всё о любом фильме:
Интервью

«Осатаневшая»: Интервью с режиссером Чжаном Чхоль Су

В Корее популярен коммерческим мейнстрим — и местный, и западный, преимущественно американский. И из наших режиссеров, по-моему, реально популярны сейчас только трое: Пак Чхан-ук, Джун-хо Бон и Ким Чжи Ун. И их же можно отнести к местному корейскому киномейнстриму...
«Осатаневшая»: Интервью с режиссером Чжаном Чхоль Су

В российский прокат вышел фильм «Осатаневшая» — полнометражный дебют режиссера Чжана Чхоль Су из Южной Кореи. Из-за того, что основная тема этой картины — столкновение городской жительницы с результатом провинциальной социальной деградации, на ум приходит сравнение с похожим отечественным дебютом — «Однажды в провинции» Кати Шагаловой. Однако, несмотря на то, что «Осатаневшая» намного тяжелее эмоционально и на порядок глубже погружается в препарирование естественного человеческого падения до уровня буквального вырождения, все равно корейскому фильму симпатизируешь больше — как бы странно это ни звучало, в нем намного больше жизни, да и с драматургией получше.

Фильм был снят в прошлом году и уже успел побывать на многих киносмотрах и собрать целый веер различных фестивальных наград: участвовал в Неделе критики в Каннах, получил награду за лучший фильм и лучшую женскую роль в Пучхоне, взял Гран-при на Fantastic’Arts и приз зрительских симпатий на Fantastic Fest–2010, приз Ассоциации кинокритиков Кореи за лучшую женскую роль и лучший режиссерский дебют, премию «Большой колокол» за лучший режиссерский дебют, а также национальную кинонаграду Кореи за лучшую женскую роль и лучший режиссерский дебют, за них же — награду Ассоциации кинорежиссеров Кореи Director’s Cut, приз за лучшую женскую роль на международном кинофестивале Fantasporto–2010, главный приз жюри «Черный тюльпан» на фестивале фантастического кино в Амстердаме, Также картина была участницей программы международного кинофестиваля в Ситжесе в прошлом году и показывался в рамках внеконкурсных программ на Московском международном кинофестивале в этом.

Воспользовавшись тем, что режиссер оказался на этих выходных в столице, КиноПоиск встретился с ним в кафе и поговорил о ленте.

ВНИМАНИЕ! В ТЕКСТЕ МОГУТ СОДЕРЖАТЬСЯ СПОЙЛЕРЫ!

— Это твой полнометражный дебют. Почему ты решил обратиться именно к такой специфической теме?

— Как-то я услышал о происшествии, похожем на одно из тех, что я показал в фильме, и оно так меня поразило, что я долго его не мог выкинуть из головы, а потом все-таки решил сделать на его основе фильм, потому что тема совершенно дикая. — То есть фильм основан на реальных событиях?

— Отчасти. То, что происходит в фильме, является уже художественной фантазией. То, что зрители видят в фильме — это, условно говоря, компиляция из нескольких реальных случаев, о которых передавали в новостях. То есть, по сути, мы взяли основные мотивы и некоторые детали преступлений и на их основе создали сюжет, в который они бы логично вписывались.

— А что за случай, который так произвел на тебя впечатление?

— В небольшом населенном пункте пятьдесят человек изнасиловали девочку… Когда полиция стала разбираться, в чем дело, все местные жители стали говорить, что это девочка была насильницей, и это стало официальной версией, которую озвучила полиция. Девочку арестовали, потому что полиция посчитала, что версия, которой придерживаются пятьдесят мужчин, правдоподобнее версии изнасилованной… Угу, разумеется, в это легко поверить: девочка обесчестила пятьдесят невинных мужиков.

— Ужас какой…

— О чем я и говорю. Разумеется, они насиловали ее не сразу, они это делали поодиночке в течение какого-то времени. Были даже свидетели, но они предпочли не давать показания — только рассказывали друг другу или знакомым, но в полицию не сообщали. Потом ситуация обострилась, и пятьдесят мужчин заявили полиции, что это, оказывается, они жертвы насилия…

— В голове не укладывается, если честно. А где в сюжете проходит грань между реальными событиями и вымыслом?

— Ну, сам по себе фильм — это, конечно, вымысел. Я же все-таки старался использовать в сюжете основные мотивы преступлений, которые сообщались в новостях, но не занимался реконструкцией самих преступлений или событий, которые с ними были связаны. Однако то, что я показал в фильме, запросто могло произойти на самом деле.

