Интервью

Питер Лорд: «Мои соседи наивно полагают, что я богатый человек»

У нас сотни, сотни кукол, их вполне достаточно для большого музея. Сейчас я думаю, что возможен сиквел „Пиратов“, тогда мы сможем использовать их повторно. А если сиквела не будет, думаю, надо будет подарить их людям, которые работали над фильмом...
Питер Лорд: «Мои соседи наивно полагают, что я богатый человек»

Питер Лорд заинтересовался анимацией еще в школе. С другом Дэвидом Спрокстоном он сначала проводил эксперименты по созданию мультфильмов на кухонном столе, потом их, совсем юных ребят, позвали сделать короткометражку для BBC, а уже в 1972 году они создали свою студию Aardman. С самого основания Aardman специализируется на пластилиновой анимации. Благодаря Лорду и его друзьям зрители полюбили Уоллеса и Громита, барашка Шона и сбежавших из курятника наседок. За полнометражный фильм «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» Питер Лорд, выступавший продюсером, получил премию «Оскар». Все мультфильмы Aardman отличаются тонким юмором и удивительным количеством всевозможных придумок. Недавно студия стала сотрудничать с Sony Pictures Animation и выпустила «Секретную службу Санта-Клауса», которая была полностью нарисована на компьютере. Новый фильм «Пираты! Банда неудачников» — еще один совместный с Sony проект, но выполненный в более традиционной для Aardman технике кукольной анимации.

Первый 3D-мультфильм для Aardman, лента «Пираты! Банда неудачников» основана на книге Гидеона Дефо. На одном из студийных собраний по поводу новых проектов книжка валялась на столе, Лорду стало скучно, и он взял ее полистать. История о приключениях худшей на свете команды пиратов оказалась невероятно смешной. Тогда Лорд и подумал, что историю про незадачливых пиратов и их приключения с ученым Чарльзом Дарвином, птицей додо и злобной королевой Викторией нужно обязательно экранизировать. Это было пять с половиной лет назад. С тех пор несколько сотен человек трудились над созданием кукол пиратов, других персонажей, пиратского корабля, всего реквизита и самими съемками. Ведь Aardman создает мультфильмы по технологии stop motion. По сути, аниматор снимает каждый кадр на фотоаппарат, потом чуть-чуть меняет положение куклы, меняет лицевые накладки — например, губы — и снимает следующий. На съемки одной сцены «Пиратов» уходило от нескольких месяцев до полутора лет.

Седой и сухонький человек в очках, похожий на доброго волшебника, Питер Лорд повсюду таскает с собой фигурку Пиратского Капитана и птички додо Полли. Создается ощущение, что они все втроем дают интервью. А в качестве автографа аниматор рисует бородатую рожицу пирата. КиноПоиск, косясь изредка на Капитана и Полли, узнал у Лорда о том, какие хулиганские песни режиссер не позволил себе оставить в фильме, почему студия Aardman так важна для города Бристоля, а также о том, куда попадают фигурки из мультфильмов после съемок.

— Питер, вы еще в юном возрасте определились, что станете аниматором и выбрали тогда пластилиновую анимацию. Почему?

— Я думаю, это есть где-то глубоко в человеческой психологии — любовь к маленьким предметам. Когда мы были детьми, мы все создавали свой маленький мир, в котором куклы и игрушки разговаривают между собой, нам нравилось оживлять этот мир. Это каким-то образом заложено в нас. И поэтому для меня очень важно, что во время просмотра зрители чувствуют, что этот мир кукол реален. Когда мы видим мультфильмы, созданные полностью на компьютере, или блокбастер с кучей спецэффектов, мы все равно подсознательно не верим, что это правда. А в случае с нашими кукольными фильмами аудитория понимает, что все эти вещи на экране существуют в реальности, их можно потрогать, они созданы вручную. Для меня это очень важно, и я бы никогда не поменял своих кукол на компьютерную графику. Правда, без графики, конечно, не обойтись в отдельных случаях. Например, на компьютере нарисовано море, по которому плывет наш корабль, а еще дорисована кое-где массовка. Вы же понимаете, что массовку в игровом кино легко достать: позвонил в агентство — и вот тебе сотня человек. А нам пришлось бы сделать всю сотню персонажей вручную! Так что было проще создать ее с помощью CGI. Но это для нас был новый опыт, мы так раньше не делали. Было страшно, но интересно.

«В человеческой психологии - любовь к маленьким предметам»

— Вы раньше никогда не делали фильмы в 3D. Что для вас в работе над фильмом было нового и страшного благодаря этой технологии?

