всё о любом фильме:
Интервью

«Офицеры»: Интервью с Игорем Лопатенком

Конечно, есть картины, которые цвет убьет, мы за них и не беремся: там пластика черно-белого изображения работает как режиссерский инструмент. Мы ведь люди из кино, а не из бизнеса, для нас работа с продуктом культуры - это еще и профессиональная этика.
«Офицеры»: Интервью с Игорем Лопатенком

В ноябре компания «Формула цвета» выпустила на DVD полнокрасочную версию классической военной драмы «Офицеры», на колоризацию которой ушло четыре месяца. КиноПоиск организовал для своих читателей онлайн-конференцию с руководителем процесса восстановления лент Игорем Лопатенком. В этом интервью пользователи могут ознакомиться с ее результатами.

Что сложнее всего окрашивать: фон, форму, лица, здания, интерьеры, природу? Насколько вы следуете историческим сведениям при окраске, например, зданий? Ведется ли работа в архивах?

Спасибо всем, кому понравились наши работы! Мы старались, и кино ведь очень хорошее! Отвечая на вопрос: самым сложным объектом для колоризации являются лица актеров и волосы блондинок. Сначала про лица. Человеческая кожа, особенно на лице, — это как многослойное зеркало с внутренней подсветкой. Волосы блондинок — малейший оттенок, и уже или рыжие, или русалки с зелеными волосами. На наше счастье, мы умеем с этим справляться. Что касается исторической достоверности, мы наверняка самые щепетильные исследователи в плане достоверных цветов. И таких ляпов, как синие глаза у всех актеров, включая Фаину Раневскую в колоризированной «Золушке», у нас вы никогда не увидите. Интересно то, что в сети возможно (при умении и настойчивости) найти практически все. 85 % цветовых референсов наш исследовательский департамент находит в сети, остальное — предмет конкретных поисков в архивах и среди очевидцев. Это как детектив, где надо реконструировать все до малейших деталей.

Что вас побудило заняться колоризацией фильмов? Был ли это чей-то заказ или же просто интересная идея по инвестированию? Колоризацией я увлекся потому, что, будучи продюсером кино, я еще увлекаюсь аэробатикой — спортивным пилотажем. И знаю о том, что Леонид Быков хотел снять фильм «В бой идут одни старики!» в цвете и не получил от студии Довженко цветную пленку. Он был вынужден снимать в черно-белом (как он сам говорил: «Красивое, цветное кино о любви на войне с песнями и шутками»). Я решил восстановить справедливость и дать зрителю возможность увидеть великое произведение маэстро в цвете. Зрителям это понравилось, нас поддержал Константин Эрнст и Первый канал, и мы продолжили — результат вы видите сами. Шесть картин за два года и два документальных проекта. Остается ли зрителям возможность выбирать, какой фильм смотреть — черно-белый или цветной вариант? Или черно-белый автоматически удаляется и придется смотреть цветной (на дисках, на ТВ и т.д.)? Конечно, выбор за зрителем. Мы восстанавливаем черно-белые ленты, и зритель может увидеть их без артефактов и царапин, со звуком 5.1 в разрешении HD. Откуда вы узнаете, какой и где именно цвет должен наносится? Это сложный, длительный и кропотливый поиск достоверных, исторических цветов и наши профессиональные навыки по цветовой компоновке кадра (как у операторов-постановщиков и художников). Скажите, есть ли куда приложить вам свой профессионализм вне сферы колоризации художественных произведений прошлых лет?

Конечно, есть, смотрите мою фильмографию на IMDB, (там, правда, нет арта, короткого метра и заказных работ, а также того, что находится в девелоупменте). Мы совсем недавно закончили работать над 3D в картине Андрея Кончаловского «Щелкунчик» и сейчас заканчиваем потрясающий новый полнометражный анимационный проект с Александром Атанесяном «Последний человек Атлантиды». 5 января начинается зимняя часть съемок большой картины о Чернобыльской аварии (65 съемочных дней) «Земля забвения». Главную роль в этом фильме играет бесподобная и талантливейшая Ольга Куриленко. Кроме того, в следующем году мы снимаем ремейк «Подкидыша», сценарий для которого написали, по моему мнению, лучшие сценаристы России — Сергей и Марина Дяченко. В этом случае интрига в том, что действие картины происходит в Нью-Йорке, а кроме девочки потеряется в большом городе еще кое-кто.