— Я лично в фильме сопереживал только двум персонажам. Ты намеренно выписал мир, в котором существуют герои, таким мерзким и жестоким?

— А кому ты сопереживал?

— Бок Нам, которая жила на острове, и дедушке.

— А-а-а, окей-окей. (Довольно улыбается.) Ну, вообще мир жесток сам по себе. Но в каждом из нас есть силы, чтобы в этом мире жить и этому злому миру противостоять — так я когда-то думал. Потом я повзрослел, и мои идеалистические убеждения пошатнулись. Оказалось, что люди все же слабы. Большинство людей. Потому и мир в фильме такой.

— У меня возникла крамольная мысль: а мы можем предположить, что у фильма хеппи-энд?

— И да и нет. Можем — потому что подруга Бок Нам, Хо Вон, изменилась и стала в каком-то смысле сильнее. И не можем — потому что эта перемена в ее характере произошла слишком поздно и ценой ужасных жертв, смерти ее подруги и других трагических последствий ее слабохарактерности. Так что в целом я склоняюсь к тому, что классического хеппи-энда в фильме нет. Если что-то хорошее в конце и остается, то оно несоизмеримо с тем, что происходит с главными героями.

— Ну, с другой стороны, Бок Нам тоже в каком-то смысле отмучилась. Но скажи, на твой взгляд, почему люди такие звери?

— Мне кажется, что это все от идеи, что люди — порочные, слабые, подчиняемые создания, и если создать для них определенные условия, то они довольно быстро одичают и озвереют. — Как у Голдинга или в «Королевской битве»?

— Ну да. Жителей острова как раз можно отнести к тем самым слабым и порочным людям. Именно поэтому они так легко нарушают все традиционные табу — отец может спать с дочкой, подумаешь! Но я думаю, что в этом тоже есть какой-то смысл. В подходящих для этого условиях общество может наплевать на все традиционные устои и социальные институты ради сохранения и защиты условного управляемого внутреннего порядка. Поэтому грязь может стать частью социальной системы, если ее наличие позволяет этой самой системе хоть как-то функционировать и структурировать жизнь людей. Поэтому все находящиеся в этой ситуации, как бы они ни были против, вынуждены подстраиваться, молчать и закрывать глаза на то, что творится.

— Наверняка я не первый, кто у тебя спрашивает про Ким Ки Дука, с которым ты вместе работал, тем не менее признаешь ли ты сам его влияние?

— Конечно! Я же учился, работая у него на картинах! Но, главное, если бы не Ким Ки Дук, я бы так и не научился снимать полноценное кино с копеечным бюджетом.

— Сильно вообще кинообразование в Корее отличается от американского, европейского или российского?

— Да я не знаю, если честно. Я же не обучался режиссуре, я самоучка. Я иногда посещал занятия по сценарному мастерству, но большую часть времени изучал его самостоятельно, а снимать и собственно режиссуре я учился, работая у Ким Ки Дука, прямо в процессе работы.

— А почему именно на сценарном мастерстве такой упор?

— В Корее уважают режиссеров, которые умеют писать, сценарии в том числе.

— А как тогда ты вообще решил стать кинорежиссером?

— Я еще в школе снял пару короткометражек. Многим понравилось, и именно поэтому я решил, что, может, стоит и дальше снимать кино. После того как я это решил, прошло десять лет, прежде чем я добрался до своего собственного фильма.

— А с момента задумки «Осатаневшей» до начала съемок?

— Год.

— Знаешь, в России, когда показывают такие фильмы, зрители, забыв о том, что кино может быть разным, часто возмущаются: «Зачем показывать такую грязь и такие ужасы! У нас за порогом такое каждый день». Твои особо чувствительные земляки не возмущались?

— М-м-м… Они были удивлены. По-моему, удивление — это самая часто встречающаяся реакция на «Осатаневшую». Ну, я так думаю. Но критикам фильм понравился.

— А зрителям?

— По-моему, не очень. Но многие испытали катарсис.

— Вот давно хотел спросить. По корейским фильмам последнего десятилетия, которые стали международными хитами, у неподготовленного зрителя может сложиться превратное ощущение, что корейское кино хоть и креативное и оригинальное, но все равно какое-то жестокое и отвязное. Имеет ли сложившийся портрет международного корейского кино хоть что-нибудь общее с настоящим лицом национального кинематографа?

— (Долго слушает переводчицу.) Не совсем понял, ты хочешь сказать, что все лица в корейском кино похожи?

