Интервью

«Бьютифул»: Интервью с Алехандро Гонсалесом Иньярриту

Мне удалось довольно близко познакомиться с реальными иммигрантскими общинами вроде тех, что я показал в фильме, - африканцами, китайцами… Я их не придумал, и вот эта их реальность практически полностью списана с того, что я видел или что мне рассказывали. Сотни, тысячи людей так пытаются выжить, их нещадно эксплуатируют и унижают, многих - хуже, чем рабов.
«Бьютифул»: Интервью с Алехандро Гонсалесом Иньярриту

Смысл необычного названия фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бьютифул» станет быстро понятен при просмотре, однако имейте в виду, что картина немного отличается от предыдущих работ режиссера — «Вавилона», «21 грамма», «Суки-любви». Картина рассказывает о нескольких неделях из жизни обычного жителя Барселоны, который в одиночку старается воспитывать детей, работает с нелегалами и решает их проблемы, но вдруг обнаруживает, что смертельно болен. Зная, что жить осталось недолго, он пытается решить все вопросы, разрешить все проблемы и уйти спокойно, завершив дела. Но человек предполагает, а судьба располагает — чего-чего, а спокойствия Уксбаль не увидит долго, потому что за старыми проблемами возникают новые, а времени и сил остается все меньше и меньше.

«Бьютифул» от предыдущих работ отличает радикальный стилистический сдвиг от условного символизма к условному реализму. Условному, потому что даже в среде неумытого города и грязных квартир Иньярриту обнаруживает поэзию. В данном случае камерную декадентскую урбанистическую поэзию смерти и гнили в духе локализованного под реалии барселонских трущоб Рембо или Бодлера, но поэзию. Потому что каждый миг для Уксбаля теперь на вес золота, каждый вдох — полной грудью, каждая неудача — новая рана, приближающая неминуемое. При всем пафосе такого описания и эпичности предыдущих работ режиссера история «Бьютифул» не является притчей. Это рассказ о том, как это бывает, когда у обычного человека внезапно заканчивается время.

Незадолго до российской премьеры фильма КиноПоиск созвонился с режиссером и задал ему несколько вопросов. — Алехандро, что вас вдохновило на написание именно такой истории?

— Ну, мы все иногда подвержены невеселым размышлениям о том, как проведем наши последние дни — когда знаешь, что умрешь, но пока жив и у тебя есть, например, несколько дней. И вот я думал об этом с детства. Мысль о том, что я смертен, практически всю жизнь не дает мне покоя, иногда бесит, иногда невероятно стимулирует и возбуждает на интеллектуальном, духовном, эмоциональном уровне. По-моему, это безумно увлекательно думать, как ты умрешь. — Довольно мрачное занятие, особенно для главного героя фильма. Вы его через столько странных испытаний провели. Это было нужно ради красоты и стройности сюжета, или у вас просто такое мировоззрение? — Я хотел сделать фильм не столько про смерть как таковую, сколько про жизнь. Просто у Уксбаля она такая, и фильм как раз является наблюдением за его жизнью в последние дни, последние моменты. Жизнь, за которой мы наблюдаем до последней черты. С этой точки зрения она кажется интереснее, и ты просто по-другому смотришь на вещи — какие-то несущественные детали оказываются невероятно важными, и наоборот. Так что для меня тут важнее то, как главный герой проживает свои последние дни, а не как умирает. — Мир, который окружает Уксбаля, довольно детально выписан. Откуда у вас такие познания жизни на дне? — Долго исследовал. Почти год. Мне удалось довольно близко познакомиться с реальными иммигрантскими общинами вроде тех, что я показал в фильме, — африканцами, китайцами… Я их не придумал, и вот эта их реальность практически полностью списана с того, что я видел или что мне рассказывали. Сотни, тысячи людей вот так пытаются выжить, их нещадно эксплуатируют и унижают, многих — хуже, чем рабов. Скажу больше: большинство людей из китайской и африканской общины, которых вы видите в фильме, не актеры, а реальные члены этих общин: торговцы, рабочие, которые не понаслышке знают о такой жизни, либо это те, кто на себе испытал такие условия, работая на таких вот подпольных фабриках, например, но сейчас как-то выбившись. То есть все они настоящие иммигранты, которые не просто несут на себе правдивость и образность своих ролей, а сами на себе испытали то, что играют в фильме. — То есть, несмотря на некоторую поэтичность сюжета о границе жизни и смерти, в его основе все-таки социальные проблемы?

