из нас может оказаться жертвой сомнительной этики разных государственных структур. Поэтому я люблю фильмы Тони.

Как вы думаете, почему люди так заинтересованы в вашем мнении о политике?

Хотелось бы мне знать ответ на этот вопрос. (Усмехается.) Понятия не имею. Знаешь, Марлон Брандо однажды высказал замечательную мысль о том, что в какой-то момент его карьеры он вдруг понял всю абсурдность и нелепость задаваемых ему вопросов, но еще более нелепо то, что он на них отвечает. Я испытываю приблизительно те же чувства порой.

Этим летом у вас вышли два интересных фильма, которые находятся на противоположных концах спектра, если говорить о размере бюджета. И с такими разными героями…

В самом деле. Если хочешь точную статистику, то бюджет «Эволюции Борна» точно в десять раз превышает размер бюджета фильма Уэса Андерсона. И самое замечательное, что все это отражено на экране. Если отбросить шутки в сторону, то сходство между ними для меня заключается в том, что это был один и тот же импульс с моей стороны — желание работать именно с этим режиссером. Они оба те режиссеры-сценаристы, на работу с которыми я появлюсь по первому же зову, с одного телефонного звонка. Вот скажи, можешь ли ты назвать пять режиссеров моложе 45 лет, чей стиль ты узнаешь в течение 35 секунд фильма? Я убежден, что ты узнаешь характерный стиль Уэса Андерсена через 15 секунд с начала картины. Я не думаю, что наберется много таких кинематографистов, которые буквально создали свою собственную эстетику. Уэс, как и Тони, обладает уникальным качеством, которым я восхищаюсь в обоих. Он практически во всех своих фильмах проводит тему семьи, данной тебе, но не выполняющей своего предназначения, и ты должен сам создать семью, которая тебе нужна. В каждом его фильме люди пытаются воссоздать себя путем обновления или перестройки их окружения. И я большой поклонник этой идеи. Так что для меня работать с обоими этими режиссерами было честью и удовольствием.

Когда вы планируете вернуться к режиссуре?

Я в последнее время больше занимался продюсированием. Мы продюсировали сериал для HBO, который отнимает много времени, но доставляет не меньше удовольствия. Мы только что закончили производство фильма моего партнера Стюарта Блумберга, который в прошлом году был номинирован на «Оскар» за его сценарий к фильму «Детки в порядке». Он написал сценарий к новому проекту, который сам и снимает. Это его режиссерский дебют («Спасибо за обмен»). Фильм попал в программу Торонто, так что мы будем на фестивале в текущем году и очень этим взволнованы. Я не занят в этой ленте как актер, но я был одним из продюсеров. Стюарт написал сценарий к картине «Сохраняя веру», которую я снял, и после этого мы организовали нашу производственную компанию, так что мы во многом помогаем друг другу. Я только что закончил писать сценарий, который надеюсь снять в ближайшее время. То есть мы вряд ли сможем сделать его этой зимой. Скорее всего, в следующем году.

О чем он?

Сценарий основан на романе «Сиротский Бруклин». Это слишком длинная история, чтобы начать разговор о ней сейчас. Я гарантирую тебе, что ты получишь больше удовольствия от фильма, если ничего о нем не будешь знать. А поговорим уже после.

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

12 декабря 2023113
8 июня 20236
2 июня 202323
19 мая 202319

Главное сегодня

Вчера9
Вчера6
Вчера1
Вчера5
17 апреля21
17 апреля3
17 апреля12
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации