• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Интервью

Йос Стеллинг: «В будущее кино я смотрю исключительно с оптимизмом»

Съемочная площадка - единственное место, где мужчина действительно может указывать женщине, что делать. Именно поэтому люди становятся режиссерами. И я не исключение.
Йос Стеллинг: «В будущее кино я смотрю исключительно с оптимизмом»

Фильмы голландского режиссера Йоса Стеллинга уже давно числятся в золотом фонде европейского авторского кино. Чего только стоят «Летучий голландец», «Иллюзионист» и «Стрелочник». В его последней на данный момент полнометражной картине «Душка» главную роль сыграл Сергей Маковецкий, а весной будущего года на экраны выходит очередной фильм Стеллинга «Девушка и смерть». Своими мыслями об этих лентах, особенностях режиссерского дела и голландского языка, чувстве юмора, связях с Россией и о будущем кинематографа режиссер поделился с КиноПоиском.

Вы пошли в кино, чтобы изменить что-то в мире?

Да нет. Кино вообще никогда не сможет изменить человечество. Человек остается человеком. Всегда.

Тогда что же? Все очень просто. Съемочная площадка — единственное место, где мужчина действительно может указывать женщине, что делать. Именно поэтому люди становятся режиссерами. И я не исключение. Вас иногда называют голландским Феллини... Скажу даже больше: журналисты придумали мне прозвище Стеллини. Феллини, кстати, тоже был из тех ребят, которые любят править пышногрудыми красавицами. Многим почему-то кажется, что он философствовал, вкладывал в свои фильмы какой-то глубокий смысл. А на самом деле он использовал кино, чтобы делать то, что в обычной жизни невозможно. Вы часто смотрите работы своих коллег? Обычно я смотрю фильмы, когда готовлюсь к собственным съемкам. Это такое тематическое исследование. И я всегда радуюсь, когда просмотренные фильмы оказываются неудачными: это значит, что я смогу лучше. Последней картиной, которую посмотрел, был британский фильм «Комната с видом». Не понравилось. Но больше всего я не переношу французское кино. Невозможно выслушивать непрерывные диалоги ни о чем. Единственное исключение — Эрик Ромер. Одна из особенностей ваших фильмов — практически полное отсутствие диалогов. С чем это связано? Голландский язык абсолютно не приспособлен к поэзии. Найти в мире более прагматичный язык невозможно. Это все от того, что мы народ, который рыбачит и занимается сельским хозяйством и не любит тратить время на разговоры. Кроме того, когда смотришь фильм, в котором нет диалогов, приходится быть более сконцентрированным и искать информацию в изображении. В ваших фильмах всегда присутствует очень тонкий юмор...

Самая большая проблема всех злых людей, фундаменталистов и глупых политиков — атрафированное чувство юмора. У немцев нет юмора. Это видно из их истории и футбола. Я люблю всех своих немецких друзей, но всех остальных ненавижу. Ну вот смотрите: в Голландии карнавалы проводятся, чтобы люди прикрывали свои лица и тайно радовались жизни, могли делать то, что обычно запрещено, например, проводить время с женой соседа. А немцы на своих карнавалах надевают дорогие, блестящие вещи, просто чтобы показать свое положение.

Откуда возникла эта история про «Душку» с ее безумно колоритным главным героем из России? Как-то моему другу, австрийскому кинокритику из лагеря для беженцев балканских стран недалеко от Вены, позвонил какой-то серб по имени Душко и сказал, что они давно знакомы и ему хочется выпить с ним чашечку кофе. Мой друг так и не понял, откуда он с Душко знаком, но все-таки заехал за ним. Душко потом жил у него целых два года. К счастью, я узнал об этой истории и в результате появился «Душка». «Душка» чем-то напоминает вашего же «Стрелочника», является как бы вариацией на ту же тему... Я бы сказал так: поскольку я работаю в жанре авторского кино, то все мои работы — это как бы отдельные части одного большого фильма. А что касается связи этих двух работ, то вам со стороны виднее. Как вам работалось с Сергеем Маковецким?

Сергей — великолепный актер и мой хороший друг. С ним было действительно очень интересно работать, у него было много идей. И немало очень колоритных деталей, вошедших в фильм, он придумывал сам по ходу процесса. Во многом именно благодаря этим деталям и был создан этот персонаж. К тому же у Маковецкого огромный опыт работы в кино — более 50 ролей, в то время как я снял всего 12 фильмов. Так что это был еще и очень полезный обмен опытом. Думаю, в будущем мы еще встретимся на съемочной площадке. У меня вообще какая-то особая связь с Россией. Во-первых, здесь как-то по-другому любят мои фильмы. Я был просто поражен, когда узнал, что «Ни поездов, ни самолетов...» так тепло принял российский зритель. Например, в Голландии он особого успеха не имел. Думаю, российский зритель более поэтичный и чуткий. Я вообще люблю Восточную Европу. На Западе все думают только о завтрашнем дне. А Восток живет сегодняшним днем. Я тоже хочу таким образом построить свою жизнь, но не получается.