Игорь, подскажите, пожалуйста, были ли какие-то интересные детали, которые стали заметны только после раскрашивания фильма? Очень интересный вопрос! Во-первых, это, конечно, цветы. Когда Варавва знакомится с Любой, он дарит ей букетик цветов, привезенный из рейда за курбаши. В цвете особенно заметно, что цветы искусственные. С цветами в картине все достаточно запущено. Оставлю зрителям право найти и прокомментировать остальные ситуации с ними в «Офицерах». В финале фильма использованы кадры их другой картины — «Как закалялась сталь» режиссера Мащенко. Эпизод с конной атакой — изначально он был цветной — в фильме стал черно-белым, а в нашей версии снова превратился в цветной, но в другом цветовом решении. Знатоки могут сравнить. В целом после колоризации картина стала более теплой, герои (особенно девушки) более естественными, а цветная униформа, конечно, добавила офицерам шарма и мужественности. Как вы думаете, стоит ли все черно-белые фильмы колоризировать, или некоторые картины нужно оставить без изменений для сохранения ауры кинематографа того времени?

Конечно, есть картины, которые цвет убьет, мы за них и не беремся: там пластика черно-белого изображения работает как режиссерский инструмент. Это практически весь Тарковский, «Летят журавли» Калатозова и пара других лент. Мы ведь люди из кино, а не из бизнеса, для нас работа с продуктом культуры — это еще и профессиональная этика.

Немногие фильмы обходятся без ляпов (пусть часто довольно незначительных): отражение съемочной группы в зеркалах, посторонний предмет в кадре и т.п. Не возникает ли соблазна, как у правообладателя, такие вещи затирать, исправляя таким образом неловкость режиссера и оператора? По нашей технологии и в соответствии с нашими этическими нормами мы не в праве вмешиваться и исправлять ошибки создателей оригинала. Колоризация затрагивает только длины волн в определенных полигонами участках image и пока ограничена яркостью (luminance). Противоположный подход — цветные 17МВ — известно, к чему приводит. Придет 3D — мы добавим глубину, сведение, динамическое изменение межглазного расстояния, но мы не будем трогать картинку. Все будет пиксель в пиксель. Придут запахи, тактильные ощущения, эмоциональные проекции — мы опять добавим, но фильм останется тем же, которым его полюбили зрители. Однако рассказанным современным языком. С какими проблемами вы столкнулись при колоризации фильмов? Как вы думаете, как бы к колоризации отнеслись режиссеры этих фильмов? Как происходит колоризация (основные позиции)?

Очень много времени занимает процесс оформления прав на переработку. Режиссеры только за. Как минимум — Эльдар Рязанов, Марлен Хуциев, Георгий Данелия. Про то, как происходит колоризация: есть такой снятый нами фильм — «Веселые ребята из Голливуда». Посмотрите, там все очень наглядно и подробно описано.

На что вы прежде всего ориентируетесь при выборе фильма для колоризации: известность, популярность или год производства? Я продюсер кино, для меня это профессия. Популярность и возможность вернуть популярность (потенциал возврата в широкий ТВ-прокат) — основные критерии выбора картин для колоризации. Мы предпочитаем комедии и фильмы про войну, где много натурных съемок. Ко всем ли черно-белым фильмам применима эта технология? Нет, есть картины, которые по свето-теневым решениям сняты так, что их лучше не колоризировывать. Доходное ли это дело? Дело в меру доходное, вложения возвращаются в течении трех-пяти лет. Если бы не было пиратства — было бы на год быстрее. Получают ли авторы (их наследники) оригинальной версии фильма какую-нибудь часть от этой прибыли?