— 3D сейчас очень популярно, и мы подумали, что раз это так распространено, надо сделать мультфильм трехмерным. Для нас все было новым, мы вообще не знали, как это делать. И, если быть честным, было страшно. Но мы освоились с технологией буквально за несколько недель, и она оказалась очень интересной. Ведь вы знаете, что когда снимается 3D, нужно две камеры, снимающие две точки зрения — для правого глаза и для левого. И изображение, если смотреть на него без очков, слегка расплывается, потому что вы вроде как смотрите с двух ракурсов сразу. В кукольной анимации, поскольку сам процесс съемок очень медленный, необходимость во второй камере отпадает. Наша камера сначала снимает кадр для правого глаза, а потом автоматически сдвигается на небольшое расстояние и снимает второй кадр для левого. В обычном 3D-фильме расстояние между ракурсами соответствует расстоянию между глазами человека. Мы же сделали его гораздо меньше, ориентируясь на расстояние между глазами наших кукол. Так создается иллюзия, что мы смотрим на пиратский мир его глазами. Иначе бы казалось, что мы стоим в стороне, как такие гиганты, и смотрим на их лилипутский мир. А нам хотелось, чтобы зритель почувствовал себя близко к героям, ощутил свое присутствие рядом с ними в их маленьком мирке.

— Я вот прочитала, что на одну сцену в пабе ушло 18 месяцев съемок. У меня вопрос: как аниматоров не достает работать по полтора года над одной и той же сценой?

— О да, это и правда довольно долго. (Смеется.) Честно говоря, им действительно не становится скучно все полтора года! Они концентрируются максимально на работе и упорно вкалывают на протяжении всего периода. А поэтому в конце каждого дня они получают удовлетворение от того, что создали. Кукольная анимация — это вообще очень приятная работа. В том смысле, что после каждой смены у тебя есть что-то, что ты создал своими руками, какой-то кусочек жизни. И если ты сделал его хорошо, то это очень воодушевляет. А если что-то пошло не так, то это очень расстраивает. Поэтому они постоянно фокусируются на том, чтобы сделать максимум. Есть еще один технический момент: в работе над сценой всегда занято несколько человек, и только, наверное, один из них участвует в съемках от начала и до конца. Это круто, потому что он может проследить весь процесс, контролировать всю сцену, учитывать все детали и нюансы, такие как развитие персонажа, например. Но на самом деле он делает процентов шестьдесят работы, остальным занимаются и другие аниматоры тоже. При этом, когда сцена завершена, он может с гордостью сказать: это моя сцена. А в компьютерной анимации такого нет, там кадр переходит от одного аниматора к другому, нет этой прекрасной последовательности в работе. Я имею в виду творческую, эмоциональную последовательность. Так что нашим аниматорам очень повезло на самом деле. И я отношусь к ним как к исполнителям, как к актерам. Они не волшебники — они дают жизнь героям.

— Вот по поводу актерских качеств ваших аниматоров у меня тоже вопрос! Получается, что кукольные аниматоры — это такие суперлюди. Они и художники, и актеры.

— И технически должны быть подкованы!

«Кукольная анимация — это очень приятная работа»

— Да, все вместе! Где вы их находите, все ли ваши сотрудники являются художниками по образованию? Или кто-то приходит из других сфер?

— Это интересно. Сложный вопрос. Потому что хитрость в том, что исполнительскому искусству, насколько я осведомлен, аниматоров в принципе нигде в мире не обучают. Да, вас могут научить анимации, то есть двигать предметы красиво, но актерское исполнение — это вещь инстинктивная. Если ко мне на студию приходит молодой человек и показывает свои работы, честно говоря, я обращаю больше внимания именно на исполнение, а не на техническую часть. Если у него есть чувство юмора, понимание жанра комедии, умение рассчитать время, есть вот этот актерский инстинкт — это самое главное. Если сама анимация неидеальна, они смогут обучиться уже в процессе. Интересный вопрос, ведь мы и правда ищем суперменов! Как вы сказали, они должны быть и художниками, и технарями, и актерами одновременно. Все эти качества должны сойтись в одном человеке, что уже редкость. Поэтому нас так мало. (Смеется.)

— Но кроме аниматоров у вас еще работает множество людей — те, кто создает кукол, декорации. Производство ведь очень затратное. Как студии удается держаться на плаву, если на производство одного фильма уходит пять лет?

— Да, честно вам скажу, анимация — это не самое прибыльное производство. (Смеется.) Мои друзья и соседи думают, что я разбогател на мультфильмах, но я им отвечаю, что это не совсем так. Я часто думаю, что мы, студия Aardman, экспортируем свои фильмы на весь мир, а значит, все деньги возвращаются в Британию, в Бристоль, где мы работаем. И эти деньги получают люди из нашего города, они живут, покупают машины, дома, растят детей. Все на средства от нашего «экспорта». Это прекрасно. Впрочем, много-много миллионов мы, к сожалению, не зарабатываем, хотя хотелось бы. (Смеется.)

