Интервью

«Овсянки»: Интервью с режиссером Алексеем Федорченко

Есть один фильм, который я могу назвать своим любимым. Я его не видел. Давно это было, я тогда еще даже не думал заниматься кино, был экономистом. Случайно прочитал брошюрку 1960-х годов для студентов ВГИКа, которая описывала фильм режиссера Нанни Лоя «Сделано в Италии». Расписывала по кадрам. И я представил его себе и снял в голове! И так его полюбил, что очень боялся найти его и смотреть.
«Овсянки»: Интервью с режиссером Алексеем Федорченко

C Алексеем Федорченко мы разговаривали в Венеции, еще до того как стало известно, что его «Овсянки» получили сразу несколько призов, в том числе и за операторскую работу. Но уже были аплодисменты Квентина Тарантино, уже были положительные рецензии, а сам фильм стал одним из главных претендентов на «львиные» премии.

Режиссер «Овсянок» не совсем обычный представитель российского кинематографа. Ему неинтересно снимать про реальность. Он придумывает сказки для взрослых, уводящие от реальности в мир, где люди соблюдают традиции предков и где печатают истории на боках мертвых рыб. Он оказался во ВГИКе на сценарном факультете, но в кино пришел далеко не сразу. Он не злится на Голливуд и считает, что наличие западных фильмов в прокате не должно мешать отечественным режиссерам снимать хорошее кино. И если страна ежегодно производит 3—5 картин, получающих призы на главных мировых кинофестивалях, то кино как искусство живет очень неплохо.

О нем заговорили после фильма «Первые на Луне» — псевдодокументальной картины, чей жанр на Западе называют мокьюментари. Особенности жанра: кино смотрится как документальное, но по сути является выдумкой. Кадры хроники могут быть подделаны, а историки, с серьезным видом рассуждающие по теме, могут оказаться актерами. Один из самых известных мокьюментари в мире — «Ведьма из Блэр». Один из самых знаменитых режиссеров мира, приложивший руку к жанру, — Питер Джексон (снял «Забытое серебро»).

Вот и в «Овсянках» сплошная мистика. Герои вышли из книги Дениса Осокина. Они потомки старого народа меря, стараются хранить свои языческие традиции. Героя зовут Аист, отец его писал трогательные стихи, а сам он, будучи холостяком, отбивает буквы на стареньком ноутбуке, сидя на кухне в компании птичек-овсянок. Аист пишет книгу — не будем ему мешать. Ему еще предстоит нелегкий день. Умерла жена его начальника, и он просит Аиста помочь с погребением.

Пока мы шли с Алексеем к месту Икс, где должно было пройти наше спонтанное интервью — от пристани Сан-Закария, через площадь Сан-Марко и по лабиринтам венецианских улочек, испещренных каналами, — меня так и тянуло спросить: «Ну как вам Венеция?» Это, пожалуй, самый банальный и непрофессиональный вопрос, который только может задать журналист. Но в Венеции Алексей уже был, причем не один раз, в том числе и с «Первыми на Луне». Картина о том, как СССР посылал космонавтов на Луну еще до Второй мировой войны, получила приз как лучший документальный фильм, так что его новую ленту на Лидо ждали.

Федорченко своей любовью к взрослым сказкам показался мне похожим на Гильермо Дель Торо. О чем я не преминула ему сказать.

Ну надо же! А ведь «Лабиринт Фавна» один из моих самых любимых фильмов!

А какой самый любимый? Тот, что повлиял на вас в дальнейшем как на режиссера?