— Да нет. Я хотел спросить, на самом ли деле все корейское кино такое, как «Олдбой», «Натянутая тетива» или «Я видел дьявола»?

— В Корее популярен коммерческим мейнстрим — и местный, и западный, преимущественно американский. И из наших режиссеров, по-моему, реально популярны сейчас только трое: Пак Чхан-ук, Джун-хо Бон и Ким Чжи Ун. И их же можно отнести к местному корейскому киномейнстриму.

— О, так выходит, что они и дома популярны, и в мире.

— Ну да, выходит, что так…

— Слушай, а на тебя какие европейские, американские и вообще не корейские фильмы за последнее время произвели самое большое впечатление?

«Таинственная река» Клинта Иствуда и «Старикам тут не место» братьев Коэн.

— Я многим режиссерам стараюсь задавать этот вопрос: чтобы ты порекомендовал молодым людям, которые хотят снимать кино, но не знают, с чего начать?

— Ну, много-то я не смогу рассказать, потому что я пока только один фильм снял. Но думаю, что если человек верит, что быть режиссером — это его судьба, то нужно намертво ухватиться за эту идею и быть режиссером. Но вообще, по-моему, те, кто предрасположен к творческой работе — это самые несчастные люди на свете. Но они и не должны надеяться ни на то, что они будут счастливы, ни на то им будет нечеловечески везти. С этим нужно просто смириться и пытаться реально оценивать то, что с ними происходит, чтобы жизнью можно было хоть как-то управлять или хотя бы с ней справляться.

Комментарии (20)

Новый комментарий...

  • 8

    razdolbay 17 августа 2011, 01:23 пожаловаться

    #

    спасибо за интервью… очень интересно! в последнее время намного серьезней отношусь к корейскому кинематографу, и этот фильм посмотрю!

    ответить

  • 7

    Zodiark 17 августа 2011, 02:05 пожаловаться

    #

    Кино отличное. Заведомо знал, что будет жестоко и красиво. Дебют ассистента Ким Ки-Дука прошёл на ура.

    ответить

  • 6

    Lik Bashni 17 августа 2011, 05:25 пожаловаться

    #

    Интервью было увлекательным. Побольше бы интервью с корейскими режиссерами. Насчет жестокости корейских фильмов не согласен. Есть и комедии, и добрые драмы. Буду ждать его премьеру фильма. :)

    ответить

  • 2

    whoisyodiller 17 августа 2011, 08:34 пожаловаться

    #

    фильм уже вышел в ограниченный прокат

    ответить

  • 2

    Lik Bashni 17 августа 2011, 09:23 пожаловаться

    #

    Я имею в виду лицензированную версию фильма. Надеюсь, что выйдет

    ответить

  • 1

    whoisyodiller 18 августа 2011, 09:57 пожаловаться

    #

    По идее, должна.
    Если я ничего не путаю, то, по-моему, все фильмы, которые прокатывает «Кино без границ», выходят на DVD, а новинки вроде «Океанов» — ещё и на Blu-Ray, так что, думаю, это просто вопрос обозримого времени.

    ответить

  • 4

    Доктор Лайтман 17 августа 2011, 19:25 пожаловаться

    #

    Про фильм практически впервые слышу, но интервью хорошее.
    Улыбнуло про «лица», трудности перевода, что сказать)

    ответить

  • 7

    Perchik04 18 августа 2011, 12:24 пожаловаться

    #

    Сколько ни читала интервью корейских режиссеров — все умные и мыслящие попадаются, а у американцев и европейцев в мозгах пустотень какая-то непробивная, некоторые даже двух слов связать не могут.

    ответить

  • 7

    Lost__Soul 18 августа 2011, 19:18 пожаловаться

    #

    Очень интересное для меня интервью.
    Буквально на днях посмотрел фильм, и до сих пор под впечатлением. Очень сильный дебют.