А как вы начали работу над «Девушкой и смертью»? Я пять лет боролся, чтобы достать деньги на «Душку». После того как фильм был снят, я за два месяца написал новый сценарий и отправил потенциальным спонсорам. Обычно ответа приходится ждать минимум полгода. Прошло три недели. На улице была прекрасная солнечная погода, я стоял у окна, по радио играла восхитительная музыка. Вдруг зазвонил телефон, и красивый женский голос сказал: «Вы получили деньги». Я смотрел в окно еще несколько минут с чувством победы. Этот момент мне не забыть никогда. О чем будет фильм? Действие происходят в конце XIX века в одной гостинице. Это фильм о любви, о том, к чему человек стремится, но достигнуть не может. Там царит такая чеховская атмосфера, хотя «Девушка и смерть» не костюмная драма в привычном понимании. Просто эта эпоха сама по себе придает романтическое настроение. А еще состав персонажей интернациональный — здесь есть итальянцы, голландцы, русские, немцы, французы. Все они говорят на своих языках и не понимают друг друга. То есть в отличие от большинства моих картин здесь все же есть диалоги. Я долго думал, как бы сделать их лучше и в итоге придумал интересный ход. Фразы с очень прагматичного голландского перевел на русский и обратно на голландский. Получился совершенно новый язык. Например, вместо «Что ты здесь делаешь?» получилось «Какие ветра тебя занесли сюда?». У вас есть какой-то свой «секрет фирмы»?

Умный режиссер окружает себя командой из еще более умных и талантливых людей. Но самое невероятное, что, когда фильм готов, все бегут поздравлять режиссера, как будто он все делал самолично. Кстати, когда мне задают вопрос о секрете успеха, я всегда вспоминаю Орсона Уэллса. Всякий раз, когда его спрашивали, как ему удалось создать «Гражданина Кейна», он просто говорил, что оказался в нужном месте в нужное время. Я бы еще добавил, что необходимо бороться. Если перед вами проблема, есть два пути: можно сделать вид, что ее нет, и просто обойти или же пойти вперед, найти решение. Я всегда выбираю второй вариант, так как с каждой решенной проблемой человек становится лучше. А это приводит к успеху. С другой стороны, успех не может быть самоцелью. Он как деньги — всего лишь дает определенную свободу.

Сейчас все чаще заводятся споры о будущем кино, о том, что крупнобюджетный мейнстрим убивает дух кино и что конец кино как искусства уже близок. Что вы думаете по этому поводу? Когда-то Питер Гринуэй сказал: «Лучшее, что могло случиться для живописи, — изобретение фотографии». Именно после этого живопись стала действительно развиваться, разбивая все границы. А когда в начале ХХ века стало набирать обороты кино, многие стали утверждать, что это конец театру. И проблема действительно была. Но представители театра нашли решение, сумев развить театральное искусство в ином русле, в итоге сохранив его наряду с кинематографом. Сегодня все больше людей часами сидят перед телевизором или в интернете. И это идеальная возможность для еще большего развития киноискусства. Так что в будущее кино я смотрю исключительно с оптимизмом.

Комментарии (22)

Новый комментарий...

  • 5

    VitasAndreev 14 января 2011, 22:59 пожаловаться

    #

    Имел удовольствие случайно наткнуться на «Летучего голландца» лет шесть тому назад, странновато-обаятельное кино, как по мне, но с точки зрения постановки весьма интересное полотно. О Стеллинге, помимо вышесказанного, ничего не знаю, но, судя по интервью, занимательный человек со своими взглядами, не могу сказать, что с нетерпением жду его новых работ, но если и придется посмотреть, буду рад, поскольку некоторое представление о нем теперь имеется. Благодарю за интервью

    ответить

  • 4

    Artavazd 15 января 2011, 00:40 пожаловаться

    #

    Рекомендую к просмотру «Иллюзиониста» и «Стрелочника». Тоже странноватые, но очень добрые и трогательные фильмы.

    ответить

  • 1

    VitasAndreev 15 января 2011, 00:46 пожаловаться

    #

    При возможности непременно ознакомлюсь, спасибо

    ответить

  • fatboy 17 января 2011, 20:59 пожаловаться

    #

    Стрелочник — да. А Иллюзионист вот не понравился…
    Стрелочник намного отрогательнее…

    ответить

  • 4

    Soniferous 14 января 2011, 23:07 пожаловаться

    #

    Очень умный мужик. Мне понравилось интервью и мысли его. Особенно последние про позитив насчет будущего в кино. Все так и есть. Замечательно на ночь было прочесть, спасибо!

