• Афиша
  • Журнал
  • Фильмы
  • Рейтинги
Войти на сайтРегистрациязачем?
Интервью

«Бьютифул»: Интервью с Алехандро Гонсалесом Иньярриту

Мне удалось довольно близко познакомиться с реальными иммигрантскими общинами вроде тех, что я показал в фильме, - африканцами, китайцами… Я их не придумал, и вот эта их реальность практически полностью списана с того, что я видел или что мне рассказывали. Сотни, тысячи людей так пытаются выжить, их нещадно эксплуатируют и унижают, многих - хуже, чем рабов.
«Бьютифул»: Интервью с Алехандро Гонсалесом Иньярриту

Смысл необычного названия фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бьютифул» станет быстро понятен при просмотре, однако имейте в виду, что картина немного отличается от предыдущих работ режиссера — «Вавилона», «21 грамма», «Суки-любви». Картина рассказывает о нескольких неделях из жизни обычного жителя Барселоны, который в одиночку старается воспитывать детей, работает с нелегалами и решает их проблемы, но вдруг обнаруживает, что смертельно болен. Зная, что жить осталось недолго, он пытается решить все вопросы, разрешить все проблемы и уйти спокойно, завершив дела. Но человек предполагает, а судьба располагает — чего-чего, а спокойствия Уксбаль не увидит долго, потому что за старыми проблемами возникают новые, а времени и сил остается все меньше и меньше.

«Бьютифул» от предыдущих работ отличает радикальный стилистический сдвиг от условного символизма к условному реализму. Условному, потому что даже в среде неумытого города и грязных квартир Иньярриту обнаруживает поэзию. В данном случае камерную декадентскую урбанистическую поэзию смерти и гнили в духе локализованного под реалии барселонских трущоб Рембо или Бодлера, но поэзию. Потому что каждый миг для Уксбаля теперь на вес золота, каждый вдох — полной грудью, каждая неудача — новая рана, приближающая неминуемое. При всем пафосе такого описания и эпичности предыдущих работ режиссера история «Бьютифул» не является притчей. Это рассказ о том, как это бывает, когда у обычного человека внезапно заканчивается время.

Незадолго до российской премьеры фильма КиноПоиск созвонился с режиссером и задал ему несколько вопросов. Алехандро, что вас вдохновило на написание именно такой истории?

Ну, мы все иногда подвержены невеселым размышлениям о том, как проведем наши последние дни — когда знаешь, что умрешь, но пока жив и у тебя есть, например, несколько дней. И вот я думал об этом с детства. Мысль о том, что я смертен, практически всю жизнь не дает мне покоя, иногда бесит, иногда невероятно стимулирует и возбуждает на интеллектуальном, духовном, эмоциональном уровне. По-моему, это безумно увлекательно думать, как ты умрешь.

Довольно мрачное занятие, особенно для главного героя фильма. Вы его через столько странных испытаний провели. Это было нужно ради красоты и стройности сюжета, или у вас просто такое мировоззрение? Я хотел сделать фильм не столько про смерть как таковую, сколько про жизнь. Просто у Уксбаля она такая, и фильм как раз является наблюдением за его жизнью в последние дни, последние моменты. Жизнь, за которой мы наблюдаем до последней черты. С этой точки зрения она кажется интереснее, и ты просто по-другому смотришь на вещи — какие-то несущественные детали оказываются невероятно важными, и наоборот. Так что для меня тут важнее то, как главный герой проживает свои последние дни, а не как умирает. Мир, который окружает Уксбаля, довольно детально выписан. Откуда у вас такие познания жизни на дне? Долго исследовал. Почти год. Мне удалось довольно близко познакомиться с реальными иммигрантскими общинами вроде тех, что я показал в фильме, — африканцами, китайцами… Я их не придумал, и вот эта их реальность практически полностью списана с того, что я видел или что мне рассказывали. Сотни, тысячи людей вот так пытаются выжить, их нещадно эксплуатируют и унижают, многих — хуже, чем рабов. Скажу больше: большинство людей из китайской и африканской общины, которых вы видите в фильме, не актеры, а реальные члены этих общин: торговцы, рабочие, которые не понаслышке знают о такой жизни, либо это те, кто на себе испытал такие условия, работая на таких вот подпольных фабриках, например, но сейчас как-то выбившись. То есть все они настоящие иммигранты, которые не просто несут на себе правдивость и образность своих ролей, а сами на себе испытали то, что играют в фильме. То есть, несмотря на некоторую поэтичность сюжета о границе жизни и смерти, в его основе все-таки социальные проблемы?