Есть один фильм, который я могу назвать своим любимым. Я его не видел. Давно это было, я тогда еще даже не думал заниматься кино, был экономистом. Случайно прочитал брошюрку 1960-х годов для студентов ВГИКа, которая описывала фильм режиссера Нанни Лоя «Сделано в Италии». Расписывала по кадрам. И я представил его себе и снял в голове! И так его полюбил, что очень боялся найти его и смотреть. Потому что... Ну, это хуже будет! Ведь я очень хорошо снял его у себя в голове! А это кино, которое на самом деле определило мое киноощущение на всю жизнь. Это фильм 1965 года, неореализм. Состоит из микроновелл — это мой любимый жанр. Микроновеллы об итальянской жизни. Скажем, семья — и несколько новелл про семью. Работа — и несколько про работу. Любовь... Ну и так далее. Кажется, там 64 новеллы. И вот настал страшный момент: мне на днях подарили этот фильм. Он лежит у меня в сумке. Боюсь смотреть! Пару месяцев назад был на кинофестивале в городе Пезаро — там показывали мою «Железную дорогу», где есть такие феллиниевские мотивы. И они там спрашивают меня: «Ваш любимый режиссер Феллини?» А я говорю: нет, есть такой классный итальянский режиссер Нанни Лой — вот он мой любимый! Только я не видел его фильмов!

Вы не хотите снять ремейк «Сделано в Италии»?

Нет, я на самом деле хочу снять альманах с лучшими нашими режиссерами моего поколения. На фестивале в Пезаро было несколько человек, в частности, Боря Хлебников, Лариса Садилова, Марина Разбежкина... И вчетвером мы придумали альманах, который перекликается с тем фильмом, но, конечно, про Россию. Придумали новую систему финансирования, производства. Это будет кино, где продюсерами выступают сами режиссеры. И если получится то, что мы задумали, то это будет такой манифест. У нас манифестов в кино нет уже лет двадцать. И он будет по мотивам фильма Лоя.

Представьте себе: вы посмотрите «Сделано в Италии», а фильм вас разочарует. Манифест все равно получится?

Получится! Там очень хорошая история.

Не спрашиваю, на какую тему.

И правильно, я пока не могу говорить. Думаю, процесс будет долгим, потому что режиссеры все безалаберные.

Стоп, стоп! «Все» — это и вы, значит, тоже?

Конечно! Там каждому надо будет снять свою историю на очень интересную тему. А поскольку режиссеров должно быть человек 15—20, новеллы маленькие, по 3—5 минут, когда все сложится, я не знаю. Я пока положил на это два года. Может быть, мы за два года друг друга напинаем и заставим это сделать.

Ридли Скотт в этом году сделал такой проект на YouTube, где каждый мог принять участие, сняв короткометражку о том, как он провел 24 июля. Зимой на кинофестивале «Сандэнс» Скотт покажет смонтированный фильм из выбранных фрагментов. И на YouTube тоже выложат, конечно. Интернет вообще сейчас здорово с кино связан...

Нет, понятно, что в итоге интернет победит всех, и будет один интернет. Я занимался внедрением первых компьютеров. В школе я учился по специальности «программист ЭВМ». У нас была такая машина «Мир» размером с комнату, мы писали какие-то программы на специальном языке — он назывался «Аналитик». Начинали изучать Фортран, Кобол... Работали на картах, на пленке. Потом я дополнительно к экономисту получил специальность программиста. Когда я работал на оборонном заводе, то разрабатывал трудоемкость «анти-СОИ». Была СОИ — стратегическая оборонная инициатива: наши ракеты летят на Америку, американцы выпускают свою ракету, она взрывается, и наши ракеты в радиусе пяти километров падают. А наш завод придумал «анти-СОИ». Опять же наши ракеты летят на Америку, американцы свою ракету взрывают, наши ракеты падают, а боеголовки летят дальше.

И вы к этому приложили руку?

Да! Я разрабатывал трудоемкость этого процесса. У меня была какая-то сверхсекретная форма допуска — пропускали во все цеха. Я начал работать в 1988 году, а в 1989-м поступили первые компьютеры. Болгарские. 86-е. Не 200, не 300, не 400, а просто 86-е. Назывались «Ижица». Я очень хотел уйти с завода и предложил перевести работу всего отдела на компьютеры. Перевел — и меня по-честному отпустили, потому что мне, как молодому специалисту надо было отработать три года. А я еще был подающим надежды! Меня отпустили, и я пошел работать на зарплату в три раза меньше экономистом на киностудию.