    ответить

  • 2

    No1 15 января 2011, 10:24 пожаловаться

    #

    Съемочная площадка — единственное место, где мужчина действительно может указывать женщине, что делать. Именно поэтому люди становятся режиссерами.

    Не удивительно, что он не женат…

    ответить

  • No1 15 января 2011, 10:30 пожаловаться

    #

    Феллини, кстати, тоже был из тех ребят, которые любят править пышногрудыми красавицами.

    65-ти летний озабоченный дед.

    И я всегда радуюсь, когда просмотренные фильмы оказываются неудачными: это значит, что я смогу лучше.

    Ладно б радовался, посмотрев шедевры, мол вдохновился планку высокую задал, а так радоваться, что можешь снять только лучше того, что самому не понравилось — это слабость!

    ответить

  • 6

    Artavazd 15 января 2011, 11:57 пожаловаться

    #

    Во-первых, он женат. И, к слову, Вуди Аллен — известный развратник. От этого его фильмы стали хуже?
    Во-вторых, мне почему то кажется, что все классические шедевры он давно видел. Да и он сам уже много лет планку задает.

    ответить

  • fatboy 17 января 2011, 21:01 пожаловаться

    #

    Слабость — это говорить, что радуешься, кога видишь хорошее кино. Это намного интереснее — признавться в небольшом злорадстве над другими!

    ответить

  • 7

    No1 15 января 2011, 16:12 пожаловаться

    #

    Вуди Аллен — известный развратник. От этого его фильмы стали хуже?

    Фильмы нет. Говоря об озабоченности Йоса, я его фильмов не касался. Чисто по-человечески неприятно слушать его бредни о пышногрудых девицах.

    Мне почему то кажется, что все классические шедевры он давно видел
    Вопрос не в том, что он видел, а чего нет. Важно то, чем он вдохновляется перед просмотром. Его способ мне не нравиться.

    Да и он сам уже много лет планку задает.

    Кому? Чем? У него ж фильмов нормальных нет!

    ответить

  • 4

    Artavazd 15 января 2011, 17:23 пожаловаться

    #

    И все-таки насчет того, что у него нет нормальных фильмов вы как-то загнули.

    ответить

  • 4

    Acha 15 января 2011, 16:35 пожаловаться Весьма здраво мыслит

    #

    Интервью понравилось. Осталось хорошее впечатление. Его фильмы смотрел еще в юности, но особо не понял. Наверное посмотрел не в том возрасте. А насчет разврата это вы ребята слишком. Самому хотелось бы думать «об этом» в его возрасте.
    По поводу будущего кино — весьма разумная и оригинальная трактовка.

    ответить

  • 2

    Доктор Лайтман 15 января 2011, 19:48 пожаловаться

    #

    Очень неожиданно)))режиссера знаю, Маковецкого очень люблю, так что фильм меня интересует)))
    Интервью отличное, очень живое, спасибо!))

    ответить

  • 4

    Ruslan Rimovich 16 января 2011, 09:42 пожаловаться

    #

    для меня работы этого режиссера не очень интересены

    ответить

  • 4

    USA Intelligent 17 января 2011, 12:06 пожаловаться

    #

    Навряд ли захочется посмотреть какой-нибудь его фильм.

    ответить

  • 1

    Chronic Tronic 17 января 2011, 14:04 пожаловаться

    #

    Да ладно, ясно же, что про «пышногрудых девиц» старик шутит! Видел три ленты режиссера («Иллюзиониста» так вообще бы включил в число любимых), «Девушку и смерть» ждал и не вижу поводов прекратить ожидание. Жаль только, что выйдет фильм в полутора кинотеатрах…

    ответить

  • 4

    curnik 18 января 2011, 00:56 пожаловаться

    #

    вот реально крутой чел)
    молодцы они голландцы!
    клево, что молчаливое кино, ибо его делать сложнее,
    и клево, что именно на русский диалоги переводил)
    респект ему за это
    ну и про Францию здорово сказал, я согласен с ним)
    ну, и Маковецкий красавчик!
    отличное интервью!

    ответить

  • Фицкарральдо 19 января 2011, 00:40 пожаловаться

    #

    Он сидел в жюри у нас на Одесском Кинофестивале. Попутно была ретроспектива его работ, но самый шик был показ его фильма Терминал в оперном театре на закрытии фестиваля. Это был первый эротический фильм, показанный в Одесском оперном театре)

    ответить

  • Eames 24 февраля 2011, 08:42 пожаловаться

    #

    Пока видел только «Ни поездов, ни самолетов», очень понравился фильм, чем-то напоминает Жан-Пьер Жёне по манере режиссуры и любви к деталям, но практически без диалогов, хотя это только подчеркивает атмосферу. Обязательно посмотрю и остальные работы)

    ответить

 
Добавить комментарий...