Интервью

«Первый мститель»: Интервью с Джо Джонстоном

Стивен Роджерс на самом деле человек с качествами олимпийского чемпиона и еще 25 процентами силы, но главное в нем даже не это, а его внутренняя сила, целеустремленность и вера в то, что он делает…
«Первый мститель»: Интервью с Джо Джонстоном

Джо Джонстон начал свою карьеру в кино не с режиссуры, а с работы у Джорджа Лукаса в качестве художника раскадровки (storyboard artist), откликнувшись на объявление, будучи студентом университета штата Калифорния в Лонг-Бич. Сотрудничество с Джорджем Лукасом принесло свои плоды в виде «Оскара» за визуальные эффекты в фильме «Индиана Джонсе: В поисках утраченного ковчега» в 1982 году.

Его режиссерский дебют состоялся в 1989-м с картиной «Дорогая, я уменьшил детей». Практически все фильмы Джо связаны со специальными визуальными эффектами. Если посмотреть на список его работ, то оказывается, что все его ленты известны и любимы зрителями. Скажите, кто не видел «Джуманджи» и не полюбил этот фильм? Вряд ли найдется такой человек. А «Идальго: Погоня в пустыне»? Вполне запоминающаяся работа.

Сам постановщик — человек явно очень скромный и даже застенчивый. Он внимательно прислушивается к вопросам, с которыми порой бывает очень трудно разобраться из-за сильнейшего акцента того или иного журналиста. Однако Джо не переспрашивает, но по выражению его лица видно, как напряженно он старается понять говорящего.

КиноПоиск имел возможность присутствовать за круглым столом и даже задать несколько вопросов режиссеру по поводу его последнего фильма «Первый мститель». Запись с этого круглого стола мы вам и предлагаем.

— Как можно сделать такой по сути абсолютно американский фильм доступным для других стран и культур?

— По-моему, самое американское, что есть в нашем фильме, — это его название. Если снять со Стива Роджерса всю американскую символику — его красно-бело-голубой костюм, звезду со щита и букву «А» со шлема, — то останется только парень, который не сдается перед трудностями, патриот, для которого главное дело жизни — защитить свою страну. То есть в сердце этой истории вполне интернациональная основа. В каждой стране есть такие люди. По-моему, патриотизм заложен в человеческой природе. Фильм мы назвали «Капитан Америка», потому что он основан на одноименном комиксе, вышедшем в сороковом году, когда, кстати, Америка еще активно не вступила в военные действия Второй мировой войны. Но патриотизм был необходим в такое трудное время, надежда на победу была необходима людям, поэтому Капитан Америка стал таким популярным героем. Но такие герои могли возникнуть в любой стране, любой культуре, особенно в то время, когда германский фашизм уже подмял под себя почти всю Европу. Я думаю, что если взять этого героя и поместить в любую другую культуру и рассказать ту же историю, она сработает точно так же.

— Америка не пользуется большой популярностью сейчас. Не является ли фильм попыткой как-то восстановить прежнее отношение к США?

— Мы не делали пропагандистский фильм. Он в большей степени об Америке, которая была доступна всему миру, в отличие от сегодняшней Америки, которая подвергает сомнению внутреннюю и внешнюю политику собственного правительства, где люди очень раздражены тем, что происходит внутри страны. Я думаю, что герой нашего фильма — именно тот герой, который нужен людям в данным момент.

— В самых первых интервью об этом фильме вы говорили, что он не несет никакой политической нагрузки, но многие страны, тем не менее, изменили название картины. У вас есть какое-то мнение на этот счет?

— Меня не беспокоит, что кто-то меняет название фильма. Сам фильм от этого не меняется. Никуда не деться от того, что картина эта о Капитане Америка, и если где-то фильм называется «Первый мститель», то я согласен и с этим названием, оно ничем не хуже. Для меня важно, чтобы люди пошли смотреть нашу картину, а пойдут ли они потому, что название «Первый мститель» или «Капитан Америка», сути не меняет. Главное, чтобы зрители получили удовольствие от нашей работы.

— Беспокоил ли вас тот факт, что фильм будет конвертирован в 3D? Была ли в этом необходимость?

— Меня этот вопрос беспокоил, но, с другой стороны, я хотел, чтобы фильм был конвертирован, а не снимался в 3D. Я не хотел снимать в 3D, потому что при этом у тебя практически нет контроля над тем, где находится точка конвертации, площадки для 3D-камер очень громоздкие, надо менять объективы каждые 45 минут, потому что надо поменять оба объектива, откалибровать их, чтобы все было в фокусе. Мы сделали пробу: сняли полное 3D и обычный формат, конвертированный в 3D. И конвертированное 2D было легче смотреть, безболезненно я бы сказал. Тот факт, что очки могут сделать изображение темнее, мы компенсируем в печати, делая копии ярче, чем они должны быть. Для меня главное заключалось в том, чтобы сделать 3D максимально удобным и безболезненным для зрителя, чтобы он мог получить удовольствие от фильма, а не отвлекался от него головной болью или какими-то другими явлениями, которые иногда возникают при некачественной конвертации. Мы не снимали этот фильм, как снимали бы в 3D, хотя знали, что он будет конвертирован. Я хотел дать зрителю ощущение глубины кадра, а не выводить действие на зрителя. Мы снимали весь фильм широкоугольными (короткофокусными) объективами, чтобы эффект был объемней.