Федорченко и дальше собирается работать в направлении сказок для взрослых. На мою провокацию «А вдруг позовут в Голливуд снимать «Росомаху 2» он не повелся, не мое, говорит. Не умею про Росомаху и с большим бюджетом. Планов у режиссера много — ближайшие четыре года уже, считайте, заняты. У Алексея в запасе есть несколько сценариев, один из них называется «Небесные жены луговых марийцев» — 20 новелл о марийских женщинах, в том числе и с эротическим уклоном. Сам он называет проект «фильм-орнамент», но от комментариев воздерживается — и действительно, рано еще.

Возвращаясь к «Овсянкам», скажу, что помимо той версии, что вы увидите в кино, существует и режиссерская версия. Она несколько отличается от прокатной — в ней больше философских подтекстов. Но уже сейчас ясно: режиссер-экономист-программист Алексей Федорченко и дальше будет заниматься восхитительными мистификациями, как в случае с «Первыми на Луне» и с «Овсянками».

Никаких доказательств, что современные меряне являются прямыми потомками этого древнего финно-угорского племени, не существует. Обычаи, показанные в «Овсянках», были выдуманы. Но, с другой стороны, что мешает нам самим придумывать обряды и традиции, которые переймут наши дети и внуки?

С 28 октября «Овсянки» выходят в российский прокат.

Комментарии (16)

Новый комментарий...

  • 3

    City 17 28 октября 2010, 16:59 пожаловаться

    #

    Радует, что в России ещё остались талантливые постановщики. Огорчает, что их очень мало.

    ответить

  • I-van 1 ноября 2010, 16:35 пожаловаться

    #

    Меня огорчило, что и тут кто-то(продюсер?) приложил руку к монтажу!! Если это авторская картина, то должно быть всё как автор задумал. А то продюсер просмотры зрительские организовывал, хотел знать что нравится, что нет. Не думаю, что допустимая вещь в Авторском фильме, хотя может и к лучшему, главное Художника не ущемлять!
    Удачи!

    ответить

  • City 17 1 ноября 2010, 17:35 пожаловаться

    #

    Ну может его участие в монтаже на задумку режиссёра не очень повлияли, а может режиссёр сам не знал как в поступить и помощь продюсера только приветствовал))

    ответить

  • I-van 1 ноября 2010, 22:17 пожаловаться

    #

    Может быть, но как говориться сам сделал сам и отвечай)
    Тем более у режиссёра немного другое видение, похоже, раз есть его версия)
    Продюсер хочет продавать в 16 странах и убрал из фильма загруз философией, как написано. След проект продюсера — ремейк «Москва слезам не верит», скорей всего, сам сказал в интервью.
    Так что наедимся на лучшее.

    ответить

  • 1

    ЯРОСЛАВ-007 28 октября 2010, 17:05 пожаловаться

    #

    Забавный человек, даже очень!

    ответить

  • 1

    Ray-n-Bow 28 октября 2010, 17:18 пожаловаться

    #

    Мы придумали новую систему финансирования, производства… Это будет кино, где продюсерами выступают сами режиссеры.
    Поздравляю, вы только что придумали велосипед.

    ответить

  • USA Intelligent 29 октября 2010, 03:35 пожаловаться

    #

    Блин, надо бы все-таки посмотреть когда-нибудь этих Овсянок, режиссер интересный.

    ответить

  • 1

    twixtor 30 октября 2010, 05:08 пожаловаться

    #

    И че ему на заводе не работалось

    ответить

  • 2

    LeftCore 30 октября 2010, 21:36 пожаловаться

    #

    это точно, я б с завода не ушел)))
    хотя я б туда и не попал))

    ответить

  • 2

    Flamenka 21 января 2011, 19:44 пожаловаться

    #

    Отвратительный фильм. Позор для нашей страны представлять такое на международных фестивалях. Претензии на глубину, которой нет.

    ответить

 
Добавить комментарий...