— В ваших «Пиратах» по-хорошему безумный саундтрек, особенно когда герои плывут в Лондон и играет песня «London Calling» группы The Clash. Весь этот панк-рок конца 70-х - — это ваша идея?

— Ну, мы выбирали музыку вместе с нашим монтажером и сорежиссером. Честно говоря, мы действительно выбрали песни, которые сами любим. Это был очень приятный процесс. Какое-то время у нас главной темой стояла очень смешная песня Sex Pistols. Но она была слишком неприличной! Ее нельзя было оставлять в детском мультфильме. (Смеется.) Это песня «Friggin’ In The Riggin’», и мы знали, конечно, что нельзя ее использовать, но было все равно забавно. Вообще же мы прослушали, наверное, сотни разных треков, очень много времени на это потратили.

— Мне показалось, что ваши «Пираты» — своеобразная ода Британии, ее юмору. И музыке тоже. Вы согласны?

— Ну да, наверное. Это неизбежно, ведь я делаю то, что мне нравится, выбираю то, что мне кажется смешным, музыку, которая мне кажется удачной. Да даже взмах рукой или выражение лица — это ведь все отражение того, что мне нравится, что мне кажется смешным. Когда создаешь мультфильм, думаешь только об этом, о том, что хочется сделать тебе, и не оглядываешься особенно ни на кого. Это честно. Я понятия не имею, как его примут в других странах. И того же я жду от фильмов, созданных в США, России, Франции — где угодно. Целостность — это хорошо.

«Я понятия не имею, как фильм примут в других странах»

— Согласна. Скажите, вот для «Пиратов» было создано какое-то невероятно количество кукол. А куда они потом все деваются? У вас же, наверное, склад не безграничен?

— Хороший вопрос! У нас сотни, сотни кукол, их вполне достаточно для большого музея. Сейчас я думаю, что возможен сиквел «Пиратов», тогда мы сможем использовать их повторно, и проблема решена. А если сиквела не будет, думаю, надо будет подарить их людям, которые работали над фильмом, аниматорам. Потому что если отдать их в музей, то через 20 лет они уже будут выглядеть блекло, а через 30 и вовсе, наверное, превратятся в пыль. Не знаю, слышали ли вы, но у нас на студии, вернее, на складе, несколько лет назад был пожар. Там хранилось много курочек из «Побега из курятника», и они в одночасье превратились в пепел! Я подумал, что это грустно, лучше бы мы их раздали людям.

— Но ведь какие-то части кукол вы используете повторно?

— Да, это возможно. Но посмотрите (Лорд показывает на стоящего на столе Пиратского Капитана), я вот таскаю его за собой, двигаю его руки, и он начинает выглядеть уже не таким новым. В студии, когда мы снимаем, этот парень работает каждый день, и вечером его несут в гримерку и там меняют ему одежду, подкрашивают что-то, ставят новую руку, например. Его постоянно приходится…

— ...освежать?

— Да, отличное слово! Так что, видите, куклы не долговечны.

— Вы упомянули сиквел. Я знаю, что у Гидеона Дефо про банду неудачников написано уже несколько книжек. Вы бы хотели экранизировать все?

— Нет-нет! На это бы ушла вся моя оставшаяся жизнь. (Смеется.) Я думаю о том, чтобы экранизировать какую-то одну. Он ведь еще и продолжает их писать. Они очень смешные. И он очень изобретательный парень, у него куча идей, что мне очень на руку. Сейчас у него уже есть книги про охоту на китов, про Наполеона и про коммунистов. Я еще не читал, но, кажется, в последней пираты встречают Карла Маркса. Вот это будет сюрприз!

Читайте также
Статьи Территория Парка: История пластилиновой анимации и студии Aardman Благодаря новому мультфильму Ника Парка «Дикие предки» пластилиновая анимация спустя век вернулась к любимым темам — доисторической эпохе и пещерным людям.
Новости «Оскар 2013»: Лонг-лист анимационных фильмов Согласно правилам Американской киноакадемии в будущем году в списке номинантов на «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм» окажется пять проектов. Стал известен лонг-лист, состоящий из 21 мультфильма, среди которых биография участника труппы «Монти Пайтон» Грэма Чепмена и первый 3D-мультфильм из Индии.
Новости Обзор бокс-офиса США (27.04—29.04) Последний уик-энд апреля и всего весеннего кинопроката вышел самым настоящим затишьем перед бурей. Все четыре новинки широкого проката выступили слабее ожиданий, что по умолчанию оставило во главе чарта великолепно стартовавшую неделю назад комедию «Думай как мужчина».
Комментарии (6)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...