— А у вас что-то осталось для выхода фильма на DVD, какие-то интересные дополнительные материалы?

— У нас на DVD будут удаленные сцены, но их получилось совсем немного, потому что мы снимали по очень плотному расписанию и очень тщательно разработанному плану каждого дубля. Поэтому мало что осталось пригодного для дополнительных материалов на DVD. Но, разумеется, будут комментарии. Я не хотел делать комментарии в одиночку и пригласил режиссера монтажа и кинооператора составить мне компанию.

— Это редкость.

— Довольно трудно сидеть в комнате в одиночестве и говорить о своем собственном фильме. А так у нас получился разговор о том, что мы делали вместе. Надеюсь, что зрителям будут интересны наши комментарии.

— В истории экранизаций комиксов много разных вариантов одной и той же истории, если взять, к примеру, «Бэтмена», то каждый режиссер вносил какие-то изменения в адаптацию этого материала для экрана, а Крис Нолан вообще перевернул наше представление о материале комиксов и их адаптации в сценарии. Вы хотели и пытались сделать нечто подобное?

— Мы могли бы сделать нечто подобное, но у этого комикса огромное количество поклонников, поэтому мы не хотели отходить слишком далеко от истоков происхождения героя. Что мы сделали? Мы тщательно изучили большую часть серии Эда Брубейкера и взяли оттуда идеи для фильма. Мы построили историю в нашем сценарии, основываясь на этой серии. Например, взяв романтическую историю с Пегги или эпизод с камерой перерождения. Все это есть в комиксе, но мы интерпретировали это под задачи нашего фильма.

— Как складывались ваши отношения с руководством студии Marvel?

— По-моему, Marvel располагает отличной организационной системой. Они нанимают кинематографистов и дают им возможность снимать фильм. Они не диктуют им то, что и как нужно делать. Как только наступает согласие в том, о чем должен быть фильм, они оставляют кинематографистов в покое, не пытаясь навязать необходимость тех или иных сцен, потому что они могут понадобиться в следующих фильмах. Не заставляют придерживаться буквы комикса. Нет, они дают режиссеру и его команде полную свободу действий. Если бы и остальные студии так работали с режиссерами... Это идеальная форма работы с кинематографистами.

— Мы слышали, что была довольно серьезная конкуренция среди кандидатов на главную роль. Какими критериями вы пользовались при выборе актера, какое качество актера для вас было наиболее важным?

— В первую очередь я хотел найти великолепного актера. Мы не хотели использовать слишком известного актера, не хотели, чтобы Стив Роджерс принес изрядный багаж прежде сыгранных ролей вместе с ним. (Улыбается.) Мы обратились к Крису достаточно рано, на первых этапах разработки проекта. Мы знали, что он хороший актер, что у него есть некоторое количество поклонников, но он сказал «нет» по меньшей мере дважды. Но мы не отступали, пригласили его посмотреть на эскизы костюмов, экшн-сцен, техники. Мы даже сделали несколько эскизов, где Стив Роджерс выглядит в точности, как Крис Эванс. Мы неустанно преследовали его (смеется), и я знаю, что практически все друзья Криса говорили ему, что «ты будешь последним идиотом, если откажешься от такой возможности». В итоге мы его сломали.

— Почему он так упирался, как вы думаете?

— Я думаю, что он колебался из-за «Фантастической четверки», потому что не хотел, чтобы его воспринимали как актера, который снимается в фильмах о супергероях, чтобы сложился такой стереотип. Крис сказал, что он хотел бы стать режиссером однажды, и я думаю, что у него вполне это может получиться. По-моему, у него есть отличное чутье для этой профессии. Крис и я сразу с самого начала были в полном согласии по поводу того, кем является его герой, в каком направлении он движется. Работать с ним было очень легко.

— Могли бы вы с точки зрения режиссера дать определение «великолепного актера», что это за зверь такой? Чем он отличается от просто «хорошего актера»?