В каком-то смысле да. Множество проблем, связанных с иммигрантами и подпольными цехами, актуальны не только для Соединенных Штатов и их южной границы с моей родиной, Мексикой, но и для Азии, и для Европы. И проблемы эти довольно серьезные — даже не столько для стран, сколько для самих иммигрантов, которым во всех отношениях приходится несладко. По сути же иммигранты, особенно нелегальные, — это рабы. Рабы XXI века. В каком-то смысле над людьми совершается (и это самое страшное) легитимное насилие, и процветает такое же легитимизированное неравенство. Вы же знаете, по всему миру в разных крупных городах сейчас довольно много иммигрантских анклавов существует, при этом многие иммигранты сидят без работы или трудятся нелегально, и эта проблема со временем только усугубляется, потому что черный рынок серьезно ударяет по экономике.

Полицейский, друг Уксбаля, которому тот платит мзду, говорит, что Уксбаль эксплуатирует несчастных иммигрантов. С другой стороны, вы показываете, что он все-таки старается о них заботиться и вообще по-человечески к ним относиться. Ну, Уксбаль, герой Хавьера, — совершенно обычный человек, я таких, как он, много знаю, таких вообще полно по всему миру. Так вот, мне в нем нравится, что он не герой, а обычный человек, которому приходится совершать множество разных поступков в экстремальных условиях трагедии. И вот мне хотелось понаблюдать за таким героем и выразить то, как он существует в обычных для себя жизненных условиях, но при необычных обстоятельствах. Мне кажется, таких, как он, можно на каждом углу встретить. И те, кого мы встретим, так или иначе будут погружены в похожие проблемы. Но он все-таки не очень обычный — мертвых слышит. Это действительно его способность, или он просто так простаков надувает?

У него такой дар, который, однако, не приносит ему счастья. Он его иногда использует, но интуитивно, так до конца и не разобравшись в сути. Я, кстати, встречал множество людей с таким даром. Они далеко не святые. Многие из них даже не верующие. Но у них просто есть такой дар, с которым приходится жить. Кто-то его использует правильно, кто-то — нет, кто-то вообще не знает, что с этим делать — в общем, сложный вопрос. Я встречал людей, которые по назначению использовали такой дар. Не по назначению — тоже. И в фильме этот дар герою больше нужен для того, чтобы мы его лучше почувствовали как персонажа.

Интересно. А если бы не было такого актера, как Хавьер Бардем, кто бы вместо него смог сыграть главную роль в этом фильме? Никто. Когда я писал сценарий, я думал только о Хавьере, так что альтернатив не было. Ну, и мы еще вместе хотели поработать… Но главное, что именно он подходит для того, чтобы выразить всю сложность и многослойность своего персонажа. Плюс я хотел снимать на испанском, так что вариантов не было. Кроме него никто бы не сыграл лучше. Меня российские поклонницы ваших фильмов и Гаэля Гарсия Берналя в частности попросили у вас узнать, почему ему не нашлось роли? Он слишком молод для этой главной роли, да и другие роли были явно не его. Он слишком, слишком молод. «Бьютифул», кстати, очень сильно отличается от ваших предыдущих работ…

Ну да, но он все равно вроде как следующий шаг, вполне укладывающийся, если так можно сказать, в мой творческий вектор. У него другая структура, другой тон повествования — все немного другое. Но этого история требовала, поэтому здесь мы не смотрим на событие с глазами разных героев, а следим за одним героем с одного ракурса. Это нормально, что у этого фильма есть что-то похожее на мои предыдущие и непохожее. Еще мне хотелось сменить манеру повествования и то, каким я вижу мир. Но тем не менее это все еще я, это мой голос, мои глаза. Да, выглядит все несколько по-другому, но того, повторюсь, требовала история, поэтому то, что вы увидите на экране, — на мой взгляд, идеальный вариант представления именно этого сюжета.