Очень уж конкретные вопросы. Ну, да ладно, вкратце отвечу. Мы правообладатели цветных версий, права на черно-белые оригиналы принадлежат студиям, у которых мы приобретаем права на переработку. Бюджет колоризации — от полумиллиона до миллиона — зависит от стоимости прав и сложности картины. Окупается он в течении трех-пяти лет. Прибыль получают владельцы авторских имущественных прав (режиссеры, актеры и их наследники законом к таковым не относятся), то есть студии. Возможно ли провести колоризацию в домашних условиях? Это попробовали сделать на канале СТС в передаче «Галилео». Если серьезно делать, то нереально. Нужно минимум около миллиона человеко-часов работы компьютерных художников. Это под силу только студиям. У нас фильмы раскрашивают, а на Западе их конвертируют в 3D. Как вы считаете, войдет ли это в моду и у нас? Когда и какие фильмы могли бы через это пройти? Конечно, будем переводить в 3D бессмертную советскую классику — назовите это «золотой сотней советского кинематографа». Думаю, что зритель сможет увидеть эти картины в 3D-стерео в 2014 году, когда количество телевизоров, способных воспроизводить контент в стерео, достигнет хотя бы 10 % от общего количества ТВ в РФ. Где, как ни прискорбно, до сих пор более 10 % телевизоров черно-белые. Как вам удается раскрасить такое количество фильмов за такой короткий период? Что должно произойти, чтобы этот рекорд был побит?

Мы очень любим свое дело, любим работать. И еще у нас самые лучшие в мире технологии и лауреат «Оскара» в команде — наш image producer Прайс Питчел, мой учитель и наставник. Бить рекорд пока некому. «Крупный план», с которым мы сотрудничаем, сделал за два года три картины, мы — семь в цвете и два в 3D.

Комментарии (21)

Новый комментарий...

  • 6

    Доктор Лайтман 23 декабря 2010, 19:14 пожаловаться

    #

    Хорошее интервью, спасибо. только напугала фраза про римейк «Подкидыша»

    ответить

  • 2

    rosochka_crotton 24 декабря 2010, 21:38 пожаловаться

    #

    Это точно!! кто посмеет попытаться переиграть роль Великой Фаины Раневской?

    ответить

  • Igor-Lopatenok 27 декабря 2010, 13:54 пожаловаться

    #

    Уж поверьте мне, это будет очень достойная актриса!

    ответить

  • Igor-Lopatenok 27 декабря 2010, 14:19 пожаловаться

    #

    И чем напугала? Ремейки это ведь не слово в слово или даже по мизансценно, там ведь лишь общая тема и совершенно разные истории, ведь 80 лет разницы — не малый срок!

    ответить

  • Все равно за результат побаиваюсь даже как за самостоятельный фильм)))хотя сейчас можно ожидать чего угодно))

    ответить

  • 2

    AlexTrask 23 декабря 2010, 21:38 пожаловаться

    #

    Ребята, а чего же не спросили про следующие проекты по колоризации? Самое главное упустили по-моему…

    ответить

  • 1

    Poisonishes 23 декабря 2010, 23:01 пожаловаться

    #

    Почитайте тему, где Игорь Лопатенок отвечал на вопросы, там немного больше. http://www.kinopoisk.ru/level/2/news/1426260/

    А про планы он сказал: В очереди «Берегись автомобиля», «Я шагаю по Москве», «Девчата», «Приходите завтра или посторонним вход воспрещен»,«Девчата» и «Цирк».

    ответить

  • 1

    поручик Киже 26 декабря 2010, 13:58 пожаловаться

    #

    «Добро пожаловать или посторонним вход запрещён» — человек оговорился, а Вы повторяете!))) «Приходите завтра» это другой фильм.