— В каком-то смысле да. Множество проблем, связанных с иммигрантами и подпольными цехами, актуальны не только для Соединенных Штатов и их южной границы с моей родиной, Мексикой, но и для Азии, и для Европы. И проблемы эти довольно серьезные — даже не столько для стран, сколько для самих иммигрантов, которым во всех отношениях приходится несладко. По сути же иммигранты, особенно нелегальные, — это рабы. Рабы XXI века. В каком-то смысле над людьми совершается (и это самое страшное) легитимное насилие, и процветает такое же легитимизированное неравенство. Вы же знаете, по всему миру в разных крупных городах сейчас довольно много иммигрантских анклавов существует, при этом многие иммигранты сидят без работы или трудятся нелегально, и эта проблема со временем только усугубляется, потому что черный рынок серьезно ударяет по экономике. — Полицейский, друг Уксбаля, которому тот платит мзду, говорит, что Уксбаль эксплуатирует несчастных иммигрантов. С другой стороны, вы показываете, что он все-таки старается о них заботиться и вообще по-человечески к ним относиться. — Ну, Уксбаль, герой Хавьера, — совершенно обычный человек, я таких, как он, много знаю, таких вообще полно по всему миру. Так вот, мне в нем нравится, что он не герой, а обычный человек, которому приходится совершать множество разных поступков в экстремальных условиях трагедии. И вот мне хотелось понаблюдать за таким героем и выразить то, как он существует в обычных для себя жизненных условиях, но при необычных обстоятельствах. Мне кажется, таких, как он, можно на каждом углу встретить. И те, кого мы встретим, так или иначе будут погружены в похожие проблемы. — Но он все-таки не очень обычный — мертвых слышит. Это действительно его способность, или он просто так простаков надувает?

— У него такой дар, который, однако, не приносит ему счастья. Он его иногда использует, но интуитивно, так до конца и не разобравшись в сути. Я, кстати, встречал множество людей с таким даром. Они далеко не святые. Многие из них даже не верующие. Но у них просто есть такой дар, с которым приходится жить. Кто-то его использует правильно, кто-то — нет, кто-то вообще не знает, что с этим делать — в общем, сложный вопрос. Я встречал людей, которые по назначению использовали такой дар. Не по назначению — тоже. И в фильме этот дар герою больше нужен для того, чтобы мы его лучше почувствовали как персонажа. — Интересно. А если бы не было такого актера, как Хавьер Бардем, кто бы вместо него смог сыграть главную роль в этом фильме? — Никто. Когда я писал сценарий, я думал только о Хавьере, так что альтернатив не было. Ну, и мы еще вместе хотели поработать… Но главное, что именно он подходит для того, чтобы выразить всю сложность и многослойность своего персонажа. Плюс я хотел снимать на испанском, так что вариантов не было. Кроме него никто бы не сыграл лучше. — Меня российские поклонницы ваших фильмов и Гаэля Гарсия Берналя в частности попросили у вас узнать, почему ему не нашлось роли? — Он слишком молод для этой главной роли, да и другие роли были явно не его. Он слишком, слишком молод. — «Бьютифул», кстати, очень сильно отличается от ваших предыдущих работ…

— Ну да, но он все равно вроде как следующий шаг, вполне укладывающийся, если так можно сказать, в мой творческий вектор. У него другая структура, другой тон повествования — все немного другое. Но этого история требовала, поэтому здесь мы не смотрим на событие с глазами разных героев, а следим за одним героем с одного ракурса. Это нормально, что у этого фильма есть что-то похожее на мои предыдущие и непохожее. Еще мне хотелось сменить манеру повествования и то, каким я вижу мир. Но тем не менее это все еще я, это мой голос, мои глаза. Да, выглядит все несколько по-другому, но того, повторюсь, требовала история, поэтому то, что вы увидите на экране, — на мой взгляд, идеальный вариант представления именно этого сюжета. — Кстати, о представлении. В фильме есть сцена, где Уксбаль встречается со своим отцом, и в этой сцене, в единственной, есть снег. Символизм или просто исключительно попытка показать другую атмосферу графически? — Ну, мне показалось, что это будет хороший способ показать некое неизведанное место, о котором никто никогда не рассказывал, потому что никто оттуда не возвращался. Так что нужно было его просто изобразить другим. И еще показать умиротворенность и спокойствие. — В титрах указано, что Альфонсо Куарон и Гильермо Дель Торо числятся продюсерами этого фильма. Что они привнесли в фильм? — На самом деле мы в основном делились идеями, обсуждали детали. Мы вообще близко дружим, так что их помощь была, с одной стороны, неизбежна, с другой — они мне просто помогли тем, что были рядом.