Кстати, о представлении. В фильме есть сцена, где Уксбаль встречается со своим отцом, и в этой сцене, в единственной, есть снег. Символизм или просто исключительно попытка показать другую атмосферу графически? Ну, мне показалось, что это будет хороший способ показать некое неизведанное место, о котором никто никогда не рассказывал, потому что никто оттуда не возвращался. Так что нужно было его просто изобразить другим. И еще показать умиротворенность и спокойствие. В титрах указано, что Альфонсо Куарон и Гильермо Дель Торо числятся продюсерами этого фильма. Что они привнесли в фильм? На самом деле мы в основном делились идеями, обсуждали детали. Мы вообще близко дружим, так что их помощь была, с одной стороны, неизбежна, с другой — они мне просто помогли тем, что были рядом.

Еще среди продюсеров числится Фернандо Бовариа. Этому человеку мы обязаны практически за все самые яркие и необычные испаноязычные или испано-мексиканские кинофильмы последних десяти лет. Тут и ваши фильмы, и аменабаровские «Другие», и «Интакто». Как вы вообще стали вместе работать?

Я просто как-то подумал, что будет полезно с ним поработать, пришел к нему и предложил проект. И он сразу согласился, и вы стали работать? Ага. Последний вопрос: Вы когда-нибудь снимете оптимистичное и жизнеутверждающее кино? Я буду стараться. Обещаю! Честно-честно, ха-ха-ха!

Комментарии (14)

Новый комментарий...

  • 5

    WhiteRomeo 25 февраля 2011, 18:05 пожаловаться

    #

    Большое спасибо за интервью! Один из любимых моих режиссеров!

    ответить

  • 2

    Tim25 25 февраля 2011, 18:12 пожаловаться

    #

    Спасибо за интервью! Очень нравится этот режиссер, одна «Трилогия смерти» чего стоит. Думаю, в ближайшее время посмотрю «Бьютифул».

    И кто знает, может, когда-нибудь Иньярриту снимет оптимистичное и жизнеутверждающее кино… ;)

    ответить

  • 1

    iRuslan 25 февраля 2011, 18:21 пожаловаться

    #

    Ой сомневаюсь я что-то… Он тебе такое «жизнеутверждающее» кино снимет, плакать захочется.

    ответить

  • On_TRUE 25 февраля 2011, 18:25 пожаловаться

    #

    Обязательно посмотрю этот фильм…

    ответить

  • 3

    No1 25 февраля 2011, 20:55 пожаловаться

    #

    Пренепременно надо ознакомиться с этим фильмом.
    Главный кандидат на «иностранный» Оскар, на сколько я понимаю…
    Да и не гоже пропускать фильмы человека, снявшего Сука-любовь!

    ответить

  • Regisseur 25 февраля 2011, 23:14 пожаловаться

    #

    Отличное интервью, люблю такие фильмы, очень хотел сходить на этот фильм в кино, но в моём городе его нет(,жду когда появится в интернете.
    Видимо отличный режиссёр, видно даже по интервью, не то, что по фильмам. Говоря о его фильмах, то все очень хорошие, очень хотел бы посмотреть 21 грамм и Вавилон…

    ответить

  • whoisyodiller 2 марта 2011, 22:37 пожаловаться

    #

    а вы какие фильмы у него смотрели?

    ответить

  • Regisseur 5 марта 2011, 16:41 пожаловаться

    #

    11 сентября и у каждого своё кино

    ответить

  • 3

    USA Intelligent 26 февраля 2011, 18:18 пожаловаться

    #

    Ну, если получаются грустные фильмы, то пусть продолжает их снимать. Только рады будем, хех.

    ответить

  • 2

    Доктор Лайтман 26 февраля 2011, 22:14 пожаловаться

    #

    Отличное интервью, спасибо! очень жду выхода фильма на DVD))

    ответить

  • 2

    StarZnak 2 марта 2011, 01:24 пожаловаться

    #

    Последний вопрос конечно дааа… Выдаёт человека, который не особо понял фильмы этого режиссёра))

    ответить

  • 2

    whoisyodiller 2 марта 2011, 20:03 пожаловаться

    #

    да лан, зато поржали)))

    ответить

  • 2

    de_Lorency 3 марта 2011, 23:51 пожаловаться

    #

    Дааа. .. Алехандро!!! Познакомился с его творчеством лет 5 назад. .. до сих пор жду каждый его следующий фильм с нетерпением — Бьютифул не исключение. Но Сука-любовь конечно. .. нет слов — прибивает к стулу и держит до титров! Надо посмотреть Бьютифул — жду выхода! (если он уже не вышел в пиратских сетях — такое кино в кинотеатрах не показываю. .. у меня по крайней мере. .. так что. ..)

    ответить

 
Добавить комментарий...