— На мой взгляд, великолепный актер — это тот, кто стремится испробовать все, что только возможно, не останавливаясь ни перед чем, даже если это означает, что ты рискуешь выглядеть дураком. Я стараюсь создать на площадке такую атмосферу, где бы актер чувствовал себя свободным экспериментировать столько, сколько ему необходимо. Хороший актер... Даже не знаю, что сказать... (Улыбается и качает головой.) Хороший актер — это тот, наверное, кто выполняет все указания режиссера, не пытаясь внести что-то свое... Не знаю. Я не думал об этом. Неожиданный вопрос! (Смеется.) Хороший вопрос. Если мы увидимся еще раз, я непременно отвечу, но мне нужно об этом подумать.

— Актерам только дай волю, они могут уйти далеко в своих поисках.

— А я сразу стараюсь договориться о границах или условиях. Мне повезло работать с актерами, которые не любят делать слишком много дублей. Есть актеры, которые хотят сделать двадцать дублей в надежде найти что-то особенное, не удовлетворяясь ни одним из вариантов. С такими актерами работать трудно. Томми Ли Джонс даже известен в узких кругах, как Томми-Один-Дубль, потому что он предпочитается делать один дубль, но качественный и именной такой, как нужно. С нашим расписанием мы не могли себе позволить множество дублей. У нас был сценарий в 175 страниц, и мы построили 151 декорацию, так что на поиски совершенства времени не было. Краска не успевала высохнуть в тех декорациях, где мы появлялись для съемок. (Смеется.)

— Вас беспокоит, как вне Америки будет воспринят фильм об очень американском герое, чье имя даже отражает название страны, не очень популярной в мире в наше время?

— Я думаю, что восприятие комикса «Капитан Америка» сравнимо с размахиванием американского флага. Я не знаю, может быть, комикс это и делает, но не наш фильм. Во всяком случае, я надеюсь, что он не будет так восприниматься зрителями. Ведь, по сути говоря, это фильм всего лишь о человеке и его желании жить, руководствуясь собственными принципами и идеалами. Мне бы, конечно, хотелось знать, как европейский зритель будет воспринимать наш фильм и историю Стива Роджерса, это было бы чрезвычайно любопытно.

— Что вас особенно волновало в этом проекте: возможность снять фильм о супергерое или человеке, ставшем национальным героем?

— Это единственный фильм из серии о супергероях, если вы хотите это так назвать, который я хотел снять, потому что у него в общем-то нет никакой особенной суперсилы. Он человек с созданной искусственным путем силой, который в общем-то так же смертен, как и все остальные. Супергерои, которые могут летать, останавливать многотонные машины и вытворять прочие супергеройские вещи, меня никогда не интересовали. Особенно, наверное, по той простой причине, что я в это все просто не верю. Стивен Роджерс на самом деле человек с качествами олимпийского чемпиона и еще 25 процентами силы, но главное в нем даже не это, а его внутренняя сила, целеустремленность и вера в то, что он делает. Как бы ни изменилась внешняя оболочка, человек остается таким же, какой он в внутри, в душе. Вот именно это меня и привлекало в истории Капитана Америки.

— Фильм вызывает ассоциации с лентой «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Это, по-моему, не случайность, ведь вы там были заняты в качестве художника-постановщика и специалиста по спецэффектам.

— Я использовал «Индиану Джонса» как образец для структуры фильма. Наиболее интересная вещь в этом фильме — время. Ощущение тридцатых годов, снятых в восьмидесятых, и сегодня смотрится так, словно это могло быть снято на прошлой неделе. Сколько бы раз я ни смотрел эту картину, а смотрел я ее не менее десяти раз, для меня это всегда было удовольствием от самого начала до конца. Время идет в ровном темпе, не проваливаясь, зрителю постоянно поступает какая-то информация. Все сцены, за исключением одной в самом начале, где Индиана рассказывает зрителю все, что ему нужно знать, длятся не более двух минут. И я в какой-то степени использовал такую же структуру в «Первом мстителе».

— Фильмы такого сорта обычно привлекают и держат внимание экшн-сценами, как «Трансформеры», например. Почему вы решили изменить этому стилю?

— Как только ты определился с историей, которую рассказываешь, и с ее героями, тебе уже не нужно изыскивать дополнительные средства, чтобы привлечь внимание зрителя. В фильме все должно быть подчинено истории и ее героям. Разумеется, у меня есть и элементы экшна, сопровождающие рассказ, поддерживающие его, но не более того. Я не считал нужным делать экшн ради экшна — в этом нет смысла. Мой фильм основан на герое, и если я сумел вдохнуть жизнь в него, то зритель это почувствует, его увлечет история, и вряд ли он скажет в итоге, что было слишком мало взрывов и стрельбы. Я давно понял, что нужно делать такие фильмы, которые нравились бы мне самому. Если я люблю мой фильм, могу смотреть его с тем же интересом, что и в первый раз, то отдел маркетинга студии найдет возможность продать его. (Смеется.)