— Еще среди продюсеров числится Фернандо Бовариа. Этому человеку мы обязаны практически за все самые яркие и необычные испаноязычные или испано-мексиканские кинофильмы последних десяти лет. Тут и ваши фильмы, и аменабаровские «Другие», и «Интакто». Как вы вообще стали вместе работать? — Я просто как-то подумал, что будет полезно с ним поработать, пришел к нему и предложил проект. — И он сразу согласился, и вы стали работать? — Ага. — Последний вопрос: Вы когда-нибудь снимете оптимистичное и жизнеутверждающее кино? — Я буду стараться. Обещаю! Честно-честно, ха-ха-ха!

Комментарии (14)

Новый комментарий...

  • 5

    WhiteRomeo 25 февраля 2011, 18:05 пожаловаться

    #

    Большое спасибо за интервью! Один из любимых моих режиссеров!

    ответить

  • 2

    Tim25 25 февраля 2011, 18:12 пожаловаться

    #

    Спасибо за интервью! Очень нравится этот режиссер, одна «Трилогия смерти» чего стоит. Думаю, в ближайшее время посмотрю «Бьютифул».

    И кто знает, может, когда-нибудь Иньярриту снимет оптимистичное и жизнеутверждающее кино… ;)

    ответить

  • 1

    iRuslan 25 февраля 2011, 18:21 пожаловаться

    #

    Ой сомневаюсь я что-то… Он тебе такое «жизнеутверждающее» кино снимет, плакать захочется.

    ответить

  • On_TRUE 25 февраля 2011, 18:25 пожаловаться

    #

    Обязательно посмотрю этот фильм…

    ответить

  • 3

    No1 25 февраля 2011, 20:55 пожаловаться

    #

    Пренепременно надо ознакомиться с этим фильмом.
    Главный кандидат на «иностранный» Оскар, на сколько я понимаю…
    Да и не гоже пропускать фильмы человека, снявшего Сука-любовь!

    ответить

  • Regisseur 25 февраля 2011, 23:14 пожаловаться

    #

    Отличное интервью, люблю такие фильмы, очень хотел сходить на этот фильм в кино, но в моём городе его нет(,жду когда появится в интернете.
    Видимо отличный режиссёр, видно даже по интервью, не то, что по фильмам. Говоря о его фильмах, то все очень хорошие, очень хотел бы посмотреть 21 грамм и Вавилон…

    ответить

  • whoisyodiller 2 марта 2011, 22:37 пожаловаться

    #

    а вы какие фильмы у него смотрели?

    ответить

  • Regisseur 5 марта 2011, 16:41 пожаловаться

    #

    11 сентября и у каждого своё кино

    ответить

  • 3

    USA Intelligent 26 февраля 2011, 18:18 пожаловаться

    #

    Ну, если получаются грустные фильмы, то пусть продолжает их снимать. Только рады будем, хех.

    ответить

  • 2

    Доктор Лайтман 26 февраля 2011, 22:14 пожаловаться

    #

    Отличное интервью, спасибо! очень жду выхода фильма на DVD))

    ответить

  • 2

    StarZnak 2 марта 2011, 01:24 пожаловаться

    #

    Последний вопрос конечно дааа… Выдаёт человека, который не особо понял фильмы этого режиссёра))

    ответить

  • 2

    whoisyodiller 2 марта 2011, 20:03 пожаловаться

    #

    да лан, зато поржали)))

    ответить

  • 2

    de_Lorency 3 марта 2011, 23:51 пожаловаться

    #

    Дааа. .. Алехандро!!! Познакомился с его творчеством лет 5 назад. .. до сих пор жду каждый его следующий фильм с нетерпением — Бьютифул не исключение. Но Сука-любовь конечно. .. нет слов — прибивает к стулу и держит до титров! Надо посмотреть Бьютифул — жду выхода! (если он уже не вышел в пиратских сетях — такое кино в кинотеатрах не показываю. .. у меня по крайней мере. .. так что. ..)

    ответить

 
Добавить комментарий...