    ответить

  • 3

    wayine 24 декабря 2010, 06:11 пожаловаться

    #

    ВМЕСТО ТОГО, чтобы хорошие фильмы ПОРТИТЬ, добавлением цвета, предлагаю новое русское кино наоборот «состарить» путем обесцвечивания, а иногда (в случае Великих фильмов Великих Режиссеров и Очень Лучших Комедий) убирать и звук… чернобелое, немое кино вот ниша Нового Русского Кино!

    ответить

  • 5

    Доктор Лайтман 25 декабря 2010, 14:25 пожаловаться

    #

    а лучше вообще уничтожить)))

    ответить

  • AlexTrask 24 декабря 2010, 19:59 пожаловаться

    #

    Poisonishes спасибо за ссылку, теперь всё ОК

    ответить

  • 2

    rosochka_crotton 24 декабря 2010, 21:41 пожаловаться

    #

    Спасибо за интервью, даже моя скептика относительно колоризации фильмов отступила перед благородным стремлением восстановить справедливость и показать В бой идут одни старики так, как этого хотел Леонид Быков, один из гениев советского кинематографа

    ответить

  • Только что посмотрели сам фильм — просто блеск!! Спасибо, ждем новвых старых цветных фильмов!!

    ответить

  • 2

    wayine 25 декабря 2010, 22:18 пожаловаться

    #

    Он и без того великий фильм… для чего не пойму это делают?

    ответить

  • Stork black 25 декабря 2010, 23:21 пожаловаться

    #

    По моему цветом, гениальный черно-белый фильм не испортить. Кроме того, всегда есть возможность посмотреть его в первоначальном черно-белом виде, так, что не вижу в расцвечивании ничего плохого.

    ответить

  • 1

    wayine 25 декабря 2010, 23:41 пожаловаться

    #

    Люди выглядят словно отертушированные фотографии, как на кладбищах старых могил(((

    ответить

  • Неправда совсем)) Вот интересны такие как вы, как будто вас кто-то под пулеметом заставляет смотреть «непотребную» цветную версию, или ч/б фильмам грозит уничтожение.. Почему вы так (некоторые даже агрессивно) против? Что теряется?

    ответить

  • 2

    поручик Киже 26 декабря 2010, 15:02 пожаловаться

    #

    А если не заставляют, типа молча пройти мимо? Люди высказывают своё мнение.

    А что теряется? Художественная ценность, плюс та же самая историческая справедливость. Фильм снимали на том материале, который имелся, а не в рассчёте на то, что когда-то там кто-то придёт и всё раскрасит, чтобы было «по-нормальному». Историческая справедливость, это когда фильм, положенный «на полку» наконец доходит до зрителя. Когда обесцвеченный цензорами фильм выходит в оригинале.

    А возмущение вызывает (по моему скромному мнению) ещё и тот факт, что создатели «раскрашенной» версии считают себя вершителями «исторической справедливости» и, как бы походя, пытаются убедить в такой несуразице, что цветная картина более современна, чем ч/б. Как можно сравнивать цветовые палитры?

    ИМХО: Процесс перевода в 3D необратим, тут уж ничего не поделаешь — это объективная реальность. А вот раскраска не более, чем прикол: посмотреть какие глаза у актёров, цвета формы.

    ответить

  • «на вкус и цвет — фломастеров нет», несмотря на негодование меньшенства, раскрашенные фильмы ждут, покупают и смотрят.
    Аргументы «против» по поводу чьих-то там амбиций, восстоновления «исторической справедливости» и проч. неубедительны и лично меня мало волнуют, я хочу посмотреть любимый фильм в новом ракурсе

    ответить

  • 3

    поручик Киже 26 декабря 2010, 20:49 пожаловаться

    #

    «На вкус и цвет» аргумент в случае смотреть ли, например, фильм «Офицеры» или не смотреть вообще. Режиссёр же не оставил где-то на полке цветную версию, не оставил завещание, что на самом деле фильм должен быть в цвете.

    >я хочу посмотреть любимый фильм в новом ракурсе

    Как мало нужно человеку для полного катарсиса…

    ответить

 
Добавить комментарий...