— Вы уже работаете над чем-то новым или пока в поисках?

— Пока не работаю ни над чем. В поисках. Читаю рассказы Стивена Кинга, которые еще не были опубликованы. Есть идеи, но пока я предпочитаю об этом не говорить. Скорее всего, это будет фильм с очень небольшим бюджетом и коротким съемочным периодом. Большие фильмы утомительны. Я планирую взять отпуск и отправиться на отдых. А потом посмотрим. Жизнь непредсказуема, особенно в Голливуде. Сегодня ты планируешь отпуск, а завтра тебе звонят и приглашают к разговору о некоем проекте. Но я уверен, что без работы не останусь. (Улыбается.)

Мы тоже уверены, что режиссер такого уровня без работы не останется. Заинтриговало упоминание о Стивене Кинге. Может быть, совсем скоро мы опять встретимся с этим режиссером и поговорим подробней о профессии, об актерах и его восприятии кино в целом как искусства и как бизнеса. Вопросы, которые проще задавать при разговоре один на один. Только постановщики и продюсеры дают прелюбопытнейшие ответы на такие вопросы.

Читайте также
Статьи Буду резать, буду бить: Зачем кино играет в опасные игры со зрителем Как понимать «Голодные игры» и фильмы Михаэля Ханеке, что устроил на ТВ Ларс фон Триер и почему авторы триллеров очень любят героев-психопатов?
Новости Режиссер «Первого мстителя» переснимет «Щелкунчика» Студия Disney планирует 32 дня дополнительных съемок.
Новости Режиссер «Первого мстителя» возьмется за новые «Хроники Нарнии» Джо Джонстон снимет экранизацию романа «Серебряное кресло».
Комментарии (12)

Новый комментарий...

  • 5

    IPAN 2 августа 2011, 12:37 пожаловаться

    #

    хороший режиссер, мне понравилось то что он не преследует экшен
    а преследует то чтобы поставить хорошую историю

    ответить

  • 5

    StPatrick 2 августа 2011, 13:06 пожаловаться

    #

    Джо Джонстон знает, чего хочет и знает, что делает, без всяких там «мы пытались».
    Отличное интервью.

    ответить

  • 7

    Golden Man 2 августа 2011, 15:45 пожаловаться

    #

    Я вот одного не пойму, почему у «Капитана Америка» такой низкий рейтинг. Неужто фильм не понравился, мне кажется даже получше «Тора».

    ответить

  • 6

    SHEV07 2 августа 2011, 16:55 пожаловаться

    #

    думаю из-за ненависти многих к Америке. имхо.

    а на самом деле фильм замечательный, очень поучителен и патриотичен…
    Эх хотелось бы что бы наши сняли что-то подобное)

    ответить

  • 10

    StPatrick 2 августа 2011, 17:16 пожаловаться

    #

    это он на Кинопоиске низкий, русские «ура-патриоты» поставят 2 былла только за то что это Капитан Америка и звезднополосатый флаг.
    На IMDb рейтинг 7,7, что вполне себе высоко, между Тором и первым железным человеком.

    ответить

  • 3

    Golden Man 2 августа 2011, 21:47 пожаловаться

    #

    Я вот как раз про оценки на КиноПоиске и говорю!

    ответить

  • 3

    SHEV07 2 августа 2011, 17:01 пожаловаться

    #

    Отличный режиссер, отлично передает атмосферу того времени в котором происходят события фильма.
    А спецэффекты пусть не столь масштабны как у Бэя, но по качеству не уступают. ..
    И спасибо за интервью. ..

    ответить

  • 11

    КостяВоронин 2 августа 2011, 17:31 пожаловаться Спасибо за интервью.

    #

    «Первый мститель» — очень интересный, увлекательный фильм. Советую всем сходить. Не пожалеете.

    ответить

  • 2

    Marcus_Rayt 2 августа 2011, 19:11 пожаловаться

    #

    Ну что ж мне понравилось интервью, не такой уж и скучный Джо Джонстон как я себе представлял:-) А фильм действительно классный! Ставка сделана не на спецэффекты(хотя они были очень даже неплохие и 3D хоть было и конвертированное, но поверьте мне очень качественное, а это большая редкость:-), а на сюжет. И кстати, после этого фильма я теперь очень жду мстителей!!!:-)

    ответить

  • 2

    matabel 3 августа 2011, 22:06 пожаловаться

    #

    «Первый мститель» понравился. В нем есть что-то от «Небесного капитана», в котором снимался Джуд Лоу. Очень запоминающаяся картина. И по атмосфере последние фильмы Джонстона сильно напоминают его.

    ответить

  • 2

    Konor Drake 4 августа 2011, 15:20 пожаловаться

    #

    Спасибо за интервью, но фильм меня немного огорчил…

    ответить

 
Добавить комментарий...