    ответить

  • 4

    EllMar 19 августа 2011, 13:37 пожаловаться

    #

    Любопытно посмотреть. Интервью человека явно не глупого, как тут ранее отметили. Смущает вот только что он ученик Ким Ки Дука. Хоть я ничего против этого режиссера не имею), просто в его работах я лично всегда чувствую небольшой перегиб в сторону хоть какой то, но формы ненормальности и даже извращенности героев. Это дает мне мысль о том, что он «спекулятивно» использует эти вещи, и порой очень как бы сказать надуманно. Но все же считала и считаю что южнокорейское кино и не только, а азиатское в целом лучше, интереснее, многограннее, эмоциональнее и т. д. чем американское, европейское и российское. В корейском кино присутствует довольно качественные драмы, мелодрамы. комедии, и конечно ужасы и криминальные драмы/ боевики. то самое жесткого кино. которое прокатчики привозят по большей части, исходя из коньюктуры рынка. Элемент того что количество рождает качество тоже есть… но это уже не по теме. В любом случае рада присутствию азиатского кино на наших экранах.(корейского и японского) и в меньшей степени китайского)))…

    ответить

  • 1

    Perchik04 19 августа 2011, 20:55 пожаловаться

    #

    «Это дает мне мысль о том, что он «спекулятивно» использует эти вещи, и порой очень как бы сказать надуманно.»

    Была в Европе мода на такую экзотику, вот и гнал туда соответствующий продукт.
    Ким Ки Дук сам признавался в этом в своем последнем фильме, получившем в Каннах приз.

    ответить

  • 2

    lexx80 19 августа 2011, 21:18 пожаловаться

    #

    на торрентах давно лежит -название Ожесточенная.

    ответить

  • 1

    Капся 22 августа 2011, 05:26 пожаловаться

    #

    Много их кинематографе разных картин снимается. И естественно они не только о жестокости и гангстерах. И качество с каждым годом только повышается, да и интерес к нему тоже растет. Не скажу, что понравится всем, но я вот уже года предпочитаю азиатское(корейское) кино европейскому или американскому.
    Фильм заинтересовал. Надеюсь, я наберусь смелости и сяду его посмотреть.

    ответить

  • Haggard 22 августа 2011, 07:42 пожаловаться

    #

    весь фильм ждал когда же наконец жертва решится перерубать всех говнюков (которые к середине фильма уже просто пипец как выбешивали своим поведением) и все же я этого дождался)) в целом неплохое кино, но саму концовку я как-то не понял…

    ответить

  • whoisyodiller 22 августа 2011, 13:48 пожаловаться

    #

    а что именно было непонятно?

    ответить

  • Sues Dei 22 августа 2011, 21:48 пожаловаться

    #

    Действительно, странно. Концовка, вроде бы, не ставит никаких загадок.

    ответить

  • Haggard 22 августа 2011, 22:29 пожаловаться

    #

    да я уже не особо помню что там было. не понял поведения двух главных подруг. накой черт вообще нужна была девушка которую пригласили на остров и она якобы должна была помочь, а в результате она и не помогла и еще помоему прибила «жертву». в общем белеберда какая-то пошла в конце…

    ответить

  • whoisyodiller 23 августа 2011, 04:20 пожаловаться

    #

    поскольку она не выручила подругу и соврала, то очевидно испугалась, что Бок- нам её тоже укокошит, поэтому укокошила её сама — от страха. Важный момент: на остров её не пригласили — она сама приехала отдохнуть, а письма от подруги, которая просила её приехать, только потом открыла — в самом конце, ну, и типа раскаялась. в общем, она нужна для того, чтобы история склеилась.

    ответить

  • Haggard 23 августа 2011, 04:33 пожаловаться

    #

    значит скорее всего я не не понял, а просто не принял такую концовку…

    ответить

  • 9

    sm4rt 24 августа 2011, 01:59 пожаловаться

    #

    Наши по-прежнему не умеют выбирать андерграундное кино для широкого проката.

    Называется, и не нашим, и не вашим. Как драма — шаблонно (морально-физическое уничижение личности — точка кипения — месть) и искусственно, как хоррор — вторично и несамодостаточно (элементы очень скудны). Всё в фильме протекает по всем известной схеме: зрителю предлагается поначалу сопереживать главгероине в связи с издёвками над ней, а потом получать удовольствие от мотивированной расправы, ей учиняемой. Старо как мир и, увы, уже неинтересно. Быть может, при несколько иной интерпретации этого классического для драмхоррора шаблона всё смотрелось бы несколько получше, но натянутая мотивация некоторых персонажей, несколько абсолютно лишних моментов, отсутствие саспенса и просто ужасная концовка перечёркивают все авторские потуги на успешную реализацию. Хотя в принципе кино смотрится нормально, и, возможно, любителям азиатского кинематографа или полуистеричных драм оно придётся по душе. Я же считаю его насквозь вторичным, но тем не менее способным убить вечерок. Только вот надо ли его убивать? Хоррор-фрики идут мимо, не обращая внимания на заманчивый постер, а остальные думают над вопросом, обозначенным в предыдущем предложении.

    ответить

 
Добавить комментарий...